За стабилизацию экономики в 70-х гг.
В начале 70-х гг. негативные тенденции в развитии югославского общества продолжали усиливаться. Во многом это было связано с проведением в жизнь реформ середины 60-х гг. Так, предоставление широкой самостоятельности инвестиционным банкам привело к многочисленным злоупотреблениям. Они завышали процентные ставки по кредитам, требовали от руководителей предприятий, ради увеличения прибылей, сокращения численности персонала, диктовали цены на выпускаемую продукцию. В итоге произошло расширение мафиозно-коррумпированных структур за счет руководящей банковской верхушки.
Интегрировались в эти структуры и руководители республик, краев и других территориальных образований, получившие большие права и полномочия. Без их поддержки не могли рассчитывать на успех ни предприятия, ни банки, ни торговые фирмы.
Одним словом, в начале 70-х гг. в югославском обществе господствующее положение заняла “технократическо-менеджерская” олигархия, сосредоточившая в своих руках командные посты в управлении государством и контролировавшая политическую обстановку в стране. Именно технократическло-менеджерская верхушка стала проводником таких губительных процессов, как сепаратизм и национализм, ибо стремилась любыми средствами освободиться от опеки центральной власти, которая являлась главным препятствием на пути бесконтрольного обогащения. Эти негативные тенденции проникали и в Союз коммунистов Югославии, так как в числе технократическо-менеджерской олигархии оказалось много коммунистов, возглавлявших предприятия, кооперативы, банки, коммерческие структуры, органы государственной власти. Делается попытка подвести теоретическую базу под сепаратистские и децентристские тенденции. Среди коммунистов начинают широко пропагандировать анархистские и анархо-синдикалистские идеи. Раздаются призывы ликвидировать не только СКЮ, но и само югославское государство под тем предлогом, что его существование якобы противоречило самой сущности системы социалистического самоуправления.
Возникшая опасность развала партии и государства заставили руководство СКЮ принимать меры по ограничению всесилия технократическо-менеджерской олигархии — носительницы сепаратистских и нациогалнсткческих тенденций. В феврале 1974 г. была принята новая конституция, которая предусматривала создание Организаций объединенного труда, призванных обеспечить и расширить возможности прямого участия трудящихся в управлении народным хозяйством и обществом в целом. Организации объединенного труда объявлялись первичными структурами общественно-политической системы, наделялись финансово-экономической самостоятельностью и правом контроля за деятельностью руководителей предприятий, хозяйственных организаций, банков, коммерческих фирм и органов управления. В ноябре 1976 г. Скупщина приняла специальный закон об Организациях общественного труда, определявшие их правовое положение.
Для преодоления центробежных тенденций и усиления интеграционных связей, обеспечения единства югославской экономики в практику вводилось создание содружества по интересам, заключение договоров между регионами и республиками, а также между Организациями объединенного труда.
Вопросам борьбы с деструктивными анархистскими и националистическими тенденциями, создавшими угрозу существованию СФРЮ был посвящен Х съезд СКЮ, который состоялся 27—30 мая 1974 г. С докладом “Борьба за дальнейшее развитие социалистического самоуправления и роли СКЮ выступил Председатель Президиума СКЮ Тито. Съезд высказался за укрепление диктатуры пролетариата, как альтернативы анархо-синдикалистским поползновениям и главного инструмента в борьбе за сохранение целостности государства “Благодарящей, (т. е. диктатуре пролетариата), — подчеркивал Тито, — рабочий класс и Союз коммунистов как его авангард обладают достаточной силой, чтобы отразить все наскоки на нашу общественную систему, на наше содружество, в какой бы форме они ни проявлялись и с какой бы стороны они ни исходили”. В решениях съезда отмечалось, что диктатура пролетариата н система социалистического самоуправления не антиподы. Они решают общие задачи, обеспечивающие более быстрое, более правильное развитие социалистического общества. Система социалистического самоуправления характеризовалась съездом, как специфическая форма диктатуры пролетариата, а не как отказ от ее функций. В докладе и документах съезда констатировалось, что диктатура пролетариата существует и впредь должна существовать в Югославии. Своими решениями Х съезд наносил удар по тем силам, которые пытались использовать систему социалистического самоуправления для достижения своих корыстных целей, которые вели к развалу югославской федерации.
Х съезд СКЮ принял решение о пожизненном избрании Тито на пост председателя СКЮ и президента страны. Решение безусловно противоречивое, с одной стороны, оно еще больше усиливало режим личной власти Тито, но, с другой стороны, в условиях роста сепаратистских националистических тенденций, Тито символизировал, единство югославского народа. Его авторитет был бесспорен, и это являлось серьезным сдерживающим фактором для разного рода деструктивных сил.
Ведя борьбу за сохранение целостности СФРЮ, югославское руководство принимало меры по преодолению трудностей в народном хозяйстве и достижению экономической стабильности, нарушенной разрывом экономических связей в результате усиления региональной замкнутости, роста сепаратистских и националистических тенденций, узкоэгоистической политики технократическо-менеджерской верхушки, игнорировавшей обще национальные интересы.
Важное место в деле достижения экономической стабильности отводилось “Общественному плану развития Югославии на 1976—1980 гг.”, принятому Скупщиной Югославии в июне 1976 г. План предусматривал значительный рост всех отраслей народного хозяйства при преимущественном развитии сельского хозяйства, энергетики и сырьевой базы. Значительные средства выделялись для преодоления экономической отсталости Боснии и Герцеговины и Косово. Об особой заинтересованности югославского руководства в успешном осуществлении Общественного плана свидетельствовал тот факт, что его выполнение было поставлено под непосредственный контроль руководства СКЮ и государства. Не менее трех раз в году план был предметом обсуждения на заседании Президиума СКЮ,
пленумов ЦК, Скупщины и Союзного вече. Ход выполнения Общественного плана рассматривался на XI съезде СКЮ (июнь 1978 г.) и на VIII съезде профсоюзов (ноябрь 1978 г.).
Благодаря предпринимаемым усилиям, удалось не только остановить кризис в экономике, но и обеспечить рост основных отраслей промышленного производства. При плане ежегодного прироста на 8% в 1977—1979 гг. прирост составил в среднем 9%. Наблюдался рост сельскохозяйственкого производства. Он шел в соответствии с плановыми заданиями ежегодного прироста 54%, а в 1979 г. прирост сельскохозяйственной продукции составил даже 6%.
Плановые задания 1976—1980 гг. были выполнены по росту совокупного общественного продукта (7%) и превзойдены в области обеспечения занятости. При плане 2,7% обеспечение занятости возрастало: в 1977 г. — на 4,2%, в 1978 г. — на 4%, в 1979 г. — на 4%. Однако, в ходе выполнения плана не удалось преодолеть инфляцию, которая серьезным образом снижала жизненный уровень трудящихся. Вместо ее сокращения, как было обещано в директивах плана, наблюдалось усиление инфляционного процесса. В 1977 г. инфляция составила 12,5%, в 1978 г. — 15,5%, в 1979 г. — 25%, а ,в 1980 г. — 80%. Причины инфляции неоднозначны, ее рост во многом был связан с низкой способностью югославской экономики к накоплению капитала, что могло бы обеспечить устойчивость динара.
Из-за слабой конкурентоспособности югославских товаров на внешних рынках сокращались валютные поступления. Неуклонно увеличивался дефицит внешней торговли Югославии, главного источника поступления валюты. Если в 1976 г. дефицит внешней торговли составлял 2.5 млрд.долларов, то в 1980 г. -— 6,1 млрд, долларов.
В целях создания условий для стимулирования экспорта и преодоления отрицательного внешнеторгового сальдо в июне 1980 г. правительство девальвировало динар на 30% по отношению к доллару и другим конвертируемым валютам. Обесценивание динара ударило, прежде всего, по трудящимся массам, так как привело к сокращению покупательной способности, заработной платы и доходов граждан.
Росту инфляции способствовал и рост внешней финансовой задолженности, достигшей в 1980 г. 15 млрд. долларов. Расчеты но внешним долгам съедали подавляющую часть валютных запасов.
На рост инфляции влияла также увеличивавшаяся из года в год денежная эмиссия, за счет которой, в основном, и шло финансирование капиталовложений в народное хозяйство. За годы выполнения Общественного плана не удалось решить и проблему безработицы, хотя плановые задания ежегодно перекрывались. Несмотря на высокие темпы роста 31 занятости, в 1980 г. в Югославии было 800 тыс. безработных и около 800 тыс. югославов работали за рубежом. Не удалось преодолеть экономическое отставание Косово и других регионов, как это намечалось планом 1976—1980 гг. Главным препятствием в решении этой проблемы стали сохранявшиеся региональная замкнутость и обособленность республик и краев. Больше того, к концу пятилетки еще больше ослабли интеграционные экономические связи, обесценилась эффективность общегосударственного планирования, что препятствовало осуществлению единой экономической и технологической стратегии. Засилие менеджерско-технократической олигархии, главной носительницы дезинтеграциоиных процессов, не было преодолено. Этому мешала сама модель югославского социализма. Как писал по этому поводу югославский специалист Пашич: “За ширмой формального механизма самоуправленческих институтов сформировалась неформальная структурная власть, состоящая из узких олигархий и профессиональных политических вождей, то есть из лиц, находившихся во главе общественно-политических организаций и в основных государственных учреждениях, в Скупщинах и исполнительных органах”.
Преклонный возраст лидера югославских коммунистов и государства Тито позволял мафиозно-коррумпированным структурам, пронизывавшим всю существующую в Югославии систему, действовать безнаказанно, вести страну к развалу. Тито умер в мае 1980 г. в возрасте 89 лет.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1454;