ГЛАВА 2 Древняя Русь и социально - политические изменения в русских землях в XIII-XIVвв.
2.1 Образование и развитие древнерусского государства в
IX – XIIвв. Этапы развития Киевской Руси
План
1 Восточные славяне и их соседи.
2. Образование государства у восточных славян: разл и политическое устройство Киевской Руси.
3. Принятие Русью христианства и его значение.
4. Собирание славянских земель и расцвет Киевской Руси.
Литература
1 Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. М., 1991.
2 Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М., 1994.
3 Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда пошла Русская земля?» /История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- нач. XX вв. М., 1991.
4 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
5 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.,1982.
6 Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.
7 Скрынников Р.С. История Российская IX-XVII вв. М., 1997.
8 Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
9 Фроянов И.Я. Древняя Русь. СПБ., 1995.
Начальный период нашей истории – период Киевской Руси – один из наиболее сложных для изучения. До нас дошло, весьма небольшое количество сведений об этом времени, причём значительная часть этих сведений имеет полулегендарный и легендарный характер. Основным источником по истории Киевской Руси являются летописи. Но самые ранние из известных нам летописей написаны в XI в., а излагают сведения VII-X вв. События, описываемые в них, излагались летописцами с чужих слов, с недошедших до нас документов, на основе рассказов, легенд. Эти события зачастую искажались, домысливались, переосмысливались в русле господствующих в то время взглядов. Правка и дописывание текстов летописей – обычные вещи для средних веков. Историку приходится о многом догадываться, восстанавливать пробелы на основе других источников. Отсюда многообразие версий Древнейшей истории Руси, часто не совпадающих, противоречащих друг другу.
Киевская Русь – это ещё не русское государство. Русский этнос сформировался позднее, в междуречье Волги и Оки. Киевская Русь – государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. В Западной Европе аналогичную роль сыграло государство Карла Великого, из которого возникли Германия, Франция и Италия. И тем не менее, в Киевской Руси сложились основы русской культуры, русской государственности. Без изучения её истории невозможно понять дальнейшее развитие собственно русского государства Московской Руси, корни её уходят в Киевский период. Именно в Киевской Руси стала складываться русская цивилизация.
Кто же такие восточные славяне? Откуда они появились? Каковы их исторические корни? Славянские племена издавна обитали в Восточной Европе. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор (территория современной Польши).
Письменные сведения о славянах появляются в начале I тыс.н.э., но упоминаются они под разными этническими именами. Плиний и Тацит называли их «венедами». Византийские авторы Прокопий Кесарийский, Маврикий, Иордан называют славян не только «венедами», но и «словенами» или «антами».
В IV-VI вв. н.э. происходит событие коренным образом изменившее политическую карту Европы – так называемое «великое переселение народов». Из Азии в Европу через «ворота народов» - пространство ровной степи между южными отрогами Уральских гор и Каспийским морем начинают волна за волной накатываться кочевые народы – гунны, авары, булгары. Набеги кочевников привели в движение все народы Европы, заставили их покидать насиженные места и переселяться, спасаясь от завоевателей и, в свою очередь, тесня соседей. Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы.
Западные славяне – двинулись на северо-запад, к побережью Балтийского моря. Они стали предками современных чехов, словаков, поляков. Ряд западнославянских народов, таких как поморяне, пруссы, полабские славяне впоследствии были истреблены или ассимилированы германцами.
Южные славяне – двинулись на юг и заселили север Балканского полуострова, территории, принадлежащие Византийской империи. Южные славяне селились на византийских землях в качестве союзников – федератов. Они заключали с империей договор, получали земли и за это обязывались защищать границы Византии. Южные славяне предки современных болгар, сербов, хорватов, черногорцев, македонцев и др.
Восточные славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины от Чёрного до Балтийского морей, от течения Днепра до верховий Волги и Оки. Они стали предками украинцев и белорусов.
Существуют разные точки зрения на пути миграции восточных славян. Первая, наиболее распространенная, берёт начало из древнейшей русской летописи «Повести временных лет». По Дунаю и в предгорьях Карпат обитал славянский племенной союз дулебов. Под давлением кочевников – аваров («обров» по летописи) славяне мигрировали на восток и расселились по течению Днепра.
Киевская Русь IX –XII века
Вторая точка зрения была первоначально сформулирована академиком А.А. Шахматовым в начале ХХ в. Согласно этой точки зрения, заселение восточно-европейской равнины шло двумя потоками – с юго-запада, из предгорий Карпат, и с северо-запада, от побережья Балтийского моря. Вследствие этого, первоначально сложились два государственных объединения восточных славян южное – с центром в Киеве и северное – с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» писалась в Киеве, отсюда сведения о южном пути, как о единственном. В пользу этой теории говорят существующие и до сих пор антропологические и языковые различия между северными и южными русскими.
Наконец, третья точка зрения принадлежит академику Б.А. Рыбакову. Он считает восточных славян, «автохтонами», то есть коренным местным населением, потомками так называемой чернолесской культуры, (скифов – пахарей, как их называл Геродот), Дважды славяне находились на пороге создания государства, и дважды это государство разрушалось кочевниками, сначала сарматами в III в. до н.э., а затем гуннами в IV в.н.э.
Недостаток сведений о ранней истории славян не позволяет отдать предпочтение той или иной гипотезе.
Из ранних источников до нас дошли сведения о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живущих в полях на правобережье среднего течения Днепра; северянах, соседствующих с ними и занимавших левобережье Днепра; древлянах, живущих в лесах между реками Рось и Припять: дреговичах, живущих на болотах в междуречье Припяти и Западной Двины; кривичах, потомках легендарного Крива, живших в верховьях Волги; полочанах, селившихся по берегам реки Полоты; радимичах, приведённых легендарным Радимиром в бассейн реки Сож; словенах, освоивших район озера Ильмень; осевших в бассейне Днестра уличах и тиверцах (Тивр-древнее название Днестра); вятичах, потомках Вятко, ушедших на крайний северо-восток в междуречье Оки и Москвы и др.
Особенностью колонизации новых территорий был её мирный характер. Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением. Тем более, что восточные славяне, будучи земледельцами, создавали условия для взаимовыгодного обмена. Мирное сотрудничество приводило постепенно к ассимиляции аборигенного населения.
На протяжении VI-VIII вв. у восточных славян одновременно развивались три процесса: становление древнерусского этноса, социальное расслоение, политическое объединение. Появление на Восточно-Европейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселении. На берегах рек выросли поселки, насчитывавшие не более десятка домов. Топившиеся по-черному полуземлянки (10-20 кв.м) были достаточно тесны для большой семьи. Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км образовывали гнездо, а несколько гнезд - общину. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие: залежное в степной зоне и подсечно-огневое в лесной. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки».
Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившая себя в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей.
В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы, вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т.д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, огнем и т.д.). Позднее, с появлением хозяйственных приоритетов, в центре внимания оказались аграрные божества (Род и рожаницы) и семейно-родовой культ предков. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Сварог - творец всего сущего, прародитель остальных богов-сварожичей, Дажьбог и Хорс - божества солнца, Перун - бог грозы, Стрибог - бог ветра, Мокошь - божество судьбы и женского рукоделия, Велес (Волос) - покровитель скотоводства и др. Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине, с её уравнительными принципами общежития и жесткой регламентацией, пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями.
Все "люди" (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Понятия "народ", "войско", "власть" пока еще не были четко дифференцированы.
Знали восточные славяне и институт рабства, но, в отличие от классического, оно было, как правило, патриархальным. По сведениям Маврикия Стратега "находящихся у них в плену они не держат в рабстве... в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей?"
В VII-VIII вв. облик восточнославянского мира заметно изменился. Усиливалась консолидация восточнославянских общностей, стали формироваться территориально-политические союзы вокруг крупных городов: Киева, Переяславля, Смоленска, Новгорода и др. Усиливалась и роль князя, который все больше выступал в роли правителя, хотя совет старейшин и народное собрание играли по-прежнему существенную контролирующую роль, и решающее слово оставалось пока за последним. Упрочение роли княжеско-военной верхушки связано с постоянно сохранявшейся внешней опасностью.
Территории, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры.
С юга земли восточных славян граничили с землями Византийской империи, крупнейшего и могущественного государства Средневековья. В 395г. Великая Римская империя разделилась на две части Западную и Восточную. Западная Римская империя пала под ударами варваров – германцев, на её развалинах стала постепенно складываться европейская романо-германская цивилизация. Восточная же Римская империя, или Византия, продолжала существовать, сохранив в неприкосновенности римскую и греческую культуру. Форпостами Византии в Северном Причерноморье были города Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Фанагория и др. Через них шла торговля славян с империей. Именно из Византии славяне взяли христианскую религию, письменность, приобщились к античной культуре. Московское государство считало себя наследницей Византийской империи.
С юго-востока с восточными славянами граничили земли Хазарского каганата, включавшие территории от Средней Волги до Северного Кавказа и Крыма. Хазары – кочевники, выходцы из Азии, жили в низовьях Волги, построили ряд укреплённых городов: Семендер, Итиль, Таматарху, Саркел. Население южных русских земель платило хазарам дань. Несмотря на то, что хазары были злейшими врагами восточных славян, вели с ними постоянные войны, они объективно сыграли положительную роль в русской истории. Хазарский каганат перекрыл путь из Азии в Восточную Европу, послужил щитом от набегов кочевников. Тем самым создались условия для образования государства у восточных славян.
В Среднем течение Волги сложилось государство волжских булгар (предков современных татар и башкир). Кочевники булгары пришли из Азии. Часть из них осела на Средней Волге, другая же двинулась в Европу, на север Балканского полуострова, где смешалась с южнославянскими племенами.
С северо-востока и с севера обитали финно-угорские народы. В ходе расселения восточные славяне смешивались с финно-уграми, селились вперемежку с ними.
С северо-запада, на побережье Балтийского моря обитал воинственный народ норманнов (или варягов, как их называли на Руси) – предков современных шведов, норвежцев, датчан. Прекрасные мореходы, воины, торговцы, морские пираты, норманны или викинги (гребцы), как они себя называли, плавали вокруг побережья Европы в Средиземное море, достигали столицы Византии – Константинополя. Норманны наводили ужас на европейские народы. Средневековая французская молитва гласила: «Спаси нас Боже от голода, чумы и норманнского нападения». Норманны создали своё государство в Сицилии, высадились во Франции в устье реки Роны и создали там герцогство Нормандское. Позднее нормандские герцоги завоевали Англию, положив начало норманнской династии английских королей. На Западе норманны плавали в Исландию, основали своё поселение в Гренландии и за 400 лет до Колумба достигли берегов Америки. На востоке, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь того времени, путь «из варяг в греки», из Балтийского моря по Волхову, через Ладожское озеро, далее волоком до верховья Днепра, вниз по Днепру, через Черное море в Константинополь. По этому пути шла практически вся торговля Европы с Востоком. Именно с норманнами ряд историков связывают происхождение государства у восточных славян.
В основу этой теории положено сообщение «Повести временных лет» о «призвании варягов». Жители города Новгорода, устав от междоусобиц, от борьбы претендентов на княжеский престол, обратились к соседнему варяжскому племени «Русь» с просьбой прислать им князя. «Земля наша велика и обильна, - якобы сказали послы, - а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». В 862г. прибыли на Русь три брата – варяги: Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор – в Изборске. От тех варягов и пошло название Русь. Синеус и Трувор вскоре умерли, а Рюрик стал единолично править Северной Русью. В 882г. военачальник Рюрика Олег захватил Киев, убил местных князей Аскольда и Дира, объединил под своей властью северные и южные русские земли, создав единое государство – Киевскую Русь. На основании этого сообщения летописи, историки XVIII в. И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер создали так называемую «норманнскую теорию» происхождения русского государства, согласно которой русское государство и русская культура были созданы норманнами, одним из германских народов. Эти утверждения преследовали явные политические цели, стремились обосновать превосходство немцев над славянами.
Это утверждение вызвало резкие возражения среди русских учёных, в частности с критикой «норманнской теории» выступил М.В. Ломоносов. Споры сторонников и противников этой теории продолжались на продолжении всего последующего периода развития русской исторической науки. Первоначально они носили чисто академический характер. Факт призвания варягов признавали, М.П. Погодин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, М.Н. Покровский. Однако в 30-е гг. ХХ в. эти споры вновь приобрели остроту. В 1933г. после прихода к власти в Германии Гитлера норманнская теория была взята на вооружение. Опираясь на неё, германские историки доказывали неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, обосновывали претензии Германии на русские земли. С другой стороны, в СССР всякое упоминание о призвании варягов было под запретом, сам факт горячо отрицался. Фундаментальная монография Б.Д. Грекова «Киевская Русь», написанная в 1952г., примерно наполовину посвящена опровержению норманнской теории.
В настоящее время существуют следующие точки зрения на роль норманнов в становлении русского государства.
1) Последовательные сторонники норманнской теории. Их не так много, но они есть. В частности это американский историк Р.Пайпс. По его мнению, через земли Киевской Руси проходил торговый путь «из варяг в греки». Вся торговля по этому пути велась норманнскими купцами. Вдоль пути «из варяг в греки» они основали города – Новгород (Холмгард), Киев (Конунгард). В этих городах стояли варяжские гарнизоны. Местное славянское население было покорено, обложено данью.
«Таким образом, почти побочным продуктом заморской торговли между двумя чужими народами, варягами и греками, и родилось государство восточных славян».
2) Наиболее распространённая точка зрения. «Призвание варягов» имело место. Об этом говорят скандинавские имена первых русских князей: Рюрик (Рорик), Олег (Хельг), Игорь (Ингвар), Ольга (Хельга); имена русских дружинников, подписавших договор Олега с Византией (Роальд, Ромунд, Форлаф и др.); ещё десятки свидетельств. Рюрик, положивший начало династии киевских князей личность вполне реальная (в отличие от Синеуса и Трувора, имена которых, скорее всего, результат ошибки переводчиков – «прибыл Рюрик с верной дружиной (тру – вор) и своим домом (сине – ус)».
В русских городах существовали поселения варяжских купцов, стояли варяжские дружины для их охраны. Видимо, командир одной из таких дружин был призван с дружиной одной из противоборствующих сторон для поддержания порядка и захватил власть в Новгороде. Но русская государственность существовала задолго до Рюрика. В той же «Повести временных лет» говорится о князе Кие – основателя Киева. В арабских хрониках VIII в. говорится о государственных образованиях восточных славян: Куябе (Киеве), Славии (Новгороде), Артании. В византийских хрониках – о походах русов на Византию, причём термин «Русь» употребляется задолго до 862 года. В.О. Ключевский писал: «Чтобы призвать кого-либо на княжеский престол, надо этот престол иметь». Варяги сыграли важную роль в становлении древнерусского государства, объединив Северную и Южную Русь. Что касается влияния варягов на русскую культуру, то необходимо четко представлять себе, что культура современных народов сложилась на базе взаимодействия множества культур народов древних, их синтеза. В частности русская культура сложилась как синтез восточнославянской, угро-финской, византийской, скандинавской и др. Это же можно сказать и о любой другой культуре.
3) Точка зрения, сформированная русским историком А.Г. Кузьминым. По его мнению, варяги «Повести временных лет» это не норманны, а западнославянский народ «руги», хорошо известный в Европе в средние века, отсюда и название Русь. Он отождествляет ругов с полянами, народом, ставшим центром объединения славян в единое государство. Таким образом, никакого германского влияния не было – создание государства исключительно внутриславянское дело.
Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. В нём шли процессы перехода от общественного устройства к феодальному, но феодальный строй ещё не сложился. Во главе государства стоял великий князь, опирающийся на военную дружину. Он возглавлял войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьёй. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы были старшие дружинники – бояре, бывшие воеводами, членами постоянного совета – думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой.
Наряду с властью князя в Киевской Руси существовало народное собрание – вече. Оно ведало вопросами войны и мира, финансами и земельными ресурсами. Князь заключал с вечем договор – «ряд», причём вече могло и сместить князя. Тем самым власть князя не была абсолютной. В этом нашёл отражение переход от родового строя к феодальному.
За то, что князь с дружиной защищали страну от врагов, население платило им дань, которая шла на содержание дружины. Дань собиралась дружинными отрядами, которые раз в год объезжали территории подвластных племён («полюдье»).
После убийства древлянами князя Игоря, который пытался собрать с них дань дважды, княгиня Ольга установила нормы дани – «от дыма» или «от рала» (пахотное орудие). С ростом территории государства у князя уже не было возможности лично объезжать все подвластные племена. Князь стал раздавать земли в управление своим наместникам – как правило, детям, родственникам или старшим дружинникам – боярам.
Они получали право сбора дани с подвластных земель. Большая часть собранной дани переправлялась в Киев, а остальное шло на содержание наместника, его семьи, его дружины. Такая система называлась кормление.
Таким образом, сначала знатные люди не были крупными землевладельцами – феодалами. Они существовали за счёт военной добычи, дани, которая постепенно превращалась в государственный налог. Но, по мере развития производительных сил в сельском хозяйстве, уже не столько сама дань, сколько земля с населением, которое платило эту дань, стала представлять главную ценность для знатных людей. Вчерашние воины становились землевладельцами. О социальной структуре древнерусского общества нам дает представление «Русская правда», дошедший до нас свод законов XI-XII вв.
В XI в. начинается процесс складывания крупных земельных владений – вотчин, передававшихся по наследству и являвшихся полной собственностью владельцев.
Крупными землевладельцами стали бояре дружинные; местная знать – верхушка покорённых племён; монастыри, собственность которых складывалась из княжеских пожалований и вкладов «на помин души».
Но земля без живущих на них крестьян, которые несут феодальные повинности – ещё не феодализм. Другая сторона формирования феодализма выражается в том, что свободные крестьяне попадают в феодальную зависимость.
Во-первых, бояре сажали на землю своих холопов. Холопы – это рабы. Им выделяли участки земли, чтобы они жили за счёт своего хозяйства и выполняли повинности для господина.
Во-вторых, бояре закабаляли крестьян. При примитивном земледелии неурожай грозил крестьянину голодной смертью. Чтобы не умереть от голода и не дать погибнуть своей семье, крестьянин вынужден был брать у боярина ссуду («купу»), заключать договор («ряд») и становиться закупом или рядовичем, то есть долговым рабом. До возвращения купы он должен был работать на кредитора.
Холоп и закуп – это скорее рабы, чем зависимые крестьяне. Не случайно известный историк И.Я. Фроянов считает, что до середины XI в. вотчина в Киевской Руи имела рабовладельческий характер. По его мнению холопы и челядь составляли основную массу рабочего люда в вотчинах. Это отнюдь не означает, что можно говорить о рабовладельческом строе – удельный вес рабовладельческого уклада был крайне незначителен. Подавляющая масса крестьян оставалась свободной.
В-третьих.С XII в. князья стали раздавать боярам земли с крестьянами. В положении таких крестьян практически ничего не менялось: они по-прежнему жили общинами, только дань платили не князю, а боярину. Но если дань князю – это государственный налог, то дань боярину – это феодальная рента. В отличие от холопов и закупов, которые обрабатывали барщину, то есть за использование наделом должны были обрабатывать землю господина, крестьяне платили оброк – отдавали часть урожая, имели право уйти от господина. Такие крестьяне назывались смерды. Существовала и такая категория, как изгои – люди потерявшие связь с общиной или получившие свободу рабы. Князь обеспечивал им защиту, давал землю, а они были обязаны платить ему оброк.
Таким образом, бывшие свободные крестьяне и бывшие рабы постепенно сливались в один класс феодально-зависимого крестьянства. В Киевской Руси шёл процесс складывания феодальных отношений, но этот процесс находился в самом начале. Основную массу население составляли свободные крестьяне общинники.
Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Князь Владимир причислен русской православной церковью к лику святых, вследствие этого сохранилось достаточно много сведений о его жизни и деятельности, написано даже его «Житие», хотя значительная часть этих сведений носит легендарный характер. Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». Согласно ему, у Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Карамзин называл его «вторым Соломоном в женолюбии». Но именно ему Русь обязана принятием христианства.
Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу.
Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей – единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей.
Летопись приводит любопытный рассказ о выборе Владимиром веры. Якобы, узнав о желании Владимира, в Киев прибыли представители различных религий, чтобы склонить его к принятию своей веры. «Народы соседственные могли желать, чтобы государь, уже славный победами в Европе и Азии, исповедовал одного Бога с ними». Прибыли послы от волжских булгар, исповедовавших ислам; послы от хазар, исповедовавших иудаизм; и послы от обеих ветвей христианства – католической и православной. С хазарами Владимир долго разговаривать не стал. Выслушав их рассказы о величии еврейского бога Яхве, он задал вопрос: «А где ваше отечество?», «В Иерусалиме, - ответили те, - но враги изгнали нас с нашей земли», «И вы, наказанные Богом дерзаете учить других?».
Мусульманство изначально заинтересовало князя. Оно разрешало многожёнство, что Владимиру импонировало. Но когда он узнал, что ислам запрещает пить вино, он засомневался: «Весели Руси есть пити, без этого не можем быть». А когда ему предложили сделать обрезание, он возмутился и выгнал послов.
Оставалось христианство. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. «Казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме». Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии.
На основании этого сообщения летописи ряд историков выстраивают целые теоретические построения. Одни говорят об «исторической ошибке» Владимира, принявшего православие, а не католичество, что привело к изоляции Руси от Запада, от «мировой цивилизации». Однако разделение церквей на западную католическую и восточную православную произошло лишь в 1054г., через 70 лет после «выбора веры». Другие историки объясняют выбор Владимира тем, что православная церковь провозглашала верховенство светской власти, а католичество – главенство церкви.
Но «выбор веры» скорее всего не более, чем легенда. Христианизация Руси не единовременный акт, а процесс, растянувшийся на более, чем сотню лет. И выбор восточного варианта христианства был обусловлен давними связями Киева с Константинополем.
Согласно византийским источникам Южная Русь приняла христианство ещё в 867 году, когда после неудачного похода на Византию приняли христианство князья Аскольд и Дир. Россия стала епархией Константинопольской церкви, 60-й по счёту. Резиденция епископа находилась в г. Тьмутаракани (бывшая хазарская Таматарха) на побережье Керченского пролива. Северная же Русь оставалась языческой. После взятия Киева Олегом и образования единого государства позиции христианства ослабли, но в Киеве язычество и христианство сосуществовали. Действовала христианская церковь. Христианами были бабушка Владимира княгиня Ольга, его старший брат - Ярополк. В борьбе за Киевский престол Владимир опирался на язычников – новгородцев, а став киевским князем решил наладить отношения с Киевской знатью, среди которой преобладали христиане. Владимир объявил христианство государственной религией Руси.
Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Оно осуществлялось силовыми методами, при сопротивлении населения, не желавшего отказываться от традиционной веры. В Киеве первым делом были изрублены и сожжены языческие идолы, после чего головёшки были сброшены в Днепр. Затем в Днепр дружина загнала горожан, и священник всех их скопом окрестил. Затем Владимир «нача ставити по городам церкви и попов и люди на крещение приводии по всем градам и сёлам». Особо ожесточённое сопротивление новая вера встретила в Новгороде. Летопись сообщает, что «Добрыня (дядя Владимира и командир его дружины) крестил Новгород огнём, а Путята мечём». Да и после принятия христианства старые языческие верования не были забыты. Они соединялись и переплетались с новыми верованиями, образовывали пёструю смесь так называемую «двоеверие».
Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский. Он назначался Константинопольским патриархом из числа греческих епископов. В наиболее крупных городах Руси были созданы епархии, во главе которых стояли епископы, назначенные митрополитом. При Владимире было 8 епархий, а ко времени татарского нашествия их число возросло до 15. Церковь осуществляла суд по делам о преступлениях против религии и нравственности, по вопросам семейных отношений.
Принятие христианства имело для Руси исключительное значение.
Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. В годы феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига, когда Русь перестала существовать, как самостоятельное государство, была разделена между соседями, православная религия была единственным объединяющим фактором, позволявшим русским считать себя единым народом.
Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. Так Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля, одна из его дочерей была замужем за французским королём, другая за норвежским, третья – за венгерским. Внучка стала супругой германского императора.
В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру – греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. По образцу византийских стали создаваться оригинальные произведения русской литературы. Русь приобщилась к лучшим образцам мировой культуры. Сама славянская письменность была создана в VIII в. на основе греческого алфавита византийскими монахами Кириллом и Мефодием и пришла на Русь с принятием христианства (до этого использовались скандинавские руны).
Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Соборы святой Софии, аналогичные во многом константинопольскому, были построены в Киеве и в Новгороде.
Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки – многожёнство, кровную месть и др.
В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.
Историю Древнерусского государства можно разделить на три периода. Первый этап растянулся с 80-х гг. IX в.- до конца X в. Это было время длительного «собирания» восточнославянских земель, утверждения первой великокняжеской династии, формирования системы отношений между властью и обществом. Далее наступает период существования единого Киевского раннефеодального государства, продлившийся до 20-х годов XII в. Третий период связан с процессом феодальной раздроблености. Однако его естественный ход, начавшись в 1132г., был прерван монголо-татарским нашествием.
После смерти Рюрика (в 879г.) в Новгороде стал княжить Олег, опекун малолетнего Рюрикова сына Игоря. Он предпринял поход вниз по Днепру, взял города Смоленск и Любеч и подошёл к Киеву. Хитростью выманив из города князей Аскольда и Дира, он убил их и сел княжить в Киеве, объединив тем самым северную и южную Русь в единое государство (882г.). Он подчинил своей власти кривичей, полян, древлян, северян, радимичей, освободив их от хазарской зависимости; подчинил финские племена – чудь, весь, мерю, мурому. В 907г. собрав огромное войско, он предпринял свой знаменитый поход на Константинополь. Дойдя до стен города, он стал опустошать его окрестности. Греки запросили мира, обязавшись заплатить огромную дань. Война закончилась подписанием мирного договора, по которому русские купцы получали значительные привилегии в торговле с Византией. В 911г. был заключён новый договор, который в целом подтверждал положения договора 907 г. В знак победы Олег приказал прибить свой щит на «вратах Царьграда» (Константинополя).
Согласно летописному преданию, первым собственно Рюриковичем был князь Игорь (912-945 гг.). Он расширил подчинённую Киеву территорию, покорив уличей, тиверцев, вновь подчинив, отказавшихся от выплаты дан
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2886;