Виды драматических композиций.


Мы уже назвали и кратко охарактеризовали основные части композиции драматического произведения. Они не имеют раз и навсегда заданной формы сочетания, но каждый раз, сочетаясь по-новому, создают особые виды композиций. В композиционном изложении событий пьесы различают разбивку действия по актам. События в актах располагаются совершенно по-разному и зависят прежде всего от формы построения пьесы.

В пьесе, состоящей из 5актов:

1 акт – экспозиция, в конце акта – завязка;

2-й и 3-й – развитие действия;

4-й – кульминация;

5-й – развязка и финал.

В пьесе, состоящей из 4-х действий (актов):

1. экспозиция и завязка;

2. развитие действия;

3. кульминация;

4. развязка и эпилог.

В 3-х актной пьесе:

1. экспозиция, завязка и начало развития действия;

2. развитие действия в конце кульминация;

3. развязка действия, финал и эпилог.

В пьесе, состоящей из2-х актов:

1 - экспозиция, завязка, развитие действия, в конце кульминация;

2 - может быть в начало помещена кульминация, развязка, финал эпилог.

В одноактной пьесе, естественно, все располагается в одном акте.

 

По следованию событий (естественно, что основных, т.е. определяющих фабулу пьесы) друг за другом мы различаем несколько видов композиций. Назовем некоторые.

Линейная – композиция. Это наиболее распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой.

 

 

 


Обратная – в этом виде композиции события хоть и располагаются (следуют) линейно, но в обратном порядке.


Кольцевая – характеризуется тем, что в ней начало замыкается с финалом, т.е. действие пьесы начинается с того, чем закончится.

 


Детективная –мы называем ее так, потому, что по подобной схеме написаны многие детективы. Экспозиция в ней затягивается на довольно продолжительное время, и герои постоянно вынуждены обращаться к началу и пытаться восстановить его.

 

 


Монтажная – состоящая из нескольких сюжетных линий, историй, которые связываются в одно единое повествование при помощи монтажа. Например, двух историй.

 

События 1-й истории a b c d e f g h i l k

 

 

События 2-й истории 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Монтажная композицияэтих двух историй:

a 1b 2c d 3 4e f 5g h 6 7i l 8k 9

 

 


Бывает монтаж и трех, и более историй. Этот вид композиции позволяет достигнуть эпичности повествования. Основной характеристикой данного вида будет освещение не связанных сюжетно друг с другом различных событий, одной смысловой проблемы, лежащей в основе произведения.

 

Коллажная – одна из наиболее сложных композиций, но и самых интересных. В ее основе лежит некий смысловой сюжет, построенный по структурной схеме (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), но каждая часть композиции раскрывается отдельной историей.

 


1-я история 2-я 3-я 4-я 5-я

 

Это не монтаж, но коллаж. В качестве явного примера можно привести «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, где единый сюжет раскрывается различными историями о пороках. Коллаж как эксцентрическая метафора, но не явный вид композиции присутствует в живописи Пикассо, в пьесах Б. Брехта и П. Вайса, в режиссуре Е. Вахтангова и Э. Пискатора. Данный вид композиции можно использовать особенно успешно при инсценировке.

Парадоксальная – этот вид композиции характеризуется перевертыванием перспективы и сдвигом драматической структуры. Это сознательное нарушение гармонического композиционного единства приводит к обнажению смысловой и художественной конструкции, что в целом снимает автоматизм зрительского восприятия. В реальности это выражается так: логически развивающееся действие перебивается совершенно не связанным по смыслу, стилю, даже жанру куском или сценой. С одной стороны, это показывает «изнанку» действия, персонажа, представления; с другой – сообщает новое видение обыденного, бытового события. Местоположение частей композиции при этом становится не точно определенным, но, точнее сказать будет не-определенным: за завязкой может следовать, например, финал, а потом начинаться экспозиция. Но этот тип композиции применяется в драматургии крайне редко, он более характерен для режиссерских инноваций.

Таким образом, мы видим, что при едином сюжетном наборе событий в художественном произведении можно совершенно произвольно, но по определенным законам их излагать (располагать). При этом необходимо различать последовательность событий, происшедших хронологически от формы изложения этих событий. Это нас подводит к понятию диспозиции, которое мы и рассмотрим.

 



Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 486;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.