Барокко(кон. XVI — нач. XVII вв.)
В переводе с итальянского — “причудливый”. Итальянское;Barocco;>означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля.
Эпоху Барокко принято делить на четыре периода, которые хронологически совмещаются со временем правления французских королей:
- стиль Людовика XIII – раннее барокко, переходное от Ренессанса, 1610-1643 гг.
- стиль Людовика XIV, 1643-1715 гг.
- стиль Регентства («режанс») – переходный к стилю Людовика XV, 1715-1730 гг.
Основные черты: повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.
Архитектура
В архитектуре и интерьерах применялись пышные помпезные формы. В оформлении окон, мебели, посуды использовались сложные по очертаниям динамические овальные спирали. Пренебрежение спецификой материала ведет к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, крученым колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и рамкам. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды. Мебель часто покрывают яркими росписями и лаками (Венеция), вводят в декор позолоту и инкрустацию хрустальными пластинками. Сидения часто сплошь сбиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой.
В зданиях стиля барокко вестибюль должна украшать парадная мраморная лестница, над ней находится плафон потолка, который раскрашивается яркими красками. Чаще всего напротив лестницы устраивался специальный балкон для оркестра, который исполнял в честь гостей соответствующую музыку. Во дворцах стиля барокко парадные залы обычно устраивались на втором этаже. Между помещениями находятся узкие галереи, которые украшаются коллекциями произведений искусства – картинами, скульптурами, изысканными вазами на вычурных подставках. Окна этих галерей обычно выходят в парк.
Интерьер
Одна из характерных черт барокко – пространственный иллюзии, которые сопровождают интерьеры этого стиля. Компоненты, традиционные для барочных интерьеров – зеркала, потолки, стены, экраны – расписаны изображениями, основанные на картинах жизни небожителей. На стенах висят гобелены, несущие изображения пейзажей. Торжественный пафос интерьера усиливается при помощи обилия тяжелых тканей, ковров, богатых сверкающих люстр, позолоченной лепнины, в которой преобладает тематика изображений листьев и плодов, картуши и маскароны. Криволинейные, округлые контуры придают декору динамику и живописность.
Ткани. Материи в интерьере стиля барокко уделялось особое внимание. Элементы, выполненные из материи, должны были сиять особой роскошью. Так же, как и в средневековье, широко распространены шпалеры – тканые ковры без ворсы, которыми занавешивали стены дома. Качество гобеленов в эпоху барокко стало таким высоким, что они зачастую конкурировали с живописью. Кроме шпалер, часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком. Для барокко было характерно использование бархата. В период расцвета барокко в Лионе была выпущена новая атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики. Кроме того, к концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, которая в Англии называлась, хотя на ней изображались картины не только японской, но и китайской тематики: восточные пейзажи, красочные птицы и цветы.
Освещение.
Освещение при помощи свечей придавало интерьерам неповторимое романтическое звучание. Именно под свечи были придуманы разнообразные приборы освещения. Это – канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники. Если подсвечники и шандалы можно было относительно свободно перемещать из одной комнаты в другую, то канделябры и жирандоли закреплялись на полу или стенах. Название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск», - этот тип светильника был введен в употребление во второй половине семнадцатого века и с тех пор стал (и остается, пожалуй, и в наше время) самым эффектным из всех источников света. Хрустальная люстра – обязательная деталь любого интерьера «дворцового» типа.
Мебель
Элементы декора этого стиля внушительны по объему, в них часто применяется резьба, металлические накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева (интарсия). Эпоха барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг (chaislonge – «длинный стул», на котором можно сидеть и лежать), так называемые канапе –кушетки на шести или восьми ножках, а также комод с выдвижными ящиками, появляются первые «гарнитуры»
Варианты кроватей с различного вида балдахинами часто украшали султанами из перьев страуса. Ложе опиралось на скульптуры в виде женских торсов, в ногах ложе опиралось на подобие античных ваз. На смену царившим в эпоху Возрождения сундукам (кассоне) в эпоху барокко пришли комоды, книжные шкафы и бюро.
В предметах мебели можно отметить следующие особенности, свойственные барочному стилю:
- Все фасадные проекции (или, по крайней мере одна из них) любых видов мебели лишены замкнутой прямоугольности контура.Поверхности, тем или иным образом вычлененные внутри общего фасадного контура (например, поверхности шкафных дверей, выдвижных ящиков, пилястр), часто имеют также свой собственный фигурный контур.
- В мебели барочного стиля отсутствуют такие поверхности, единственным декоративным свойством которых была бы только естественная текстура древесины. Если в изделии и есть какая-либо большая поверхность, например филенки шкафной двери или столешницы, то она разбивается инкрустацией (интарсия, мозаика), чаще всего узорочной. Впервые в истории мебели широк применяются изогнутые поверхности (гнутье массива древесины – достижение эпохи барокко).
- Правильный орнамент с бордюрной симметрией уступает место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Для инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные минералы и др..
- В этом стиле основные мотивы объемных украшений в большинстве своем асимметричны – щиты сложного ломанного или округлого очертания, картуши, раковины, гирлянды, фестоны, голова, бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той или иной детали мебели, либо наложены на нее.
- Для барокко свойственна сложная фигурность всех опорных элементов (ножек) шкафов, столов, стульев, кроватей и др. Часто ножки имеют характерный вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»).
Основные материалы: кованные бронзовые элементы, черное дерево, мрамор, шелк и бархат с золотой вышивкой
Цветовая гамма: красный, синий, синий с золотом, зеленый, белый, белый с золотом цвета.
Цветовая гамма: красный, синий, синий с золотом, зеленый, белый, белый с золотом цвета.
Стиль регентства
На смену пышной величавой декоративности барокко, приходит стиль регентства. Этот стиль занимает некое промежуточное положение между французскими королевскими стилями, являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Формы мебели становятся грациозными, композиция - более непринужденной, динамичной. В мебельном производстве начинают использоваться экзотические породы дерева. Вершиной стиля регентства можно считать декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1821;