Источники знаний об античности
Каковы источники наших знаний об эпохе, отделенной от нас тысячелетиями? Какие документы и доказательства в распоряжении современной науки? ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Прежде всего, это труды античных историков: Геродота, Фукидида, Ксенофонтаи других, а также ораторов, философов.Это также и литературные произведения, бесценные в познавательном отношении. Одно только исчерпывающее перечисление того, что было выгравировано на щите Ахиллеса, в 18-й песне «Илиады»дает достаточно емкое впечатление о бытовом укладе греков гомеровской эпохи. Важнейшие стороны жизни греков, их понятия, мораль, семейные отношения раскрываются для нас в трагедиях Эсхила, Софокла, Бврипидаи особенно в комедиях Аристофана. Историягреческой литературывремя от времени обогащается счастливыми находками: обнаружены неизвестные ранее тексты греческого комедиографа Менандра(«Угрюмец»), поэтов Архилоха, Каллимаха.Даже мифы и легенды, при всей их фантастичности, способны обогатить наши сведения о жизни, традициях и понятиях древних эллинов. К сожалению, памятники античной литературы, особенно древнегреческой, сохранились далеко не полностью. Так из, примерно, 90 трагедий Эсхила нам известны только 7. До нас дошла лишь малая часть стихов замечательных греческих поэтов-лириков Архилоха, Анакреонта, Сапфо и других.
ПАПИРУС И ПЕРГАМЕНТ. Произведения греческой литературы писались на папирусе. Изготовлялись широкие листы, которые свертывались в специальные свитки. В II—I вв. до н.э. папирус стали заменять пергаментом, изготовлявшимся из кожи животных. Конечно, за многие столетия немало свитков папируса и пергамента погибли. Дошедшие до нас тексты — обычно плод многократного переписывания. Следует помнить, что некоторые произведения исчезли, потому что на протяжении длительного времени происходил отбор того, что считалось необходимым для юколы, для специального изучения и заучивания. В нашем распоряжении сегодня не только цельные,законченные произведения,но и многочисленные отрывки, т.н. фрагменты.
Впесках Египта, например, нередко обнаруживаются куски папируса с фрагментами текста. Но они также представляют ценность для науки и изучаются. Другой источник— различные надписи на древнегреческом языке на зданиях, надгробиях, камнях, глиняныхсосудах. Полезные сведения содержат и древнегреческие монеты, свидетельствующие о состоянии экономики. На некоторых монетах выгравированы портреты эллинских царей, а также их имена.
НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ. Но наиболее богатые и ценные результаты дают археологические экспедиции. Самой знаменитой остается экспедиция немецкого ученого самоучки Генриха Шлимана(1822—1890), который в поисках гомеровской Троипроизвел раскопки на побережье Малой Азии, в сущности, доказав, что в основе «Илиады» лежат исторические события, художественно преображенные. Шлиман дал стимул для последующих археологических открытий.
Бесценны открытия, сделанные английским археологом Артуром Эвансом(1851 — 1941). Успешные раскопки, начатые в 1900 г., позволили представить неизвестный до того мир материальной культуры, доказать, что примерно две-три тысячи лет тому назад в районе Эгейского моря процветала крито-микенская цивилизация.
Ее центр находился на острове Крит, который вел активную торговлю с близлежащими островами. На нем шла добыча драгоценных металлов, существовала школа первоклассных мастеров, творцов прославленных критских изделий из золота и эмали. Видимо, богатство местной знати нашло отзвук в сказочном мифе о Миносе,который своим прикосновением превращал любой предмет в золото. Он считался могущественным царем Крита и прилегающих островов.
КНОССКИЙ ДВОРЕЦ. Эвансом было обнаружено древнейшее поселение, развалины дворца из тесаного камня. Он получил название Кносского дворца и считается главным владением Миноса. В итоге длительных археологических работ удалось установить, что это обширный дворцовый комплекс, создававшийся на протяжении XX—XV вв. до н.э. Все это описано А. Эвансом в фундаментальном пятитомном труде «Дворец Миноса в Кносе»(1921-1936).
Дворец состоял из нескольких ярусов,его площадь до 16 000 м2, он отличался восточной пышностью, имел прямоугольную форму,в нем были жилые комнаты, залы для церемоний, веранды, балконы, склады. Внешне хаотичный,он, на самом деле, был возведен весьма экономично,комфортно, приспособлен к местному климату; внутри него свет распространялся через лестничные клетки и световые шахты.
Были обнаружены также красочные фрески,создатели которых демонстрируют высокую художественную технику. Фрески, выполненные ими в реалистической манере, позволяли судить о том, какова была придворная и религиозная жизнь острова. Видимо, знать сосредоточивалась вокруг дворца, а правитель выполнял также функции верховного жреца. Помимо «элиты», царя и придворных, существовала социальная прослойка ремесленников — гончары, скульпторы, ювелиры, каменщики.
На рубеже III—II тыс. до н.э. происходит расцвет культуры Крита. Было выстроено еще несколько дворцов. Затем критская цивилизация погибла;видимо, одной из причин стало извержение вулкана,дополненное землетрясением, что привело к оползням на ряде островов, после чего целые участки суши оказались под водой.
Возможно, это событие послужило основой для старинного мифа об Атлантиде,которая была огромным островом, опустившимся на дно Атлантического океана. Свидетельство об этом событии содержится в двух диалогахвеликого греческого философа Платона: «Тимей» и «Критий».До сих пор споры об Атлантиде не утихают: выдвигаются разные версии ее существования. В 2000 г. неподалеку от побережья Египта на дне моря были обнаружены развалины древнегреческого города с сохранившимися тредметами быта, амфорами, статуями.
МИКЕНЫ. В поэме Гомера «Илиада» мы находим упоминание о богатых золотом Микенах. Сегодня очевидно, что речь идет еще об одном центре догомеровской культуры, возникшем во II тыс. до н.э. после заката Крита. Микены, расположенные на материковой Греции в северной части полуострова Пелопоннес, были центром раннего рабовладельческого государства.
Первые раскопки в Микенахначал уже упоминавшийся Генрих Шлиман,который открыл шахтные гробницы, выдолбленные в скалах. Вместе с останками умерших там было найдено множество ценнейших предметов: сосуды, украшения, портретные золотые маски, короны, бронзовые мечи, инкрустированные драгоценными камнями. Одна из шахтных гробницполучила название «гробницы Агамемнона».Шлиман и другие ученые считают, что она могла принадлежать Агамемнону, царю Аргоса,главнокомандующему войсками греков, воевавших под Троей, т.е. одному из главных героев гомеровской «Илиады».
В Микенах находилось также два дворца внушительных размеров. Долгое время о микенской культуре ученые судили, лишь исследуя дворцовые развалины и предметы быта. Но после того, как в 1953 г. была разгадана микенская письменность, стало ясно содержание надписей на многочисленных глиняных табличках.
Расшифровка письменностиоказалась не простым делом. И здесь помог уникальный опыт археолога англичанина Майкла Вентриса(1922—1956), который в годы второй мировой войны служил в качестве специалиста по шифрам. Распознав тайну микенского письма, он сделал сенсационное открытие,обогатившее мировую науку. Он доказал, что надписив Микенах, а также в Пилосе выполнены особым линейным письмом.Хотя таблички, прочитанные Вентрисом, содержали лишь перечни бытовых предметов, относились к чисто хозяйственным документам, они позволили понять существенные, особенности микенского общества. Государством правил царь, а также сплоченная вокруг него привилегированная верхушка, простой же люд, земледельцы, скотоводы, ремесленники, обслуживали дворцовое хозяйство. Так находки и усилия археологов приоткрыли для нас завесу над «доисторической Грецией».
В эпоху греко-микенской культуры на территории Греции существовали и другие государства, воевавшие между собой, совершавшие завоевательные походы. Одной из военных экспедиций, как теперь стало • очевидно, была и Троянская война, описанная в «Илиаде». В XIII—XIIвв. до н.э. племена Балканского полуострова в процессе продвижения на юг сметали небольшие рабовладельческие царства. Разрушили они и Микены. Некоторые греки, спасаясь от врагов, переплывали Эгейское море, обосновывались в Малой Азии. Именно среди этих переселенцев оказались живучими мифы о Троянской войне.
Долгое время греки не имели общего литературного языка.Они говорилии писалина трех диалектах: ионийском, дорийском и эолийском. Афинянеговорили на аттическом наречии,составлявшем как бы сердцевину ионийского диалекта. Историк Геродот писал по-ионийски, а поэтесса Сапфо — поэолийски. Пиндар слагал свои оды и гимны по-дорийски. Однако они достаточно хорошо понимали друг друга. Литературый язык сложился позднее в эпоху эллинизма.
«ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». Греческая литература — неповторима и уникальна. Мыслители разных эпох не скупились на самые лестные эпитеты относительно ее художественного вклада. «Обаятелен мир древности, — восторгался Белинский. — В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни — гордость личности, неприкосновенность личного достоинства». Маркс писал, что греческое искусство и эпос «продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении сохраняют значение нормы и недосягаемого образца». В творениях эллиновнас поражают глубина, монументальностьи одновременно наивность, непосредственность,ибо греки, по словам того же Маркса, были «нормальными детьми», а их искусство отразило «детство человеческого общества, там где оно развилось всего прекраснее».
7. Греческий ообраз жизни
Как жили древние эллины, стоявшие у истоков европейской цивилизации, создавшие великие художественные ценности? Что представлял собой эллинский тип чисто внешне? Вот одно из описаний, принадлежащее Р.Х. Адамантию, знаменитому врачу (V в. до н.э.): «В тех местностях, где эллинская раса сохранилась в чистом виде, население отличается довольно высоким ростом, широкими плечами, стройностью, крепким сложением;они блондиныс белым цветом кожии с устойчивым, хотя нежным румянцем, у них прямые крепко сложенные ногис изящными ступнями, круглая средней величины голована крепкой шее. ...Среди всех народов греки выделяются красотойсвоих глаз».
ЭЛЛИН: ХАРАКТЕР И МЕНТАЛИТЕТ. А что можно сказать об отличительных чертах национального характера эллина, его менталитета? Вопрос не из простых. Наверно, счастливой особенностьюэллинского национального характераследует считать своеобразный универсализм,щедрое разнообразие дарований.Римский сатирик Ювенал подметил, что греки, наводнившие Рим, выказывают очевидные способности в разных видах ремесел. Аристотелю принадлежит такое наблюдение: те, кто живут в холодном климате, отличаются энергией, но недостаточной живостью ума; обитателям Азии и жарких стран при интеллектуальной живости недостает энергии. У эллинов — живой и деятельный ум.Указанные черты во многом объясняют привлекательные, неувядающие особенности эллинского искусства: гармоничность, ясность.Это — следствие душевного равновесия их создателей.
Менталитету эллина также присуще неприятие крайностей, односторонности. «Ничего слишком»— один из существенных постулатов, определяющих его поведение. Фантазия у эллина соединялась с рассудочностью,чувство — с умом,а страсть— с холодным расчетом.Добавим к этому любознательность,стремление открывать и познавать неведомое, что обусловило успехи эллинов в самых разных науках и ремеслах. Сметка, находчивость, умение приспосабливатьсяк неожиданным ситуациям— эти исторически сформированные черты эллина нашли свое яркое воплощение в гомеровском Одиссее, этом истинно эллинском характере. А.Ф. Лосев видит в Одиссее выражение «понтийского духа»: «Одиссейявляется как раз носителем понтийской практической разумности,умной и дальновидной способности ориентироватьсяв сложных обстоятельствах, неустанной энергиии организационной деятельности, умениякрасно и убедительно говорить,тончайшей дипломатии,хитрости и политического искусства».
Тонкость ума— приметная черта греков.
У историка Геродотачитаем: «С давних времен эллин отличается от варвара сообразительностьюи отсутствием глупого легковерия». Цицеронсвидетельствует о присущем эллинам остроумиии охотно цитирует принадлежащие им меткие, тонкие суждения. Французский философ Огюст Ренанакцентирует светлое мироощущение,присущее эллинам: греки, как истинные дети, какими они на самом деле и были, воспринимали жизнь так радостно, что у них никогда не появилось мысли посылать богам проклятия, находить «природу несправедливой и коварной по отношению к человеку».
Поучительно представление многих эллинов о счастье. У Геродота приводится его разговор с лидийским царем Крезом. Геродот объясняет могущественному владыке, почему он полагает афинянина Телла «счастливейшим из людей». Во-первых, родное государство Телла было счастливо; он имел прекрасных детей и дожил до той поры, когда у всех его детей родились и благополучно выросли внуки; во-вторых, средства к жизни были у него, по нашим понятиям, достаточные, а кончил он дни свои славной смертью во время сражения афинян с элевсинянами; он помог своим обратить врагов в бегство и умер мужественной смертью; в-третьих, афиняне похоронили его на государственный счет на том же самом месте, где он пал, и почтили высокими почестями». Итак, главные этические ценности эллина: гражданские добродетели; любовь к своему государству; деяния, достойные предков; здоровое потомство.
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. Универсальная одаренность эллинов не была даром небес. Она формировалась всем укладом их жизни. Предметомнеусыпной заботывсегда оставались воспитание и образование. Необычайно высок был престиж духовной, интеллектуальной деятельности. Люди талантливые окружались почетом и вниманием.
Возникает резонный вопрос: откуда греки брали время для занятий творческой работой? Для участия в работе судов, посещения народного собрания? Конечно, основная доля неблагодарного физического труда выполнялась рабами. Свободные были от нее, в основном, избавлены. Однако они тоже были заняты делом: ремеслами, торговлей, мореплаванием, строительными работами и многим другим. Но трудовой деньобычно ограничивался шестью часами.Греки были достаточно скромны,непритязательны в повседневном быту,в отношении одежды, питания. Своеобразным девизом эллинов стали крылатые слова Перикла: «Мы любим красоту, соединенную с дешевизной».Быт эллинов был не похож на пышность Востока. В классический период жизненной целью считалось не накопление богатства, а духовное и физическое совершенствование личности. Об этом напоминала такая эпиграмма: Шесть часов для работы приспособлены; те что за ними Символом знаков своих смертному молвят: «живи».
А что означало: живи? Прежде всего, общение с природой. С ближним. Бытовала и другая мудрая греческая поговорка: «Человек человеку божество».
ДУХ СОРЕВНОВАНИЯ. Развитие «запрограммированных» в человеке способностей стимулировалось и духом соревновательности, который пронизывал все сферы жизни эллинов. В греческом языке было специальное понятие: агон, т.е. борьба,состязание. Главенствовали спортивные,особенно гимнастические соревнования, а также художественные (поэтическиеи музыкальные)и конные.Выявление лучших, будь то написание трагедий, игра на кифаре, пение, философская дискуссия, ораторское искусство, конкурсы красотыи т.д. пробуждало потребность в совершенствовании, в оттачивании мастерства.
ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОГО УКЛАДА. Древние грекисчитались людьми общительными, склонными совместно обсуждать дела государства. Нередко они объединялись в кружки, сообщества по интересам. Но их частная жизньоставалась во многом сокрыта от посторонних глаз. Дом эллина окнами, «лицом», обращался к внутреннему дворику; он обычно строился из сырцовых кирпичей, полы были глинобитными или каменными, иногда мраморными, крыши — черепичными. Дома были, как правило, двухэтажные, причем в Афинах долгое время и маленькие, и неудобные. Даже знаменитые военачальники владели скромными жилищами.Беднота же ютилась в хижинах, прилепившихся к скалам и горным уступам.
Домсостоятельного эллина был двухэтажным,причем общая площадь составляла 250—300 м2. Дворик занимал около 60—80 м2. Дом возводился таким образом, чтобы быть максимально приспособленным к местному климатуи освещению. Историк Ксенофонт излагал такие требования к дому: он должен быть «приятным для хозяина», «прохладный летом, теплый зимой».
На первом этаже обычно располагалось до 10 комнат; они образовывали мужскуюи женскую половину.Главное помещение дома называлось андрон,т.н. мужская комната. Она была предназначена для мужских собраний и пиров, т.е. симпосиев. Другой важной комнатой была комната с главным очагом, где собиралась семья на обед. Некоторые комнаты первого этажа использовались в качестве мастерских для домашних работ. Женская часть дома, называемая гинекей,находилась на втором этаже. Здесь жена управляла своими служанками, занималась
домашней работой.
В домах отсутствовалоспециальное отопление. Взимнее время в комнатах размещали глиняные сосуды или кувшины, в которых находился раскаленный уголь. Самым теплым и уютным местом считалась кухня, где собирались домочадцы. Кроме того, была специальная утепленная комната, подобие домашней бани. Пища готовилась в керамических очагах, в особых, напоминающих колокол печках, установленных прямо на углях, пекли хлеб. В более поздний, после походов Александра Македонского, т.н. эллинистический период, греческая аристократия, подражая восточной знати, начала откровенно тяготеть к роскоши, обзаводиться виллами с бассейнами и фонтанами.
В домах была достаточно скромная,немногочисленная и удобная мебель.Стулья были либо каменные, либо деревянные, иногда для гостя его покрывали мохнатой шкурой. Столы круглые, квадратные или овальные, на одной или грех ножках, обычно ниже современных. Одежда и утварь пряталась в больших, запиравшихся на замки сундуках-ларях, которые также служили для сидения. В ларях находились книги и свитки папирусов. Женские ювелирные изделия помещались в изящных шкатулках, закрывавшихся ключом-перстнем, носимом на пальце. В комнатах можно было увидеть и курительницы благовоний. Афиняне следили за тем, чтобы комнаты не перегружались лишними вещами, а интерьер оставался эстетичен и
приятен для глаз.
Среди специфических предметов домашней утвари надо назвать большой глиняный сосуд для съестных припасов.Несколько меньших размеров был пифос,где хранили вино, масло, фиги, соленья. Амфоройназывалась ваза с двумя ручками и выпуклыми боками. Сосуд для смешивания вина с водой при трапезах и возлияниях -назывался кратером.Употреблять чистое вино считалось неприличным, свидетельством низкой культуры. Архилох, обличая своего врага Ликамба, пишет о нем, что он пил вино «несмешанным».
Благовония наливались в сосуды продолговатой формы, называемые лекифами.Наконец, существовало немалое число ваз разной формы, украшенных росписями. Получила развитие целая область живописи — вазопись.
Эстетическое совершенство греческих ваз и сегодня вызывает восхищение. Великий английский поэт романтик Джон Китев знаменитом стихотворении «Ода греческой вазе» восторгается запечатленными на ней рисунками. Сама ваза — «рассказчица, чьи выдумки верней и безыскусней вымысла иного». В финале стихотворения греческая ваза предстает как воплощение классической красоты.
Скажи: прекрасна правда и правдиво прекрасное — и этого довольно!
Особой формы сосуды использовались для хранения масла и духов, которыми умащивали тело. Женщины помещали косметические снадобья в керамические флаконы.
В более позднюю эллинистическую эпоху в качестве парадной посуды использовали сосуды из бронзы или серебра. Не забыта была и деревянная посуда. Но глина и керамика оставались наиболее употребительными.
Для греков, умеренных в еде, основными продуктамиявлялись: хлеб, овощи, оливки, каштаны, рыба.Мясо ели нечасто, обычно его получали на общественных жертвоприношениях. Беднякипитались ячменем, бобами, лепешками, соленой рыбой. Пища у спартанцев была более грубой, чем у афинян.
ПИРЫ. Зато гурманы отводили душу на пирах, где угощение было и изобильным, и изысканным. В «Из Ксенофана Колофонского» А.С. Пушкин так описывает застолье:
Чистый лоснится пол; стеклянные чаши блистают; Все уж увенчаны гости; иной обоняет, зажмурясь, Ладана сладостный дым; другой открывает амфору, Запах веселый вина разливая далече; сосуды Светлой студеной воды, золотистые хлебы, янтарный Мед и сыр молодой: — все готово; весь убран цветами Жертвенник Хоры поют. Но в начале трапезы, о други, Должно творить возлиянье, вещать благородные речи, Должно бессмертных молить, да сподобят нас чистой душою Правду блюсти; ведь оно ж и легче. Теперь мы приступим...
Гости возлежали на ложах,к каждому из которых подносили низенькие столики с разнообразными кушаньями. Пищу брали руками.Супы на пирах не полагались. Обед обычно начинался блюдами, которые возбуждали аппетит. Пирявлял собой своеобразный ритуал:это было не только изысканное угощение, но представление и развлечение. Главная часть пира,во время которой пили вино, включала в себя музыку, игру на флейтахи кифарах, танцыи застольные речи.Непременным элементом была декламация фрагментов из гомеровских поэм. Читались и поэты лирики: Анакреонт, Сапфо. Руководитель пиране только давал слово тому или иному выступающему, но и устанавливал пропорцию разбавления вина водой. Находиться в состоянии опьянения считалось дурным тоном. Греки полагали, что первая чашадарует здоровье, вторая — наслаждение, а третья — сон. После третьей чаши надлежало уже отправляться домой.
После совместной трапезы иногда организовывалась пирушка или попойка, носившая название симпосий.Иные симпосии перерастали в разгульные пиршества. Философ Платон, наблюдая роскошные дома жителей города Акраганта (Сицилия), сетовал, что жители строят их так, словно уповают на вечную жизнь, а чревоугодничают так безобразно, словно это их последняя трапеза. Завсегдатаями пиров были люди, обязанностью которых было забавлять обществогрубоватыми шутками; их называли параситы(пара — у, ситос — хлеб). Это была определенная социальная прослойка, которой драматург Эвполид посвятил комедию «Льстецы». Вней показано, как философы, художники, драматические поэты берут буквально в осаду дом некоего богача Каллия. Они подхалимичают, соревнуются перед ним в остротах, восхваляют его до небес, фактически, заставляя взять их на полное довольствие, кормить, одевать. Нечто подобное позднее мы встретим уже в императорском Риме: толпы полуголодных клиентов, среди которых и обнищавшие философы, учителя, поэты, будут штурмовать дома богачей, вымаливая у них подачки.
ОДЕЖДА ГРЕКОВ. Одежда греков была достаточно простойи одновременно красивой, экономной.Основной одеждой мужчин был хитон,длинная рубашка без рукавов; сверху хитона набрасывался гиматион,широкое одеяние продолговатой формы. Самой употребительной обувью были сандалии,прикрепляемые к ноге ремнями.
Простотой отличался и греческий женский костюм. Главным его элементом была туника(хитон), которая спускалась до полу. Лиф и юбка составляли одно целое. Туника делалась с короткими рукавами, застегивалась пряжкой на плече. Это был домашний костюм, изготовлявшийся из шерстяной материи. Руки женщины были обнажены. Обувь отличалась изяществом, была белой или розовой, украшалась красной или черной каймой. Мужчины носилиобувь, напоминающую сапогиили полусапожки. У женщинбыли сандалии, туфли или высокие ботинки.
ВНЕШНИЙ ВИД. Греки заботились о свежести лица. Кожа у мужчин, много времени проводивших на воздухе, обычно была загорелой, у женщин, напротив, бледной. Мужчины носили бороды, что считалось признаком мужественности. Бриться стали только со времени Александра Македонского. У мужчин и женщин вообще существовало множество причесок. Стриглись коротко лишь атлеты, у других волосы спускались до плеч. Длинные волосы, иногда стянутые на затылке или спускающиеся вниз в виде конского хвоста, характеризуют эллинок. Короткую стрижку носили рабыни,а также свободные в период траура или в старости.
УКРАШЕНИЯ. И мужчины и женщины охотно пользовались ювелирными украшениями: среди них перстни, диадемы, кольцаи браслеты.Комедиограф Аристофан с насмешкой отзывается о франтах «в серьгах», с перстеньками на холеных пальцах. Интересныбыли перстни с печатями — символ хозяина и хозяйки; нередко на них были ориганальные изображения. Такой перстень играет важную роль в сюжете в комедии Менандра «Третейский суд». Популярными женскими украшениями были серьги,ожерелья, запястья и пряжки. Они нередко оставлялись на умерших женщинах и мужчинах, как обнаружилось при археологических раскопках.
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД. У греков была сложившаяся процедура погребального обряда: умершего либо предавализемле, либо сжигалина костре, после чего прах ссыпали в урну,которую могли закапывать или помещать в гробницу. Покойного обычно клали в кипарисовый гроб,поскольку кипарис считался деревом скорби. В честь умершего произносили похвальные речи, но при этом старались держаться истины, ибо ложь считалась делом недостойным. В Греции люди в период траураносили черныеили темные одежды;только в Аргосеони ходили в белом. В Афинахи Аргосетраур длился тридцать дней;в других полисах — меньше; в Спарте— всего двенадцать.
Вообще обряд погребения был тщательно разработан и являлся важнейшим элементом греческого образа жизни. Душа, не имевшая могилы, по понятиям эллинов, становилась блуждающей. Сочинения древних убеждают нас в том, что эллин боялся смерти меньше, чем лишения погребения.Всего более опасался он того, что после его смерти не будут выполнены погребальные обряды. Военачальник, не совершивший после морской битвы обрядов по погибшим морякам, карался смертью. Такая участь постигла, например, сына великого афинского государственного деятеля Перикла. И это случилось даже несмотря на то, что сын вернулся в Афины с победой.
Традиции и обряды играли в жизни эллинов огромную роль. Это нашло свое отражение в литературе.
РАБСТВО. Греция была родиной демократии, народовластия. Но античная демократия,при всех своих огромных завоеваниях, была исторически ограниченной.Равенство прав и возможностей распространялось только на свободных граждан, а в эту категорию не входили рабы. В V в. до н.э., т.е., в частности, при Перикле, в Афинах было примерно 130 тыс. граждан, но в этом числе учитывались женщины и дети. Таким образом, избирательным правом пользовалось меньше половины.
Аристотель писал: «Человек не может обойтись без орудий, даже чтобы добывать лишь необходимое для поддержания жизни. Среди этих орудий одни — одушевленные, другие — неодушевленные... Раб — это одушевленная собственность и самое совершенное из орудий». Такой мыслитель, как Аристотель, считал рабство явлением естественным, отвечающим самой природе человека: некоторые люди созданы для того, чтобы
быть рабами.
Как возникло рабство? На ранних, архаичных ступенях греческого общества его не было. Оно явилось результатом насилия.Прежде всего — войн, когда пленных обращали в рабство. Благодаря пленнымможно было обогатиться. Ими торговали, за них брали выкуп.
Наряду с войнами источником приобретения рабов было пиратство.На подобном промысле специализировались охотники за рабами, которые совершали экспедиции в дальние края, на Балканы, в Скифию. В ряде греческих государств человек, не выплативший долг, мог попасть в долговое рабство.Наконец, рабу не разрешалось иметь семьи, жены,он мог сожительствовать с женщиной, но при этом родившиеся дети становились собственностью его хозяина. У раба не было имени, а только прозвище, обычно указывавшее на ту местность, откуда он выходец.
Будучи «говорящей вещью» хозяина, раб своего имущества не имел. Вбольшинстве государств Греции хозяин мог наказывать своего раба по своему усмотрению, даже убить, хотя это было ему невыгодно. Рабвезде, за исключением Афин, не считался человеком, не имелникакого юридического статуса,никаких прав. И все же в Афинах граждане обращались с ними мягче, гуманнее, чем в других государствах Греции, где особой беспощадностью славилась Спарта. В ней свободные граждане, спартиаты, установилинастоящий режим террорапо отношению к государственным рабам, илотам.
Высокий уровень цивилизации, образования и культуры в Афинах сказывался на положении рабов. Раббыл, в известном смысле, членом афинской семьи.Он одевался так же, как и свободный бедняк. Мог вместе со свободными гражданами присутствовать на религиозных церемониях и празднествах. Ему дозволялось разговаривать дома со своим хозяином и при этом держаться достойно, высказывать нелицеприятную правду. Если в других греческих городах раба позволялось побить и оскорбить даже на улице, то ничего подобного не допускалось в Афинах. Пусть в самой малой степени, но рабы были юридически защищены.Кроме того, афинский закон давал рабу известные гарантии: хозяин должен был отвечать за жестокое обращение с рабом и тем более за убийство. Если хозяин был чрезмерно жесток в своих дисциплинарных мерах, раб мог требовать, чтобы его продали другому хозяину, передали в более мягкие руки.
ТРУД РАБОВ. Бытует популярное мнение: все производство в Афинах держалось на эксплуатации рабов, а граждане занимались политикой, посвящали себя изящным искусствам, будучи освобождены от материальных забот. Однако это не совсем так. Свободные граждане были включены в производство, трудились земледельцами, виноградарями, рыбаками, мореходами. Рабы участвовали в тех же трудовых процессах, но пребывали ступенью ниже своих хозяев. На их долю выпадали те сферы, где требовались чисто физические усилия.
Нередко рабам удавалось добиться достаточно привилегированного статусав доме своего хозяина. Это относится прежде всего к «кормилице»и «педагогу».Участвуя в воспитании, они нередко привязывались к своим чадам. Подобный мотив присутствует в некоторых греческих пьесах Еврипида, Менандра, где фигурируют образы домашних рабов («кормилица», «дядька»). В трагедии Еврипида «Ипполит» кормилица выступает как своеобразная наперсница Федры.
Обычно у бедняков не было рабов. Рядовой гражданин имел одного раба и двух служанок. Использовались рабы в сельском хозяйстве,но в малой степени; афинский крестьянин хозяйничал на небольшом участке земли и мог культивировать его сам или с помощью близких. Гораздо большебыли задействованы рабы в ремесленном производстве",они занимались пошивом одежды, гончарным и кожевенным делом, изготовлением музыкальных инструментов, домашней мебели, утвари и, конечно же, оружия. При возведении храмов, дворцов, других крупных эстетически совершенных сооружений в Афинах бок о бок работали как свободные, так и рабы, которым государство выплачивало зарплату. Однако ее клал себе в карман рабовладелец, отвечавший лишь за питание раба. Рабский труд был незаменим при добыче полезных ископаемых,которыми богата Греция.
ТЕМА РАБСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ. Хотя великие греческие писатели и философы считали рабство естественным, они нередко высказывали свое сочувствие рабам. В «Одиссее» Гомера есть такие строки:
Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,
Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет.
Раб, возмущенный униженнойдолей, мог выразить свой протест тем, что портил орудия труда.Поэтому рабовладельцы старались сделать их грубыми, неуклюжими. По мере развития греческого общества становилось очевидным, что рабство — болезнь, постепенно ослаблявшая его изнутри. Рабы не были заинтересованы в плодах своей деятельности,их труд был не только изнурительным, но и малоэффективным, лишенным инициативы.
Знаменательно, что в греческой драматургии, особенно в комедии, по мере ее развития рабам отводится все большая роль. Особенно это касается Аристофана,таких его пьес как «Осы», «Мир», «Лягушки». В«Лягушках» раб Ксанфий, остроумный, находчивый, даже демонстрирует превосходство над хозяином. В «Плутосе»раб Карион сетует на горькую долю раба:
О Зевс, о боги! Что за наказание Принадлежать хозяину безумному! Пусть раб дает советы превосходные, Да господин их не желает слушать, — Терпи слуга за это неприятности!
Карион оказывается втянутым в безумства своего хозяина и старается всячески ему помочь. Вт.н. новоаттической комедии Менандра,где преобладает семейно-бытов
Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 2207;