ГРЕЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА В V—IV ВВ. ДО Н.Э.


В истории различных национальных литератур известны эпохи, отмеченные счастливым расцветом всех творческих, созидательных сил. В нашей литературе был «золотой век», свя­занный с именем Пушкина и поэтов начала XIX в. Был и «се­ребряный век» в начале XX столетия, когда творило немало ярких, блистательных художников слова, нередко людей траги­ческой судьбы, по-настоящему открытых и оцененных в по­следнее время. Был «золотой век» римской литературы, пода­ривший Вергилия, Горация, Овидия, кудесников стиха и совершенных мастеров формы. Говорят о «золотом веке» ис­панской литературы в XVI—XVIIвв., эпохе гениального Сер­вантеса, Лопе де Вега и Кальдерона.

В истории древнегреческой литературы выделяют замечате­льную веху — классический, или аттический, период,охватываю­щий V—IV вв. до н.э. Аттическим он называется потому, что центром культурной, художественной жизни Эллады стала ма­ленькая провинция Аттикаи ее главный город Афины. После Гомера и Гесиода, после расцвета лирикинаступает новый уди­вительный взлет и не только словесного, но и всех других форм искусств. Успехи литературы в этот период впечатляют. Вели­кие трагикиЭсхил, Софокл, Еврипид, а также комедиографАристофан вносят неоценимый вклад в сокровищницу мирово­го театра.

Замечательны завоевания в области прозы: это твор­чество историковГеродота, Фукидида, Ксенофонта; достигает высочайших вершин ораторскоеискусство, прежде всего, в лице Демосфена; творят величайшие философы, заложившие также основы эстетической мысли,Платон и Аристотель. Этот период называют классическим,потому что греческая литерату­ра обрела в это время гармоничные, совершенные, закончен­ные формы. Прежде всего — в драме.

ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН. Творческий подъем, ставший вехой не только в истории греческой, но и мировой цивилизации, имел свои глубинные причины. Греческое полисное общество сфор­мировалось в VII—VI вв. до н.э. В V — начале IV вв. до н.э. оно переживало расцвет. К этому времени сложилась демократиче­ская система в ее наиболее зрелой форме. И она явила свои за­мечательные плоды во всех сферах жизни.

Согласно легендам, племена ионийцевбыли объединеныле­гендарным мифологическим героем Тезеем,ставшим царем Афин. Тезей считалсяи основателем города, и основоположни­ком демократии. Есть мнение, что Тезей разделил население Афин на три сословия: евпатридов (аристократовблагородного происхождения), геоморов (землевладельцев,имевших земель­ные наделы), демиургов (ремесленников).Первоначально в Афи­нах правил баселей, т.е. царь, но постепенно он утратил свое влияние, сохранив лишь религиозные функции. Вся государст­венная власть сосредоточилась в руках девяти архонтов. Вконце VIIв. архонт Драконзаписал ряд обычаев, придав им силу зако­нов, фактически, установил систему судопроизводства, введя суровые наказания за кражу частной собственности.

Постепенно Афины укреплялись экономически и политиче­ски. Огромную роль в этом плане сыграли реформы Солона (ок. 640—560 гг. до н.э.), выдающегося афинского государст­венного деятеля, которого «знать уважала за богатство, бед­ные — за честность». Он освободил бедноту от долгов, запре­тил долговое рабство, привлек демос к управлению страной; разделил всех афинян по имущественному признаку на четыре разряда. Свои законы Солон стремился сделать доходчивыми, нередко прибегая к стихотворной форме, о чем говорилось в главе о лирике. Реформатор и государственный муж, он дейст­вовалнеторопливо, избегая крайностей, исходя из принципа«золотой середины». Он определил суть своей политики в сло вах «Все в меру»,которые высечены на стене храма Аполлона в Дельфах.

После Солона новый значительный шаг в направлении де­мократии делает Клисфен (600—565 г. до н.э.), который ослабил влияние родовой знати. Он разделил территорию Афин на де­сять фил, что имело своим результатом смешение различных слоев населения и дробление родовых организаций. Каждая фила посылала своих представителей в Совет пятисот, который переизбирался ежегодно. Так осуществлялся принцип выборно­сти и сменяемости власти.

Молодая афинская демократия сталкивалась не только с внутренней опасностью, исходившей от аристократов и евпатридов. Ей пришлось пройти через долгие и опустошительные войны с Персией и Спартой.

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ. В начале V в. до н.э. на восто­ке стала вырисовываться страшная угроза: огромная Персид­ская держава. Захватив огромные земли, ограбив покоренные народы персы обратили взоры на ближайших западных сосе­дей — греческие государства. Поначалу персы захватили грече­ские города на побережье Малой Азии. Когда афиняне дерзну­ли помочь одному из них — Милету, Дарий,«царь царей», «повелитель четырех частей света», решил жестоко наказать афинян. В 492 г. до н.э. под началом зятя Дария Мардонияогромное войско пошло походом на Грецию. Дарий же отпра­вил послов в Афины и Спарту с требованием капитуляции. В Афинах во время обсуждения этого вопроса возмущенные гре­ки сбросили со скалы персидских послов. В Спарте — их уто­пили. Персидское войско возглавил сын Дария — надменный, самонадеянный Ксеркс. Против 100-тысячной армады персов афиняне могли выставить только 10 тысяч воинов; были моби­лизованы даже рабы, которым обещали свободу. В битве при Марафоне в 490 г.до н.э.греческий полководец Мильтиад,при­менив искусную тактику, окружил персов и разгромил. Персы потеряли 6400 человек, греки — менее 200.

С известием о победе в Афины был послан гонец. Он пробежал расстояние от Марафона до Афин (ныне это марафонская дистанция: 42 км 195 м) и вбе­жал в город со словами: «Радуйтесь, мы победили!». После чего скончался от разрыва сердца.

Победа при Марафоне имела огромное вдохновляющее зна­чение для Греции, избавила от страха перед мощным врагом, содействовав сплочению эллинских полисов. В преддверии не­избежного очередного нашествия персов в Афинах началось строительство сильного военного флота.

В 480 г. до н.э. Ксеркс, собрав огромную армию, отправился в новый поход. Греки вынуждены были занять оборону в Фер­мопильском ущелье, где 300 спартанцев во главе с царем Леони­дом приняли неравный бой и все погибли. Фермопилы оста­лись как символ беззаветного героизма.

На могиле героев выбита надпись:

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Подвиг под Фермопилами пробудил Грецию. Когда персы вторглись в Аттику, Фемистокл,выдающийся афинский стратег, повелел оставить Афины и вывести оттуда все население. Он ре­шил дать генеральное сражение на море. В Саламинском боюперсы потерпели сокрушительное поражение. В победе эллинов сыграли свою роль не только дальновидная тактика и отличная боевая выучка, не только лучшие качества их судов. Главным фактором стал высокийпатриотический дух греческих воинов.

Саламин означал поворот в греко-персидских войнах. Третье решающее сражение греко-персидских войн при Платеях (479 до н.э.), завершилось разгромом персов. В 478 году Афины заключили с остальными греческими полисами 1-й Афинский морской союз. Борьба с персами завершилась побе­дой греков и заключением Киллиева мира в 449 году. Идеи сво­боды, демократии изащиты родины одержали верх над восточным деспотизмом. Событиягреко-персидских войн нашли отражение влитературе, особенно отчетливо в трагедии Эсхила «Персы».

ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА. Пока над Элладой нависала пер­сидская угроза, греческие государства действовали сообща. Как только опасность ослабла, между ними сразу разгорелись проти­воречия и конфликты. Углубилось соперничество между двумя крупнейшими государствами Афинами и Спартой. Оно выли­лось в Пелопоннесскую войну, длившуюся с перерывами с 431

по 404 г. до н.э. Спарта имела преимущество на суше; Афины, обладая сильным флотом, демонстрировали перевес на море.

Первый период боевых действий получил название Архидамова война(431—421 до н.э.) по имени спартанского царя Ар­хидама. Афиняне подвергали Спарту и ее союзников морской блокаде. Спартанцы же совершали опустошительные рейды в Аттику, принося огромный ущерб сельскому хозяйству. После заключения Никиева мира (421 до н.э.) последовало длившееся 6 лет затишье. В 415 г. афиняне организовали экспедицию на Сицилию, надеясь добиться перелома в войне, но она заверши­лась жестоким разгромом. Затем снова неудачи чередовались с успехами. В 411 г. в Афинах был произведен олигархический пе­реворот,но затем власть снова вернули себе демократы. В 404 году афиняне потерпели окончательное поражение при Эгоспо-тамахи были вынуждены капитулировать, пойти на тяжелые условия мира, подчиниться гегемонии спартанцев. В самих* Афинах установился олигархический режим «тридцати тиранов».Правда, вскоре демократические институты были восстановле­ны, однако демократический строй был сильно ослаблен.

Отзвуки Пелопоннесской войны, а также внутриполитической борьбы, происходившей в это время в Афинах, нашли отзвук в трагедиях Софокла и Еврипида, но всего отчетливей в комедиях Аристофана.

ПЕРИКЛ. ВЕХИ БИОГРАФИИ. В то время как афиняне сража­лись на полях сражений сначала с персами, потом со спартанца­ми, в самих Афинах кипели политические страсти. К счастью, в это драматическое время у руля государства находился Перикл (490—429 до н.э.), выдающийся государственныйдеятель, кото­рый стоит в одном ряду с великими полководцами, политиками, реформаторами всех времен. Он родился около 490 г., был по­томственным аристократом, получил прекрасное образование. Знаменательно, что, как и другим великим эллинам, ему посча­стливилось иметь учителей, которые на него благотворно влия­ли. Среди них самым замечательным был философ Анаксагор(ок. 500—428 до н.э.), прозванный современниками «Умом» за необыкновенную эрудицию и заслуги в исследовании природы.

Политическая деятельность Перикланачалась в 460-е годы. Твердый поборник демократии, он проводил политическую линию, отражавшую интересы средних слоев общества; купцов, судовладельцев, хозяев мастерских. Стремился служить не од­ной демократической партии, не одному демосу, а всему Афин­скому государству.

По словам историка Фукидида, он становится «первым гражданином в Афинах, обладая даром слова и действия», что возвышало его над среди самых выдающихся современников. Целеустремленно работает он над своим «имиджем», а его серь­езность, скромность, ровный голос — все это производит силь­ное впечатление на окружающих. Расчетливый, дальновидный, хладнокровный, Перикл получил прозвище «Олимпиец», наме­кавшее на то, что он достоин сравнения с богами.

Сфера культуры и образования постоянно находилась в поле его зрения, чему способствовал и круг его общения. Он объеди­нил вокруг себя людей, составлявших интеллектуальную, твор­ческую элиту Афинского времени: среди них были выдающиеся философы Анаксагор и Протагор, скульптор Фидий, историк Ге­родот, драматург Софокл...

Как политик Перикл делал все, чтобы укрепить Афины, вся­чески оттягивал конфликт со Спартой, понимая его неотврати­мость. Афиняне знали: их руководитель не только мудр, но и

безупречно честен.

Об этом говорит красноречивый эпизод. В начале Пело­поннесской войны, во время подавления афинянами мятежа на острове Эвбея, в Аттику вторгаются войска Спарты, захва­тывают город Элевсин, приближаются к столице, Афинам. Периклу известно, что его сограждане готовы сражаться на­смерть, но силы неравны. Но он знает также, что спартан­ский полководец Клеандрид не только умен, но и корысто­любив. Перикл тайно передает ему 10 талантов, довольно значительную сумму денег, в обмен на то, что захватчики из Пелопоннесса убираются восвояси. В Народном собрании Пе­риклу приходится отчитываться о своей деятельности. Ему в лицо кричат: «Пусть скажет, на что они ушли, десять талан­тов, о которых он умалчивает!» Перикл готов к этому вопросу и отвечает кратко: «На нужное дело». Больше никто не требу­ет от него дополнительных разъяснений. Если израсходованы средства из государственной казны, значит, это необходимо для Афин

по 404 г. до н.э. Спарта имела преимущество на суше; Афины, обладая сильным флотом, демонстрировали перевес на море.

Первый период боевых действий получил название Архида-мова война(431—421 до н.э.) по имени спартанского царя Ар­хидама. Афиняне подвергали Спарту и ее союзников морской блокаде. Спартанцы же совершали опустошительные рейды в Аттику, принося огромный ущерб сельскому хозяйству. После заключения Никиева мира(421 до н.э.) последовало длившееся 6 лет затишье. В 415 г. афиняне организовали экспедицию на Сицилию, надеясь добиться перелома в войне, но она заверши­лась жестоким разгромом. Затем снова неудачи чередовались с успехами. В 411 г. в Афинах был произведен олигархический пе­реворот,но затем власть снова вернули себе демократы. В 404 году афиняне потерпели окончательное поражение при Эгоспо-тамахи были вынуждены капитулировать, пойти на тяжелые условия мира, подчиниться гегемонии спартанцев. В самих Афинах установился олигархический режим «тридцати тиранов».Правда, вскоре демократические институты были восстановле­ны, однако демократический строй был сильно ослаблен.

Отзвуки Пелопоннесской войны, а также внутриполитической борьбы, Происходившей в это время в Афинах, нашли отзвук в трагедиях Софокла и Еврипида, но всего отчетливей в комедиях Аристофана.

ПЕРИКЛ. ВЕХИ БИОГРАФИИ. В то время как афиняне сража­лись на полях сражений сначала с персами, потом со спартанца­ми, в самих Афинах кипели политические страсти. К счастью, в это драматическое время у руля государства находился Перикл (490—429 до н.э.), выдающийся государственныйдеятель, кото­рый стоит в одном ряду с великими полководцами, политиками, реформаторами всех времен. Он родился около 490 г., был по­томственным аристократом, получил прекрасное образование. Знаменательно, что, как и другим великим эллинам, ему посча­стливилось иметь учителей, которые на него благотворно влия­ли. Среди них самым замечательным был философ Анаксагор(ок. 500—428 до н.э.), прозванный современниками «Умом» за необыкновенную эрудицию и заслуги в исследовании природы.

Политическая деятельность Перикла началась в 460-е годы. Твердый поборник демократии, он проводил политическую линию, отражавшую интересы средних слоев общества; купцов, судовладельцев, хозяев мастерских. Стремился служить не од­ной демократической партии, не одному демосу, а всему Афин­скому государству.

По словам историка Фукидида, он становится «первым гражданином в Афинах, обладая даром слова и действия», что возвышало его над среди самых выдающихся современников. Целеустремленно работает он над своим «имиджем», а его серь­езность, скромность, ровный голос — все это производит силь­ное впечатление на окружающих. Расчетливый, дальновидный, хладнокровный, Перикл получил прозвище «Олимпиец», наме­кавшее на то, что он достоин сравнения с богами.

Сфера культуры и образования постоянно находилась в поле его зрения, чему способствовал и круг его общения. Он объеди­нил вокруг себя людей, составлявших интеллектуальную, твор­ческую элиту Афинского времени: среди них были выдающиеся философы Анаксагор и Протагор, скульптор Фидий, историк Ге­родот, драматург Софокл...

Как политик Перикл делал все, чтобы укрепить Афины, вся­чески оттягивал конфликт со Спартой, понимая его неотврати­мость. Афиняне знали: их руководитель не только мудр, но и безупречно честен.

Об этом говорит красноречивый эпизод. В начале Пело­поннесской войны, во время подавления афинянами мятежа на острове Эвбея, в Аттику вторгаются войска Спарты, захва­тывают город Элевсин, приближаются к столице, Афинам. Периклу известно, что его сограждане готовы сражаться на­смерть, но силы неравны. Но он знает также, что спартан­ский полководец Клеандрид не только умен, но и корысто­любив. Перикл тайно передает ему 10 талантов, довольно значительную сумму денег, в обмен на то, что захватчики из Пелопоннесса убираются восвояси. В Народном собрании Пе­риклу приходится отчитываться о своей деятельности. Ему в лицо кричат: «Пусть скажет, на что они ушли, десять талан­тов, о которых он умалчивает!» Перикл готов к этому вопросу и отвечает кратко: «На нужное дело». Больше никто не требу­ет от него дополнительных разъяснений. Если израсходованы средства из государственной казны, значит, это необходимо для Афин! В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался «пер­вым стратегом». Это сделало его фактическим главой и руково­дителем государства. Вот мнение историка Фукидида: «Перикл, сильный, уважением и умом, бесспорно не подкуп ней ший из граждан, свободно сдерживал народную толпу, и не столько она руководила им, сколько он ею». Ему был по душе такой афоризм: «Мы творим в короткое время, но не для короткого времени». В условиях демократического правопорядка Перикл действовал и силой, и убеждением, и личным примером. Поня­тие вождь означало не только власть, но и личный авторитет.

Он находил опору и понимание в лице своей подруги — ге­теры Аспазии,которая считалась одной из красивейших и обра­зованнейших женщин своего времени. Она была душой кружка людей искусства, группировавшихся вокруг Перикла. Перикл развелся с женой и сделал своей гражданской женой Аспазию, за что подвергался резким нападкам со стороны недругов. Они решили учинить суд над Аспазией по обвинению в безнравст­венности и оскроблении богов. Благодаря выступлению на суде самого Перикла Аспазия была оправдана.

Когда началась Пелопоннесская война и спартанцы вторг­лись в Аттику, оппозиция обвинила Перикла в неудачах. Впер­вые за 15 лет, в 430 году, его не избрали в стратеги. Однако, опробовав других ораторов и стратегов, афиняне лишь убеди­лись, что Периклу нет достойной замены. В 429 году он вновь был избран стратегом.

Однако дни его были сочтены. Эпидемия, поразившая Афи­ны, не пощадила и вождя. Друзья передают его последние сло­ва: «Вы вспоминаете о заслугах, которые бывали у многих пол­ководцев и которые в равной мере зависели от счастливой судьбы. Вы умолчали о главном: ни один афинский гражданин не надел из-за меня черного плаща». Черный плащ был симво­лом траура. На совести Перикла не было ни одного несправед­ливо осужденного.

ПОБОРНИК ДЕМОКРАТИИ. Перикл был велик как стратег, вое­начальник, покровитель искусств. Но главной его заслугой был вклад в формирование основных институтов греческого демократиче­ского государства.В речи над могилами воинов, которые первыми пали в начале Пелопоннесской войны, Перикл выразил сущность того, что такое демократия. «Наш государственный строй не по­дражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим, — говорил он. — Называ­ется этот строй демократическим, потому что держится не на ме­ньшинстве, а на большинстве демоса». Законы демократического государства представляют «равноправие для всех». Но, конечно, под «всеми» имелись в виду только свободные граждане.

Значимость каждого гражданина определялась исключитель­но его «доблестью, стяжавшей ему добрую славу в том или дру­гом деле».

Сердцевиной демократии в Афинах было народное собрание, экклесия,которое собиралось не реже одного раза в десять дней. В нем принимали участие все афинские граждане не моложе 20 лет. В ведении народного собрания находились все главные во­просы внутренней и внешней политики, финансы, доклады дип­ломатов, а также текущие вопросы. Любой гражданин имел пра­во задать вопрос или внести на обсуждение законопроект.

Важнейшим демократическим учреждением был суд присяж­ных.Всего выбиралось 6 тыс. судей, 5 тыс. присяжных и одна тысяча запасных. С 508 г. в Афинах стали выбирать коллегию стратегов, военачальников в количестве 10 человек. Они командовали армией и флотом, в их ведении находились кре­пости и гавани, иногда дипломатические вопросы.

Демократическая система в Афинахнаходилась в процессе становления и совершенствования.В V в. были приняты законы, благодаря которым свободным гражданам стали доступны поч­ти все государственные должности, а работа на них стала опла­чиваться. Таким образом, эти должности могли занимать бед­няки. На первый план стали выдвигаться не знатность, не богатство, а личные способности человека. Законодательство обеспечивало устойчивость сложившейся государственной сис­темы, которую непросто было изменить. Правда, в Афинах со­хранялись и некоторые консервативные учреждения — ареопаг и архонты, но их значение неуклонно снижалось.

Опыт афинской демократии дает нам целый ряд бесценных уроков,в том числе и для государственного строительства в наше время. Одним из принципов Афинского государства было требование неукоснительного выполнения законов всеми его гражданами, вне зависимости от их положения в обществе. Если время Александра Македонскогобыло связано с вели­чайшим внешним расцветом Греции, с расширением ее границ, то столь же яркий внутренний расцветпадает на период, кото­рый историки называют «век Перикла». Афиныв это время на­зывали «оком Греции», «Элладойв Элладе».Она была высшим выражением эллинского творческого духа.

«КРАСОТА, ВОПЛОЩЕННАЯ В ПРОСТОТЕ». Перикл не только заботился об укреплении военной и экономической мощи Афин, он видел сколь значимы духовные, культурные, художест­венные ценности в жизни любого общества.Обладая немалой властью и авторитетом, он поощрял, стимулировал труд скуль­пторов, художников, архитекторов, литераторов.

Плутарх свидетельствует: «После того как государство было в достаточной мере снабжено всем необходимым для войны, Перикл выдвинул грандиозный план построек, с целью, во-первых, принести бессмертную славу государству и, во-вто­рых, улучшить материальное положение свободного граждани­на». В основе этих проектов лежали как идеологические, так и экономические соображения. Крупные сооружения требовали привлечения большого числа рабочих разнообразных специаль­ностей. Высокий уровень ремесел в Афинах обеспечивал успех подобных смелых замыслов. И сегодня миллионы туристов, приезжающих в Грецию, спешат взглянуть прежде всего на устоявшие перед безжалостным временем фрагменты архитек­турных шедевров, сотворенных в «век Перикла».

В первую очередь Перикл занялся реконструкцией святилищ Акрополя. В это время создано несколько величайших произве­дений архитектуры и искусства, не считая множества статуй. Это Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины Паллады.

В них реализовался эстетический принцип эпохи: «красота, воплощенная в простоте». Перикл задумал создать в Акрополе монументальный ансамбль парадных зданий. И воплотил замы­сел в жизнь!

ШЕДЕВРЫ АКРОПОЛЯ. ПАРФЕНОН. Самым прославленным творением эпохи Перикла был храм Парфенон,главное здание Афин, возведенное архитекторами Иктином и Каллистратом. Общее руководство строительством и скульптурную отделку Парфенона осуществлял величайший скульптор античности Фидий(середина V в. до н.э.). Ближайший друг и соратник Пе­рикла, он был назначен им руководителем строительных работ в Акрополе. Сведения о Фидии неточны, в чем-то легендарны. Фидий был создателем храмовой статуи Афины в Акрополе, до­шедшей в виде нескольких копий. Перед нами — богиня, излу­чающая молодость, ее вьющиеся волосы перевязаны скромной лентой, в одной руке шлем, в другой — копье.

Существовало также 12-метровое изображение Афины, выполненное Фидием из золота и слоновой кости, статуя была покрыта украшениями и находилось внутри самого храма Парфенон. Богиня олице­творяет верховную власть Афин.

Парфенонбыл не только храмом,но и хранилищем государст­венной казны, монументом в честь победы над персами.Он был построен из мрамора, в отделке колонн присутствуют элементы дорического и коринфского стиля. Греки создали два основных архитектурных ордера, или стиля, древнейший, дорийский и более поздний ионический.

Парфенон имел 70 метров в длину, 31 — в ширину. Колон­ны достигали 10-метровой высоты. При этом все объемы, все архитектурные решения Парфенона отмечены редкой гармо­нией, которая дополнялась изяществом отделки. Фидий собст­венноручно высек большую часть украшений внутри храма, в частности горельефы, которые запечатлели мифологические сцены торжества человека над стихийными силами природы. Для греков это было также живым напоминанием о победе над персами. Изображались не только боги, но и простые люди: всадники, девушки, покинувшие свои гинекеи, старцы... Так Перикл и Фидий стремились напомнить о вкладе народа в воз­вышение своего государства.

Согласно версии Плутарха, жизнь Фидия сложилась трагически. Спустя много лет после окончания работы над статуей Афины ученик Фидия Метон написал на учителя донос, заявив, что тот утаил часть золота. Созданная ко­миссия занялась взвешиванием всех частей статуи; действительно, золота было израсходовано меньше, чем отмечено в счетах. Фидия присудили к штрафу, который он не мог выплатить. Он кончил свою жизнь в тюрьме. Возможно, это были происки аристократов, ненавидевших Фидия и его друга Перикла. Они не могли простить скульптору того, что на одной из фресок Парфенона они рассмотрели изображение Перикла.

Созданиям века Перикла — и всего более Парфенону — ко­торые, по словам Плутарха, «проникнуты дыханием вечной юности, имеют настоящую душу», стремились подражать, вос­производить их архитектурные решения в церквях, дворцах, банках в разных частях мира. Не всегда это приносило удачные плоды. В чем же загадка? Парфенон — это творение определен­ной эпохи. Ее высшее художественное выражение.Он вписан в определенный пейзаж, стоит на холме из известняка, на фоне стены. Его невозможно механически скопировать.

Вот каким видится он сегодня, спустя две с половиной тысячи лет после своей постройки согласно меткому описанию Андре Боннара: «Несмотря на обветшалый вид развалин... он чувствителен к свету. Разрушенный храм быва­ет в зависимости от дневного освещения или от часов дня темно-коричневым, то серым почти черного оттенка. Он становится розовым в вечерней дымке или даже палевым со светлокоричневыми пятнами. Парфенон может показать­ся очень ветхим, очень разрушенным, но невозможно, чтобы эти древние руи­ны и сейчас не рассказали о породившей его любви к мудрости, любви к кра­соте во времена юности его народа».

Наряду с Парфеноном в Афинах было создано еще неско­лько шедевров зодчества. Напротив Парфенона в честь Афины и бога моря Посейдона—Эрехтейя был возведен храм Эрехтей-он. Внем, сравнительно небольшом по объему, использовались элементы ионического стиля. Другой знаменитейший памят­ник Пропилеибыл сооружен из мрамора архитектором Мне-сиклом.Некоторые мотивы Пропилеи были использованы при создании Бранденбургских ворот в Берлине. ПриПерикле был также сооружен Одеон,крытый театр для музыкальных пред­ставлений на склоне Акрополя. Это был древнейший театр в Греции.

 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. Совершенно заново был отстроен порт Пирей.Раньше это была скромная гавань, а при Перик­ле — огромный порт. От Пирея до другой гавани Фалерон вы­строили массивные «Длинные стены» — надежную защиту от нападения с моря.

Украшались не только Афины, но и провинция. Началась постройка города Фурий в Южной Италии, в соответствии с достижениями тогдашней науки и художественным вкусом. Не­которое время там жили: историк Геродот,оратор Лисий.Стро­ительство города стало общенациональным делом, в нем участвовала вся Греция. К составлению плана были привлечены видные философы Протагори Эмпедокл.

При Перикле Афины превратились в красивейший город Греции. Один из современников Перикла писал: «...Ты чурбан, если не видел Афин; осел, если видел их и не восторгался; а если по своей охоте их покинул — то ты верблюд!» Одаренные в ремеслах и искусствах люди спешили в Афины, состязались в красоте и изяществе своих изделий. Это поистине было время шедевров!

СКУЛЬПТУРА. Современниками Фидия являлись и выдаю­щиеся скульпторы Мирони Поликтет.

Мирон(вторая четверть V в. до н.э.), работавший в бронзе, считается первым великим скульптором, создателем статуй ат­летов. Среди знаменитых его созданий — «Дискобол», фигура, запечатлевшая бросок диска.

Другому скульптору, Поликтету (вторая половина V в. до н.э.), удавались образы атлетов победителей, что отвечало пред­ставлениям эллинов о доблестных гражданах, способных отсто­ять отечество. Верный природе, акцентирующий динамику че­ловеческого тела, Поликтет наряду с Фидием — представитель высокого классического стиля.

Традиции Фидия и его современников продолжил великий ваятель Пракситель(2—3 четв. IV в. до н.э.), работавший в мра­море, изображавший богов и богинь в обыденном виде, просто как изящных молодых юношей и девушек. В образе Афины Книдской он создал одно из первых скульптурных изображений обнаженной богини, предстающей прекрасной земной женщи­ной. Пракситель был исключительно популярен, ему подражали, с его статуй снимали копии. Другой выдающийся скульптор, Скопас (1пол. IVв. до н.э.), также работавший с мрамором, с большой впечатляющей силой передавал переживания, муки че­ловека. Среди его лучших созданий — страдальческие раненых воинов на фронтоне храма Афины в городе Те гее.

ЖИВОПИСЬ. Носила монументальный характер и была свя­зана с величественными архитектурными сооружениями. Круп­нейшим живописцем был Полигнот (2 четв. середины V в. до н.э.), который, преодолев плоскостность, свойственную его предшественникам, придал картинам глубину и пространствен-ность. Полигнот тяготел к изображению мира человеческих пе­реживаний, его влекли подвиги героев, он стремился, чтобы его картины содействовали пробуждению у молодежи патриотиче­ских чувств.

Немалого совершенства достигли греки в вазописи, сложи­лась целая школа мастеров в этом виде. В некоторых вазах ри­сунки заимствованы из произведений видных живописцев. По­сле победы над персами в греческое искусство всех жанров наряду с мифологической входит героическая тематика, связан­ная с подвигами при защите родины.

Сложился художественный стиль «века Перикла»,который можно определить: «красота, воплощенная в простоте».Эта за­мечательная особенность характеризует не только изобразите­льное, но и словесное искусство. Эстетика простоты и одновре­менно величия — замечательная черта греческого театра.



Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 2265;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.028 сек.