Развитие культуры народов России


Для культуры народов России первой половины века характерны следующие особенности:

1) складывание национальных культур под воздействием русской культуры;

2) развитие процесса демократизации национальных культур, т.к. представители национальной интеллигенции, обучаясь в русских учебных заведениях, общались с представителями демократической интеллигенции России;

3) началась широкая просветительская деятельность местной интеллигенции;

4) основой произведений национальной литературы и искусства становится народное творчество.

Значительный прогресс в культуре наблюдался на Украине.

Иван Петрович Котляревский (1769 – 1838 гг.) написал ироническо-комическую поэму «Энеида», содержащую картины жизни разных слоев украинского общества. Его пьесы «Наталка-полтавка» и «Солдат-чародей» проникнуты любовью к народу, насыщены народным юмором.

В своих сатирических баснях («Пан да собака» и др.) Петр Петрович Гулак-Артемовский(1790 – 1865 гг.) выводил глупых и заносчивых панов, жадных попов, чиновников-взяточников.

Особое место занимает поэт, художник, революционер-демократ, основоположник новой украинской литературы и национального языка Т.Г. Шевченко.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861 гг.) родился в семье крепостного. В 1838 году был выкуплен у помещика, поступил в Академию художеств. В 1847 году был арестован по делу Кирилло-Мефодиевского общества и отправлен рядовым в Оренбург. Вернувшись в 1858 году в Петербург, сблизился с Чернышевским и Добролюбовым.

Его поэмы «Катерина», «Гайдамаки», сборник стихов «Кобзарь» проникнуты глубоким лиризмом и любовью к своему народу. Живопись Шевченко («Катерина») положила начало критическому реализму в украинском искусстве.

В первой половине века на основе народного творчества и литературного белорусского языка формируется новая белорусская литература.

В произведениях поэта Н.П. Осипова, драматурга В.И. Дунина-Марцинкевича дана широкая картина жизни белорусского народа.

Национальная культура народов Прибалтикиразвивалась под знаком утверждения национальной самобытности.

Просветительской деятельностью в Эстониизанимались поэт К.Я. Петерсон, писатель Ф.Р. Крейцвальд(1803 – 1882 гг.). Последний составил и издал эстонский национальный эпос «Калевиэпог».

Основоположниками литовской национальной литературы считаются поэты К. Донелайтис(поэма «Времена года»)и Анастас Страздас(1760 – 1833 гг.) (сборник «Песни светские и духовные»), воспевшие природу и труд простых людей.

На 20-30-е гг. приходится расцвет романтизма в грузинской литературе. Выдающимися представителями этого направления были поэты-лирики Александр Чавчавадзе(1786 – 1846 гг.) (стих. «Кавказ»), Николоз Бараташвили(1817 – 1845 гг.) (поэма «Судьба Грузии»), Григол Орбелиани(1804 – 1883 гг.).

Создателем национального грузинского театра и первого литературного журнала «Утренняя звезда» стал писатель-драматург князь Георгий Давыдович Эристави(1811 – 1864 гг.), автор бытовых реалистических комедий («Тяжба», «Скупой»).

Зачинателем новой армянской литературыи литературного армянского языка является выдающийся писатель, просветитель и педагог Хачатур Абовян(1805 – 1848 гг.), автор первого армянского светского романа «Раны Армении». Его просветительское дело продолжил ученик Чернышевского Микаэл Налбандян(1829 – 1866 гг.), зачинатель армянской реалистической критики.

Основоположником светской литературы Азербайджанабыл драматург Мирза Фитали Ахундов(1812 – 1878 гг.). В своих комедиях («Мола Ибрагим, алхимик» и др.) он реалистически изображал азербайджанскую действительность. Он основал литературно-философское объединение «Кружок мудрости».

Разносторонней была деятельность знаменитого казахскогоисторика иписателя-демократа Чокана Чингисовича Валиханова(1835 – 1865 гг.)(«Киргизы», «Очерки Джунгарии»). Родоначальником новой казахской литературы стал поэт-просветитель Абай Кунанбаев(1845 – 1904 гг.).

Многие из вышеуказанных деятелей культуры являлись и пропагандистами великой русской литературы и культуры в целом.

Быт

Дворянские квартиры состояли из 12-15 комнат, находились не выше второго этажа. Очень часто дворяне круглый год жили за городом, в дворянских усадьбах. Дворянство имело особую привилегию—поздно вставать с постели. Эта мода пришла из Франции. Солнце считалось нужным для «черни».

Таким образом, подъем приходился на 11-12 часов. По правилам у зеркала проводили не менее 2 часов, в 15-00 начиналась прогулка, в 17 часов — обед. Вечер начинался с 20-00 часов – с театра, а затем (с 22 часов) – бал. Танцы начинались с полонеза, затем вальс, мазурка в кульминации, затем котильон. После этого начинался ужин. В 3 часа ночи гости расходились. Много веселились, озорничали, сплетничали и как следствие ссорились. Дуэли официально были запрещены, формально за них должна была назначаться смертная казнь, однако они происходили регулярно.

Конечно, позволить себе вести такой образ жизни могли не все дворяне. Большое число личных дворян вели достаточно скромный образ жизни, работая мелкими чиновниками и получая 400 рублей в год. При этом расходы мелкого чиновника составляли в среднем в месяц: 25 рублей – за квартиру (прихожая, комната, кухня), 25 рублей – за стол (обед и ужин), 20 рублей – за сахар, чай и хлеб, 10 рублей – на содержание лакея.

Но несколько тысяч дворян из 40 тысяч, проживающих в городе в 1820-ых гг., жили богато за счёт труда крепостных. Например, при доме графа Шереметева, сына основателя Останкинского театра, их проживало 300 душ, у графа Строганова – 600 дворовых. Цена необученного дворового не превышала 200 рублей.

К середине XIX века начала хиреть усадебная жизнь по причине большего восприятия дворянством западного образа жизни. Так, деревушка Абрамцево в 57 км от Москвы когда-то принадлежала дворянам Головиным. В 1843 году её купил известный писатель С.Т. Аксаков, у которого подолгу в деревенской тиши жили его друзья – Гоголь, Грановский, Тургенев, Щепкин. Возрождение усадьбы произошло лишь после 1870 года, когда её приобрел крупный предприниматель и меценат С.Т. Мамонтов.

У простых людей день проходил за работой с 6 часов утра до 18 часов вечера. Пища была хозяйской. Жили и спали в мастерских. Ученики работали бесплатно. Еще хуже жили сезонные рабочие. Их рабочий день продолжался с 5 утра до 21 часа вечера, а заработная плата составляла в среднем 1 руб. 50 коп., из которых 60 коп. уходило на еду. Ночевали артельно на окраине города в сараях и конюшнях, а порой и просто на земле.

Несмотря на такие тяготы, люди трудились старательно и честно. Неслучайно создатель Исаакиевского собора Монферран отмечал: «Русские рабочие честны, мужественны и терпеливы... отличаются добротой и простодушием, которое очень располагает к ним».



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 352;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.