Структура композиции.
С развитием драматургии первоначальное деление на середину, начало и конец в технике драматургии более усложнилось, и на сегодняшний день эти части драматического произведения имеют следующие названия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Каждый элемент структуры имеет свое функциональное назначение. Но подобная схема закрепилась не сразу, в принципе, споры по названию и количеству элементов продолжаются до настоящего времени.
В 1863 г. Фрейтагпредложил следующую схему драматической структуры:
1. Вступление (экспозиция).
2. Возбуждающий момент (завязка).
3. Повышение (восходящие движение действия от возбуждающего момента, то есть от завязки к кульминации).
4. Кульминационный пункт.
5. Трагический момент.
6. Нисходящее действие (поворот к катастрофе).
7. Момент последнего напряжения (перед катастрофой).
8. Катастрофа.
Конечно, некоторые моменты в этой схеме спорны, тем не менее это наиболее интересная схема в разработке понятия структуры композиции. В нашей стране Фрейтагбыл незаслуженно забыт, из-за того, что были превратно поняты критические замечания Станиславского по поводу того, что применение подобной концепции иссушает творчество. Это справедливое замечание, но замечание актера, а не теоретика театра. Были еще несколько схем драматической структуры, мы отметим лишь наиболее интересные.
В конечном итоге все авторы сходятся на структуре триады, лежащей в основе драматургической композиции. Здесь, на наш взгляд, не может быть «универсальной» схемы, так как это творчество, а его законы во многом остаются для нас тайной. Так или иначе, если мы попытаемся свести все эти схемы воедино, то структуру драматического произведения можно выразить следующим образом:
результат борьбы
начало борьбы
ход борьбы
Из этой схемы мы видим, что начало борьбы раскрывается в экспозиции и завязке основного конфликта. Эта борьба реализуется через конкретные поступки (перипетии, по выражению Аристотеля) и составляет общее движение от начала конфликта к его разрешению. Кульминация – высшее напряжение в действии. Результат же борьбы показывается в развязке и финале пьесы.
Части композиции.
Пролог в настоящее время выступает как Предисловие–этот элементне связан непосредственно с сюжетом пьесы. Это место, где автор может выразить свое отношение, это демонстрация идей автора. Также он может быть ориентацией изложения. По примеру древнегреческих пьес пролог может быть прямым обращением автора к зрителю («Обыкновенное чудо» Е.Шварца), хора («Ромеои Джульетта»), персонажа («Жизнь человека» Л.Андреева), человека от театра.
Экспозиция (от лат. expositio – «изложение», «объяснение») – часть драматического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В ее задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматического произведения. Даже само название пьесы служит в известной степени экспозицией. В задачу экспозиции кроме изложения всей предыстории пьесы входит и экспонирование действия. В зависимости от замысла экспозиция может быть прямой (специальный монолог), косвенной (раскрытие обстоятельств по ходу действия).
Также в роли экспозиции может быть показ событий, происшедших задолго до основного действия пьесы (например, «Без вины виноватые» А.Н.Островского). Назначение этой части композиции – сообщение информации, необходимой для понимания предстоящего действия, сообщение о стране, времени, месте действия, описание некоторых событий, предшествовавших началу пьесы и оказавших на нее влияние, рассказ об основной расстановке сил, об их группировке к конфликту, о системе взаимоотношений и взаимосвязи персонажей в данной ситуации, о контексте, в котором необходимо все воспринимать. Наиболее распространенный вид экспозиции – показ последнего отрезка жизни, течение которого прерывается возникновением конфликта.
В экспозиции лежит событие,которое происходит в начале пьесы. С него начинается исходная ситуация, дающая толчок для движения всей пьесы. Это событие принято называть исходным. Оно способствует не только выявлению фабульной первоосновы, но и действенно готовит завязку. Завязка и экспозиция – неразрывно связанные элементы единого, начального этапа пьесы, которые образуют исток драматического действия. Не стоит думать, что исходное событие и составляет экспозицию, – это неверно. Кроме него туда же могут входить еще несколько событий и различные факты. Отметим, что наше рассмотрение затрагивает экспозицию драматургическую, но существует еще и экспозиция театральная. В ее задачу входит ввод зрителя в мир предстоящего представления. В этом случае само расположение зрительного зала, освещение, сценография и мн.др., относящееся к театру, но не к пьесе, будет своего рода экспозицией.
Завязка– важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие. Сталкиваются, как правило, две противоположные точки зрения, разные интересы, мировоззрения, способы существования. И не просто сталкиваются, но завязываются в один конфликтный узел, разрешение которого и есть цель действия пьесы. Можно даже сказать, что развитие действия пьесы есть разрешение завязки.
По поводу того, что считать началом действия, Гегельзаметил, что «в эмпирической реальности у каждого действия очень много предпосылок, так что трудно бывает установить, в каком месте следует отыскивать настоящее начало. Но поскольку драматическое действие существенным образом основывается на определенной коллизии, соответствующая исходная точка будет заключаться в той ситуации, из которой в дальнейшем должен развиться этот конфликт»[56]. Именно эту ситуацию мы и называем завязкой.
Развитие действия – наиболее обширная часть пьесы, ее основное поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определенных эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия. Число актов в принципе не ограничено, но, как правило, колеблется от 3 до 5. Гегельсчитал, что число актов должно быть три:
1-й – обнаружение коллизии;
2-й – раскрытие этой коллизии «как живое столкновение интересов, как разделение, борьба и конфликт»[57];
3-й – разрешение в предельном обострении своего противоречия.
Но практически вся европейская драматургия придерживается 5-актного построения:
1-й – экспозиция;
2, 3, 4-й – развитие действия;
5-й – финал;
Необходимо отметить, что в развитии действия находится и кульминация – еще один структурный элемент композиции. Он носит независимый характер и функционально отличается от развития действия. Именно поэтому мы его определяем как самостоятельный (по функции) элемент.
Кульминация– по общему определению, это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы, начинает стремительно надвигаться развязка. Именно этот момент принято называть кульминацией. В основе кульминации лежит центральное событие, которое является коренным переломом в действии пьесы в пользу той или иной занятой в конфликте стороны. По своему строению кульминация как элемент композиции может быть сложной, т.е. состоять из нескольких сцен.
Развязка– здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции – разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой – это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие пьесы и герои приходят к тому или иному результату, как говорится в теории санскритской драмы, «обретению плода», но не всегда он сладок. В европейской трагедии это момент гибели героя.
Эпилог (epilogos) - часть композиции, которая производит смысловое завершение произведения в целом (а не сюжетной линии). Эпилог можно считать неким послесловием, резюме, в котором автор подводит смысловые итоги пьесы. В драматургии может выражаться в виде завершающей пьесу сцены, следующей после развязки. Не только содержание, стиль, форма, но и само назначение его менялось в истории драмы. В античности эпилог – обращение хора к зрителю, которое комментировало происшедшие события и объясняло авторский замысел. В эпоху Возрождения эпилог выступает как обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий, резюмирующей идею пьесы. В драматургии классицизма – просьба благожелательно отнестись к актерам и автору. В реалистической драматургии XIX века эпилог приобретает черты дополнительной сцены, раскрывающей закономерности, определяющие судьбы героев. Очень часто поэтому эпилог изображал жизнь героев спустя много лет. В ХХ веке существует полифония в понимании и использовании эпилога. Он часто бывает в начале пьесы, а в ходе пьесы объясняется, как герои пришли к подобному финалу. Чеховпостоянно был занят вопросом об «оригинальном» финале пьесы. Он писал: «Есть у меня интересный сюжет для комедии, но не придумал еще конца. Кто изобретет новые концы для пьес, тот изобретет новую эру! Не даются подлые концы! Герой или женись, или застрелись, другого выхода нет»[58].
Волькенштейн,наоборот, считал, что эпилог является обычно «статистическими сценическими положениями: признак неумелости автора дать в последнем акте исчерпывающее разрешение драматической борьбы»[59]. Весьма спорное определение, но все же не лишенное своего смысла. Действительно, некоторые драматурги чересчур злоупотребляют эпилогом для выражения не столько своих идей, но и завершения действия. Насколько важна проблема финала пьесы и вытекающего из всего содержания пьесы эпилога, подчеркивает следующее мнение: «Проблема последнего акта – это прежде всего проблема идеологическая и лишь затем технологическая. Именно в последнем акте, как правило, дается разрешение драматического конфликта, следовательно, именно здесь наиболее активно и определенно заявляет себя идейная позиция драматического писателя»[60]. Под эпилогом можно понимать и некий взгляд в будущее, отвечающий на вопрос: что будет с персонажами пьесы в дальнейшем?
Примерами художественно решенного эпилога могут послужить «немая сцена» в «Ревизоре» Гоголя, примирение кланов в «Ромеои Джульетте» Шекспира, бунт Тихона против Кабанихи в «Грозе» Островского.
Законы композиции.
Мы не будем подробно останавливаться на этой теме, достаточно отметить, что литературы по данному вопросу достаточно. Более того, в музыке, живописи, архитектуре они разработаны с такой тщательностью, что право, теоретикам театра стоит позавидовать. Поэтому сложно в данном случае придумать что-то новое, ограничимся простым перечислением этих законов.
Закон новизны. Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ – это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию. И поскольку художественный образ всегда решается в новой композиции, то новизна в композиции, как в главной художественной форме произведения искусства, действует как закон и, таким образом, принимает форму закона композиции.
Целостность. Произведение искусства должно восприниматься как единое и неделимое целое. Главная черта закона целостности – неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение автором так называемой «идеи», которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
Взаимосвязь и соподчиненность. Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно-содержательное и высокохудожественное произведение. Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию.
В своей работе над произведением автор через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т.е. дает нравственную и эстетическую оценку. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности.
Соразмерность. Все элементы структуры художественного произведения должны быть подобраны, расположены и взаимосвязаны так, чтобы достигались внутренняя слаженность, или гармония, и фундаментальное соответствие драматической ситуации.
Кроме того, этот закон отражает необходимость согласования целей каждого персонажа. Они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. Цели отдельных персонажей должны обеспечивать достижения общей цели, т.е. выступать совместно как средства достижения этой цели.
Контрастность. Закон контрастов – один из основных законов композиции. В произведении возникают и действуют различные виды контрастов: характеров, состояний, положений, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, проблем, мотивов), контрасты в построении сюжета (контрасты в темпоритме и событийном ряде) и т.д.
Контрасты являются законом композиции, представляющим собой специфическое проявление всеобщего закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей. Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение, даже линейный рисунок. Контрасты – это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение в «объеме». Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции. Контрасты в композиции выступают как композиционная сила и поэтому основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа.
Типизация и обобщение. Типизация – такое свойство, которое образуется путем отбора характерных существенных черт ряда людей, предметов, явлений, творческого соединения их и показа в образе одного человека, предмета, явления. Типические, общие, существенные черты редко концентрируются и оказываются выраженными со всей полнотой в одном явлении, одном лице, одном характере. И задачей художника является как раз соединение (т.е. обобщение) этих черт как бы в фокусе, в одном образе.
Единство содержания и формы. Это важнейший закон художественного творчества, суть которого заключается в том, что форма художественного произведения органически связана с содержанием и определяется им; содержание, в свою очередь, проявляется только в определенной форме.
Содержание не существует без формы, а форма существует лишь как форма данного содержания. Форма бывает как внутренней, так и внешней. Внутренняя форма есть способ существования и выражения содержания. Внутренней формой, например, художественного произведения выступают стиль, композиция, речь, ритм и т.д. Единство содержания и формы предполагает, тем не менее, их относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что одно и то же содержание способно облекаться в различные формы.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 1179;