Раздел II. Средние века
Лекция № 7. Католический мир
Это - цивилизация средневекового Запада, исповедовавшего католицизм. В 1054 г. христианская церковь раскололась на западную или римско-католическую и восточную или греко-право- славную. Общество Запада разделялось на три сословия: 1) «молящиеся» - священнослужители или духовенство; 2) «сражающиеся» - дворянство (воины); 3) «работающие» - крестьяне, ремесленники, торговцы.
Поместье
Хозяйственной ячейкой Средневековья было поместье, владелец которого раздавал крестьянам землю в пользование. Основные занятия крестьян – пашенное земледелие, скотоводство и домашнее ремесло.
Крестьянские повинности
Крестьяне вели свое хозяйство и выполняли в пользу господина повинности: 1) отработочные – работы в собственном хозяйстве землевладельца; 2) натуральные - поставки продуктов крестьянского хозяйства (продовольствие, ремесленные изделия); 3) денежные – выплаты деньгами. Первоначально хозяйство крестьян было натуральным, т.е. почти все необходимое они создавали сами (продовольствие, предметы быта). Переход к денежным платежам заставил крестьян продавать часть своих продуктов на рынке. Землевладельцы также поставляли на рынок продукты господского хозяйства.
Категории крестьян
Крестьяне поместья делились на: 1) Свободных (вилланов), которые могли уйти из поместья; они находились в поземельной (экономической) зависимости от господина. Их поземельные повинности были определены (фиксированы). 2) Крепостных (сервов), которые находились не только в поземельной, но и в личной зависимости, т.е. не могли уйти от господина без его разрешения. Наряду с поземельными они выполняли личные повинности – платили поголовный сбор, побор на наследство («мертвая рука») и др.
В поместье были и профессиональные ремесленники, которые обслуживали господина; они могли быть свободными и крепостными.
Город
Возникновение городов
Оживление внешней торговли способствовало появлению торгово-ремесленных поселений, жители которых объединялись в общины. Они стремились получить «право города», т.е. добиться личной свободы и самоуправления. В результате борьбы с правителями-сеньерами (королями и князьями) возникли три типа городов: 1) «города буржуазии», где власть делилась между общиной и сеньером (Лондон, Париж); 2) коммуны, где правили представители общины, но с подчинением верховной власти сеньера (Брюгге, Марсель, Флоренция); 3) города-государства, т.е. независимые общины (Венеция).
Ремесло
В большинстве городов ремесло было организовано в цехи – объединения ремесленников, которые включали в себя мастеров, подмастерьев и учеников. Мастера владели орудиями труда и сами продавали свою продукцию на городском рынке. Подмастерья – обученные ремесленники – не вели своего хозяйства и работали на мастеров; впоследствии они могли стать мастерами. Ученики обучались ремеслу у мастеров. На собраниях мастеров из их среды выбирались старшины и принимались уставы, определявшие жизнь цеха.
Торговля
Города были центрами местной и международной торговли. Профессионально торговлей занимались купцы, объединявшиеся в союзы-гильдии. Они совершали торговые экспедиции, в том числе и в другие страны. Особенно была развита торговля по Балтийскому и Средиземному морям. Балтийская торговля находилась в руках Ганзы – союза городов Северной Германии (Любек и др.), а в Средиземноморье преобладали города северной Италии – Венеция и Генуя.
Государство
В 800 г. король франков Карл Великий (Шарлемань) восстановил Римскую империю на Западе (Галлия, Германия, Италия).
Феодализм
В ряде стран существовали князья – слуги (вассалы) королей, которые наследственно управляли округами и обладали всей полнотой власти (издавали законы, командовали войсками и т.д.). Владелец поместья также был для своих людей представителем власти – сеньером. Соединение землевладения с политической властью называется феодализмом. Владелец поместья был рыцарем, т.е. выполнял конную военную службу в пользу короля или князя, был их вассалом. Князья и рыцари считались дворянством, а их владения назывались сеньериями.
Королевская власть
Короли управляли с помощью собрания баронов (высшего дворянства) и прелатов (высших чинов церкви). В государствах, где были князья (Франция, «Священная Римская империя» - Германия, Северная и Средняя Италия, Чехия) существовала феодальная раздробленность со слабой властью короля, т.е. верховная власть делилась между королем и князьями. В других странах (Англия, Сицилия) князей и раздробленности не было. С XIII в. начинается усиление королевской власти; ее союзником были города. Созывались собрания населения, имевшие совещательные полномочия, но разрешавшие королям взимать налоги. В Англии это был парламент – лорды (бароны и прелаты) и общины (рыцари и горожане); во Франции – Генеральные Штаты (духовенство, дворянство, горожане). К концу XV в. короли подорвали могущество князей и баронов. Исключение составляли: 1) «Священная Римская империя», где сохранилась раздробленность и власть императора была ограничена рейхстагом (собранием князей и городов); 2) Польша, где власть короля ограничивалась сеймом (собранием дворянства и духовенства).
Церковь
Средневековье – господство религии; приветствовались отказ от земных радостей (аскетизм) и смирение; идеалом общежития считался монастырь. С XI в. происходит усиление католической церкви во главе с римскими папами в борьбе с правителями «Священной Римской империи». Многие прелаты были князьями; церковь владела многочисленными поместьями; в ее пользу шла десятина с населения. Папы оказывали давление на королей; некоторые стали их вассалами (Португалия). Считалось, что центром католического мира является Рим – место пребывания папы. Но с XIV в. короли, опираясь на поддержку населения своих стран, стали вести себя независимо по отношению к папам. Церковь вела борьбу с еретиками (не согласными с католическим учением) - их сжигали, а имущество отбирали; для этого была создана инквизиция (трибунал). Католическая церковь организовывала крестовые походы против мусульман (Палестина, Египет), православных (Византия, Русь), еретиков (альбигойцев на юге Франции и гуситов в Чехии), язычников (прибалтийских славян, латышей, эстонцев, литовцев).
Однако, в XIV в. в Италии возникает гуманизм – светское мировоззрение. В центре внимания гуманистов был человек, его земные интересы и чувства. Начинается эпоха Возрождения (Ренессанса), т.е. возврата к достижениям античной (греко-римской) культуры – искусства и науки.
______________________
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2276;