Общее соотношение войск на западных границах к 22 июня 1941 года
Общая характеристика | Советские войска | Войска противника |
Дивизий, всего | ||
Личный состав, млн. чел. | 2,9 | 3,5 |
Танков,тыс. | 12,8 (новых-1,8) | 3,5 |
Орудия и миномёты, тыс. | ||
Боевые самолёты, тыс. | 7,2 (новых – 2,7) | 2,5 |
Таким образом, немцы начинали грандиозную кампанию, не обеспечив себе никаких преимуществ при существенном превосходстве РККА в решающем факторе – бронетанковых силах. Авторы плана понимали это и делали ставку на:
1) качественное превосходство германских войск (уровень механизации нетанковых соединений (600 тыс. машин против 150 тыс.), оснащенность средствами связи и т.д.);
2) сопротивление Красной Армии по мере отступления от границы будет ослабевать.
Начало войны
В ночь на 22 июня специальный диверсионный отряд «Бранденбург 800» вывел из строя 90% узлов связи и обеспечил бомбардировку аэродромов (так немцы реализовали одну из идей Тухачевского).
В 3 часа 30 минут утра 22 июня немецкая авиация подвергла авиаудару территорию СССР на глубину до 300 км. 900 советских самолётов (3/4) из 1.200 уничтоженных 22 июня, погибло на земле, из строя было выведено 60 % аэродромов. Немцы получили господство в воздухе. Бомбардировке подвергнуты Киев, Минск, Одесса, Севастополь. За первый день немцы продвинулись на 50 – 60 км, захватив более 200 военных складов.
Союзниками Германии выступили Румыния (22 июня), Финляндия (26 июня), Венгрия (27 июня) и Италия (20 июля). Фактическую поддержку Германии оказали Словакия, Хорватия, Болгария, Турция и Япония, которые формально сохраняли нейтралитет.
В 4 часа утра после артобстрела войска вермахта перешли в наступление на всём протяжении сухопутных границ (900 км) СССР. Гитлеру удалось, используя тактику «танковых клиньев» и ударных групп, нанести главный удар по Киевскому направлению – войскам ЮЗФ, тогда как Сталин предполагал, что главный удар будет нанесён на Московском направлении против ЗФ.
Уже около 4 часов утра воздушные тараны совершил младший лейтенант Д. Кокарев, старший лейтенант И. Иванов. Всего только за 22 июня 1941 г. было совершено 15 таранов в воздухе. 26 июня экипаж капитана Н. Гастелло направил свой самолёт на танковую колонну врага.
Немцы отводили на взятие пограничных застав 30 минут. Большинство пограничников, вооруженных только стрелковым оружием и гранатами, погибло в первые минуты войны, но все заставы оказали ожесточенное сопротивление. 9-я застава 92 пограничного отряда под командованием лейтенанта Слюсарева вступила в бой с целой немецкой дивизией (в составе одной немецкой дивизии было 14-16 тыс. солдат, в составе нашей - 6-8 тыс.) и уничтожила 10 танков противника. Обозленное немецкое командование отдало приказ: людей в зеленых фуражках расстреливать, в плен не брать.
С 22 июня по 23 июля части 6 и 42 с.д., воины 17 пограничного отряда защищали Брестскую крепость под руководством капитана Ивана Зубачева и полкового комиссара Ефима Фомина. К моменту нападения в крепости, построенной еще в XIX веке, находилось около 8 тыс. военнослужащих, до 300 семей командного состава, а также обслуживающий персонал. Т.е., всего вкрепости было более 10 тыс.человек. После мощного артобстрела, в результате которого погибла значительная часть находившихся в крепости, против ее защитников была брошена 45-я пехотная дивизия. По расчетам немцев, штурм должен был закончиться к 12 часам дня. Несмотря на окружение, защитники крепости оказывали яростное сопротивление. Им удалось уничтожить прорвавшихся в центральную часть (Цитадель) немцев и занять оборону. После безуспешных призывов к сдаче в плен, немцы подтянули осадную артиллерию, применили огнеметы и отравляющие газы. Оборонявшиеся испытывали нехватку боеприпасов, продовольствия и особенно воды (водопровод был разрушен, а обводные каналы простреливались немцами). 26 июня защитники приняли решение: женщины и дети должны сдаться в плен. 29 – 30 июня немцы предприняли непрерывный штурм крепости и ворвались в ее укрепления. Отдельные группы бойцов сражались до 23 июля. Возглавлявший оборону майор Петр Гаврилов был тяжело ранен и попал в плен. Некоторые бойцы, скрываясь в подвалах, продолжали свою личную войну до осени 1941 года. Согласно дивизионному рапорту немцы потеряли при штурме крепости 482 человека убитыми и свыше 1000 ранеными, взяв в плен 7 тыс. человек. В братской могиле на территории крепости захоронены останки 850 ее защитников.
Солдаты и офицеры 41 с.д. под командованием генерал-майора Микушева неделю сдерживали натиск 5-и немецких дивизий в районе Рава-Русской.
10 дней воины 67 с.д. под руководством генерал-майора Дедаева защищали военно-морскую базу Балтийского флота Лиепая.
Были отражены воздушные нападения на Севастополь и Кронштадт, т.к. командующий ВМФ адмирал Кузнецов отдал распоряжение о приведении флота в боевую готовность, не дожидаясь директивы №1.
22 июня в 5.30 посол Германии Шуленбург сообщил В.М. Молотову о начале рейхом военных действий. В заявлении германского правительства говорилось о превентивном характере войны.
Около 6 часов утра в Кремле состоялось совещание (участвовали Сталин, Молотов, Тимошенко, Берия, Жуков и начальник Главного политического управления Красной Армии Мехлис), на котором была принята директива № 2 о начале активных действий и уничтожении врага на советской территории.
22 июня в 12 часов дня с обращением к советскому народу по радио выступил председатель СНК и нарком иностранных дел В.М. Молотов, признавший отечественный характер войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Была объявлена мобилизация военнообязанных 1905 – 1918 г.р.
Вечером 22 июня 1941 г. была издана директива №3 о переходе с утра 23 июня в контрнаступление. Реализуя её, 23 июня ВВС СССР нанесли авиаудары по нефтяным месторождениям Румынии в районе Плоешти. 99 с.д. под командованием полковника Дементьева захватила Перемышль и удерживали его до 27 июня. Следуя директиве, армия вместо временного перехода к жёсткой обороне сразу же пыталась контратаковать врага и перенести войну на его территорию.
Однако положение складывалось катастрофическое. Уже к 24 июня 1941 г. части РККА были отброшены от границы на 100 км.
Причины неудач Красной Армии:
1) внезапность нападения;
2) наличие у германской армии боевого опыта современной маневренной войны;
3) высокий наступательный дух немецких солдат;
4) неумение советских солдат вести оборонительные бои;
5) неправильная оценка ситуации в высших эшелонах власти.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 436;