Централизация русских земель. Возвышение Москвы (XIV – XV вв.)
План
1 Исторические предпосылки консолидации русских земель вокруг Москвы.
2 Иван III: становление российской государственности и конец ордынского ига.
3 Социально-экономические изменения в российском государстве.
4 Православная церковь и идеологическая концепции российского государства.
Литература
1 Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. М., 1991.
2 Алексеев Ю.Г. Под знамением Москвы. М., 1992.
3 Головатенко А. Эпизоды истории русской церкви XIII-XVIII столетия. М., 1997.
4 Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1994.
5 Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России в XV в. М., 1991.
6 История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- начала XXвв. М., 1991.
7 История России: народ и власть. СПб., 1997.
8 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
9 Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.
В XIVв. начинается процесс объединения русских земель, вошедших в состав Золотой Орды. Постепенно формируется русский этнос, складывается новое, уже собственно русское государство.
Центром объединения русских земель становится Москва. Москва впервые упоминается в летописи под 1147 годом, когда князь Ростовско – Суздальский Юрий Долгорукий пригласил в Москву своего союзника князя Святослава Ольговича Новгород – северского и устроил гостю «обед силен». Этот год считается годом основания Москвы, хотя, конечно, Москва существовала и ранее.
В чем же причины того, что из маленького города на южной окраине Ростово – Суздальского княжества Москва превратилась в столицу огромного государства.
Говоря о причинах возвышения Москвы, историки отмечают, в первую очередь, выгоды её географического положения. Находясь в центре тогдашнего русского мира, Москва была расположена на перекрестке важнейших сухопутных и водных дорог, соединявших русские княжества. В частности, она стала важным центром торговли хлебом, что давало её князьям экономические выгоды и значительные денежные средства, которые позволили им, с одной стороны, приобретать у ханов Золотой Орды ярлыки на великое княжение, а с другой - расширять свои владения путём «прикупов».
Выгодным было положение Москвы и с точки зрения военной. Несмотря на то, что она многократно подвергалась нашествиям и захватам, тем не менее, её соседи - Смоленское, Тверское, Рязанское, Нижегородское княжества прикрывали Москву с запада, юга и востока, принимая первый удар на себя. Эта относительная безопасность способствовала тому, что в Москву, по словам В.О. Ключевского, «как в центральный водоём, со всех краёв Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы». Таким образом, Москва и соседние земли вбирали в себя, смешивали разнородные этносы – славянский, балто-литовский, угро-финский, тюркский и стали ядром вызревания великорусской народности.
Однако аналогичное, а может и более выгодное географическое положение имели и другие города: Тверь, Рязань, Нижний Новгород. Другой важнейшей причиной возвышения Москвы стала умная политика Московских князей.
Московские князья; расширяя свои владения всеми возможными способами (покупкой, захватом - непосредственным или с помощью Орды, вынужденным отказом удельных князей от своих прав, колонизацией пустых пространств), могли податными и другими льготами удерживать старое и привлекать новое население, умело использовали его труд.
В XII – XIIIвв. Москва не была еще столицей княжества. В начале XIV в. наибольшим весом в междукняжеских противоречиях пользовались Тверское, Новгородское, Рязанское, Суздальское, Ростовское, Муромское княжества. Центром Северо-Восточной Руси считался город Владимир. Для исторического развития не имело значения, как будет называться тот город, который станет столицей единого государства. Положение Москвы и её малозначительного князя казалось безнадежным, бесперспективным в видах на высшую власть на Руси. Но, очевидно, именно это обстоятельство подстегивало, воодушевляло московских правителей. Их честолюбие и дальновидные расчеты прикрывались хитростью и изворотливостью, терпением и коварством. В.О. Ключевский не скрывал иронии относительно мелкого скопидомства и посредственности московских князей. Но надо отдать должное их политическим способностям и воле.
В 70-е гг. XIII в. младший сын Александра Невского Данил стал родоначальником московской княжеской династии. Расширение владений Москвы было начато им и продолжено его приемниками Юрием Даниловичем (1303-1325 гг.), Иваном Даниловичем Калитой (1325-1340 гг.), Симеоном Ивановичем Гордым (1340-1353 гг.), Иваном Ивановичем Красным (1353-1359гг.) и Дмитрием Ивановичем Донским (1359-1389 гг.).
Начало возвышению Москвы было положено при Иване Даниловиче Калите (1325 – 1340). В 1327г., когда великим князем был Александр Тверской, в Твери произошло народное восстание против татаро-монголов, в ходе которого был убит монгольский посол. Иван Данилович поспешил в Орду, сообщил о восстании, вернулся оттуда с татарским войском и жестоко опустошил Тверское княжество. За это он получил в 1328г. от хана Узбека ярлык на Великое княжение. Этот ярлык давал право сбора дани для татар со всех русских земель. Естественно, значительная часть этой дани оседала в сундуках Московского князя. Именно своим богатством он обязан прозвищу Калита – «мешок с деньгами», «кошелёк».
Калита девять раз ездил в Орду. Привозил богатые подарки хану, ханшам, ханским чиновникам, укреплял расположение татар к себе и к своему княжеству. При нём установилась внешняя и внутренняя безопасность русских земель. Перестали ездить на Русь татарские сборщики налогов – «баскаки», земля была очищена от «татей»- разбойников. Калита предпочитал не воевать с соседями, а покупать у них земли. Он расширил свои владения, прикупив в соседних княжествах не только ряд сёл и деревень, но и три удельных города – Галич, Белоозеро, Углич.
Огромную роль в возвышении Москвы сыграла церковь. После смерти митрополита Максима, перенесшего кафедру из Киева во Владимир, главой церкви стал Петр. Он частенько бывал в Москве, объезжая свои епархии. Иван Калита сумел подружиться с ним. Случилось так, что Петр здесь и скончался. Феогност, наследовавший митрополичью кафедру, зная благосклонное отношение московских князей к церкви, совсем переселился в Москву.
В глазах русских людей тех лет это событие было знамением Господним. Значение Москвы еще более повысилось, поскольку она стала духовным центром всей Руси.
Огромную роль в возвышении Москвы внёс внук Ивана Калиты Дмитрий (1359 -1389). Он продолжил расширять пределы своего княжества. В ходе усиленной борьбы со своими соперниками, князьями тверским и рязанским, он добился от них признание главенства Москвы. Отныне во всех документах они писались «младшими братьями» московского князя. Дмитрий объявил, что город Владимир и титул великого князя являются «вотчиной»– наследственным владением московских князей и никому другому принадлежать не могут.
Но главным достижением внешней политики Дмитрия было то, что впервые отважился на открытую борьбу с Золотой Ордой. Воспользовались тем, что в Орде шла междоусобная борьба претендентов на ханский престол, он в 1378г. не пустил татарские отряды на русские земли, а когда те попытались вторгнуться силой, разбил их на р. Воже. В ответ в 1380г. хан Мамай, захвативший престол в Орде, отправил на Русь 150 тысячное войско. Он заключил союз с литовским князем Ягайло. На стороне Мамая выступил рязанский князь Олег, выжидательную позицию заняли Тверь и Новгород. Положение сложилось крайне тяжёлое. В этих условиях важную роль сыграла позиции церкви. Настоятель Троицкой лавры Сергий Радонежский призвал все русские земли выступить в поддержку Москвы и послал Дмитрию на помощь дружину во главе с иноком Пересветом.
В сентябре 1380г. войска Владимиро-Суздальских земель под руководством Великого князя в верховьях Дона, на Куликовом поле, встретились с войском хана Мамая и нанесли им сокрушительное поражение. Мамай бежал в Орду, где был свергнут с престола. Войско Ягайло Литовского, узнав о поражении Мамая, поспешно отступило.
За эту победу Дмитрий получил прозвище Донской, и после смерти был причислен православной церковью к лику святых. Куликовская победа не стала концом татаро-монгольского ига. Через два года новый хан Тохтамыш с большим войском взял и сжёг Москву. Но победа над монголами сделала Московского князя национальным героем, а Москву – центром национально-освободительного движения. Первенство Москвы в русских землях уже было трудно оспаривать. В.О. Ключевский писал: «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомских сундуках Ивана Калиты».
Наследником Дмитрия Донского стал Василий I Дмитриевич (1389-1425 гг.). Он успешно продолжил политику своих предков. Однако после его смерти разгорелась 25-летняя феодальная война между претендентами на великокняжеский престол. Кровавые битвы, захваты Москвы, взаимное ослепление противников – всё видела Русь в те годы. Усидел-таки на великокняжеском престоле далеко не самый способный, скорее даже весьма посредственный правитель – Василий II Тёмный. А при его преемнике Иване III произошли принципиальные перемены в истории Русского государства.
Однако помимо желания правителей московского княжеского дома подчинить своей власти других князей, существовали и более глубокие, объективные основания для преодоления раздробленного состояния Руси.
К ним, в первую очередь, следует отнести внешнеполитические обстоятельства – освобождение от ордынского ига, способность противостоять Великому княжеству Литовскому, Швеции, немецкому Ордену. Возврат утраченных земель был возможен только через объединение всех русских княжеств и централизацию власти. Только в этом случае Русь могла рассчитывать на самостоятельное государственное существование. Очень важно, что понимание этого обстоятельства пронизывало все слои общества – от княжеской верхушки до крестьян и ремесленников. Единство Руси стало общенародной задачей.
Феодальная раздробленность, княжеские усобицы наносили большой вред экономике и негативно влияли на общественные отношения. Крестьянство, ремесленники, купцы страдали от бесконечных набегов, княжеских распрей. Распылённый, ограниченный местными условиями аппарат управления и суда создавал множество неудобств. Обилие должностных лиц, несогласованность их действий, да ещё необходимость «кормить» их за свой счет дополнительным бременем ложились на плечи населения. Десятки и сотни господ со своими порядками, своими законами создавали питательную среду для произвола. Хозяйственная раздробленность препятствовала освоению новых земель, совершенствованию производственной деятельности. Поэтому и крестьяне, и жители городов уповали на единое правительство, надеясь, что оно сумеет создать для них приемлемые условия жизни, не позволит господам свернуть их в «бараний рог».
С другой стороны, в данное время шёл рост частного феодального землевладения. И господа - землевладельцы были кровно заинтересованы в закреплении за собой и угодий, и рабочих рук. Поэтому они все более тяготели к усилению верховной власти, которая смогла бы их защитить от неповиновения крестьян, от посягательств других владельцев.
Немаловажную роль в объединении русских земель сыграла православная церковь. В стране, раздробленной на множество княжеств, затруднялась повседневная деятельность духовенства. Единство веры требовало и единства верховной власти. Поэтому церковь была заинтересована в объединительной политике светских властей.
Важно отметить еще одно обстоятельство. Тяжелые годы испытаний не сломили духовных сил русского народа. В годы ордынского ига шёл процесс формирования русского национального самосознания, росло чувство любви к Родине, стремление к её независимости.
Таким образом, на Руси складывались внешнеполитические, социально-экономические и культурно-религиозные предпосылки для создания объединенного Русского государства.
Княжение сына Василия Темного Ивана III (1462-1505 гг.) стало важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это было время образования основной территории России, формирования её политических основ. Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчётливый и настойчивый, он был достойным продолжателем дела своего отца.
Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель. Он час за часом шёл к намеченной цели: 1463 г. – Москве были подчинены Ярославское княжество и Пермский край; 1471 г. – Новгород Великий; 1485 г. – Тверь; 1489 г. – Вятская земля. Иван III с полным правом мог назвать себя Государем всея Руси.
Иван III начал борьбу с Литвой за землю бывшей Киевской Руси. На том основании, что он является прямым потомком Рюриковичей, киевских князей, он объявил все земли бывшей Киевской Руси своей «вотчиной», а Москву – наследницей Киевского государства. Он начал войну с Литвой и отвоевал 70 волостей и 10 городов, в том числе такие, как Чернигов, Новгород-Северский, Путивль, Гомель, Любечь, Брянск, Мценск, Дрогобуж и др. Когда литовские послы передали ему послание от короля, где говорилось: «почто ты грабишь вотчину мою?», Иван III ответил, что это его «вотчина», «Русская земля из старины от наших прародителей наша отчина» и предъявил претензии на Киев, Смоленск, Полоцк и другие города, «которые ныне за Литвой» и которые король и великий князь «держит за собою неправдою».
Собрав воедино большую часть русских земель вокруг Москвы, Иван III почувствовал себя полностью независимым и перестал платить дань Орде. Это вызвало негативную реакцию хана Большой Орды Ахмата. Это государство выделилось в 1453г. из Золотой Орды и заняло территорию от Северного Причерноморья до Нижнего Поволжья. Большая Орда проводила политику набегов и налогового гнёта.
Весной 1480г. Ахмат поднял в поход на Русь всю Большую Орду. Момент для нашествия был выбран удачно. На северо-западе Русь воевала с Ливонским Орденом. Внутри государства против Ивана III поднялись его собственные братья Андрей и Борис. Их тревожило усиление власти Великого князя. Кроме того, братья настаивали на разделе между удельными князьями приобретенных Иваном III земель.
Ахмат посчитал весьма удачным момент для своего похода. Он получил согласие о поддержке со стороны польско-литовского короля Казимира. В отличие от обычной тактики стремительного удара, Ахмат стал медленно развернутым строем двигаться с юга к рубежам Москвы в районе реки Оки. Навстречу ордынцам двигались русские войска во главе с князем Иваном Молодым. А вскоре, 23 июля в поход из Москвы вышли и главные силы под руководством самого Ивана III. Одновременно с этим событием на северо-западе немцы осадили Изборск и Псков. Пять дней под Псковом стоял магистр Ордена и, не одолев сопротивления псковичей, был вынужден отступить.
А на юге Ахмат своей стотысячной армией прощупывал прочность обороны русских в районе впадения реки Угры в Оку. Здесь он и стал ждать подхода войск Казимира.
Иван III обратился к мятежным князьям Андрею и Борису с предложениями прекратить междоусобную борьбу и принять участие в борьбе с Ахматом. В обмен он обещал им земельные приращения.
Сраженье началось восьмого октября. Фронтом без малого в пять километров ордынская конница устремилась вплавь с правого берега реки на левый и сразу почувствовала, что берега ей не видать. В русском войске была «огневая защита»: пушки, пищали и так называемые «тюфяки» - короткоствольные пушки, стрелявшие «дробосечным железом» (картечью). У ордынцев такого оружия не было. Они могли полагаться только на стрелы. Но стрелы, перелетая Угру, теряли силу и не могли уязвить русских ратников, а с воды стрелять было трудно.
Левый же берег грохотал непрерывным огнём. Четыре дня длилось сраженье на реке. Практически без потерь русское войско в хорошо подготовленном Иваном оборонительном сраженье нигде не позволило ордынцам зацепиться за левый берег.
Казимир между тем на Угру не шёл – был озабочен смутой в своем государстве и войною с союзниками Москвы в то время – «крымцами». Хан Ахмад понял: поход его заданной цели не достигает, и стал стремиться к переговорам, Иван от которых не уклонился. Полагая, что это слабость, Ахмад высокопарно потребовал дани за девять минувших лет и покорности: «Пусть станет у моего стремени и молит о милости». Спокойный Иван, надо думать, мысленно усмехался, слушая речи послов, - выигранное время позволило прийти на Угру с войском до этого мятежным братьям его.
Зима грянула на месяц раньше обычного. Реки стали. Русская рать от Угры отступила, сгруппировавшись в выгодном месте для возможной решительной битвы. Но Ахмад не дал своим ратникам испытать крепость льда на Угре. Зима была не только ранняя, но и свирепая. «Мразы велики, яко не мощи зрети», - доносит летопись. Обносившееся, истощенное и деморализованное войско Ахмада, оказавшись без питанья и фуража, уже не было дееспособным. «Наги и босы, страхом гонимы», ордынцы побежали от Угры в степи. Их преследовали по пятам – «там, где ордынцы были утром, русские появлялись к обеду».
Бесславно окончившийся поход Ахмада положил конец ордынскому игу. Много важных предпосылок у этой победы: возросшая мощь государства, решительность народа, осознавшего свою силу, хорошая вооруженность и мужество ратников, мудрость Ивана III, избравшего верную тактику в противоборстве с Ордой.
Отступление от Угры было последней акцией грозного хана. Этой ситуацией воспользовался тюменский хан Ивак, которого Ахмат хотел подчинить. В 1481г. хан Ахмат был убит в собственном шатре. С Ахматом погибла и его империя. Так окончательно рухнула татаро-монгольское иго, длившееся свыше двух веков.
В 1502г. крымский хан Менгли-Гирей нанёс ослабевшей Золотой Орде окончательный удар, её существование прекратилось. Орда распалась на Казанское, Астраханское ханства и Нагайскую орду. Иван III, на основании того, что русские земли были улусом Золотой Орды, предъявил претензии на эти земли, объявив Московских государей наследниками золотоордынских ханов. Он совершил ряд походов на Казань, однако присоединение к Москве бывших земель Золотой Орды произошло уже при его внуке Иване IV Грозном.
Таким образом, на рубеже XV-XVI вв. вокруг Московского княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе. «Изумленная Европа, - писал К.Маркс, - в начале царствования Ивана даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на её восточных границах…»
Политический строй Русского государства на рубеже XV – XVI вв. развивался в сторону централизации. Завершился процесс «собирания» русских земель вокруг Москвы. Собирание шло не обычным захватом чужих территорий и городов. Иван III не учинял разгрома своим противникам, а осуществлял переход под юрисдикцию Москвы и назначал свою администрацию. Иван III нанёс решающий удар по удельной системе и превратил своих братьев в фактических своих вассалов. Последний осколок удельной системы был ликвидирован в 1483г., когда князь Верейского удела Михаил Андреевич передал свои владения Ивану III.
Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» (1497г.) с едиными юридическими нормами. Статья 57 судебника, законодательно оформляя политическую систему, ограничивала крестьянам сроки ухода от помещика неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября); крестьянин должен был платить пожилое.
В 1453г. под ударами турок окончательно рухнула Византийская империя. Московская Русь осталась единственным православным государством. Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог. Все эти факторы позволили ему объявить Московское государство наследницей Византийской империи, а московских государей – наследниками византийских императоров. Гербом Москвы стал двуглавый орёл – герб византийского рода Палеологов, при московском дворе был введён византийский придворный церемониал. Короной московских государей стала «шапка Мономаха», по преданию присланная в дар византийским императором своему родственнику киевскому князю Владимиру Мономаху и бывшая короной киевских князей. Этим подчёркивалась преемственность Византии, Киева и Москвы. Вводятся в обиход, пока неофициально, титулы византийских императоров:«царь» (иск. Цезарь) и самодержец. (Интересно, что до падения Золотой Орды этими титулами на Руси именовали татарских ханов). При наследнике Ивана III Василии III обоснование права московских государей именоваться царями впервые появляется лишь в «Слове об восьмом соборе». Автор «Слова» пишет о печальной участи византийских императоров, отказавшихся от обязанности защищать православие, пошедших на союз с «латинянами» и поэтому утративших престол. Им противопоставляется «мудрый изыскатель святых правил… соспешник истины, великий державный боговенчанный русский царь Василий». Поскольку формально Василий именоваться царем не мог, создатель «Слова» замечает, что этот властелин «смирения ради и благочестия, величием разума и благоверия, не зовётся царём, но князем великим Русских земель».
Идеи византийско-русской преемственности и наследования царских (императорских) прав московскими государями обосновывались и позднее.
В княжение Василия III псковский монах Филофей развивал мысль о Москве как «Третьем Риме», сменившем отпавшие от истинной веры собственно Рим и Второй Рим – Константинополь. Антигреческая направленность посланий Филофея не могла найти поддержки у Василия III, сына гречанки, внучатого племянника последнего византийского императора. Однако некоторые патриотически-настроенные церковные деятели с сочувствием воспринимали концепцию превосходства русской веры над греческой. При Иване IV мысли, высказанные Филофеем, получили официальное признание как идеологическая концепция российского государства.
Московское княжество в XII – XIIIвв
Наследник Ивана III Василий III (1505 -1533 гг.) продолжил дело отца. Он закончил объединение русских земель, присоединение в 1510г. Псков, а в 1517г. Рязанское княжество. Продолжив войну с Литвой, он в 1514г. взял Смоленск и торжественно вступил в город, с восторгом встреченный православным духовенством и населением.
Итак, к началу XVI в. создание единого Российского государства стало фактом исторического и международного значения. Россия превратилась в силу, с которой нельзя было не считаться. Корабль обновлённой русской государственности уверенно выходил в океан мировой политики.
В ходе объединения русских земель вокруг Москвы происходят значительные социально - экономические изменения.
На протяжении XIV-XV вв. в судьбе крестьян произошли существенные изменения. К XV в. название «крестьяне» укрепилось за сельским населением. Термин, имевший сначала национальное содержание, теперь приобрёл значение социальное.
Наиболее распространенными формами феодальной ренты в вотчинных владениях были барщина и натуральный оброк. В русской деревне сохранялись общинные порядки. Общину возглавляли выборные старосты, сотские, десятские. Они наблюдали за раскладкой и сборами налогов, вершили суд над крестьянами. Общая сумма налогов установилась для общины в целом и перераспределялась внутри общины.
Черное (государственное) землевладение дольше всего сохранялось на Севере: на Белоозере и в Подвинье (Заволочье). Особую группу составляли холопы.
Значительные земельные богатства находились в личной собственности князей и бояр. По обычаю боярин мог «служить» одному князю и, в то же время, владеть землями на территории, политически подчиненной другому князю. Типичной формой землевладения бояр и княжеских слуг XIV-XV вв. была вотчина (от слова «отец»). Это владение могло передаваться по наследству и отчуждаться. Однако свобода отчуждения была ограничена преимущественным правом родичей вотчинника на приобретение продаваемой земли и на ее последующий выкуп в том случае, если продажа была совершена без их ведома. Этим защищались интересы отдельных боярских родов, владевших этими землями.
Наряду с вотчинным, росло значение и условного землевладения. Князья передавали свои земли в держание (под условием выполнения определенных повинностей) двум категориям своих слуг: дворцовым (работавшим в княжеском хозяйстве) и военным.
К правлению Ивана III относится становление поместного землевладения. После присоединения Новгорода Великого князь конфисковал земли новгородских бояр, разделил их на поместья в 100-300 десятин и раздал их своим воинам–всадникам («помещикам»). Помещики не имели власти над крестьянами своих поместий, они лишь собирали с них подати, размеры которых были зафиксированы в переписных листах.
Владение поместьем было обусловлено службой, помещики регулярно вызывались на смотры, и если воин вызывал недовольство командиров, то поместье могло быть отнято; если помещик проявлял себя в бою, то «поместную дачу» увеличивали. Поместья могли наследоваться, но сыну, поступающему в службу вместо отца, давали не весь отцовский надел, а лишь то, что полагалось молодому воину («новику»).
Поместная система положила начало выделению военно-служилого сословия – дворянства. Главным юридическим признаком этого сословия стало право владения землей при условии несения государственной службы. Юридически эта система была закреплена в статье 57 «Судебника» 1497г.
С конца XIV в. наблюдается подъем городов. Развивались старые города и росли новые на месте торгово-ремесленных сел. Так возникли Радонеж, Руза, Верея, Боровск, Серпухов, Кашира и др. А в старых городах, таких, как Москва, Владимир, Нижний Новгород, Кострома, Новгород Великий, Псков разрослись большие посады, населенные ремесленниками и другими «черными» людьми.
В городах развивались различные ремесла. Распространен был кузнечный промысел, производство оружия и доспехов. Возобновилось литейное дело, захиревшее во время и после монгольского нашествия.
Со второй половины XIV в. в русских княжествах появляется серебряная монета собственного чекана. В связи с этим развивается новая отрасль ремесла – монетное дело. В XV в. монета чеканилась более чем в 20 городах. Развитие получили кожевенное и сапожное ремесла. Возрос спрос на гончарные изделия.
Население русского города не было однородным по имущественному положению. Особенно велика была эта имущественная полярность между ремесленниками.
Имущественное и социальное положение купечества также было неодинаково. Наиболее состоятельными были купцы «суконники», торгующие сукнами с Запада и «сурожане», торгующие с Причерноморьем.
В источниках имеются сведения о купеческих объединениях (гильдиях). Одним из признаков их существования являлось строительство церквей по инициативе купеческих корпораций. В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста. Новгородские купцы основали церкви в Торжке и Русе, где они вели торговые операции.
В городах существовали и ремесленные организации. Типичной формой организации ремесленников была «дружина» - артель во главе со «старейшиной» или мастером. «Дружина» была не только производственным коллективом, но и общественной организацией. Ремесленники одной профессии иногда группировались по определенным городским районам. В Новгороде такие территориальные подразделения («концы», «улицы», «сотки») обладали судебными правами. Формой объединений горожан-ремесленников при церквях были «братчины» или «отчины», за которыми, как и за другими городскими корпорациями, признавалось право суда.
Посадские люди представляли силу, с которой должна была считаться великокняжеская власть, искавшая их поддержки в политике государственного объединения страны и поэтому предоставлявшая им ряд льгот.
Ремесленники сыграли выдающуюся роль в хозяйственном и культурном развитии страны, в восстановлении её экономики.
К середине XV в. произошла важная перемена в положении русской церкви. До этого времени русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Однако после заключения Флорентийской унии (1439г.), согласно которой восточная и западная церковь объединились с целью совместного противостояния турецкому нашествию, этот порядок был изменён. Русское духовенство унию не признало, участник Флорентийского собора митрополит Исидор был изгнан. В 1448г. собором русских епископов был избран митрополитом епископ рязанский Иона. Русская православная церковь стала независимой от Константинополя, но зависимость её от Московских государей резко выросла. Собор выбирал по рекомендации великого князя.
Церковь владела значительными фондами населенных земель – около 1/5 их общего количества в стране. Среди церковных вотчин было немало экономически процветающих. Между тем государство остро нуждалось в населенных землях для обеспечения служилых людей–воинов Русской земли.
К тому же, сложные идеологические процессы привели к возникновению ересей, сторонники которых обличали церковь за ее земельные и другие богатства. Сходные обвинения звучали и внутри самой церкви, где сформировалось течение «нестяжателей» (Нил Сорский, заволжские старцы). Взгляды их совпадали с интересами Великого князя. Он долгое время поддерживал «нестяжателей» и противился инквизиционной расправе руководителей церкви с еретиками.
Во главе защитников церковных богатств и монастырского землевладения встал игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Его сторонников называли «иосифлянами». По мнению Волоцкого, только сильная и богатая церковь может решать стоящие перед ней идеологические задачи. Борьба за влияние на Великого князя между «нестяжателями» и «иосифлянами» была продолжена при Василии III. Чаша весов склонилась в пользу поддержки «иосифлян». Идеологическая поддержка церкви нужна была светской власти. Государи Иван III и Василий III нуждались в поддержке церкви и для укрепления своей личной власти.
В свою очередь церковь делала все возможное для идеологического обоснования сильной самодержавной власти.
Итак, к середине 90-х гг. XV в. создание единого Российского государства стало фактом исторического и международного значения. Россия превратилась в силу, с которой нельзя было не считаться. Корабль обновленной русской государственности уверенно выходил в океан мировой политики.
Контрольные вопросы
1. Каковы были основные причины образования единого Российского государства?
2. Почему центром объединения русских земель стала Москва
3. Какова роль православной церкви в образовании единого Российского государства.
Тестовые задания к главе 2
1. Укажите правильную хронологическую последовательность событий...
1) крещение Руси
2) разгром половцев в начале XIIв.
3) поход Олега на Киев
2. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определением...
1) Закуп
2) Вотчина
3) Митрополит
А) крестьянин. Взявший ссуду
Б) наследственное семейное владение
В) глава Русской православной церкви в Древней Руси
3. К истории Киевской Руси относятся два понятия...
1) стрельцы
2) рядович
3) вотчина
4) поместье
4. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой...
1) ярлык
2) выход
3) иго
А) ежегодная плата русичей Орде
Б) система господства над русскими землями
В) ханская грамота, дававшая право на княжение
5. Что такое вотчина?
1) земли, пожалованные князем дружинникам для сбора дани
2) земельное владение, предоставляемое на условии несения государственной службы
3) земли, являющиеся собственностью князя
4) земельное владение, находящееся в полной собственности владельца, отчуждаемой и передаваемой по наследству
6. Что такое кормление?
1) земельный надел, выделенный при условии несения военной службы
2) натуральный налог, выплачиваемый на содержание наместника и его двора
3) денежное и продуктовое содержание, выдаваемое стрельцам
4) система занятия должностей, в зависимости от древности рода
7. Что такое поместье?
1) земельное владение, передаваемое по наследству
2) владение землей на условии несения военной службы
3) владение землей на правах полной собственности
4) право наместника собирать дань с управляемой территории
8. В правлении Ивана III произошло...
1) созыв Земельного Собора
2) пересечение династии Рюриковичей
3) введение правила «Юрьева дня»
4) создание стрелецких войск
9. С возвышением и укреплением Московского царства связаны даты...
1) 1015,1480
2) 980,1237
3) 1147,1327
4) 1223, 1380
10. Соотнесите события с правлением князей, при которых они происходили...
1) Куликовская битва
2) перевод в Москву резиденции митрополита
3) конец татаро-монгольского ига
А) Иван Калита
Б) Иван III
В) Дмитрий Донской
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 11027;