В начале 1850-х гг. в связи со спором между Россией и Францией о «палестинских святынях».
Подготовка национально-освободительного движения шла при активном участии греческих эмигрантов на территории России. В Одессе в 1814 году было организовано центральное тайное общество под названием «Гетерия», главной целью которого было освобождение Греции от турецкого владычества. Поводом к восстанию в феврале 1821 года послужил поступок находящегося на русской службе, грека по происхождению, генерала А. Ипсиланти (члена «Гетерии»). Он с отрядом своих единомышленников перешел через молдавскую границу по реке Прут и обратился ко всем соотечественникам и российскому императору Александру I с призывом поддержки освободительного движения греческого народа. Александр I отказал в его просьбе и уволил с русской службы. Однако Османская империя объявила Россию в преднамеренном разжигании национальной борьбы, в результате чего закрыла проливы для русских торговых судов.
В 1821-1822 гг. туркам удалось нанести большой урон восставшим. Султан Махмуд II приказал публично повесить патриарха Константинопольского. Тирания султана вызывала протесты и возмущение во многих европейских странах. В России широкие круги интеллигенции и религиозные деятели выступили с осуждением зверств, чинимых турецкими войсками. Действиями султана был возмущен и Александр I, но с принятием решительных шагов по их пресечению не торопился.
В 1822 г. проходил Веронский конгресс Священного Союза, на котором было осуждено греческое восстание как «чисто революционное».
Однако скоро мнения участников разделились. Австрия и Франция выступили в поддержку Османской империи (Австрия сама хотела взять под контроль данную территорию, а Франция заигрывала с колонией турок – Египтом).
25 марта 1823 года премьер-министр Англии Каннинг заявил, что Англия признает равноправие двух воюющих сторон, как турок, так и греков. Тем самым Англия определила греческое восстание как законное, а отсюда вытекало, что она считает самостоятельным государством территорию, освобожденную восставшими греками. Это нанесло удар по Священному союзу и обнажило скрытое противостояние между Австрией и Россией по вопросу об отношении к Турции. Россия при Николае I также поддержала греков, как «воюющую сторону».
В марте 1826 года Николай I послал Турции меморандум, являющийся, по сути дела, ультиматумом. В нем содержались следующие условия:
1) восстановление автономии в Молдавии и Валахии;
2)возвращение привилегий Сербии;
3) на русскую границу должны быть направлены турецкие делегаты.
Для ответа турецкой стороне был дан шестинедельный срок.
4 апреля 1826 года две Россия и Англия подписали Петербургский протокол, в котором указывалось, что:
а) Греция должна стать особым государством (автономией в составе Порты) со своим правительством, конституцией и законами;
б) в случае отказа от посредничества Англии в осуществлении предоставленных Греции прав каждая из стран-подписантов будет действовать «сообща или единолично».
Махмуд II, узнав о русско-английской коалиции, принял русский ультиматум – условия были выполнены. С 1 августа 1826 года в Аккермане начались русско-турецкие переговоры. Под давлением обстоятельств (отсутствие боеспособной армии, победы России в войне с Персией) турки были вынуждены подписать 7 октября 1826 года Аккерманскую конвенцию, признав права Греции, но не торопились ее выполнять.
Вскоре к Петербургскому протоколу присоединилась Франция. После отказа султана найти компромисс, 20 октября 1827 года англо-русско-французский союзный флот разбил в Наваринской бухте (на юге Греции) объединённый турецко-египетский флот.
Однако Австрия не желала продвижения России на Балканах, а Англия не желала усиления позиций России в средиземноморском регионе. Поэтому англичане решили втянуть Россию в коалиционную войну на Кавказе и Дунае.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 375;