Тема 18. Культура России в XVII веке
Обмирщение русской культуры
Условия развития русской культуры в XVII веке определялись целым комплексом противоречивых факторов:
1) интервенция и Смута;
2) начало формирования абсолютизма и всероссийского рынка;
3) реформы Никона и раскол;
4) начало формирования великорусской нации.
Последнее стало главной чертой формирования великорусской культуры.
Одновременно в культурной сфере ярко выразился процесс обмирщения, т.е. развития светских знаний и светской культуры, которые постепенно вытесняли церковную. Этот процесс сопровождается ростом общественного и индивидуального сознания, осознания всем обществом и отдельной личностью своей роли в судьбе страны.
Подъем национального самосознания в годы Смуты привел к разрушению средневекового мировоззрения, основу которого составляли религиозные представления. Освободительная борьба, частые социальные движения, войны и продвижение в Сибирь втянули огромные массы людей, заставив их почувствовать «силу земли» или «земское начало». Расширился кругозор человека, особенно городского населения.
Развитие государства усилило потребность в грамотных людях и чиновниках.
Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры, приведшие к расколу, церковное искусство, утратившее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности.
Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.
Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной, традиционной. От самобытного типа культуры страна не отказывалась, но внимательнее учитывала западные тенденции. Кроме того, раскол заставил людей задуматься об истинности учения церкви.
Широкое распространение получила обработка металла. Русские мастера, вызванные из Устюжского уезда, Ждан, его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-е годы XVII века сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). В 1615 году была сделана первая пушка с винтовой нарезкой. В середине века по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов.
Распространение грамотности. Славяно-греко-латинская академия. Печатный двор.
В целом, наблюдалась резкая поляризация грамотного населения. Так, по подсчетам А.И. Соболевского, если среди купечества были грамотными 96% , помещиков – 65%, то среди посадских – 35%, среди крестьян лишь около 15%, а стрельцов, пушкарей и казаков – 1%. К концу века в Москве грамотой владело 24% посадского населения. Грамотность была необходима для торговых и других занятий, для поступления на государственную службу в приказы, что освобождало от тягла. Помимо приказных, в городах были так называемые «площадные подьячие», которые за плату составляли челобитные и другие документы (например, в Великом Устюге их было 53 человека). О распространении грамотности свидетельствовали подписи на челобитных крестьян и холопов. Все большее распространение получали рукописные книги и письменное делопроизводство государственных учреждений.
С 1621 года для царя стали изготавливать первую рукописную газету – «Куранты», состоящую из переводных иностранных известий.
В высших слоях общества педагогами были приказные дьяки и подьячие, в низших – дьяки. Кроме священнослужителей, многие из посадских женщин Москвы были домашними учительницами для детей знати и даже царевен. При этом появилась насущная потребность в новых учебниках.
Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но появились и светские книги – буквари. По содержанию они были шире своего названия и включали статьи по вероучению, словари и педагогические статьи.
В 1634 году вышел в свет первый печатный «Букварь» патриаршего дьякона Василия Бурцева-Протопопова ценой в 1 копейку. Изданный в 1651 году в 2400 экземпляров, он был раскуплен за один день. В 1679 году вышел «Букварь» Полоцкого, а в 1694 году – «Букварь» Истомина. Во второй половине столетия было выпущено более 300 тысяч букварей и 150 тысяч учебных «Псалтырей» и «Часословов».
Наибольшее распространение получила «Грамматика» Мелентия Смотрицкого (1648 год), по которой учился М.В. Ломоносов, а также азбуковник – «Словарь иностранных слов» украинского монаха Епифания Славинецкого. Азбуковники часто включали краткие сведения по истории, географии, физике, что говорило о первоначальном универсализме знаний. С рукописными книгами церковь уже вела борьбу, т.к. они шли без ее цензуры.
В прикладной математике появляется пособие по арифметике, облегчающее расчет торговых сделок – «Цифирная сетная мудрость» (1682 год), где содержалась таблица умножения – «Считание удобное». В Москве применялись инструментальные счеты, которых не знали в Европе.
Особую роль в распространении грамотности сыграла первая типография – Печатный двор, созданный еще в 1553 году в Москве. Он находился в ведении патриарха и выпускал церковную литературу и учебники. В 1680 году на его базе открылось первое двухклассное училище на Никольской улице: в первом классе преподавали русский язык, во втором – греческий.
Печатный двор был в середине века крупным предприятием, на котором работало 165 человек. В первой половине столетия было изготовлено около 200 названий книг. В 1672 году в Москве открылась первая книжная лавка.
В XVII веке в Москве появляются первые средние школы: в 1621 году – лютеранская школа в Немецкой слободе, в 40-е годы – частная школа боярина Ртищева, и Греко-латинская школа при Чудовом монастыре, где преподавал Епифаний Славинецкий (открыта в 1649 году). Ф.М. Ртищев на свои средства пригласил около 30 ученых монахов для организации школы в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев (всего 232 человека) обучались греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Два студента (спудея) Андреевской школы были направлены на учебу в Киевскую академию. Школа Славинецкого занималась фундаментальным переводом Библии, подготовкой ее печатного издания.
В 1665 году в Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел русской грамматике и латыни. Инициатором ее создания был воспитатель детей Алексея Михайловича Симеон Полоцкий (в миру – Самуил Петровский-Ситнианович).
На базе двухклассного училища при Печатном дворе в 1687 году патриарх Макарий в Заиконоспасском (или Донском) монастыре на Никольской улице создал первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.Она должна была готовить высшее духовенство и государственных чиновников. Преподавали русские и греки.
Первыми руководителями и учителями были ученик Е.Славинецкого Евфимий, а такжебратья Софроний и Иоанникий Лихуды. Оба – греки по происхождению, доктора университета в Падуе.
Училище на Никольской улице было преобразовано в своеобразное подготовительное отделение. Состав учеников (до 200 ежегодно) по возрасту и социальному положению был неоднороден. Студенты «всякого чина, сана и возраста» изучали языки, арифметику, геометрию, астрономию, физику. Обучение включало весь школьный цикл от низших до высших классов. Академии было поручено следить за отсутствием у горожан иностранных домашних учителей и книг, преподаватели обязаны были следить за чистотой православия. В случае нарушения их могли приговорить к сожжению, как еретиков. Вместе с тем, существовала и система льгот: и профессора и учащиеся подчинялись собственному суду (кроме уголовных дел), а ректор (блюститель) – только суду патриарха. Приказы не имели права вмешиваться в дела Академии.
Изменение ситуации в России после падения Софьи поначалу не влияло на деятельность Академии. Но иерусалимский патриарх Досифей, ярый противник «латинства» и светского образования, добился отстранения братьев от управления Академией. В 1694 году они уехали из Москвы, передав руководство своим ученикам Федору Поликарпову и Николаю Семенову. Позднее Академия переехала в Троице-Сергиеву лавру.
В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги в России. В 60-70-е гг. в Москве действовали две «бумажные мельницы», отданные правительством голландским предпринимателям. Однако, бумаги своего производства не хватало. Поэтому, по-прежнему, ее привозили из Франции и Голландии. Писали также и на бересте – сохранились целые книги сбора ясака в Сибири.
Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, присыпая текст песком для просушки. В московские приказы песок возили целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор.
«Одевали» книги в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные металлические украшения. В виде украшений выполнялись и массивные застежки на книге, а переплеты покрывались бархатом или атласом.
Со второй половины XVII века стал заметен переход к новому стилю книжной миниатюры – «прусскому барокко», для которого характерно сочетание изображения растительного мира («травного орнамента») с геометрическими фигурами – эллипсами и спиралями.
Особенно богато украшались орнаментами, инициалами, заставками царские грамоты, писавшиеся на пергамене.
Стало модным среди знати составлять большие собрания книг – библиотеки. Такие были у патриарха Никона, князя В.В. Голицына, боярина А.С. Матвеева, а также в царском дворце.
Научные знания
В XVII веке происходит переход от накопления научных знаний к собственно научной деятельности. Предпосылками к этому было начавшееся ослабление позиций церкви, развитие ремесленного производства и торговли, рост связей с зарубежными странами. При этом развивалась чисто практическая сторона научных знаний. Теоретическая же сторона оставалась в неразвитом состоянии, т.к.церковь сопротивлялась углублению в исследованиях – «кто по латыни учился, тот с прямого пути сбился». Таким образом, наблюдалось противоборство двух подходовк изучению явлений природы: богословско-мистического (схоластика) и рационалистического, наиболее востребованного условиями жизни.
В медицине существовали многочисленные переводные «Лечебники» и «Травники». В 1654 году был открыт Аптекарский приказ со Школой русских лекарей на основе семилетнего обучения. Здесь были сосредоточены искусные мастера, умевшие изготовлять лекарства – первые русские фармакологи Тихон Ананьин, Иван Венедиктов, Василий Шилов. В Школе обучалось до 30 лекарей из стрельцов, затем направлявшихся в полки.
В 1672 году подьячий Андрей Никифоров перевел на русский язык лечебник «Прохладный вертоград».
Заметным явлением в развитии биологии стала переводная книга «Проблемата, сиречь гадания…», где в форме вопросов и ответов давались средневековые представления о связи человека с природой.
Новым словом в анатомиистал переводной труд Андрея Везалия «О строении человеческого тела» (1658 год).
Потребности артиллерийского дела выдвинули необходимость определения расстояний. Это решалось с помощью теоремы Пифагора, но без анализа ее теоретического обоснования. В 1621 году Онисим Михайлов (Радышевский) составил «Устав ратных, пушечных дел, касающихся до воинской науки», содержавший весьма подробные сведения в области химии. Кроме того, в книге содержались сведения об организации войска, приемах ведения боя. Были даны практические сведения из геометрии, физики, механики, приведена таблица мер и весов.
Используя геометрию, по «Книге сошного письма» (1628-1629 гг.), агрономы измеряли земельные площади. По этой книге учились извлекать квадратные и кубические корни. Для записи денежных сумм и мер сыпучих тел применяли особое графическое изображение: специальная сетка, в которую вписывались буквенные обозначения соответствующих единиц.
В астрономии использовали арабские таблицы движения Луны и элементы гелиоцентрической системы Коперника.
Географические открытия
Русские первопроходцы внесли свою лепту в Великие географические открытия.
В 1601 году в Обской губе была основана крепость Мангазея.
В 1627 году составлен «Новый чертеж» - карта России и «Книга Большому чертежу» - перечень городов России с указанием расстояний между ними и краткими сведениями этнографического характера. Тогда же в Ямском приказе составлены «поверстные книги» с целью исчисления прогонов: перечислены дороги и расстояния между населенными пунктами.
В 1632 году казаки Бекетова основали крепость Якутск.
В 1633 и 1637 гг. совершили походы по рекам Яна и Индигирка казак Иван Ребров и служилый человек Илья Перфильев.
В 1639 году И. Москвитин добрался до побережья Тихого океана.
В 1641 – 1642 гг. енисейский казак (позже якутский казачий атаман) Михаил Васильевич Стадухин прошел по рекам Оймякон и Анадырь, а дальше морем до Колымы.
В 1643 году Курбат Иванов исследовал озеро Байкал.
В 1643-1646 гг. В. Поярков совершил поход через Приамурье до Охотского моря и вернулся в Якутск.
В 1648 году группа промышленников под руководством С. Дежнева отправилась за моржовым клыком из устья Колымы в Северный Ледовитый океан. Во время этого похода Дежнев открыл пролив между Евразией и Америкой.
В 1649 – 1653 гг. Ерофей Павлович Хабаров исследовал Приморье и основал крепость Албазин. По результатам походов он составил «Чертеж реки Амур».
В 1675 году Николай Гаврилович Спафарий-Милеску совершил экспедицию в Китай, во время которой составил самое подробное на тот период описание страны, назвав его «Описание первыя части вселенныя, именуемой Азии».
В 1689 году русские подписали Нерчинский договор с Китаем.
В 1696 году тобольский сын боярский Семен Ульянович Ремезов по поручению правительства в течение 5 лет составил общую карту – «Чертежную книгу Сибири» и «Историю Сибирскую».
Благодаря героическим усилиям землепроходцев Россия прочно утвердилась на востоке Азии и дала миру первые научные знания об этой части планеты.
Исторические сочинения
В исторической мысли произошли серьезные изменения. Тенденция к обмирщению коснулась и истории, а бурные события способствовали появлению большого числа произведений.
В 1620 году дьяк Иван Тимофеев написал «Временник»: анализ событий Смуты, где главными виновниками назвал Ивана Грозного, Бориса Годунова и Василия Шуйского, посягнувших на права феодальной знати.
Крупным исследователем этого периода был князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский, написавший в 1626 году «Повесть книги сея от прежних лет: о начале царствующего града Москвы». В ней он впервые дал словесные портреты и характеристики правителей России периода Смутного времени.
Широко известен труд келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына о событиях Смутного времени «История в память предыдущим родам» («Сказание»)(1620 год). Здесь он впервые в историографии сделал попытку выделить реальные причинно-следственные связи между событиями. Таким образом, на смену воле Божьей приходит рациональное объяснение истории. Автор подробно указывал имена и конкретные деяния людей Смутного времени и участников обороны Троице-Сергиева монастыря. Подробно описан быт осажденных. Во второй половине 20-х гг. появляется своеобразный «ответ» на «Сказание» - «Иное сказание», идеализировавшее Василия Шуйского.
В 1642 году появилась «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков», написанная. Видимо, участником казачьего посольства в Москву войсковым подьячим Федором Порошиным.
В середине века вышло историческое повествование о событиях, происходивших в России с 1606 по 1625 год – «Повесть о победах московского государства». Она отражает настроения и политические позиции смоленского дворянства.
В 60-е годы дьяк Разрядного приказа Федор Грибоедов написал «Историю», в которой обосновывал права Романовых на царский престол.
В 1664 году по заказу шведского правительства бежавший в Швецию подьячий Посольского приказа Григорий Карпович Котошихин составил сочинение о России – «О России в царствование Алексея Михайловича», содержавшее богатые сведения о нашей стране.
В 1674-1678 гг. в Киеве вышел первый печатный исторический труд киевского монаха Иннокентия Гизеля «Синопсис» (по-греч. – «обозрение»). Он рассматривал историю России как объединенную историю Великой и Малой Руси. До наших дней дошло несколько изданий Гизеля.
В 1692 году Андрей Лызлов написал «Скифскую историю», в которой на основе отечественных и зарубежных источников, исследовал этническую историю восточных и южных соседей славян, проблему взаимоотношений Руси с кочевниками, рассказал историю Золотой орды и татарских юртов, особенно Османской империи и Крымского ханства.
Устное народное творчество
В XVII веке появились первые записи фольклора, дошедшие до нас. Социальные конфликты и длительная борьба России против внешних врагов способствовала значительному подъему народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть популярными былины, сказки, сложенные еще в предыдущее время.
Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца века. В пословицах воплощалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений: «баснями соловья не кормят», «взялся за гуж – не говори, что не дюж». Характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: «аз, буки, веди страшат, что медведи». В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: «в боярский двор ворота широки, а со двора узки», «обещать – по-дворянски, а слово держать – по-крестьянски», протест против притеснений властей: «наказал бог народ – послал воевод», «лошадь любит овес, земля – навоз, а воевода – привоз».
Одним из любимых героев произведений фольклора был Степан Разин. Вокруг его имени складывались легенды, песни, сказания. Разина наделяли богатырскими чертами, считали «заговоренным от смерти». При переработке древних былин он оказывался в одном кругу с былинным героем Ильей Муромцем. В некоторых сказаниях Муромец оказывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание, как праздник: «На матушке Волге праздник – сходись, голытьба, на праздник. Готовьтесь, бояре, на праздник».
Народное творчество стало сильнее оказывать влияние на письменную литературу, что было одновременно и предпосылкой и следствием роста грамотности населения.
Новые явления в литературе
Бурный XVII век предопределил и расцвет общественной мысли и публицистики. Начало было положено сжатыми по объему, но выразительными политическими агитками – «прелестными» («подметными») письмами.
Заметным публицистом был писатель и философ Юрий Крижанич (1616 – 1683 гг.), хорват по национальности. Все его сочинения, особенно «Думы политичны», проникнуты духом славянского единства и необходимости неограниченной монархии.
Значительным явлением общественной жизни стало сочинение «Жезл правления», написанное монахом, переводчиком и воспитателем царских детей белорусом Симеоном Полоцким. Он был также сторонником неограниченной монархии и просвещения, считая последнее средством решения всех проблем. Его труд называют основой идеологии «просвещенного абсолютизма».
Ярким публицистом был идеолог раскола протопоп Аввакум («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1673 год), «Книга обличений»). В «Житии» рассказывается о начале Раскола. Авторское повествование об этих событиях чередуется с событиями собственной жизни. Оставил свое «Житие» и сподвижник Аввакума старец Епифаний, сожженный вместе с мятежным протопопом. Требования старообрядцев были разнообразны: от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения к светским знаниям, до отрицания крепостного строя и борьбы за демократизацию церкви. Очевидно, что происходит трансформация «житий» в автобиографическую повесть.
Для летописей это было время заката. К последним сочинениям этого жанра относятся «Новый летописец», давший официальную трактовку Смуты, и «Раскольничья летопись», ставшая идеологическим оружием старообрядцев.
Широкое распространение получил новый жанр – повести:
1) приключенческая повесть. «Сказание, или повесть о храбром рыцаре Бове Королевиче»;
2) реалистическая или бытовая повесть – попытка проникнуть в психологию героя. Новым героем стал вымышленный персонаж, неподдающийся однозначной оценке. Основная тематика – столкновение старого и молодого поколений, вопросы нравственности. Яркий пример – «Повесть о Савве Грудцыне». Купеческий сын Савва участвовал в Смоленской войне, а позднее был отправлен отцом по торговым делам в «далекий город» к другу отца. Здесь он влюбился в жену друга и продал душу дьяволу, чтобы тот помог ему в амурных делах и способствовал военной карьере. Но вскоре Савва признал греховность содеянного и тяжело заболел. После пламенных молитв Богородица достала договор о продаже души и помогла Савве найти покой в монастыре. Примерами данного жанра является написанная неизвестным автором в 1650 году «Повесть о Фроле Скобееве» или «Повесть о Горе-Злочастии». У купеческого сына поселилось Горе-Злочастие. Оно подговорило молодца забыть про отеческие наставления, бросить невесту и пропить все свое богатство и одежду в кабаке. Свое спасение молодец нашел только в монастыре;
3) сатирическая повесть, в которой широко критиковались и высмеивались разные пороки. В «Повести о Шемякином суде» острая сатира на судопроизводство. Незадачливому крестьянину-бедняку грозил большой штраф в суде. Однако он показал судье Шемяке камень, завернутый в платок, и тот, подумав, что это взятка, рассудил дело в пользу бедняка. В «Повести о Ерше Ершовиче» высмеивались глупые судьи сом и Осетр, помогающие боярскому сыну Ершу завладеть богатством ростовского крестьянина Леща. В «Азбуке о голом и небогатом человеке», состоящей из статей на каждую букву алфавита, рассказывается о бедствиях образованных людей, критикуются издержки просвещения и падение нравов в городской среде. В «Сказании о куре и лисе» лиса обличала грехи петуха, как на проповеди. После того, как он раскаялся и опустил голову, лиса его схватила и съела. Т.е., содержится явная пародия на лицемерие духовенства. О житейских событиях повествуют «Слово о бражнике» и «Служба кабаку».
Появляется еще один жанр – рифмованная поэзия. Первые произведения данного жанра возникли после Смуты. Первые авторы – Иван Андреевич Хворостинин, князья Иван Михайлович Катырев-Ростовский и Семен Иванович Шаховской.
Однако, переворот в истории стихосложения произошел в 50-60-е гг. XVII века под влиянием польского стихосложения при активном участии Симеона Полоцкого. Если ранее было достаточно просто завершить строчку рифмой, то сейчас были разработаны правила и критерии рифмотворчества. В 1680 году Симеон выпустил три сборника, обобщающих эти правила: «Псалтырь рифмотворный», «Рифмологион» и «Ветроград (т.е. сад) многоцветный» (последние два дошли до нас только в рукописях). «Псалтырь» включал правила силлабического стихосложения, второй сборник – несколько текстов, посвященных царю и его семье, а также две первые русские драмы: «Притча о блудном сыне» (комедия) и «О Навуходоносоре-царе» (трагедия). Третий же сборник носил нравоучительный характер. Симеон считал, что «стихи так же исцеляют душу, как лекарство – тело». Всего в сборнике 1155 заглавий. Дело Полоцкого продолжили его ученики Карион Истомин и Сильвестр Медведев.
Новые явления в зодчестве
Смута на длительно время приостановила развитие каменного зодчества. Вместе с тем, в архитектуре XVII века появляются новые черты:
1) сближение культовой и гражданской архитектуры за счет широкого введения декора (т.н. «узорочье»);
2) ассиметричная планировка за счет разнообразных папертей, лестниц, крылец и приделов. Дальнейшее использование многопрофильных «кокошников» и использование особой «гирьки» или «капельки» на арке крыльца;
3) сочетание в церковных постройках шатрового стиля для колоколен и часовен и луковичной кровли для храмов.
В архитектуре этого периода выделяются три этапа.
Первый этап – до 1630-х гг.– упадок, вызванный Смутой. В 1624 – 1625 гг. русский зодчий Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей возвели шатер над Спасской башней. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Только в 1635 – 1636 гг. Каменный приказ (Б. Огурцов и Трефил Шарутин) построил для царя Михаила Федоровича обещанный ему еще в 1613 году трехэтажный каменный Теремной дворец в Кремле. Характерными его деталями были ярусно-ступенчатое чередование декора и островерхое завершение крыши. Дворец для царских детей, выстроенный Б. Огурцовым и Антипом Константиновым, скорее напоминал деревянный храм. Отход от традиций ярко просматривается в трехшатровых храмах, для которых характерны дробность элементов и «узорочье» (Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628 год0, прозванная в народе «дивной»).
Второй этап - до 1680-х гг. –поиск нового стиля или сочетание стилей (эклектика). В это время построены каменные палаты князя Волкова на Пречистенке, палаты бояр Романовых в Зарядье и Сухаревская башня (архитектор Иван Зарудный). Украинские и белорусские мастера завезли в Россию рельефные многоцветные изразцы. Гражданское каменное строительство получило распространение и в других городах (купеческие Паганкины палаты во Пскове). Однако сохранялось главенство деревянного зодчества и гражданского (дворец Алексея Михайловича в Коломенском (построен плотничным старостой Сенькой Петровым и стрельцом Иваном Михайловым в 1667-1678 гг. – 7 хором, 270 палат, 3000 окон), и церковного (церковь в Кижах).
В церковном зодчестве наблюдается переход от шатрового стиля к многокупольному. Никон запретил строительство шатровых церквей, но забыл про колокольни и часовни. При этом определились следующие типы деревянных храмов:
- храмы клетские – прямоугольный сруб, покрытый двускатной крышей, увенчанный маковкой с крестом;
- храмы шатровые – восьмерик на крестообразном основании или на четверике, перекрытый шатром;
- храмы ярусные – с нарастанием уменьшающихся четвериков или восьмериков;
- храмы многоглавые – несколько куполов на прямоугольном срубе.
Третий этап – с 1690х- гг.– начало нового стиля – московское (или нарышкинское) барокко, многие детали которого были заимствованы из Белоруссии и Украины.
Предшественницей нового стиля стала церковь Троицы в Никитниках. Она была построена в 1631 – 1634 гг. на средства купцов Никитниковых. На красном фоне кирпичных стен выделялись белокаменные детали наличников и кокошников. Церковь пятиглавая, имеет 2 придела, крыльцо и колокольню – шатер с небольшими оконцами. Церковь Троицы так понравилась Муромскому купцу Борисову, что он решил перещеголять московскую постройку, и в 1648 году создал в Муроме церковь Казанской богоматери. При этом в святых воротах церкви он вырезал дату и имя заказчика, что не позволяли себе делать даже цари.
Еще одним сооружением с чертами нового стиля стал Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656 – 1685 гг.), строившийся по заказу патриарха Никона. Это была копия иерусалимского храма Гроба Господня. Собор остался воплощением несбывшейся идеи победы «священства» над «царством».
Расцвет московского барокко начинается в 90-е годы. Название «нарышкинское» закрепилось после утверждения на троне Петра I и его родственников Нарышкиных. В ходе стрелецкого мятежа 1682 года дядя царя Лев Кириллович Нарышкин спасся в чулане, над дверями которого висела икона Спаса Нерукотворного. К ней Лев Кириллович обратился с молитвой, обещая в случае спасения построить церковь в честь Спаса. После подавления мятежа царь даровал своему уцелевшему дяде много подарков, в т.ч. село Фили. Там, исполняя обет, в 1690-1693 гг. была заложена церковь Покрова. Она стала символом барокко. В основании ее лежит четверик с примыкающими к нему, как лепестки цветка, четырьмя полукруглыми выступами. Сверху восьмерик, на нем снова восьмерик, но поуже, и третий восьмерик, как основание купола. Каждый ярус завершается богатым белокаменным декором, ярко выделяющимся на красном камне. Он получил название «петушиного гребня». Церковь двухэтажная. На первом этаже – покровский храм, на втором – церковь Спаса Нерукотворного. Новый стиль получил большое распространение в усадьбах Подмосковья.
Основные черты московского барокко:
1) ярусность;
2) симметричность;
3) центризм;
4) небольшие размеры;
5) использование вместо кокошников полос из декоративных элементов типа «петушиный гребень»;
6) наличие овальных или восьмиугольных окон, обрамленных небольшими колонками и вычурными фронтончиками;
7) сочетание белого и красного цветов.
Новые явления в живописи
XVII век стал периодом зарождения светской живописи. Этому способствовало как формирование абсолютизма, так и расширение связей с Западной Европой. В развитии живописи выделяют два этапа.
Первый этап – до середины века –борьба двух направлений: «годуновской» и «строгановской» школ иконописи. «Годуновская школа» следовала старому канону, при котором внутреннее содержание тяготело к перегруженности деталями (икона «Симеон Столпник» Н. Истомина, 1605 год). «Строгановская школа» включала в себя элементы светской культуры: богатый орнамент, виртуозность кисти, небольшие размеры (икона «Никита-воин» Прокопия Чирина). На этой основе сформировалось синтезное искусство второй четверти века – «годуновско-строгановский стиль» (фрески Успенского собора (1642-1643 гг.), Архангельского собора (1652-1653 гг.) и церкви Ризположения (1644 г.) Московского кремля).
Второй этап – со второй половины века– отход от догматов иконописи к мирскому пониманию сюжетов. Наглядно это проявилось в работах Ивана Владимирова и Симеона Ушакова.
Симеон Ушаков (1626 – 1686 гг.) первоначально работал в стиле «строгановской школы». На иконе «Спас нерукотворный» (1657 год) он изобразил классически правильное лицо. На основе икон Рублева в 1671 году он создал знаменитую «Троицу», но фигуры на ней изображены выпукло, телесно. В поздних работах усилились реалистические тенденции, написанные с учетом анатомических особенностей, игры светотеней. Главная роль стала отводиться лицу.
Новые черты обмирщения искусства проявились в создании жанра «парсун» - портретов реальных лиц. Это портреты Михаила Скопина-Шуйского, царевича Петра, его отца и старшего брата. Одновременно иностранные художники создали портреты Алексея Михайловича (художник Лопуцкий) и Никона (художники Детерсон и Вухтерс).
Фреска переживала последний взлет. Ей стал присущ «бытовизм» - повышенное внимание к мелким деталям быта. Примером являются фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле (1681 год), где кроме фигур святых детально обрисован пейзаж, строение и детали быта.
Новые явления в быту
Характерной чертой быта российского общества был его консерватизм. Другой важной чертой была зависимость быта человека от его сословной принадлежности. Но глубокие социальные различия не исключали того, что все население России считалось «холопами» государя.
Оформление самодержавия изменило обычаи, нравы и быт царского двора. Он стал необычайно многолюдным. Одну лишь охрану царя обеспечивали 2000 дворян и стрельцов. Несколько десятков приближенных – спальников – одевали царя после сна, стольники участвовали в трапезе, казначеи и ключники отвечали за сохранность вещей царя. Конюшие, псари, сокольничьи готовили для охоты лошадей, собак и соколов. Каретники следили за исправностью царского «выезда». Царские дворцы стали отличаться роскошью убранства. Пиры были многолюдны, блюда изысканны.
Дополнительной чертой быта была замкнутость жизни людей. По-прежнему ели, в основном, овощи и рыбу. Без чеснока и лука в повседневной жизни никто не обходился. Однако появились и неизвестные ранее восточные приправы и пряности. Одной из любимых новинок на столе знати стала колбаса, которую подавали с гречневой кашей.
Одежда почти не менялась. Сохранялся обычай надевать на себя как можно больше платьев и головных уборов. Непременным признаком было подчинение воле старшего в семье и приниженное положение женщины. Различие в положении мужчин и женщин прослеживалось уже в том, что женоубийцу ожидало покаяние в монастыре, а мужеубийцу зарывали живой по шею в землю. Уложение 1649 года запрещало сыну или дочери под угрозой наказания кнутом жаловаться на своих родителей.
Это объяснялось замкнутостью хозяйственной жизни. Торговые связи еще не стали фактором, ускоряющим развитие общества, хотя черты нового уже активно проникают в обиход. Например, в городах появляются стулья, кресла, зеркала. В домах просвещенных государственных деятелей на стенах висели картины и географические карты. Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако стали пользоваться и фарфоровой, и стеклянной посудой.
В 1638 году появился чай, который прислал в подарок Алексею Михайловичу монгольский хан.
Проникновение чужеродных обычаев вызывало активное сопротивление и церкви и государства. При Алексее Михайловиче вышел указ о запрете иноземных кафтанов и обычаев.
Усиление культурных связей с Западной Европой
Особое место среди новых жанров занял театр. Первое театральное представление состоялось в 1672 году в придворном театре Алексея Михайловича в Кремле. Для театральной работы по инициативе боярина Матвеева, предложившего «по-новому» отпраздновать рождение царевича Петра, было создано сооружение - «Комедийная хоромина» и подготовлена группа актеров. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где пастор Грегори ставил любительские спектакли. Первый спектакль «Артаксерово действо, или комедия об Эсфири» был создан на сюжет библейской истории лютеранским пастором Иоганном Грегори и продолжался несколько часов. Русские драмы основывались на нравственно-философском и общественно-политическом аспекте.
В 1675 году был поставлен первый балет «Об Орфее и Эвридике» в постановке иностранного балетмейстера Лима.
Несмотря на любовь к театральному искусству, Алексей Михайлович специальным указом 1648 года запретил представления скоморохов. А в 1676 году, после смерти царя, враждебно относившийся ко всему иноземному, патриарх Иоаким добился закрытия театра. Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга лиц, театр пастора Грегори не оставил заметного следа в истории русской театральной культуры.
В культуре XVII века «старина и новизна перемешалися», что позволяет говорить о ней как особой, сохраняющей черты средневековья и Нового времени. Противостояние церкви западному влиянию только сдерживало процесс обмирщения, но остановить его не могло.
Таким образом, в XVII веке произошло становление новой культуры, что было предопределено изменениями в социально-экономической жизни страны. Были подготовлены условия для европеизации русской жизни.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 374;