Физическая роль органов чувств в пении
Раздражения, падающие на живой организм из внешней, окружающей его среды, воспринимаются, как мы уже знаем, соответствующими рецепторами.
Такие периферические рецепторы, как глаз, ухо, нервные окончания в коже, в слизистой оболочке и т. п., представляют собой приборы для восприятия этих разнообразных раздражений (света, звука, холода, тепла и т. д.).
Иначе говоря, это целая система приемных механизмов, обеспечивающая прием разнообразных раздражений как из внешнего мира, так и из внутренней среды самого организма. Подобные периферические приборы — рецепторы, называются иначе органами чувств.
Воспринимаемые органами чувств раздражения по нервным проводникам передаются в центральную нервную систему (в кору больших полушарий головного мозга). При поступлении туда импульсов происходит анализ воспринимаемых раздражений, при этом нервное возбуждение приобретает новое качество, которое характеризуется возникновением ощущений.
Таким образом нервные образования, посредством которых организм воспринимает и разлагает на отдельные элементы целые комплексы раздражений, представляют собой сложную систему. Ряд подобных систем в живом организме получил название анализаторов.
Анализатором И. П. Павлов называл периферический рецептор, афферентный путь от рецептора к коре больших полушарий мозга и соответствующий участок коры, где завершается анализ раздражений, начатый в органе чувств (см. рис. 6).
Рис. 6. Схема строения анализаторов (по Г. Г. Демирчогляну). 1 — зрительный анализатор (периферический рецептор — глаз; корковый отдел в затылочной доле головного мозга изображен точками); 2 — слуховой анализатор (периферический рецептор ухо; корковый отдел в височной доле головного мозга изображен крестиками); 3 — осязательный анализатор (периферический рецептор — специальные нервные приборы в коже; корковый отдел в теменной доле головного мозга изображен кружочками); 4 — двигательный анализатор (периферический рецептор — скелетная мускулатура; корковый отдел в любой доле изображен треугольниками);
5 — речедвигательный анализатор (периферический рецептор — мимическая мускулатура, язык, гортань, трахея с бронхами; корковый отдел в лобной доле изображен треугольниками); 6 — область спинного или продолговатого мозга, через которые проходят нервные пути, передающие импульсы от периферии к центру и обратно; 7 — область зрительных бугров, где также проходят вышеуказанные нервные пути, прежде чем достигнуть коры головного
мозга; 8 — кора больших полушарий головного мозга
Есть несколько анализаторов — слуховой, зрительный, осязательным, двигательный и др. Согласно воззрениям И. П. Павлова, анализаторы в то же время несут функции синтеза, то есть связывания, замыкания различных раздражений в коре головного мозга с теми или иными деятельностями организма.
Ученик И. П. Павлова проф. А. Г. Иванов-Смоленский пишет по этому поводу следующее: «Анализаторы по существу являются синтез-анализаторами, так как в них происходит не только восприятие и дифференцирование приходящих в мозговую кору раздражений, но и связывание, ассоциирование их друг с другом и с различными деятельностями организма, т. е. явления коркового синтеза или корковой интеграции».
Перечислим некоторые анализаторы: 1. Слуховой анализатор. В его состав входят:
1) ухо, где расположена улитка, воспринимающая звук;
2) нервные проводники, передающие возбуждение, вызванное этим звуком, в центральную нервную систему, в нервные центры подкорки;
3) клетки коры головного мозга, где происходит анализ, а затем синтез раздражений.
Орган слуха — ухо — в анатомии разделяют на три отдела: наружное ухо, среднее ухо, включающее барабанную полость, и внутреннее ухо. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, отделенного барабанной перепонкой (тонкой фиброзной пластинкой) от среднего уха.
Среднее ухо представляет собой небольшую полость в толще височной кости. Стенки этой полости покрыты слизистой оболочкой. Полость среднего уха соединена с носоглоткой особым каналом, который носит название евстахиевой трубы.
В среднем ухе помещаются слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремя), составляющие как бы цепь, соединенную между собой сочленениями. Один конец этой цепи (молоточек) сращен с барабанной перепонкой, другой конец (стремя) входит в так называемое овальное окно, соединяющее среднее ухо с внутренним ухом, имеющим довольно сложное строение (см. рис. 5).
Рис. 5. Схема строения органа слуха. 1 — ушная раковина; 2 —барабанная перепонка; 3 — стремячко; 4 — молоточек; 5 — наковальня; 6 — наружный слуховой проход: 7 — костный лабиринт; 8 — перепончатый лабиринт; 9 — жидкость в полукружных каналах: 10 — слуховой нерв; 11 — евстахиева труба; I — наружное ухо; II — среднее ухо: III — внутреннее ухо
Овальное окно затянуто мембраной, которая отделяет полость среднего уха от внутреннего. Во внутреннем ухе находится улитка, то есть ряд спиральных ходов в веществе височной кости.
В улитке заключено образование — так называемый «Кортиев орган». Он является тем периферическим аппаратом слухового анализатора (рецептором), который воспринимает звук. В Кортневе органе имеются так называемые волосковые клетки, вокруг которых волокна слухового нерва образуют тончайшие сплетения. Эти сплетения являются периферическим концом слухового нерва.
Звуковые волны, достигнув через наружный слуховой проход барабанной перепонки, вызывают ее колебания, которые передаются через цепь слуховых косточек мембране овального окна. Колебания мембраны овального окна сотрясают имеющуюся в канале жидкость (перилимфу), что передается волосковым клеткам Кортнева органа. Энергия этих колебаний перерабатывается здесь в нервное возбуждение, а оно через слуховой нерв и центры ствола мозга и подкорки передается в слуховую зону коры головного мозга, где и подвергается высшему анализу и синтезу.
Исследования последнего времени говорят о том, что передача колебаний через мембрану и перелимфу к Кортневу органу происходит вследствие разности электрических потенциалов. В улитке возникают переменные электрические напряжения (токи улитки). Частота токов улитки соответствует частоте акустических колебаний, действующих на слуховой прибор.
Человек может различать частоты звуковых колебаний в следующем диапазоне: нижняя граница 15—20 герц, верхняя — 20 000 герц. Каждому вокалисту и музыканту известна огромная, ведущая роль слуха в вокальном и музыкальном искусстве.
При помощи слуха осуществляется контроль над исполняемым вокальным или музыкальным произведением и оценка его. Слух до сих пор является главным критерием, с помощью которого определяют качество голоса.
Певец может получить впечатление об основных качествах своего голоса лишь при помощи слуха. Но качества голоса поющему обычно кажутся иными, чем окружающим. Это происходит потому, что сам поющий воспринимает свой голос не только через слуховой прибор, но и путем мышечно-костной проводимости. А это в какой-то мере видоизменяет представление о качествах своего голоса. Поэтому необходим контроль над развитием и совершенствованием голоса у начинающих и даже законченных певцов со стороны педагогов вокала или музыкальных руководителей. Поэтому же певцу очень полезно слушать записи своего голоса на магнитофоне или грампластинке.
В некоторых случаях при неправильной координации работы голосового аппарата у вокалиста нарушается способность контроля над звучанием голоса. Если это выражено резко и педагогу не удается достигнуть хорошего эффекта в налаживании координации работы голосового аппарата (голос садится на связки, ослабляются резонирующие качества надгортанных полостей, то есть глотки, рта и проч., звук теряет силу, полноту, полётность и т. д.), то необходимо обратиться за помощью к фониатру.
К. В. Злобин предлагает в этих целях метод «психического заглушения», который состоит в том, что во время пения трезвучий по полутонам вверх или вниз, певцу дается изображение правильного овала с постепенным утолщением соответственно вверх или вниз. Внимание ученика должно быть сосредоточено на том, что он как бы выпевает эти овалы. Как утверждает К- В. Злобин, этим достигается «растормаживание голосового аппарата».
Нам думается, что подобный метод введения нового зрительного раздражителя, затормаживая имеющиеся дефектные условно-рефлекторные связи, нарушающие правильную координацию, тем самым растормаживает и восстанавливает угасшую автоматизированную деятельность голосового аппарата, дававшую ранее хороший эффект.
Метод выпевания трезвучий по зрительным представлениям, по дугам legato, был предложен давно рядом педагогов-вокалистов для воспитания кантиленного звучания голоса и лучшей координации работы органов голосообразования. Автор применяет его у обучающихся пению с успехом, совместно с тренировкой дыхания.
Существуют различные определения понятия слух. Одни понимают под этим термином свойство периферического рецептора— уха и нервных проводников — воспринимать звуковые раздражения. Другие вкладывают в это понятие более широкое содержание и под слухом подразумевают способность не только воспринимать звуковые раздражения — музыкальные звуки, но воспроизводить эти звуки голосом или на музыкальном инструменте. Последнее определение слуха более распространено.
Различают относительный и абсолютный звуковысотный слух. Человек, обладающий относительным звуковысотным слухом, может довольно точно отличать высоту одного тона от другого и узнавать заданные интервалы. Но обычно разницу меньше чем в ¼ тона даже при хорошем слухе не удается различить. Относительным музыкальным слухом обладает большинство певцов и музыкантов. Иначе относительный музыкальный слух называется интервальным.
Под абсолютным музыкальным слухом понимают способность без предварительной слуховой настройки определять абсолютную высоту звука, как ступени музыкального звукоряда. Абсолютный слух не всегда сочетается с наличием музыкальности. Некоторые великие музыканты не обладали абсолютным слухом, а с другой стороны, люди, имеющие абсолютный слух, часто не обладают никакой музыкальностью. Хорошо, если певец обладает абсолютным слухом.
Обладание интервальным слухом обязательное условие для каждого вокалиста. Певец должен уметь отличать точность интонации и интервалы между различными тонами. Слух можно развить упражнениями. Часто бывает, что начинающий певец, обладая прекрасными голосовыми данными, имеет неудовлетворительный слух. Он не может, например, повторить голосом заданных тонов или простой мелодии. Опытные педагоги знают, что это не всегда говорит об отсутствии слуха и что он может развиться в процессе занятий, когда будут выработаны сооветствующие условные рефлексы.
Неточность интонации не всегда зависит от неудовлетворительного слуха, иногда это результат неправильного голосообразования — перебора воздуха при вдохе и проч.
В музыкальном и вокальном искусстве имеется еще понятие о музыкальном слухе. Под музыкальным слухом понимают способность музыканта к художественной отделке исполняемого произведения, к передаче образа,, нюансов и т. п.
Наконец, различают еще внутренний слух, при котором человек может представить себе звучание аккорда или мелодии, глядя на ноты. Таким слухом обычно обладают композиторы, способные мысленно представлять себе различное сочетание звуков и записывать их нотными знаками.
Многие певцы владеют так называемым внутренним пением, основанным на внутреннем слухе. Вокалист, обладающий способностью к внутреннему пению, может, не издавая ни одного звука, мысленно пропеть какое-либо вокальное произведение со всеми его оттенками, ритмом, нюансами. Обладание внутренним пением очень ценно для певца и значительно облегчает ему работу над партиями или отдельными вокальными произведениями.
2. Зрительный анализатор состоит из:
1) глаза с нервными приборами, воспринимающими зрительные раздражения;
2) нервных проводников, передающих волны возбуждения, вызванные этими раздражениями,, в головной мозг, в зрительные центры подкорки;
3) клеток коры головного мозга (зрительная область затылочной доли), где происходит анализ и синтез раздражений.
В органе зрения — глазе (глазном яблоке), самая важная часть—сетчатая оболочка. Она расположена на внутренней оболочке глазного яблока и обладает свойством воспринимать световые раздражения; затем через зрительный нерв возбуждение передается в кору больших полушарий головного мозга. Там оно подвергается высшему анализу и синтезу, н в результате создаются те или иные зрительные образы.
Как сказано выше, между любыми пунктами мозговой коры, в которых одновременно возникли очаги возбуждения, может при известных условиях возникнуть временная связь. Это в полной мере относится и к очагам возбуждения, связанного со звуковым и зрительным раздражениями. У некоторых людей особенно легко возникают такие связи. То или иное сочетание звуков, та или иная мелодия вызывает у них зрительное восприятие различных красок в соответствующих комбинациях.
Есть научные работы, говорящие о том, что пение оказывает влияние на остроту зрения, которая во время фонации обычно понижается (П. П. Лазарев и Е. В. Добровольская). После прекращения фонации острота зрения восстанавливается.
3. Осязательный анализатор. Его периферическим концом являются нервные окончания (рецепторы) в коже и слизистых оболочках, а центральным концом — клетки коры головного мозга (область теменной доли).
4. Двигательный анализатор (связанный с работой мышц). Его периферический конец — это нервные окончания (рецепторы) в мышцах, суставах и сухожилиях, центральный конец — соответствующие клетки коры головного мозга.
Основное значение в процессе фонации имеет работа двигательного анализатора, а точнее, слухо-речедвигательного, по терминологии Н. И. Жилкина. Иначе говоря, речедвигательный и слуховой анализаторы работают совместно, и работа первого без участия второго не представляется возможной, так как она протекает под непрерывным контролем слуха.
Общая регуляция и координация речевого, а также и певческого процесса принадлежит головному мозгу и его коре. От него во время фонации по центробежным нервным волокнам идут импульсы ко всем органам голосообразования. начиная от мимических мышц до гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, диафрагмы и мышц брюшного пресса. А от упомянутых органов к соответствующим отделам коры головного мозга так же идут обратные импульсы по центростремительным нервным волокнам.
Благодаря такой сигнализации достигается согласованная деятельность всех голосовых органов (обратная связь).
В работе речедвигательного анализатора большую роль играют кинестезии, то есть потоки афферентных импульсов от органов речи, от имеющейся в них системы рецепторов. Кинестезии включаются в систему обратной связи, и нормальная деятельность речедвигательного анализатора без этой связи невозможна.
Как известно, каждый вокалист во время исполнения воздействует на публику не только звуком своего голоса. Внешность певца, его жесты, мимика лица, в которой первенстующее значение имеют глаза и их выражение,—все это вместе с исполняемым вокальным произведением создает у слушателя впечатление единого целого. Впечатление тем сильнее, чем ближе сливаются друг с другом зрительное и слуховое восприятие, чем они более совершенно соответствуют друг другу.
У Шаляпина, Собинова, Неждановой, Хохлова, Ершова, баса Стравинского и других лучших представителей русской вокальной школы всегда сочетались эти две стороны оперного сценического мастерства.
Если мы посмотрим на портрет Ф. И. Шаляпина, написанный В. А. Серовым, мы увидим во всей могучей фигуре русского гения, в позе, выражении лица, во всем облике олицетворение большого, неотразимо воздействующего на зрителя чувства. И мы знаем, что пение Ф. И. Шаляпина в соединении с его мимикой, позой и жестами оставляло у слушатели незабываемое впечатление на всю жизнь (см. рис. 7).
Рис. 7. Портрет Ф. И. Шаляпина (работы В. А. Серова)
Таким образом, гармоническое сочетание хорошего вокального исполнения с выразительной актерской игрой для создания художественного образа способствует успеху артиста. А это возможно только при участии работы всех упомянутых анализаторов, при хорошей их тренировке, при выработке соответствующих навыков.
Дата добавления: 2023-03-24; просмотров: 482;