Раздел VIII. Русское искусство конца XIX века.
Лекция 24.
В чем истоки зрелищного искусства в культуре XVIII-XX веков?
В структуре современной культуры большое место занимают зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в идейном, нравственном, художественном воспитании людей, организации их быта и досуга. Для того, чтобы проникнуть в суть зрелищных искусств, необходимо не только проанализировать их как явления сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития различных типов зрелищ. Одним из интереснейших и важнейших моментов в истории русской зрелищной культуры вполне правомерно считать народные увеселительные ярмарки и городские гуляния, бытовавшие в период с середины XVIII до начала XX века.
Развитие промышленности и рост городов в начале XVIII в. привели к оживлению торговли
внутри страны, к созданию единого общеевропейского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Помимо непосредственных участников купли-продажи на ярмарки стекалось много так называемого «облуживающего персонала»:
носильщиков, грузчиков, ростовщиков, продавцов снеди, увеселителей. Наряду с торговыми палатками возводились кабаки, трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы. Ярмарки привлекали и «темный люд»: нищих, шулеров, воров, безработных и т.п.
Многолюдные гулянья и праздники стали неотъемлемой частью городского быта. Однако на протяжении долгого времени они полностью копировали традицию крестьян — устраивать праздники в те же календарные сроки и в тех же формах, как это было принято в сельских местностях.
Для XVIII века характерно заметное отличие быта городов и деревень. В новых городских условиях приобретают свои сугубо специфические формы и традиционные земледельческие праздники. Естественно, что в атмосфере промышленного города, прежде всего, нарушаются наиболее существенные черты крестьянского праздника, как, например, его строгая регламентация и обрядность. Резко меняется состав участников гуляний и ярмарок. Городские гуляния становятся как бы открытой системой и легко впитывают в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.
Одновременно происходит и социальное расслоение в потреблении культуры. В то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало модам европейской знати. Непривилегированная часть жителей крупных городов все явственнее стала ощущать необходимость в создании своего искусства — так начал формироваться городской фольклор. В.О.Ключевский по этому поводу отмечал, что еще с середины XVII века на русское общество начала «действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями», причем это западное влияние неравномерно проникало в разные слои населения, коснувшись прежде всего его верхних кругов».
Большая роль в формировании новых форм городских гуляний и ярмарок принадлежит Петру I. Поскольку его решительные и смелые реформы во внешней и внутренней жизни страны нередко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, он вынужден был настойчиво искать новые формы и методы проведения пропагандистской кампании в поддержку своих начинаний. Так, в 1707 году он распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади «комедийную хоромину» — первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Для популяризации своих преобразований Петр I прибегал к таким публичным зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия, иллюминации, пародийные обряды и пр. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряжения, а с другой — символы и аллегории театральных зрелищ. .В XVIII веке сложилась и так называемая «игровая стихия», захватившая многие стороны общественной жизни, поэтому этот век с полным основанием можно назвать «играющим веком». В то же время с начала века происходит заметный наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актеров, знакомящих Россию с европейским ярмарочным искусством. Площадь, бывшая центром общественной и торговой жизни города, превращается с XVIII века в место проведения массовых празднеств. Формирующийся площадной фольклор города вбирал в себя такие яркие традиционные народные зрелища, как выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Из года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплескивающийся сюда в праздничные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя и в то же время формировала его вкусы и запросы. Все это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.
Таким образом, начиная с XVIII века, ярмарки и народные гулянья стали занимать в жизни русского городского населения очень заметное место. Соответственно и тематика самого праздника, и вольно-веселая праздничная атмосфера определила сюжеты, образы и тон многих литературных произведений. Этнографы, фольклористы, писатели и даже революционные деятели России нередко спешили на ярмарку, где часто слышалось свободное слово, вольная речь крестьянина, мастерового. Среди ярмарочной толпы можно было встретить Пушкина и Некрасова. На ярмарочной площади у стен Святогорского монастыря зародился замысел первой русской национальной трагедии «Борис Годунов». Поэма «Кому на Руси жить хорошо», складывавшаяся в большом путешествии по крестьянской России, тоже берет свое начало на ярмарке.
Особый интерес к ярмарочной, балаганной культуре наблюдался у русской интеллигенции к рубежам XIX-XX веков. Ф.И.Шаляпин среди первых своих «театральных» впечатлений назвал балаганного зазывалу Якова Мамонова. Мотивы русской ярмарки, эстетика площадного смеха, праздничное восприятие мира, все это отразилось в живописи целой плеяды художников конца XIX-начала XX века: Б.Кустодиева, М.Ларионова, Н.Гончаровой, В.Кандинского, М.Шагала и др. Стимулом к глубокому исследованию городской зрелищной культуры в нашем веке послужила книга М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Обращение к русским ярмарочным увеселе-ньям, помимо конкретного знакомства с чрезвычайно специфической и удивительно интересной стороной городской жизни России (двух прошедших столетий) внесет свою лепту в решение вопросов, связанных с выявлением художественных принципов пространственно-временной организации праздников и крупных театрально-зрелищных форм со спецификой праздничного поведения.
Лекция 25.
Как можно охарактеризовать «золотой век» русского искусства?
Культура России XIX века являет пример невиданного взлета в своих вершинных достижениях. Ни в какое другое время в России не рождалось Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним столько гениев мировой величины, внесших такой вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. Очень ярко и образно об этом сказал А.М.Горький: «Гигант волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положительный тип русского человека и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически не-слиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости, волнует не только обилие талантов, рожденных Россией XIX века, но поражающее разнообразие». Все это позволило назвать данный период «золотым веком» русской культуры.
Особое место в культуре «золотого века» за-нимала литература. Она сыграла главную стабилизирующую и созидательскую роль в своих вершинных творениях. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература XIX века была больше чем литературой. Она стала синтетическим явлением культуры, оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания, выполняя миссию социальных наук. Многие просве- щенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы.
К середине XIX в. русская культура становится все более известной на Западе. Н.И.Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым прославившимся за рубежами России ученым. П.Ме-риме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя. Во второй половине XIX в. европейская и мировая известность русской культуры усиливается, в первую очередь благодаря литературе, произведениям И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Впервые в XIX в. культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер, русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для Запада формах, не утратив своего своеобразия.
Несмотря на все грандиозные достижения культуры «золотого века», глубокий культурный раскол, в значительной степени вызванный петровскими преобразованиями, не был преодолен. По переписи населения в России в 1897 г. было только не многим более 20% грамотных. Роковым для страны стал террористический акт 1 марта 1881 г., немногим спустя полгода после Пушкинской речи Ф.М.Достоевского, страстно призывавшего к единству русской культуры, провозгласившего ее мировую миссию, основанную на «всемирной отзывчивости». Равновесие двух линий в культуре нарушилось. Возобладали радикальные модернистские идеи в своем разрушительном виде. «Золотому веку» русской культуры наступил конец. Хотя был еще «серебряный век», культурный созидательный подъем уже не мог уравновесить и обуздать вскипающую волну революционного нигилизма.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2000;