Развитие народного образования
Подобная ситуация наблюдалась и здесь. С одной стороны, было очевидно, что сложившаяся система образования не отвечает требованиям времени. С другой стороны, сохраняющийся курс на экстенсификацию экономики требовал большого числа рабочих и служащих.
Поэтому развитие образования проходило непоследовательно и не всегда продуманно.
В 1954 году было отменено раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1956 году все ступени образования стали бесплатными.
Но, в связи с необходимостью новых кадров для промышленных гигантов и , в первую очередь, молодежи, в декабре 1958 года принят Закон о новой структуре школьного образования (введение обязательного среднего политехнического образования):
1-я ступень – обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего);
2-я ступень – 9-11 классы – три типа школ: вечерняя, ПТУ, общеобразовательная с обязательным производственным обучением (2 дня в неделю). Выпускники школ наряду с аттестатом получали свидетельство о специальности.
Студенты технических ВУЗов были обязаны 3 года отработать на производстве. Это определенным образом решало проблему притока рабочей силы на производство. Но, вследствие отсутствия современной техники в реальном производстве, низкой оплаты и отсутствия спроса на квалифицированных рабочих (5-15 % получали работу по специальности), идея оказалась нереализованной.
В августе 1964 года вышло Постановление ЦК об установлении 10-летнего срока обучения в средней школе, что привело к новым перетряскам и изменению программ.
Система высшего образования развивалась в сторону расширения сети заочного и вечернего обучения, создавались заводы- ВТУЗы на базе крупнейших предприятий.
В 1958 – 1959 гг. ВУЗы СССР подготовили специалистов в 3 раза больше, чем США. По уровню образования страна вышла на 2 место в мире.
Несмотря на шероховатости, был сделан значительный шаг вперед в развитии образования, что способствовало и научному прогрессу.
Литература и искусство. Сосуществование противоречивых тенденций в культурной жизни (А.Т. Твардовский, А.И. Солженицын, Б.Л. Пастернак, Ф.А. Абрамов)
Лидером «обновления « в литературе стал журнал «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский. Именно его журнал опубликовал повесть В. Пановой «Времена года», очерк Ф. Абрамова «Люди колхозной деревни» и другие произведения, авторы которых отказывались от какой-либо лакировки действительности.
Но уже в июле 1954 года выходит закрытое Постановление Секретариата ЦК «Об ошибках журнала «Новый мир» и его главного редактора», в котором линия журнала признана вредной, а Твардовский освобожден со своего поста за «публикацию материалов, противоречащим указаниям партии 1946 – 1948 гг.»
В декабре 1954 года II Всесоюзный съезд писателей закрепил наличие двух тенденций в литературе:
- охранительной (журналы «Октябрь» и «Нева»);
- обновленческой («Новый мир» и «Юность»), которая, несмотря на значительное противодействие, набирала силу.
Появляется первая редакция поэмы Твардовского (только в списках) «Теркин на том свете», становятся известными молодые поэты А. Вознесенский, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. Вернулся из заключения Н. Заболоцкий.
В 1955 году впервые организован День поэзии – поэты выступали на улицах, предприятиях, стадионах.
13 мая 1956 года на своей даче застрелился руководитель Союза писателей СССР А. Фадеев, оставив предсмертное письмо, в котором резко критиковал ЦК КПСС. Он писал, что нынешние руководители хуже Сталина – «тот был хотя бы образован. А эти – невежды».
В 1957 году наибольший резонанс вызвал роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была затронута тема незаконных репрессий. Роман активно обсуждался на собрании писателей Москвы.
Хрущев опасался, что литераторы зайдут слишком далеко. В мае, июне и июле того же года на даче под Москвой были организованы встречи с деятелями литературы и искусства. Хрущев осудил роман Дудинцева, назвав его «кривым зеркалом» (следующий роман писателя «Белые одежды» был опубликован только через 30 лет). Досталось и альманаху «Литературная Москва», особенно Маргарите Алигер. В декабре в журнале «Коммунист» вышла статья Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа», где выступил ярым сторонником социалистического реализма.
Однако процесс демократизации литературы уже набрал силу. В 1958 году главным редактором «Нового мира» снова становится Твардовский. Самой популярной и смелой газетой стала «Комсомольская правда», которую возглавлял зять Хрущева А. Аджубей. В 1958 году вышел остроконфликтный роман Ф. Абрамова «Братья и сестры» о трудной жизни крестьянства во время и после войны, положивший начало «деревенской прозе».
Вся противоречивость эпохи проявилась в кампании против Бориса Пастернака.
В октябре 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе за роман «Доктор Живаго». Пастернак написал его в середине 50-х гг. и передал его в «Новый мир», который тогда возглавлял К. Симонов. Редактор отказался публиковать роман – Пастернак передал его в итальянское издательство, где он и вышел в свет. Советская печать молчала об этом. После присуждения Нобелевской премии в «Правде» вышла статья Заславского, где роман назван «политическим пасквилем, не имеющим никакого отношения к литературе», а главный герой - «моральным уродом». Московская писательская организация устроила погромное собрание, за которым последовала обструкция писателя на съезде писателей РСФСР и Пленуме ЦК ВЛКСМ. В 1958 году Пастернак был исключен из Союза писателей и отказался от премии. В мае 1960 года он умер в своем доме под Москвой.
В конце 50-х гг. широкое распространение получил «самиздат» - машинописные журналы творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В 1960 году поэт Гинзбург основал журнал «Синтаксис», в котором публиковались произведения Окуджавы, Виктора Некрасова, Ахмадулиной и др. За это Гинзбург был посажен в тюрьму.
На III съезде советских писателей Хрущев осудил и «очернителей» и «лакировщиков», что еще более усугубило раскол в литературе. В 1961 году в журнале «Октябрь» вышел роман В. Кочетова «Секретарь обкома», подвергнутый резкой критике в «Новом мире».
Твардовский опубликовал с санкции Президиума ЦК в № 11 за 1962 год повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Вскоре в газете «Правда» опубликован отрывок его рассказа»Случай на станции Кречетовка», а в «Новом мире» «Матренин двор». Там же был опубликован «Теркин на том свете». После этого все чаще стали появляться рассказы и повести о сталинских лагерях, о военнопленных и т.п.
17 декабря 1962 и 8 марта 1963 гг. состоялись «встречи» руководства партии с деятелями культуры, на которых было очевидно: что Хрущев не понимал – он не принимал.
Подобные эксцессы наблюдались и в других областях культуры.
В кинематографе появляются ранее запретные темы: о тяжелом положении крестьянства, о драматическом начале войны. Значительно возросло количество фильмов: в 1951 году – 6 фильмов, в 1958 – 102.
В 1959 году в СССР проходил I Московский международный кинофестиваль, на котором главный приз получил фильм «Баллада о солдате» Григория Чухрая. На Каннском кинофестивале советский фильм «Летят журавли» получил приз «за гуманизм».
Некоторые фильмы («Председатель» А. Салтыкова и «Коммунист» С. Юткевича) пробивались благодаря Хрущеву. Фильмы, которые он не понимал («Застава Ильича» М. Хуциева), забрасывали на полку либо они проходили незаметно («Иваново детство» А. Тарковского).
Театр переживает крутой взлет в связи с интересом к истории, ее очеловечиванием. Пьесы «Вечно живые» В. Розова, «Иркутская история « А. Арбузова, «Шестое июля» М. Шатрова заставляли зрителей сопереживать.
В 1956 году открыт театр «Современник», основу которого составляли выпускники школы-студии МХАТ под руководством О. Ефремова. В 1964 году открыт Театр драмы и комедии на Таганке во главе с Ю. Любимовым.
В изобразительном искусстве шло острое противоборство рутины и передового искусства.
В 1957 году состоялась Первая Всесоюзная выставка, на которой были показаны портреты работы Корина, жанровые картины Лактионова, пейзажи Пластова, графика Пророкова. В 1960 году создан мемориальный ансамбль на Пискаревском кладбище в Ленинграде.
Вместе с тем, 1 декабря 1962 года в Манеже в Москве открылась выставка абстракционистов, которую Хрущев посетил и подверг разгрому. Особенно досталось работам скульптора Э. Неизвестного.
В музыке наблюдается, с одной стороны, отмена постановлений 1946 – 1948 гг., с другой – критика современной музыки и гонения на джаз. Хрущев считал: «Джаз – это не музыка и народ ее не поймет».
В отношении Хрущева к людям искусства сказывался явный недостаток его внутренней культуры и образования. Полагая себя воплощением народной мудрости, он брал на себя функцию суждения от имени народа. Кроме того, Хрущев был элементом системы, которая не могла существовать в условиях действия параллельной идеологии и подавляла любое инакомыслие.
Однако, правление Хрущева всколыхнуло целое поколение «шестидесятников».
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 343;