Практически-действенный.
Мировоззрение считается сформированным, когда оно выступает как руководство к деятельности. Именно по поступкам и действиям можно судить о мировоззрении: его содержании, главных принципах. Даже если по своему характеру человек пассивен (т.е. больше направлен на созерцание, чем на созидание), мировоззрение все равно будет способствовать определенному типу поведения.
Таким образом, мировоззрение – это система и совокупность теоретических взглядов, оценок, норм, установок, ориентаций и др. составляющих, интеллектуально, эмоционально, и психологически определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов человеческой деятельности.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить следующие уровни мировоззрения вообще и философского в частности:
1.Обыденно-практический. К нему относится житейская философия. Она формируется под влиянием обыденной практики и жизни человека, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании, так называемом здравом смысле, почерпнутом из общественной житейской практики. Житейская философия неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого уровня оказывают влияние разные факторы: национальная принадлежность человека, его религиозные установки, его профессиональная деятельность, обычаи и традиции. Этот уровень характеризуется стихийностью, бессистемностью, поверхностностью. Часто функционирует на основе «расхожего» мнения и стереотипов, слухов, сплетен, эгоистического снобизма.
2.Теоретический уровень. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться теоретическим уровнем и теоретической философией. Теоретический уровень отличается большей системностью, определенной направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретическую обоснованность и относительную истинность. Мировоззрение и философия на теоретическом уровне «живут» в системе понятий и характеризуются логичностью и концептуальностью, определенной последовательностью и системностью в отличие от житейско-практического уровня.
В структуре мировоззрения также можно выделить индивидуальный уровень и уровень общественного сознания; оно может быть научным и ненаучным, религиозным и атеистическим и иметь другие особенности.
I.4. Философия и мораль.Место морального сознания в структуре мировоззрения.
Моральное сознание является стержнем сознания личности. Моральное сознание, прежде всего, является предметом изучения этики (философии морали) и психологии.
Философия и психология считают моральное сознание не только важнейшим элементом мировоззрения, а его главным стержнем. Чем же характеризуется моральное сознание? Основным содержанием морального сознания и предметом философии морали является определение и анализ их главных понятий – добра и зла. Добро и зло, их взаимодействие – основная дилемма морального сознания. На основе решения этой дилеммы осуществляется нравственный выбор и строится линия поведения. Дилемма добра и зла заключается прежде всего в неоднозначности и противоречивости этих понятий и выражена, главным образом, следующими проблемами:
1) Каковы границы добра и зла? Могут ли эти понятия меняться местами?
2) Почему зло более «выпукло» в реальном воплощении, а добро часто более робко? Почему кажется, что зла в мире больше, чем добра?
3) Можно ли вообще избежать зла? Почему Бог - всеблагой, всесильный, милосердный и т.д. допускает зло в мире?
4) Имеют ли место добро и зло вне человеческих отношений?
Ряд подобных вопросов можно было бы продолжить.
Дилемма добра и зла включает и характеристику таких понятий морального сознания, как совесть, честь, порядочность, достоинство, ответственность и др. и их противоположных двойников. Деятельность морального сознания настолько сложна, что даже в бесспорных на первый взгляд оценках можно «наломать много дров». У одного из известнейших писателей-фантастов Айзека Азимова как-то была высказана мысль о том, что не следует совершать ошибок из-за излишнего рвения соблюсти все моральные устои, ибо моральная истина тоже конкретна.
В большинстве философских систем и в современном общественном сознании человеческая жизнь объявляется высшей социально-нравственной ценностью. Такая позиция свидетельствует о том, что общество достигло в своем духовном развитии достаточно высокого уровня, но дилемма добра и зла побуждает задать вопрос: всегда ли и любая ли человеческая жизнь достойна сохранения? Или такой вопрос вообще некорректен и даже кощунственен? Ответы на эти вопросы действительно восходят к общефилософскому пониманию добра и зла. Например, проблема эвтаназии. Эвтаназией называют помощь смертельно больному человеку в безболезненном уходе из жизни, но ведь в таком случае жизнь прерывается искусственно, а это приравнивается к убийству. Как быть в таком случае: что здесь добро, а что – зло?
Самым главным и самым сложным вопросом морального сознания является определение границ добра и зла. Мудрец – очевидно, это именно тот человек, кто умеет правильно их определять, кто видит, где добро перестает быть добром и переходит в свою противоположность – зло? Моральное сознание вырабатывает некоторые константы, т.е. общезначимые нравственные ценности. Одной из таких констант является «золотое правило нравственности» – «поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». «Золотое правило» нравственности И.Кант включил в понятие «категорического императива» как обязательного морального требования, предъявляемого к человеку. Категорический императив – нравственный закон – характеризует мораль как исключительно бескорыстное служение добру. Если моральное сознание человека основывается на таком принципе, то и все мировоззрение человека принимает определенную гуманистическую направленность. Если же человек отбрасывает эти моральные принципы, а тем более вообще не включает подобные нормы в свою практику, то и мировоззрение в целом принимает совершенно другой характер.
Роль мировоззрения с точки зрения морали заключается в том, чтобы познакомить человека с разными этическими установками и взглядами, расширить поле его морального сознания для свободного и осознанного поведения. Философия морали не навязывает своего теоретического опыта. Она лишь задает вопросы и подводит человека к ним, оставляя за человеком право критически подойти к их решению.
I.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.
Философия возникает на основе мифологии и раннерелигиозного мировоззрения, она в определенной степени преемница мифологии и религии. Включенность религии в философию демонстрируют и различные религиозные направления философии, имеющие место и поныне. Религиозная философия существует уже два тысячелетия, русская философия 19 - начала 20 вв. в своих лучших образцах была религиозной. Выдающиеся русские философы В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский и другие разрабатывали свою философию на основе религиозного мировоззрения. Одно из ведущих направлений современной западной философии – неотомизм является официальной философией католицизма. Единство дофилософских форм мировоззрения и философии основывается на их общей тематике. Мифология и религия включали в себя наиболее общие вопросы бытия, основания мира, его происхождения, устройства, жизненных смыслов, норм поведения человека и др. И зрелая мифология, и религия, и, позже, философия пытались ответить на общие мировоззренческие вопросы: В чем сущность мира? Кто мы, откуда мы родом? Кто или что правит миром? В чем сущность и назначение человека? и т.д. Но у каждого из этих трех типов мировоззрения есть свои особенности и отличия, поэтому коротко рассмотрим их по отдельности и в сравнении.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 374;