III. Иранская революция 1905-1911 гг.


В отечественной историографии революционные события в Иране (1905-1911) рассматривались в работах М.С. Иванова[164], З.А. Арабаджяна[165], Т.А. Коняшкиной[166] и др. Как же они оценивались в отечественной исторической науке?

Известный советский востоковед М.С. Иванов называет революцию 1905-1911 гг. антифеодальной, антиимпериалистической. Эта точка зрения вошла во все учебники по новой истории стран Востока советского периода. Авторы учебников подчеркивали, что первым крупным событием, знаменующим пробуждение Азии, была иранская революция 1905-1911 гг.

В работах российских историков последних десятилетий оценки несколько изменились. Так, например, З.А. Арабаджян считает, что применительно к событиям 1905-1911 гг., термин «революция» вполне оправдан. Исследователь подчеркивает антиколониальный характер движения[167]. Однако участники событий не являлись носителями буржуазной идеологии. «Антифеодальные» лозунги также вряд ли имели место. По свидетельству очевидцев – российских дипломатов и предпринимателей, иранские крестьяне участвовали в революции 1905-1911 гг. Однако крестьяне просто отказывались платить налоги и громили усадьбы зажиточных землевладельцев. Не случайно в ходе революции не было выдвинуто ни одной аграрной программы.

Васильев Л.С. называет события 1905-1911 гг. революцией, первый этап – конституционным, ибо в начале революции борьба за конституцию была приоритетной[168].

Каким был социальный состав участников революции?

По мнению М.С. Иванова в революции сложились два течения. Во-первых, демократическая оппозиция: рабочие, крестьяне, ремесленники, мелкая городская буржуазия. Во-вторых, либеральная оппозиция в лице крупных предпринимателей, помещиков, высшего духовенства.

Арабаджян З.А. выделяет три оппозиционных группировки:

– мусульманская оппозиция в лице духовенства;

– социал-демократическая оппозиция. По мнению историка, она сложилась при прямом участии российских большевиков: Сталина, Орджоникидзе, Нариманова, Азизбекова;

– либеральная оппозиция в лице демократически настроенной интеллигенции и выходцев из аристократии[169].

Большинство отечественных историков отмечают, что в революции принимали участие горожане («люди базара»), крестьяне, духовенство. В исследованиях последних лет подчеркивается особая роль духовенства, а точнее мусульманской интеллигенции, которая нередко выступала с инициативой, особенно в крупных городах. Арабаджян З.А. пишет об огромной роли духовенства и «помещиков» в иранской революции. Но трагизм революции заключался в том, что меджлис и конституция нужны были этим классам не затем, чтобы бороться за буржуазные свободы, а лишь для обуздания шаха, для ослабления центральной власти и усиления центробежных тенденций в стране[170]. Политическая активность шиитских улемов вполне объяснима:

– для Ирана традиционно противостояние светской и духовной власти. Оппозиционность иранского духовенства светским властям базируется на шиитском постулате ислама – ожидании прихода имама Махди. В XIX в. доктрина имамата активно разрабатывалась шиитскими идеологами. Она доказывала «временность» светской власти в стране;

– духовенство и часть крупных землевладельцев выступали с критикой финансовой политики шахского двора, упрекая шаха в увеличение расходов на собственные нужды. В 1873 г. шах «открыл Европы» и там делал «чудовищные траты»;

– духовенство было недовольно реформой судебной системы, ибо она отстраняла улемов от участия в государственном судопроизводстве. Тем самым значительно сокращались их доходы от судов.

Отечественные историки (и советского периода и современного) единодушны в том, что выделение оппозиционных потоков в иранской революции 1905-1911 гг. можно делать только с оговоркою, так как в ходе революции эти течения не всегда были четко обозначены. Например, социал-демократическая оппозиция оформилась в Баку в связи с созданием в 1905 г. из иранских рабочих-отходников Социал-Демократической партии Ирана (Моджахед). В партии работали Сталин, Нариманов, Азизбеков, в 1909/1910 гг. – Орджоникидзе. Эта партия была одним из организаторов Тебризского восстания (1908). Теория экспорта революции была близка российским социал-демократам, поэтому они активно участвовали в создании иранской партии. Однако партия являлась социально-демократической только номинально, стремясь объединить в своих рядах всех, кто поддерживал борьбу за конституцию и парламент. Следует отметить, что английские политики тоже пытались создать в Иране партию и научить иранцев методам политической борьбы. Однако партии на иранской почве приживались плохо, успешнее происходило структурирование всевозможных религиозно-политических организаций.

Во-первых, в ходе революции создавались многочисленные энджомены (анджоманы), то есть революционные комитеты;

во-вторых, в стране действовали отряды муджахидов (моджахедов), борцов за правое дело;

в-третьих, ударной силой революции стали федайские вооруженные отряды (федаи – жертвующие собой).

Эти организации могли быть различной политической направленности: большевистскими, исламскими, либеральными и т.д. Так, например, нейтральность социальной программы создала условия для сотрудничества Социально-демократической партии с представителями крупного торгово-ростовщического капитала, связанного с землевладением. Можно согласиться с мнением Т.А. Коняшкиной в том, что, «помещенная в контекст привычного», такая партия «подпитывается силой и энергией традиции, видоизменяясь под ее влиянием, но, обретая самостоятельное бытование, сохраняет ядро нового качества»[171].

Реакционный лагерь составляли шах, часть высшей аристократии, ханы кочевых племен и западные державы, в первую очередь Англия и Россия.

Историки советской школы выделяли три периода революции:

первый период – с декабря 1905 г. по январь 1907 г. (до принятия конституции);

второй период – с января 1907 г. до ноября 1911 г. (размежевание сил, политическая чехарда, попытки контрреволюционных переворотов);

третий период – с ноября по декабрь 1911 г. (вооруженное вмешательство Англии и России во внутренние дела Ирана, подавление революции).

Первый период революции не случайно назван конституционным, ибо в это время главной была борьба за принятие конституции и созыв парламента. Непосредственным поводом к революции стали события в Тегеране в конце 1905 г. Им предшествовал длительный внутренний кризис, который охватил все стороны жизни иранского общества. До начала XX в. правительству ценой некоторых уступок и политических маневров удавалось сглаживать эти противоречия. Но к началу XX столетия флюиды революционности достигли и шиитского Ирана. В декабре 1905 г. в Тегеране начались антиправительственные выступления под лозунгом отставки премьер-министра страны Айн-од-Доуле. По мнению российских историков и дипломатов начала XX в., Доуле был настоящим прохиндеем, бравшим взятки всюду и со всех. Только «благодаря» первому министру революция в Иране началась в 1905 г., а не через 10-100 лет.

Кроме отставки Доуле, оппозиционеры требовали изгнания иностранцев из аппарата управления, введения конституции и созыва парламента (меджлиса). Непосредственным поводом к эскалации конфликта стали события в столице Тегеране. По приказу губернатора были схвачены и избиты 17 купцов, среди которых были сеиды (потомки Пророка). Они не выполнили предписания правительства о снижении цен на сахар. В знак протеста в декабре 1905 г. закрылись все базары, лавки, мастерские. Часть духовенства и купечества села в бест в пригороде столицы. Так началась революция 1905 -1911 гг. В современной историографии нередко события 1905-1911 гг. называют конституционным движением, и это оправдано, так как в начальный период все оппозиционные группировки выступали единым фронтом, требуя принятия конституции и созыва парламента.

Основные события происходили в Тегеране, Исфагане, Тебризе. Летом 1906 г. движение за реформы вступило в свою завершающую стадию. Июльская забастовка заставила шаха отправить в отставку первого министра Доуле, вскоре правительство издает указ о введении конституции. Осенью 1906 г. опубликовано положение о выборах в меджлис. Выборы были двухступенчатыми, проходили по куриальной системе, с высоким имущественным цензом. В первом парламенте заседали представители шести «сословий»: принцы и Каджары, духовенство, земельная аристократия, купечество, «землевладельцы и земледельцы», ремесленники.

Социальная структура первого меджлиса представлена в таблице[172].

 

Члены меджлисаСоциальное происхождение

( с учетом родителей)

1. Землевладельцы и духовенство 21 процент 18 процентов
2. Купечество и «люди базара» 37 процентов 29 процентов
3. Правительственные служащие 16 процентов 19 процентов
4. Духовенство, не владеющее землей 17 процентов 25 процентов
5. Мелкие предприниматели 4 процента 3 процента
6. Ремесленники   5 процентов 6 процентов
7. Низшие классы 0 процентов 0 процентов

 

Не трудно подсчитать, что 38% (первая и четвертая строка второго столбика) составляли представители духовенства и землевладельцы. Чуть меньше – 37% (вторая строка, второй столбик) состава меджлиса – это представители среднего и мелкого купечества. Однако вместе с ремесленниками и мелкими предпринимателями их было 46%, то есть абсолютное большинство в парламенте.

Парламент сразу же стал заниматься доработкой конституции. В декабре шах Мозаффар ад-Дин утвердил проект конституции и через 8 дней умер. С января 1907 г. на престол вступил его сын, ярый реакционер, противник государственной либерализации Мохаммад Али-шах. Конституция 1906-1907 гг. поражала западных наблюдателей своим либеральным духом. Может быть, это было связано с тем «странным союзом», который сложился на первом этапе революции. В этот союз входили представители духовной и светской интеллигенции. Они объединились для решения двух важнейших задач: ограничения власти шаха и противостояния англо-русскому проникновению в Иран. Примечательно то, что революционная элита опиралась на традиционный монархизм народа (шах хорош, да советники плохие). Уже в 1907 г. этот странный союз распался, духовенство идет на соглашение с Мохаммадом Али-шахом.

На втором этапе революции в 1907 г. Мохаммад Али-шах под давлением меджлиса подписал «Дополнения к Основному закону», то есть была завершена выработка конституции. В «Дополнениях» значительно расширялись полномочия духовенства. Создавалась специальная «комиссия пяти», в нее входили виднейшие шиитские лидеры. Вместе с тем «Дополнения» не отменяли либеральные идеи «Основного закона». В стране провозглашались демократические свободы, санкционировалось создание провинциальных и областных энджоменов, декларировалась неприкосновенность личности, частной собственности, жилища, свобода слова, печати и т.д. Правда, все свободы должна была контролировать «комиссия пяти». Религиозным лидерам, членам «комиссии пяти», предоставлялось право решать, соответствует тот или иной закон духу ислама или нет[173].

Таким образом, модель конституционной монархии принималась улемами лишь в том случае, если она сохраняла, а еще лучше усиливала власть духовенства.

Во второй период революции произошло размежевание сил, и началась борьба различных политических группировок за власть. Каждая группировка объявляла себя поборницей свободы и демократии, стремилась выступать от имени всего народа. Демократия и свобода – слова политически ангажированные. Об этом писала в свое время русская поэтесса Марина Цветаева:

Из строго стройного храма

Ты вышла на шум площадей,

Свобода – прекрасная дама

Маркизов и русских князей.

Лишь только свершается спевка,

Обедня еще впереди,

Свобода – гулящая девка

На шалой солдатской груди.

Вероятно, свобода как вседозволенность и «рафинированная» свобода интеллигенции возможны в любой стране. Шиитское духовенство и «европеизированные» либералы по-разному понимали задачи революции, однако принятие конституции их ненадолго примирило.

Революционные события в Иране трактуются иностранными державами как признаки ослабления центральной власти. Англия и Россия, воспользовавшись политической обстановкой, подписали 31 августа 1907 г. соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Этим соглашением было завершено формирование военно-политического союза Антанты. Согласно договоренностям сферой влияния Англии стали юго-восточные районы Ирана, России – северные районы страны, включая Иранский Азербайджан. Меджлис отказался ратифицировать англо-русское соглашение 1907 г. Обстановка в стране становилась все напряженней. В декабре 1907 г. шах подтягивает к столице преданные ему войска. В июне 1908 г. с помощью казачьей бригады полковника Ляхова Мохаммад Али-шах совершает первый контрреволюционный переворот. Меджлис был разогнан, закрыты демократические газеты, начались политические репрессии и т.д. Левые депутаты меджлиса и некоторые руководители энджоменов были брошены в тюрьмы или казнены.

В этих условиях центр движения переместился в Иранский Азербайджан, в город Тебриз. Высшей точкой революции стало Тебризское восстание 1908-1909 гг., иногда его называют «гражданской войной». Руководили восстанием Саттар-хан и Багир-хан. Но приставка хан – это почетный титул, ибо Саттар-хан был выходцем из крестьян, Багир-хан до революции был ремесленником. Деятельность Саттар-хана была овеяна легендой. В глазах соотечественников он был «полководцем, вождем народа», истинным лути. Лути в представлении простых иранцев – это, прежде всего, силач, богатырь, вызывающий уважение своей физической силой. В городах лути «держали кварталы» и являлись надежной защитой жизни и имущества их обитателей. В разговорном языке лути означает «великодушный и благородный человек»[174]. Саттар-хан и Багир-хан организовали федайские отряды, боролись за восстановление конституции и парламента.

В Тебризском восстании приняли участие закавказские большевики во главе с С. Орджоникидзе и не только они. Кроме большевиков, на стороне иранской революции воевали армянские дашнаки, грузинские меньшевики и другие. По мнению Г.В. Шитова, лейб-гвардия Саттар-хана состояла из «250 дагестанских головорезов, без всякой партийной принадлежности»[175]. В 1909 г. шахским войскам с помощью ханов кочевых племен удалось осадить Тебриз. Кольцо блокады сжималось, в городе не было пресной воды, пищи. Однако восставшие не сдавались. Россия решает помочь шаху и начинает военные действия против Тебриза. Несогласованность карателей имела обратные последствия для восставшего города. Российские войска разгромили Тебриз, но и разорвали кольцо блокады. Голодные, измученные, но живые повстанцы ушли из Тебриза в Решт, а оттуда вместе с гилянскими и бахтиярскими федаями в столицу Ирана Тегеран. В этом походе участвовал С. Орджоникидзе. Город был взят 13 июля 1909 г. Шах вынужден был сесть в бест в российской дипломатической миссии. Однако это не помогло ему сохранить престол. Мохаммад Али-шах был низложен. В августе шах с остатками шахской казны прибыл в город Одессу, где был встречен с соответствующими почестями. Его место занял малолетний сын Ахмед. Меджлис был восстановлен, к власти пришли либералы. В 1909 г. на базе организаций моджахедов была создана Демократическая партия, стоявшая на принципах буржуазного национализма.

Главой правительства стал Сепахдар из Гиляна. Выборы во второй меджлис были еще менее демократические, в них участвовало всего 4% населения Ирана. В ноябре 1909 г. второй меджлис взял курс на «подавление народных бунтов». В 1910 г. правительственными войсками были разгромлены отряды федаев. Меджлис поддержал правительство в его оценке экономической ситуации в стране. В целях преодоления финансового кризиса было решено пригласить в Иран американских советников. В мае 1911 г. в Иран прибывает финансовая миссия во главе с Морганом Шустером, он был связан с нефтяной компанией «Стандарт Ойл». Россия и Англия не желали упрочнения американского влияния в Иране. С помощью России шах предпринимает вторую попытку вернуть власть. Воспользовавшись политической чехардой, в июле 1911 г. Мохаммад Али-шах из России через Каспий начинает поход на Тегеран. Известие о появлении бывшего шаха вызвало новый взрыв народного возмущения, начались митинги, демонстрации. Осенью шахские отряды были разбиты правительственными войсками при поддержке федаев. Шах вновь бежал из страны.

На третьем этапе революции началась открытая англо-русская интервенция в Иран. Поводом для посылки российских войск послужил конфликт, связанный с конфискацией Шустером имущества одного из братьев свергнутого шаха. Имущество было заложено в российском Учетно-ссудном банке. В ноябре 1911 г. Россия при поддержке Англии предъявила Ирану ультиматум с требованием дать отставку Шустеру. Следует заметить, что экономическая деятельность американского советника стала давать первые позитивные результаты. Ультиматум вызвал возмущение и протест всех иранских патриотов. Начался бойкот иностранных товаров, «забастовал» тегеранский базар. Меджлис решил отклонить ультиматум.

Отклонение ультиматума послужило поводом для военного демарша союзников-оккупантов. Революция была подавлена. Меджлис прекратил свое существование. Формально в стране сохранилась конституция, но ее исполнение было приостановлено.

Подавление революции усилило позиции Англии и России в Иране. В феврале 1912 г. иранское правительство, в котором от либералов не осталось и следа, признало англо-русское соглашение 1907 г. о разделе Ирана на сферы влияния. На территории страны оставались российские и английские войска. Сильнейшим орудием колониальной политики в Иране стала деятельность Англо-персидской нефтяной компании.

Революция 1905-1911 гг. стала важным рубежом в политической истории Ирана. Ее стремительное развитие, масштаб событий были непредсказуемы. Иранская революция привела к принятию достаточно демократичной конституции. Но ее «западный вариант» был «смягчен» тем, что гарантами конституции выступали мусульманские теологи, с их жесткой ориентацией на законы шариата. Хотя движение охватило всю страну, после 1907 г. идет размежевание сил, и часть либералов покидает лагерь революции. Не имело четких целей и народное движение. Теория экспорта революции в данном регионе явно дала сбой.

Революция привела к падению престижа центральной власти, в стране заметно окрепли сепаратистские настроения. Серьезную опасность представлял сепаратизм ханов кочевых племен. В ходе революции часть ханов поддержала шаха. Бахтияры, курды объединились с конституционными силами. Но эти союзы были не прочными: племенные вожди часто меняли политическую ориентацию, помышляли лишь о грабеже чужих территорий. Иностранная интервенция способствовала подавлению революционного движения. Так как в 1911-1913 гг. войска России и Англии не были эвакуированы из страны, на территории нейтрального Ирана во время Первой мировой войны велись военные действия между армиями стран Антанты и Тройственного союза.

 

Литература

1. Арабаджян З.А. Иран: власть, реформы, революции (XIX – XX вв.) [Текст] / З.А. Арабаджян. – М.: Наука, 1991. – 125 с.

2. Генис В.Л. Кавказские боевики в Персии: 1909-1911гг. [Текст] / В.Л. Генис // Вопросы истории. – 1997. – № 5. – С. 3-20.

3. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях, 1905-1911 и 1978-1979 гг. [Текст] / Е.А. Дорошенко. – М.: Инс. востоковедения, 1998. – 277 с.

4. Иванов М.С. Иранская революция 1905-1911 гг. [Текст] / М.С. Иванов. – М.: Изд. ИМО, 1957. – 560 с.

5. Казем-Заде Фируз. Борьба за влияние в Персии. Дипломатическое

противостояние России и Англии (1864-1914) [Текст] / Фируз Казем-Заде. [Пер. с англ. Верховской Е.А., Лисовой Н.И.]. – М.: Центрполиграф, 2004. – 542 с.

6. Коняшкина Т.А. Взаимоотношение шиитских лидеров и светской власти во время иранской революции 1905-1911 гг. [Текст] / Т.А. Коняшкина // Вестник МГУ, серия 13 «Востоковедение». – 1990. – № 4. – С. 3-25.

7. Красняк О.А. Становление иранской регулярной армии в 1879-1921 : по материалам архивов Русской военной миссии [Текст] / О.А. Красняк. – М.: URSS, 2007. – 188 с.

8. Шитов Г.В. Персия под властью последних Каджаров [Текст] / Г.В. Шитов. – Л.: АН СССР, 1938. – 229 с.

 

Л Е К Ц И Я XIII

Османская империя в XVIIIсередине XIX вв.



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4909;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.019 сек.