Глава XF. ЭЛЛИНИЗМ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА
V век,условно говоря, можно было бы назвать «афинским».Однако на исходе столетия, после поражения афинян в Пелопоннесской войне, чаша весов склонилась к Спарте. IV век — переломный для судеб Греции, насыщен войнами, острыми политическими конфликтами. Главными действующими лицами растянувшейся на десятилетия драмы стали уже не только Афины и Спарта, но также Фивы и Македония. IV векможно было бы условно назвать «македонским» веком. Правда, и в это столетие Афины оставались «оком» Эллады, средоточением ее художественной, научной, интеллектуальной жизни.
Столь, казалось бы, неожиданное возвышение Македонии было на самом деле закономерно, предопределялось глубинными процессами, происходившими в греческом обществе в IV в., когда система небольших государств-полисов, составлявших Элладу, переживала нараставший кризис.
Произошли глубокие перемены в экономике.Прежде гражданин полиса, хозяин земельного участка, отстаивал свой полис и земельную собственность. Теперь же многие люди, и бедные, и имущие, лишились наделов земли.От непрестанных войн бедствовали землепашцы, в городах же все большую власть забирали толстосумы. Поскольку выборные должности оплачивались, на них нередко избирались бедные граждане. Но их откровенно подкармливали, а то и просто подкупали богатеи, вынуждая тем самым выполнять их волю.
Затронули перемены и армию.Раньше полисы имели собственное городское ополчение. Но уже на исходе V, и особенно в IV в., основную массу вооруженных сил составляли воины-наемники. Появился тип человека, который избрал войну профессией, обогащался с помощью грабежей. Наемники, например, приглашались для защиты местных олигархов. С их помощью нередко осуществлялись государственные перевороты. Раньше понятия «гражданин» и «воин»были взаимосвязаны. Теперь эти понятия — расщепились.Подтачивала полисы и внутренняя социальная борьба имущих и неимущих.
/. Александр Македонский и его походы
ВОЗВЫШЕНИЕ МАКЕДОНИИ. В отличие от Афин, Спарты, некоторых других эллинских государств, Македония долгое время находилась на периферии политической и культурной жизни Эллады. Рост авторитета Македонииначинается при царе Архелае,резко усиливается при царе Филиппе,том самом, кого обличал в своих речах Демосфен. В битве при Херонее (338 г. до н.э.), где антимакедонская коалиция потерпела поражение, македонской конницей, внесшей решающий вклад в победу, командовал 18-летний сын Филиппа— Александр.Судьба отвела ему краткую 33-летнюю жизнь, да и царствовал он немногим более 12 лет. Но Александр выказал такую грандиозную энергию, свершил так много, что этого хватило бы на много долгих человеческих жизней. Его имя среди — самых блистательных имен всемирной истории, а самый его образ вошел в литературу и искусство.
АЛЕКСАНДР: ПОЛКОВОДЕЦ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. Будущий великий полководец родился в 356 г. до н.э. Его биография «обросла» легендами, анекдотами, так что порой трудно отделить истину от фантазии. Считается, например, что он появился на свет в тот самый день, когда Герострат поджег храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из «семи чудес света». Его мать Олимпиада, одна из шести или семи жен Филиппа, женщина властолюбивая, была втянута в дворцовые интриги, пережила своего гениального сына и была казнена в 316 г. по решению македонского войска. Александр получил прекрасное воспитание, как и многие аристократы его времени.
Первым его учителем был Леонид, родственник матери, отличавшийся строгостью: он частенько заглядывал под подушку или матрас своего воспитанника, чтобы выяснить, не спрятала ли там мать для любимца сына какие-нибудь лакомства. Но Александр не обижался на своего учителя. Другой учитель, Лисимах, был человек простой, но не без хитрости: он называл своего воспитанника Ахиллесом, позднее сопровождал в походах, а однажды царь даже рисковал жизнью, чтобы спасти Лисимаха.
АРИСТОТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА. К 13-летнему Александру отец пригласил в качестве учителя самого Аристотеля, который сумел привить Александру, универсально интеллектуально и физически одаренному, не только интерес к военному делу, к чему тот питал очевидную склонность, но и к естественным наукам, особенно медицине. И здесь быстро все схватывающий Александр имел успехи: научился врачеванию, лечил недуги ближних и предписывал им лекарства. Существует предание, что Филипп написал письмо Аристотелю, в котором благодарил судьбу за то, что его сын родился при жизни такого ученого и сумел так много у него взять. В знак уважения к Аристотелю Филипп восстановил его родной город Стагиру, лежавший в развалинах, и вернул туда жителей, часть из которых находилась в плену. Сам Александр полагал, что знания, полученные от Аристотеля, — это то главное, что отличает его от простых смертных. Плутарх в жизнеописании Александра свидетельствует: «...Аристотелем он вначале восторгался и любил его, как он сам говорил, не меньше отца, потому что благодаря этому он живет, а благодаря тому — хорошо живет».
Жизнь Александра Македонского — яркий пример того, какую роль в формировании личности гения играют образований и воспитание.
С детства Александр жадно впитывал знания. В 10 лет он играл на лире. Увлекался театром, был ценителем изобразительного искусства. Пристрастившись к чтению, не расставался с книгами даже в пору трудных походов. Одним из любимых его сочинений была гомеровская «Илиада», которую он почти век** знал наизусть. У него был список этой поэмы, выправленный
самим Аристотелем; он хранил его в роскошной шкатулке Позднее Александр свидетельствовал, что изображен в боевых действий в поэме стало для него первой школой военного искусства. Он также штудировал историков (Ксенофонта поэтов (Пиндара), трагиков. Однажды в присутствии отца Александр лично принимал персидских послов, которых удивши гибкость ума, восприимчивость и обширность познаний юноши признавались, что сын талантами уже не уступает Филиппу, в другой раз, когда Филипп воевал, 16-летний сын по его ряжению взял на себя управление государственными делами успешно выдержал экзамен.
После гибели Филиппа в 336 г. в Греции оживились антимакедонские силы. Александр, ставший царем в 20 лет сначала жестоко подавил восставших фракийцев, затем осадил и разрушил город Фивы, центр сопротивления. Полновластный хозяин Эллады, Александр устремил свои взоры на Восток.
ПОХОДЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО. Свой поход Александр начал в 334 г., имея от 30 до 45 тыс. пехотинцев и 5тыс. всадников. Война с персами велась от имени общегреческого союза государств как отмщение за святыни, поруганнее во время вторжения персов в Элладу. Высадившись в Малой Азии Александр Македонский нанес поражение персам при Гранике (334 г. до н.э.), а год спустя окончательно разгромил в битве при Иссе (333 г. до н.э.). Была захвачена огромная военная добыча. Затем Александр овладел восточным побережьем средиземного моря, Сирией, частью Палестины. Стремительное продвижение Александра было задержано у хорошо укреплённного города Тир, который был взят после ожесточенного штурма. Подчинив себе Палестину, Александр захватил и Египет и стал хозяином неиссякаемой хлебной житницы, столь необходимой эллинам. Важнейшим делом Александра стало основание в 332—331 гг. нового города в низовьях Нила, названного в его честь Александрией, которому суждено было стать крупнейшим центром науки и культуры.
Уверовав в собственное величие, Александр побудил жрецов главного египетского храма Амона провозгласить, что он Бог и сын бога. Последующие успехи на поле брани окончательно убедили Александра в собственном всемогуществе. В Египте, как и в других захваченных странах, Александр стремился упрочить свою власть, опираясь на местную знать. Укрепившись на Ниле, Александр отправился в новый поход в Месопотамию, вбитве при Гавгамелахразгромил войска Дария и едва не взял в плен царя, который спасся бегством. Центры Ахеменидской державы Сузы, Персеполь, Эктабак были захвачены, и в руки македонцев попали несметные сокровища. Продолжая движение на
Восток, Александр выступил в Среднюю Азию и почти всю ее подчинил (329—327 г. до н.э.). Новый поход уже был нацелен на Индию, Александр достиг реки Ганг, но по требованию войска, утомленного до последней степени лишениями ибоями, вернулся домой.
Александр Македонский тяготел ко всему грандиозному. Его обуревали смелые проекты. Так, он решил осуществить слияние древних народов способом «смешения крови». С этой целью была осуществлена впечатляющая свадебная церемония в Сузах. Она состоялась вскоре после его возвращения из индийского похода.
В Сузах был воздвигнут огромный шатер, изукрашенный с максимальным великолепием. Вокруг шатра располагались диваны и столы в ожидании женихов с Востока и Запада. Александр взял в жены Статиру, дочь персидского царя Дария III; несколько лет до этого он женился на Роксане, дочери крупного вельможи из Бактрии. Но разводиться с Роксаной ему не требовалось, поскольку входил в моду восточный принцип многоженства. Вступали в новые брачные союзы и сподвижники и полководцы Александра. Гефестион, лучший его друг, женился на сестре Статиры, Кратер — взял в супруги племянницу Дария. Всего брачную церемонию осуществляли восемьдесят представителей македонской знати, породнившиеся с красивыми девушками из восточных семей.
Став хозяином огромных завоеванных территорий, Александр стремился сплотить разноплеменное население, придав своей колоссальной империи внутреннее сходство. Но этого он |не успел добиться, скончавшись в 323 г. в возрасте 33 лет.
АЛЕКСАНДР КАК ЛИЧНОСТЬ. Александр был личностью ярчайшей, поражавшей воображение современников и потомков. Он был смел, решителен, дальновиден, обладал большим полководческим талантом, масштабностью мышления крупного государственного деятеля. Правда, в последние годы жизни он | проявлял деспотизм, неуемное властолюбие, склонность к подражанию безумной роскоши восточных царей, что вызывало | недовольство, попытки заговоров, им жестоко подавляемых.
Как и следовало ожидать, после смерти Александра между его полководцами разгорелась борьба за власть, начался жадный дележ его огромного наследия. Империю Александра не удалось сохранить в целостности: на ее месте образовалось несколько крупных государств — царство Птоломеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, Вавилонии и Ираке; царство Ан-тагонидов в Македонии. Были и более мелкие государства, например, Пергамское царство. Завоеванный Восток начал заселяться колонистами из Эллады.
АЛЕКСАНДР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Не много найдется личностей в мировой истории, которые бы привлекли к себе столь пристальное внимание историков, писателей, людей искусства и нашли отражение во множестве сочинений, а также в скульптурах, произведениях живописи. Труды об Александре можно разделить на исторические и собственно художественные, литературные. Александр волновал воображение и античных писателей, например Плутархаи Каллисфена;последнему, официальному биографу полководца, ошибочно приписывается авторство сказочной повести «Деяния Александра». Среди античных источников, освещающих деятельность Александра, его личность выделяются «История Александра» Кур-ция Руфа, «История Филиппа» Помпея Троча в изложении Юстина. Наиболее интересной книгой является «Поход Александра» римского государственного деятеля и историка Флавия Арриана (ок. 95—175 гг. н.э.)
Образ великого полководца оказался созвучным художественным вкусам средневековой эпохи:в XII—XIV вв. во Франции Александр стал героем ряда рыцарских романов. Вних он представлен не столько реальной исторической фигурой, сколько совершенным рыцарем, искусным полководцем, мужественным воином и одновременно светским человеком с куртуазными манерами, тонким обхождением, умеющим ухаживать за дамами и играть на арфе. Роман об Александре под названием «Александрия» был переведен и на русский язык и пользовался большим успехом в Древней Руси.Сведения об Александре наше читатель в ту далекую пору черпал переводной литературы, поступавшей из Византиии Болгарии.В «Александрии», появившейся на Руси, видимо, в XIIв., особенно пленяли читателей описания диковинных стран, Александр.
Своеобразное преломление получает образ Александра и в литературе Востока,где он был, пожалуй, популярней, чем на Западе. При этом образ полководца обогащался за счет местного фольклора в духе восточных традиций и представлений. Александр выступает под именем Искандера как центральный персонаж целого ряда героических поэм, бытовавших на Востоке.
Восприятие Александра Македонского современниками нашло воплощение в прославленной скульптуре Лисиппа, о которой в эпиграмме Посидиппа говорится:
Мастер со смелой рукой, Лисипп, сикионский ваятель, Дивно искусство твое! Подлинно мечет огнем Медь, из которой ты образ отлил Александра. Не в праве Персов хулить мы: быкам фех ли бежать перед львом.
Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 1497;