Государство и общество в эпоху эллинизма


Завоевания Александра Македонского, рождение новых го­сударств на Востоке не только резко изменили и решительно раздвинули границы эллинского мира. Своим результатом они имели глубинные перемены в структуре античного общества. Наступила новая эпоха, получившая название эллинизм.Совре­менные ученые склоняются к тому, что эллинизм — сложное социально-экономическое, политическое и культурное явле­ние. Оно характеризуется синтезом греческих и восточных на­чал. Сам же эллинистический период — новый этап в развитии античного рабовладения.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИЗМА. Время эллинизма в его наиболее отчетливом выражении — III—II вв. до н.э. Однако предпосылки его складывались уже в IV в. до н.э. Главенствую­щая черта эллинизма в политическом плане: на смену малым государствам-полисам с республиканской формой правления при­ходят крупные монархии с их деспотическим, бюрократическим устройством(Птоломеев в Египте, Селевкидов в Сирии).

Свои победоносные походы Александр Македонский сопровождал основанием новых городов, таких, как Александрия, Пергам, Антиохия,которые быстро выросли в крупные культур­ные и научные центры.Из прежних сохраняли свое значение лишь Афины. На завоеванных землях оседали приезжавшие из Греции вместе с торговцами и ремесленниками и люди искус­ства. Они распространяли эллинские культурные традиции, на­выки и умения среди местного населения. И, в свою очередь, знакомили соотечественников в Греции с тем самобытным и ценным, что обретали на Востоке.

Наблюдалось интенсивное взаимодействие и взаимообога­щение восточных и эллинских культур, осуществлялся своеоб­разный синкретизм.Подобное слияние греческих и восточных элементовобнимало самые разные сферы жизни. И это была важнейшая характеристика эллинизма.

РЕЛИГИЯ. Процессы культурного синтеза не обошли сторо­ной религию. На Востоке укореняется культ бога Сараписа,который выполняет роль как Зевса, так и Плутона. Египет­ский бог Осириспоходил на Диониса. Богиня Фригии Кибелауподоблялась Рее, матери Зевса. Были смешанные божества, например, упоминавшийся Зевс-Аммон; его функции взял на себя Александр Македонский. Восточные властители, цари и фараоны, обожествлялись; это помогало укреплять их режи­мы.

ВОСТОЧНЫЕ МОНАРХИИ И ИХ БЫТ. Несметные богатства, доставшиеся победителям-македонцам, теперь принадлежали грекоязычной знати. Новые хозяева восточных государств окружали себя раболепствующими приближенными, придвор­ной челядью, опирались на разветвленную касту жрецов и чи­новничества. Между знатью и простыми людьми ширилась пропасть. Приобретало все более резкие формы имущественное неравенство.

Новые восточные владыки, подражая своим предшественни­кам, стремились к пышности и роскоши, тяготели ко всему грандиозному, монументальному. Возводились огромные хра­мы, величественные дворцы. Сохранилось описание одного из празднеств в Александрии, длившегося с раннего утра и до ночи, в котором участвовало множество актеров, облаченных в дорогие костюмы. По улицам вели дрессированных животных.

Было задействовано около 80 тыс. воинов, конных и пеших. Участникам празднества и зрителям щедро раздавались угоще­ния, вино, сладости.

АРХИТЕКТУРА. Архитектурные сооружения эллинизма при­званы были поражать воображение своими размерами. Была создана грандиозная статуя бога Солнца в Родосской гавани. Она называлась Колосс Родосскийи считалась одним из «семи чудес света». Семью чудесами света в античности называли са­мые прославленные памятники архитектуры и скульптуры. К ним помимо Колосса Родосского относились: египетские пира­мидыв Мемфисе; стены Вавилона и находящиеся в нем «Вися­чие сады» Семирамиды; статуя Зевса,выполненная Фидием в Олимпии, этом культовом центре в Элиде (Пелопоннес); храм Артемидыв Эфесе (сожженный Геростратом) и мавзолей,мону­ментальное сооружение в Галикарнасе,построенный в IV в. до н.э. Статуя Колосса Родосского развалилась во время землетря­сения. Художник Стасикрат разработал проект призванного по­разить воображение монумента Александра Македонского на Афонском мысе.На его протянутой руке должен был размеща­ться целый город.

3. Наука и культура

Однако восточные правители не только питали пристрастие к помпезности, к пышному образу жизни, что символизирова­ло их могущество. Желая придать блеск и престиж своему правлению, они приглашали ко двору поэтов, скульпторов и архитекторов, спонсировали науку. Плодотворное развитие точ­ных и гуманитарных знаний — привлекательная примета эллиниз­ма.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Создавались библиотеки,шла на­стоящая охота за всякими сколько-нибудь известными произ­ведениями. В Александрии издали закон, согласно которому каждому судну, входившему в гавань, предписывалось продать или сдать для копирования все литературные сочинения, нахо­дившиеся у него на борту. Библиотека в Александриинасчиты­вала до 490 тыс. свитков, а во времена Юлия Цезаря, т.е. в I в. до н.э. — 700 тыс. Эти бесценные сокровища были уничтожены пожарами. Соперничала с Александрийской библиотекой дру­гая, созданная в Пергамепри династии Аталидов. Успехи биб­лиотечного дела в этой стране во многом результат изобретения писчего материала из кожи — пергамента.

В эпоху эллинизма стали больше читать. Раньше эллины на­капливали знания, слушая ораторов, дискутируя с философами. Теперь же книгоиздание было поставлено на широкую ногу.Это побуждало иных литераторов к многословию. Некий Хрисипп написал 700 книг, а Дидим Александрийский, филолог, славив­шийся ученостью, сочинил более 3400 книг, правда, во многом компилятивных. За свою способность аккумулировать огром­ный фактический материал его называли «человеком с медны­ми внутренностями». При этом он уже не мог запомнить все, что сочинил, и некоторые книги писал по два-три раза. Изме­нилась и направленность книг. Раньше в них говорилось о «са­мом важном», ставились коренные проблемы бытия и жизни общества. Теперь нередко фиксировались малозначительные эпизоды частной жизни.

В эпоху эллинизма вырос авторитет знаний и поэзии. В Александрии возникло нечто подобное Академии Наук,получив­шее название Музей(буквально «Храм муз»).В нем поэтам и ученым предоставляли специальные помещения для занятий творческой деятельностью в разных областях, для общения, об­мена идеями. В Музей, пользовавшийся покровительством Птоломеев, стекались талантливые люди из разных стран. В Музее зародилась и филологическая наука,предметом которой в то время был критический анализ текстов, отбор тех, которые считались достоверными, «каноническими».На них должны были ориентироваться актеры, исполняя роли в театре, и преподава­тели школ. и славен был и Архимед (ок.287 — 211гг. до н.э.) — математик, физик, астроном, инженер, основатель теоретической механики.

После учебы в Александрии он уехал в родной город Сиракузы. Во время осады города римлянами во время второй пунической войны Архимед вооружил защитников изобретенными им бое­выми машинами. При взятии города великий ученый погиб от руки римского легионера. Его сочинения повлияли на развитие высшей математики в Европе в XVI—XVII вв. Как физик Архи­мед сформулировал известный закон рычага: «Дайте мне мочку опоры, и я сдвину землю».

В Александрии творил астроном и математик Аристарх Самосский(320—250 гг. до н.э.), разработавший гелиоцентрическую концепцию мироздания, т.е. поставивший в центр солнце. Он высказал гениальную догадку о вращении земли вокруг солнца, хотя и не имел возможности доказать это математически. Лишь спустя 1800 лет его теория получила дальнейшее развитие и подтверждение в трудах Кеплера и Коперника. Обогатил астро­номию Гиппарх(190—125 гг. до н.э.), который, в частности, с большой точностью определил расстояние от земли до луны, а также создал каталог звезд. Замечательным географом был Эратосфен,известный также как автор мифологически-астрономи­ческой поэмы «Превращение в звезды».

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ. СТОИКИ. Эллинизм отмечен раз­витием различных философских школ и течений. Среди них главными были школы стоикови эпикурейцев.При этом фило­софы стремились в контексте общих тенденций духовной жиз­ни замкнуться на себе, своих ощущениях, обосновать поведе­ние индивида, противостоящего государству. Избегали они и решения широких философских проблем. Основное внимание стоики и эпикурейцы уделяли этике, т.е. человеческому пове­дению.

Родоначальником стоицизмабыл уроженец острова Крит Зенон(326—246 гг. до н.э.). Основавший собственную школу, он приглашал всех желающих его слушать. Кроме того, он высту­пал в наиболее многолюдном месте в Афинах, на рыночной площади, агоре. Главным в стоицизмебыло учениео добродете­ли,которая заключается в спокойствии,в невозмутимости, в спо­собности переносить удары судьбы, в следовании разумной природе, Логосу.Человеку, как учили Зенон и другие стоики, надлежит быть безразличным к тому, что происходит вне его и довольствоваться своим жизненным уделом.

ЭПИКУРЕЙЦЫ. Эпикурейцы были учениками и последовате­лями Эпикура(341—270- гг. до н.э.), выдающегося философа, развивавшего взгляды Демокрита,в частности его материали­стическую теорию атомов. Но главное внимание он уделял проблемам этики. Цель жизниЭпикур видел в устремленности к наслаждению,однако под ним он разумел не жажду удовольст­вий, не безоглядное желание взять у жизни как можно больше чувственных радостей, хотя именно так, упрощенно и во мно­гом однобоко интерпретировали его учение некоторые из по­следователей. Сам же Эпикур к этому не призывал, не возводил в культ материальные блага. Его идеал —'человек, свободный от страха смерти, невозмутимый перед, казалось бы, неотвратимым всевластием судьбы.«Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, нас уже нет», — говорил Эпикур. Высшей ценностью для него оставались покой, уравновешенность и ра­дости духовного свойства. Его девизом было: «Живи скрытно».Это означало: обретай счастье в среде друзей, близких тебе по уму и сердцу. Не желай суетной славы. Сторонись обществен­ных дел. Последователем Эпикура в римской литературе был Лукреций (Iв. до н.э.), художественно интерпретировавший его идеи в знаменитой философско-дидактической поэме «О при­роде вещей».

КИНИКИ. Пользовалась влиянием еще одна философская школа — киники. Киники делали акцент на этике, призывали к возвращению человека к естественному природному состоя­нию, к аскетизму, бросали вызов общественным нормам и тра­дициям. Теорию и практику киников по-своему олицетворял знаменитый философ Диоген(410—320 гг. до н.э.), фигура экзо­тическая, в чем-то анекдотическая.

Рассказывают, что он вызвал уважение самого Александра Македонского. Когда полководцу показали Диогена, жившего, по преданию, в бочке, Алек­сандр спросил его, знает ли тот, кто перед ним. Диоген ответил, что знает. Когда полководец сказал, что может одарить его всем и спросил, чего тот же­лает, Диоген ответил, что хочет лишь одного, чтобы Александр не заслонял от него солнце...

ТОЧНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. В Египте и в Александ­рии творили ученые, составившие славу античной науки. Среди них был Евклид(365—300 гг. до н.э.) — великий математик,основоположник античной геометрии. Он работал в Александ­рии, создал выдающийся труд «Начала», который служил учеб­ником геометрии почти целое тысячелетие и оказывал воздей­ствие на развитие математики вплоть до XIX в. Не менее велик Диоген был остроумным и бесстрашным человеком. Кини­ки учили, что человек должен быть свободен от государства, общества, культуры, семьи. В их философии парадоксальным образом отразилось время, когда индивид все острее осознавал себя внутренне отъединенным от общественно-государствен­ной системы как враждебного ему начала.

ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН. В эллинистическую эпоху замет­ным явлением стал процесс эмансипации женщин.

Девушка Гиппархияиз знатной и богатой семьи города Маронея (Фракия) влюбилась в философа Кратета. Послед­ний был последователем философии киников и упоминавшего­ся Диогена, который, согласно легенде, отвергал материаль­ный комфорт, демонстрируя презрение к благам цивилиза­ции. Кратет был странствующим философом, который в духе Диогена фактически вел полунищий образ жизни. У Гиппархии же не было недостатка в претендентах на ее руку, лю­дей весьма солидных. Но она была искренне увлечена Кратетом. Не повлияли на нее ни упрямое противодействие родителей, ни даже уговоры самого Кратета, действовавшего по их просьбе и живописавшего ей печальные перспективы их неустроенного быта. Гиппархия вышла замуж за филосо­фа, начала носить мужскую одежду и вместе с Кратетом проповедовала взгляды киников. Видимо, она была счастлива в этом необычном браке, имела сына от Кратета, а участвуя в дискуссиях с коллегами-философами, демонстрировала не­заурядный ум.

Конечно, и в это время женщины оставались в значитель­ной степени выключенными из политической и общественной жизни. Зато они внесли ощутимый вклад в поэзию и искусство. Среди них была редкостно одаренная поэтесса Эринна,в девят­надцатилетнем возрасте ушедшая из жизни. Поэт Асклепиад Самосский так отозвался о ее поэме «Прялка»:

Это Эринны пленительный труд,

девятнадцатилетней девушки труд --

оттого и невелик он; а все ж лучше он

многих других. Если смерть не пришла б

к ней так рано, кто бы соперничать мог славою имени с ней.

К сожалению, неизвестна биография другой, безусловно та­лантливой поэтессы Аните (IIIв. до н.э.), писавшей эпиграммы и эпитафии. Среди последних — в память о трех милетских де­вушках. Когда город Милет был осажден варварами-галетами, они предпочли покончить жизнь самоубийством, но не стать жертвами насилия.

Поэтесса Аристодамаиз Смирны выезжала с чтением своих стихов на Балканы, а в городе Ламия в Этолии в знак призна­ния заслуг на поприще поэзии получила гражданские права и титул проксены, что позволило ей представлять интересы Ла­мия в родном городе Смирне. Ничего подобного до сих пор не случалось. В этот период появились, правда немногочислен­ные, женщины живописцы, музыканты, скульпторы.

В таком популярном виде искусства, как терракоты,стали часто изображать девушек, играющих на музыкальных инстру­ментах. Показательно и другое. В надгробных эпитафиях жен­щин упоминались не только их красота и добродетель, но и ча­сто их успехи в искусствах. Прежде — лишь заслуги в ведении домашнего хозяйства.

Другой характерный момент. Скромность, молчаливость пе­рестают быть позитивной характеристикой поведения женщин в быту. Напротив, они хотят выделиться, показать себя, под­черкнуть свои привлекательные стороны с помощью нарядов и роскоши. Конечно, в этом особенно преуспевали элитные кур­тизанки. Показательно, что в Афинах в IIIв. до н.э. был при­нят закон, оказавшийся малоэффективным, который запрещал женщинам носить пурпурные платья, расшитые золотом, и разъезжать по городу в колесницах во время праздников.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Самобытно развивалось изо­бразительное искусство эллинизма, в котором по-своему сказа­лась общая атмосфера, углубившееся внимание к внутреннему миру личности.Ваятели создавали портреты, в которых переда­вали психологическое состояние, страдания, борьбу, муки. В скульптуре воссоздавался фон, на котором воспроизводился тот или иной сюжет. В Александрии трудились скульпторы, на­следники великого Праксителя.Прекрасный памятник эпохи — мраморная статуя Ники Самофракийской (IIIв. до н.э.). ВПер-гаме работала школа скульпторов, продолжавших дело велико го Скопаса(IV в. до н.э.). Шедевром мирового искусства стал фриз Пергамского алтаря,запечатлевший противоборство богов с гигантами; незабываем фрагмент, на котором изображены бо­гини Афина, Гея и гигант Алкионей. Он хранится в Пергамском музее в Берлине. На Родосетрудилась группа скульпто­ров, создавших фигуры атлетов и воинов, а также сцены борьбы. Они продолжали линию, намеченную Лисиппом(2-я пол. IV в. до н.э.), скульптором, работавшем в бронзе, изваяв­шим всемирно знаменитые статуи «Апоксиомен», «Геракл Фарнезский», «Агий», «Сидящий Гермес», портрет Александра Ма­кедонского, статуэтку Сократа. Стремясь создавать жизненно достоверные образы, Лисипп предвосхищал основные художе­ственные принципы искусства эллинизма. Одним из достиже­ний эллинизма стала статуя обнаженной Афродиты.

Прославленный памятник эллинизма — скульптурная группа Лаокоон,сюжетом которой послужил эпизод Троянской войны, воссозданный, в частности, в «Энеиде» Вергилия.

Лаокоон, троянский жрец Аполлона, убеждал сограждан не вводить в город деревянного коня. За это два появившихся страшных змея обвились вокруг него и двух его сыновей и задушили их. Троянцы, наблюдавшие эту страшную сцену, восприняли ее как знак небес, как осуждение Лаокоона, дающего яко­бы ложные советы. Они внесли в город коня, в котором были спрятаны ахей­ские воины, и тем самым обрекли себя на погибель. Смерть Лаокоона и его двух сыновей и стала сюжетом скульптурной группы.

Она была обнаружена в 1506 г. и установлена в Ватиканском музее в Риме. Но это была римская копия с оригинала, который, по-видимому, принадлежал скульпторам с острова Родоса Агесандру, Афинодору и Полидору. Римская ко­пия сыграла выдающуюся роль в искусстве, в частности, при формировании стиля классицизма. Великий немецкий просветитель Лессинг (1729—1781) ана­лизировал эту группу в трактате «Лаокоон» (1766), в котором сформулировал свое понимание природы искусства.

Большого искусства достигли скульпторы и архитекторы в парадном оформлении дворцов восточных монархов.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ. В целом для искусства эллинизма характерен интерес к деталям, подробностям, изяще­ство отделки в противовес величию и масштабности отличивших создания классической эпохи.Во многих произведениях элли­низма человек погружен в мир частных интересов, любовных треволнений. Дела и заботы государства, как и общества, — ему во многом чужды. Вместе с тем сооружениям эллинизма свойственны тяга к грандиозности, пышности, к вычурности внеш­них форм, особенно в архитектурном решении дворцов, парад­ных зданий.

Приметная черта эллинистического искусства — его нетра­диционность.В классическую эпоху поэты, драматурги, скуль­пторы, архитекторы ощущали органическую связь с художест­венной нормой, с тем, что творили их предшественники. Сложившиеся жанры предполагали устойчивые художествен­ные формы. Мастера искусства в эпоху эллинизма были во многом новаторами, экспериментаторами,они искали оригина­льные формы и средства выражения, что делали, например, по­эты александрийцы.

ЛИТЕРАТУРА ЭЛЛИНИЗМА

От эпохи эллинизма осталось интересное и своеобразное ли­тературное наследие. Вместе с тем перемены, привнесенные эл­линизмом во все сферы жизни, в духовный, культурный кли­мат, не могли не отозваться на общем характере литературы.Новизной, по сравнению с классическим периодом, отличают­ся тематика и проблематика словесного искусства.Во времена Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана литература, прежде всего, оказывала решительное влияние на умонастроение совре­менников.Писатели изображали духовную жизнь общества, были «властителямидум». Ставили коренные проблемы, политические, религиозные, нравственные.

Влитературе эллинизма в значительной мере сузились масш­табы художественного освоения действительности,она все откро­веннее замыкалась на изображении внутреннего мира человека.

Конечно, в этом были свои позитивные стороны: быт, семей­ные отношения стали полнее раскрываться в литературе. В то же время политическая проблематикав условиях монархическо­го государства почти исчезла, если не считать откровенной лести монарху, претендующему на роль знатока и покровителя ис­кусства. Крупные жанры сменяются «малыми». Это миниатюры, элегия, эпиграмма, идиллия, мимы, эпиллий(«малый эпос»). Они не претендуют на философскую углубленность, предмет внима­ния в них — не вечное, общечеловеческое, а сиюминутное, бы­товое, повседневное. На смену монументальности, философ­ской обобщенности творений классического периода пришли индивидуализация, детализация.

Если в IV в. до н.э. в литературе позднеклассической эпохи преобладали прозаические жанры, проза ораторская, историче­ская, философская, то эллинизм характеризуется господством поэзии.Заметно расширяется разрыв между литературой, ори­ентированной на верхи, и той, что адресована низам.

Искусство слова призвано не столько оказывать нравствен­ное, воспитательное воздействие, сколько услаждать, прино­сить удовольствие.

Наиболее значительные достижения эллинистической лите­ратуры — это новоаттическая комедия и александрийская проза.

Новоаттическая комедия.

Самый термин «новоаттическая комедия» указывает на два важнейших обстоятельства: во-первых, эта жанровая разновид­ность рождена новой исторической эпохой; во-вторых, она от­лична от древнеаттической комедии. Последняя, представленная Аристофаном, носила отчетливо выраженный политический, со­циальный, тенденциозный характер. «Средняя» комедия, пере­жившая расцвет в IV в., до нас практически не дошла. Взлет но­воаттической комедии — IIIв. до н.э.

ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИКИ. Это — комедия бытовая, любов­ная, семейная.Известное в античной эстетике истолкование ис­кусства как «воспроизведения жизни», т.е. бытовой повседнев­ности, применимо к новоаттической комедии. Она близка некоторым «трагедиям интриги». Еврипида, популярность ко­торого начинает расти с эпохи эллинизма, в частности Новоат­тической комедии чужда сатира на пороки

общества, равно как и аристофановская буффонада, фантастика, грубые шутки, ве­селье. Эта разновидность комедии, как можно судить, являла довольно щедрый пласт литературных образов и была представ­лена почти пятью десятками авторов; однако подавляющее бо­льшинство их произведений утрачено.

Главный акцент в новоаттической комедии сделан на психо­логической характеристике персонажей, показанных обычно в семейной сфере.

ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ И СЮЖЕТОВ. При этом, как мож­но судить по немногим уцелевшим произведениям, фрагментам, а также переделкам греческих оригиналов, выполненных рим­скими комедиографами, для комедии подобной жанровой раз­новидности характерен определенный набор устойчивых сюже­тов и ситуаций.Это попытки юноши вызволить свою возлюбленную, оказавшуюся в лапах сводника; участь подкину­того младенца, родившегося вне брака; отношения родителей и детей; соперничество между сыном и стариком-отцом; ревность и другие перипетии любовных коллизий. Указанные мотивы были намечены уже Еврипидом (соединение разлученных супру­гов, брата и сестры, узнавание подкинутого ребенка и др.). Не­редко новоаттическая комедия строилась на увлекательной инт­риге.

Названным сюжетным типам соответствовали и некоторые закрепленные типы,или маски. Вих числе были: «сводник»,алч­ный и грубый; «сводня»,старуха-пьяница; «юноша»,обычно беспомощный, пылко влюбленный и страдающий от недостат­ка средств; «старик»,отец юноши, нередко охотник до молоде­ньких девушек; «девушка»,ставшая живым товаром сводника; «гетера», многоопытная, знающая, как выманивать деньги; «хвастливый воин»,наемник, беспардонный бахвал, фантазер по части мнимых побед как на поле боя, так и над женскими сердцами.

Менандр

Известны такие мастера новоаттической комедии как Дифил и Филемон; но в истории литературы остался прежде всего Ме­нандр (ок. 342—292 г. до н.э.).

Биография его пестрит «белыми пятнами». Известно лишь, что он жил в Афинах, сторонился общественно-политической деятельности, был прекрасно образован, начитан, питал склон­ность к философии. Человек независимый, не бедный, откло­нил предложение царя Птоломея переселиться в Александрию. Менандр жил на вилле неподалеку от Пирея, общаясь с близ­кими друзьями и единомышленниками. Краса вица-гетера Гликера стала его музой-вдохновительницей.

Он написал от 105 до 108 комедий, 8 раз брал первый приз в соревнованиях драматургов. Однако от Менандра дошли до нас небольшие, хотя многочисленные отрывки, но ни одной пол­ной пьесы. Сохранился папирус, на котором записаны значите­льные фрагменты комедий Менандра: «Герой», «Отрезанная коса», «Третейский суд», «Семиянка». В 1956 г. произошло сча­стливое для классической филологии событие: была найдена полностью сохранившаяся комедия «Угрюмец» (другие заголов­ки «Брюзга», «Человеконенавистник»). В 1964 г. — значитель­ная часть еще одной комедии «Сикионец». Всего большей ча­стью во фрагментарном виде известны 10—12 комедий Менандра.

«УГРЮМЕЦ». Центральный герой комедии «Угрюмец» — ста­рик крестьянин Кнемон,человек тяжелого, раздражительного нрава, постоянно всем недовольный. Из-за этого его оставила жена. Кнемон ведет отшельническое существование. Тяжелый жизненный опыт превратил его в озлобленного брюзгу:

...черствым стал я оттого,

Что на низость человечью, на корыстный ум людской Нагляделся в жизни вдоволь. Я уверен был: никто Никому на свете блага не желает. Это мне и вредило.

Развитие сюжета связано с тем, что в его красивую дочь влюбляется юноша из богатой семьи Сострат,увидевший ее во время охоты в сельской местности. Но, будучи робким по нату­ре, Сострат боится лично объясниться с отцом девушки и по­сылает свататься своего раба. Но тот не может выполнить пору­чение Сострата, натолкнувшись на вздорное поведение Кнемона, который гонит всех прочь.

В дальнейшем Сострат появляется у дома Кнемона, знако­мится с пасынком старика Горгием.Последний убеждается в порядочности соискателя руки своей сестры. Сострат хочет сам переговорить с Кнемоном; переодевшись крестьянином, он имитирует полевые работы на соседнем с кнемоновским участ­ке земли, но подобный «маскарад-показ» оказывается не нуж­ным, так как Кнемон не выходит в поле. Но здесь вмешивается случай, который вообще играет заметную роль в новоаттиче­ской комедии.

Стремясь достать сорвавшееся с веревки ведро, Кнемон па­дает в колодец, откуда его извлекает Горгий, которому помога­ет Сострат. Послепережитого потрясения старик Кнемон пере­оценивает свое поведение и рассуждает о том, что люди должны приходить друг другу на подмогу:

...Только Горгий, да и то с большим трудом,

Мне глаза открыл, поступок благородный совершив.

Кнемон возлагает на Горгия ведение своего хозяйства и также заботу о том, чтобы выдать замуж сводную сестру. Меж­ду молодыми людьми, Горгием и Состратом, достигается пол­ное взаимопонимание: Сострат легко добивается от своего отца согласия на брак с дочерью Кнемона, бесприданницей. Кроме того, его собственную сестру, богатую невесту, выдают замуж за Горгия.

«ТРЕТЕЙСКИЙ СУД». Если в «Угрюмце» мы не находим инт­риги, то в другой «хрестоматийной» пьесе Менандра «Третей­ский суд» обнаруживаем исчерпывающий набор сюжетных хо­дов, типологию характеров, отличающих новоаттическую комедию. Пьеса эта также сохранилась в неполном виде, утеря­ны группы стихов, десятки строк и даже отдельные страницы.

В «Третейском суде» имеется своя предыстория,т.е. события, происшедшие в прошлом, раньше тех сцен, которые разверты­ваются на глазах у зрителей. Главный герой — молодой человек Харисийво время празднеств, будучи в состоянии опьянения, совершил насилие над девушкой из состоятельной семьи Памфилой.Через некоторое время он женился на этой девушке, от­нюдь не ассоциируя ее с данным эпизодом.

Через пять месяцев после свадьбы, во время отлучки мужа, Памфила родит ребенка и, опасаясь за свою репутацию, подкидывает его. Подобный выход из неприятной для молодой женщи­ны ситуации не был редкостью в афинском обществе. Об этом узнает вездесущий раб Онисим,который спешит доложить своему хозяину. Харисий, не догадываясь, что он — отец ребенка, оскорблен тем обстоятельством, что жена имела с кем-то, как он полагает, связь до брака. Он оставляет Памфилу и переселяется к приятелю Хэрестрату.Как и свойственно молодым людям в но­воаттической комедии, будут в состоянии психологического стресса, они пытаются «снять» депрессию кутежами и вином. Ха­рисий вновь обращается к услугам знакомой гетеры Габротонон,что тоже соответствовало нравам афинской молодежи.

Действие развертывалось между двумя домами, находящи­мися рядом: Хэрестрата и Харисия, где теперь пребывает в оди­ночестве Памфила.

Встревоженный положением в семье своей дочери, ее отец Смикрин,являющий характерный тип «старика», надеется уз­нать подробности, но безуспешно. На улице его, незнакомого человека, останавливают два раба, Сириеки Дав,и просят вы­ступить третейским судьей, т.е. независимым арбитром в воз­никшем между ними споре. Данная сцена и является завязкойсобытий в пьесе. Суть их спора сводится к следующему. Два месяца назад пастух Дав нашел в лесу брошенного ребенка и некоторые оставленные с ним вещи. Дав взял себе ребенка, но потом понял, что эта обуза будет для него слишком тяжела и, уступив просьбе, отдал ребенка своему приятелю рабу Сириску, угольщику, у которого умер новорожденный. Однако Си-риск, узнав, что вместе с подкидышем находились и оставлен­ные для него вещи, настаивает, чтобы Дав их также вернул ему. Дав отказывается. Вот этот спор и призван разрешить в качестве третейского судьи Смикрин. Он принимает сторону Сириска, установив, что именно ему должны принадлежать вещи ребенка.

Взяв возвращенные вещи, Сириек их разбирает, а проходя­щий мимо раб Харисия Онисим замечает среди них пер­стень-печатку своего хозяина. Это уже явный знак того, что Ха­рисий был отцом подброшенного ребенка. Онисиму удается выпросить у Сириска этот перстень. Как выяснится позднее, во время насилия над Памфилой девушка сняла перстень с пальца Харисия, дабы позднее опознать отца в случае рождения ребенка. Однако Онисим боится сообщить о найденном перстне Харисию, который уже озлоблен на раба за то, что тот выдал ему тайну Памфилы и испортил настроение.

Ситуация разрешается благодаря вмешательству гетеры Габ­ротонон, с которой Харисий состоял в связи еще до вступления в брак. Тоскуя по жене, стремясь забыться в вине, он вот уже три дня, как не притрагивается к гетере, чем она уязвлена. Ей и поведал Онисим историю с перстнем, который хозяин потерял на ночном празднестве. Гетера вспоминает, что тогда Харисий совершил насилие над какой-то девушкой. Следовательно, надо найти мать подкинутого ребенка. Тогда Габротонон придумы­вает такой хитроумный план. Она надевает перстень Харисия, а тот, увидевшего, приходит в смятение. Он думает, что Габрото­нон — мать подброшенного ребенка. Когда об этом узнает Смикрин, отец Памфилы, то совершенно возмущен амораль­ным поведением тестя и требует от Памфилы, чтобы она окон­чательно рассталась с Харисием. Однако Памфила отказывает­ся подчиниться воле отца. Она все еще любит мужа. И это несмотря на то, что перед ней маячит невеселая перспектива: Харисий может взять к себе гетеру, имея законную жену. Несохранившийся финал пьесы, по-видимому, был таков. Габрото­нон встречает на улице заплаканную Памфилу и понимает, что именно она — девушка, опозоренная на ночном празднике. Ге­тера, демонстрируя свое благородство, признается, что, назвав себя матерью ребенка, пошла на хитрость. Все заканчивается «узнаванием», т.е. благополучным финалом. Онисим и Габро­тонон помогают Харисию, остро переживающему случившее­ся, — ведь и его поведение не идеально, — понять, что он — отец подкинутого ребенка. Харисий возвращается к жене. Габ­ротонон же за оказанную помощь получает свободу; Смикрин становится дедом пятимесячного внука.

ПСИХОЛОГИЗМ КОМЕДИИ. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС. Про­исходящие в пьесе счастливые совпадения, случайности — это та условность,неизбежно проистекающая из самой приро­ды комедийного жанра. Правда, сюжет и система образов в «Третейском суде» говорят о том, что это уже не комедия «в чистом виде», ибо она приближается к тому, что можно назвать бытовой драмой.Взять хотя бы Харисия: казалось бы, стереотипная фигура «юноши», молодого человека, но сколь много­гранно он обрисован! Он и легкомысленный, и искренний в своих чувствах, несдержан в переживаниях, когда рвет на себе волосы, горько бранит себя. Интересна и фигура Памфилы: эта женщина, решившая подбросить новорожденного, остро пере­живает свою драму, признается, что «чуть не ослепла, плача», а когда Смикрин собирается силой увести ее от беспутного мужа, то, стремясь сохранить семью, готова назвать отца «деспотом». В целом в этой да и других пьесах Менандра присутствует гу­манистическое мироощущение драматурга, сочувствующего сво­им героям, понимающего их проступки и слабости. Драматург — это художник, для которого жизнь многообразна и сложна.

ЗНАЧЕНИЕ МЕНАНДРА. По-видимому, Менандр (как в свое время и Еврипид) не был в полной мере оценен современника­ми. Но сюжеты Менандра, да и все те, что бытовали в новоат­тической комедии, подвергались переработке и освоению в новых исторических условияхуже мастерами римской комедии, Плавтоми Теренцием.Это дало основание крупному исследователю античной драмы В.Н. Ярхо обосновывать правомерность вве­денного им термина «греко-римская комедия».



Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 2542;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.