Автор как функция: М. Фуко
Трактовка М. Фуко (1926 — 1984) автора выражена им в речи «Что такое автор?» и в инаугурационной лекции «Порядок дискурса»1, прочитанной им при вступлении в должность в Коллеж де Франс.
Мир дискурса — это перевернутый мир, созданный на основании одного из главных принципов, провозглашенных Фуко, — переворачивания. Археологические изыскания позволили обнаружить в дискурсе разные конфигурации событий. Обнаруженные в разных хронологических слоях, они представляют собой множественные и разнонаправленные акты выражения. Дискурс образует системы большой длительности, или массивные феномены векового или многовекового порядка, созданные дискурсивными практиками и стилистиками поведения.
Анонимный характер ментальности (того, что Фуко назвал «эпистемой») и творческий характер автора составляют внутренний нерв дискурса. Ментальность и культура сосуществуют друг с другом. В безмолвствующем большинстве дискурс позволяет услышать уникально значимую, интонационно и ритмически выраженную ответственную авторскую речь. Субъект есть именно такая фигура: с одной стороны — подчиненный, с другой — творец, автор, не просто блуждающий в потемках ментальности, но способный и ментальность представить как уникальное произведение. Внутри дискурса существуют установки и для ментальное™, и для культуры: ментальность (серийность, регулярность, событийность) есть возможность культуры (индивидуальности, оригинальности, авторства), а культура предполагает возможность ментальности как своей основы.
Значение Фуко в том и состоит, что он вскрыл двоякую направленность дискурса: как ментальности и как авторской культуры. М. Фуко в начале 1970-х гг. отверг не только понятие «абсолютный субъект», но и автора как творца произведения культуры. Естественно, что он не отрицал существования сочиняющего и пишущего индивида — творца произведений культуры. Однако главное направление поисков Фуко состоит в том, чтобы понять автора как функцию дискурсов. По его словам, автор не является бездонным источником смыслов, которые заполняют произведения; автор не предшествует своим произведениям, он всего лишь определенный функциональный принцип, посредством которого
-----------------------
1 Фуко, М. Порядок дискурса // Воля к истине. М., 1997.
в нашей культуре осуществляется процесс ограничения, исключения и отбора среди всех пишущих и сочиняющих. Автор — это идеологическая фигура, с помощью которой обозначается способ распространения смыслов, воплощаемых в произведениях культуры.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2905;