IV. Бабидские восстания 1848-1852 гг.
Неустойчивость внешнеполитического положения, поражения в войнах с Россией и в «битве за Герат» свидетельствовали о политическом кризисе в Иране. Военные экспедиции требовали огромных денежных затрат. Иранское правительство было не в состоянии само формировать и распределять бюджетные средства. Откупная система стала нормой. Это привело к финансовому кризису 1837-1838 гг. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета, увеличивая налоги, что усиливало эксплуатацию податного населения. В сложившейся ситуации правящие круги Ирана не имели продуманной концепции общественно-политического развития. Это спровоцировало идеологический кризис. В среде иранцев-шиитов большим влиянием стала пользоваться секта шейхитов. Секта шейхитов возникла в XVIII столетии, в начале XIX в. деятельность секты поощрялась Фатх Али-шахом в противовес шиитам-ортодоксам.
Чем отличалось учение шиитов от учения шейхитов?
Шииты считают, что после смерти Пророка законными наследниками являются только потомки его двоюродного брата Али и его жены, дочери Пророка Фатимы. Они придерживаются пяти, по их мнению, главных принципов веры: 1. Вера в Аллаха. 2. Вера в единство Бога. 3. Вера в справедливость Бога. 4. Вера в Пророка. 5. Вера в имама, т.е. Махди. Шииты утверждают, что после смерти своего отца в 260 г. х., последний человек из рода Мухаммеда, двенадцатый имам Махди скрылся. Он вернется на землю в день Страшного суда, чтобы установить справедливый порядок на земле. Некоторые из шиитов наделяют Махди божественными свойствами. Эту идею разделяли и шейхиты. Однако шейхиты полагали, что люди постоянно нуждаются в руководстве. Поэтому Аллах не отказывает людям в своей милости, и среди верующих мусульман всегда должен бытьнекто, кто мог бы служить посредником между имамом и его народом. Шейхиты признавали главными только четыре «столпа» веры: 1. Вера в Аллаха. 2. Вера в Пророка. 3. Вера в имама Махди. 4. Вера в посредника (Баба) между имамом и верующими[157].
Одним из руководителей секты шейхитов был Али Мохаммад. Он родился в 1820 г. в Ширазе в семье торговца хлопчатобумажными тканями. В 1844 г. Али Мохаммад объявил себя Бабом, т.е. «вратами» в постижение Бога. Первыми сочинениями Баба были «Комментарии к суре об Иосифе» (1844) и «Беян» (1847). Слово «беян» означает «откровения». Баб считал, что человеческое общество развивается последовательно, сменяющими друг друга эпохами. Сами люди не могут изменить существующий порядок вещей. Бог делает это через пророка, которого он посылает людям в каждую эпоху. Такими пророками были Моисей и его Пятикнижие, Иисус и его Евангелие, Мухаммед и его Коран. Теперь настало время нового учения, нового пророка, новой Книги и новых правителей. Таким образом, деятельность сторонников Баба – бабидов была направлена, в первую очередь, против шахской власти. Историки советской школы называли выступления бабидов антифеодальными. Эта точка зрения, с некоторыми корректировками, сохранилась и в современных работах[158]. В последнем академическом издании «Истории Востока», автор главы об Иране Н.А. Кузнецова оценивает движение бабидов как религиозно-политическое с антифеодальной окраской.
Как же развивается движение?
Баб объявил Коран и шариат устаревшими, отменил молитву, пост, паломничество, закят. Сторонники Баба (бабиды) проповедовали аскетизм, широко использовали суфийско-дервишескую терминологию, придавали мистическое значение отдельным словам, буквам, цифровым сочетаниям. Кроме религиозной реформации, бабиды планировали создание нового общества – царства справедливости на земле. Первоначально такое общество предполагалось учредить в пяти провинциях: в Азербайджане, Мазендеране, Ираке Персидском, Фарсе и Хорасане, то есть в наиболее экономически развитых районах страны. В новом обществе должна развиваться торговля, в том числе и с иностранными государствами, улучшаться дороги и коммуникации, действовать единые деньги и т.д. Баб выступал за гарантии защиты собственности, прав личности, проповедовал равенство мужчин и женщин, большое значение придавал просвещению. В учении Баба эклектически объединены многие представления о Боге, развитии мира, управлении человеческим обществом Посланником, характерные для ортодоксального ислама, исмаилизма, суфизма и других религиозно-философских течений Востока[159].
Движение бабидов можно условно разделить на три периода:
1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство;
1848-1852 гг. – разрозненные восстания в городах Ирана;
после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм.
В 1844 г. Баб начал свои проповеди в Ширазе. Вскоре он предстал перед судом улемов и был приговорен к тюремному заключению. Из Шираза проповедник бежал в Исфаган, где его укрыл генерал-губернатор. После смерти губернатора Исфагана (1848) Баб был второй раз арестован. Суд в Тебризе приговорил проповедника к смертной казни. Именно здесь, в Тебризе Баб объявил себя Махди. Осенью 1848 г. умер Мохаммад-шах, в стране началась борьба за власть, ею и воспользовались бабиды для начала восстания против Каджаров. В 1848-1852 гг. по Ирану прокатилась волна народных выступлений. В них участвовали горожане («люди базара»), крестьяне, средние землевладельцы. Во главе движения стояли представители низшего духовенства.
Первое восстание возглавили мулла Мохаммад Али Барфоруши и мулла Хосейн Бошруйе. В местечке Шейх-Таберси бабиды создали укрепленный лагерь. Ремесленники, купцы, представители духовенства (примерно 2000 человек) выступили против правительственных войск. В 1849 г. они были разбиты шахскими отрядами. Центр движения сместился в город Зенджан. Несколько месяцев продолжалось зенджанское восстание. Только в конце 1850г. правительству удалось подавить движение в этом районе. Но через некоторое время вспыхнуло восстание в Йезде. Одно за другим происходили восстания в других частях страны. Дважды восставали жители Нейриза.
В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение.
Каковы причины поражения бабидов?
Во-первых, локальность и разновременность бабидских выступлений ослабили движение.
Во-вторых, восставшие выбрали оборонительную тактику.
В-третьих, отсутствовал единый центр руководства движением;
В-четвертых, не способствовала успеху слабая боеспособность повстанцев. У восставших не было ни конницы, ни артиллерии.
И хотя бабиды обладали высоким моральным духом, сознавали справедливость начатой борьбы и самоотверженно сражались, они были обречены на поражение. Современники событий отмечали, что иранцы склонны к спекулятивному мышлению, обладают мятежной душой. Ни в одной другой стране не было столько ересей, выражений протеста в религиозной форме, сколько их было в Иране[160].
Каковы последствия бабидских восстаний? Большая часть бабидов была физически уничтожена. Оставшиеся в живых повстанцы ушли в подполье. Некоторые из них стали приверженцами тактики индивидуального террора. В 1852 г. они даже совершили покушение на шаха, в результате которого он был ранен. Другая часть бабидов, во главе с Бехауллой создала новое сектантское учение – бехаизм. Бехаиты были сторонниками ненасильственных действий, выступали против войн, за терпимость, равноправие, проповедовали идею всемирной общности людей.
Бабидские восстания оказали влияние на иранских просветителей и даже на шиитское духовенство. Обстановка в стране изменилась, правительство попыталось провести реформы (см. ниже реформы Таги-хана). Однако быстрая отставка реформатора и свертывание реформ привели Иран к зависимому положению[161]. Об этом речь пойдет в следующей лекции.
Литература
1. Алиев А.А. Иран vs Ирак. История и современность [Текст] / А.А. Алиев. – М.: Изд. Моск. университета, 2002. – 767 с.
2. Анаркулова Д.М. Социально-политическая борьба в Иране середины XIX в. [Текст] / Д.М. Анаркулова. – М.: Наука, 1983. – 147 с.
3. Бартольд В.В. Работы по исторической географии и истории Ирана [Текст] / В.В. Бартольд. – М.: Вост. лит., 2003. – 663 с.
4. Березин И.Н. Обзор трехлетнего путешествия по Востоку магистра Казанского университета И. Березина [Текст] / И.Н. Березин. – СПб.: без изд., 1847. – 24 с.
5. Березин И. Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью (Путешествие по Востоку) [Текст] / И. Березин. – Казань: Унив. тип., 1849. – 340 с.
6. Иванов М.С. Бабидские восстания в Иране (1848-1952) / Историография стран Востока [Текст] / М.С. Иванов. – М.: Изд. МГУ, 1978. – 256 с.
7. Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране в сер. XIX в. [Текст] / М.С. Иванов. – М.: Наука, 1982. – 247 с.
8. История Ирана [Текст]. – Киев: Альтернатива; – М.: Евролинц, 2003. – 358 с.
9. Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX века [Текст] / Н.А. Кузнецова. – М.: Наука, 1983. – 265 с.
10. Кулагина Л.М. Граница России с Ираном. (История формирования) [Текст] / Л.М. Кулагина. – М.: ИВ РАН, 1998. – 116 с.
11. Маркс К. Англо-персидская война [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. – М.: Гос. изд. полит. лит., 1958. – Т. 12.– 879 с.
12. Маркс К. Война против Персии [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. – М.: Гос. изд. полит. лит., 1957. – Т. 9. – С. 98-105.
13. Новая история Ирана: хрестоматия [Текст] / сост. Н.К. Белова, В.Н. Зайцев, М.С. Иванов, Л.М. Кулагина; ред. кол. М.С. Иванов, В.Н. Зайцев. – М.: Наука, 1988. – 326 с.
14. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты [Текст] / М.Т. Степанянц. – М.: Вост. лит., 1997. – 503 с.
15. Шостакович С.В. Дипломатическая деятельность А.С. Грибоедова [Текст] / С.В. Шостакович. – М.: Соцэкгиз, 1960. – 294 с.
16. Энгельс Ф. Перспективы англо-персидской войны [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. – М.: Гос. изд. полит. лит., 1958. – Т. 12. – 879 с.
Л Е К Ц И Я XII
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4516;