Этногенез восточных славян: актуальные проблемы


 

Поскольку цивилизационный подход к изучению истории подразумевает целостное рассмотрение истории всех мировых цивилизаций, необходимо, прежде чем рассмотреть генезис славянского этноса, разобраться, что представляют собой процессы антропогенеза, социогенеза, культурогенеза и этногенеза[44] в истории мировых цивилизаций. Человек как биологическое существо появился, согласно господствующим в современной исторической науке концепциям, около 3 млн лет назад. Достоверное определение природы и места его появления пока проблема, не до конца разрешенная наукой. Более 2 млн лет назад продолжалась эволюция человека, менялся его физический облик. Это изменения обусловливались жесточайшей борьбой наших столь далеких предков за выживание, приспособление к условиям внешней среды. Биологическая эволюция человеческих особей переросла в культурную эволюцию. Первоосновой этого процесса было стремление человека стремление человека научиться управлять собственным развитием. Думается, здесь нельзя отрицать и влияние свойств памяти передавать по наследству определенный запас знаний, навыков, умений.

Нельзя сбрасывать со счетов и концепцию К.Г. Юнга, согласно которой у человечества есть коллективное бессознательное и неразрывно связанный с ним архетип, представляющий собой основное содержание “коллективной души”. Архетипы представляют собой нечто как органы дорациональной психики. Это постоянно наследуемые, всегда одинаковые формы и идеи, еще лишенные специфического содержания. “Специфическое же содержание появляется лишь в индивидуальной жизни, где личный опыт полагает именно в эти формы… и я охарактеризовал архетипы и как доминанты бессознательного. А этот слой бессознательной души, который состоит из этих повсеместно распространенных динамических форм, я назвал коллективным бессознательным”[45], — писал К.Г. Юнг. Конечно, для тех, кто стоит на позициях ортодоксального материализма, такие взгляды знаменитого ученого явно неприемлемы. Между тем, отрицать их по принципу: “Этого быть не может, потому что быть этого не должно” — бегство в прошлое, отнюдь не вызов грядущему.

В ходе культурной эволюции человечество стремилось к определенной организации собственного существования. Стадное существование человеческих особей продолжалось около 2 млн лет и завершилось примерно 45-40 тыс. лет назад. Человеческое стадо объединяло до 30 взрослых особей, и оно известно в науке как праобщина. Особи праобщины занимались преимущественно собирательством и охотой. В праобщине появились навыки речевого общения, первого разделения труда между мужчинами и женщинами. На этапе праобщины человек прошел через эпохи нижнего (2,5 млн – 100 тыс. лет) и среднего (100 – 40 тыс. лет) палеолита, или каменного века. Человеческие особи этих эпох получили название: архантропов (древнейшие ископаемые люди); палеонтропов (древних ископаемые люди). На территории нашей страны следы стоянок архантропов и палеонтропов обнаружены в районах от Дона до Краснодарского края (станица Ильская) до Сибири (верховья Оби и Енисея). Поскольку человек — существо моногамное, в процессе его культурной эволюции постепенно менялись связи общности. Главной связующей основой стало кровное родство. Появилась новая форма общения — родовая община, ставшая более высокой, по сравнению с праобщиной, формой объединения людей. В ней главенствовал общинный труд, были общими орудия труда, совместно добытый продукт делился между членами рода на началах относительного равенства. Однако моногамная психология людей с момента зарождения родовой общины формировала в ней элемент моногамной семейственности, приведшей родовую общину к постепенному разрушению.

Этап первобытной родовой общины продолжался более 30 тыс. лет (с 45-40 тысячелетия до н.э. до 8 – 7 тысячелетия до н.э.). На этом этапе культурная эволюция проходила в условиях: верхнего палеолита, охватившего период с 45 – 40 тысячелетия до н.э. до 12 – 10 тысячелетия до н.э.;мезолита (среднекаменный век), длившегося с 12 – 10 тысячелетия до н.э. до 8 тысячелетия до н.э. В родовых общинах складывались поведенческие нормы и обычаи людей, соответствующие условиям среды обитания; были заложены основы религии как мировоззрения и специфического действия, основанные на вере в существование Бога или Богов, то есть той или иной разновидности сверхъестественного. Элементарной исходной исторической формой религиозного сознания родовой общины стал тотемизм — комплекс верований и обрядов, связанных с представлениями о родстве между группами людей и видами животных или растений. В процессе собирательства люди открыли секрет выращивания съедобных растений. Наука полагает, что пшеницу люди научились выращивать примерно 8-7 тыс. лет до н.э. (Ирехон, Мексика). С освоением технологий выращивания растений были заложены основы агрикультуры, принципиально нового этапа культурной эволюции человека. С началом земледелия закладывались основы новой общественной организации, нового менталитета людей. Это дает право говорить о том, что начались зарождаться первичные формы цивилизации.

Цивилизация — емкое, неоднозначное понятие, что выше отмечалось. В данной связи приходится констатировать, что очень сложным является вопрос о происхождении государства, так как на его решение влияет не только разноречивость источников исторических знаний, но и взгляды ученых, их представления о сущности государства вообще, о роли различных факторов, воздействовавших на политическое развитие общества. Известно много теорий, объясняющих — более или менее убедительно — причины перехода от догосударственных форм существования людей к подчинению государственной власти, стоящей на страже законов. Отвергая заведомо упрощенные объяснения (например, предлагаемые марксистами, то есть сторонниками теории классовой борьбы, или социал-дарвинистами, считающими движущей силой истории борьбу за выживание, за более благоприятные условия жизни), мы должны смириться с невозможностью исчерпывающих, окончательных, неоспоримых ответов на те вопросы, которые ставит перед нами история человеческого общества. Единственное, на что мы можем рассчитывать,— приблизительное понимание взаимосвязи явлений и событий, в особенности отделенных от нас многими веками. Оригинален взгляд ученых-историков Военного университета (г. Москва), полагающих, что первичная форма цивилизации — протогосударства. Они представляли сообщества людей в своеобразной форме общественного устройства, типичной практически для всех обитаемых континентов земного шара. Возникновение таких протогосударств в различных регионах проходило в разное время и зависело, в первую очередь, от природно-географических факторов[46]. Период существования протогосударств в современной науке обозначен хронологическими рамками 8000 г. до н.э. — 3500 г. до н.э.[47] Протогосударства имели следующие характерные признаки, которые позволяют считать их первичной формой цивилизации:

· определенная, хотя и неразвитая система хозяйственной деятельности, которая основывалась на принципах общинной собственности на землю и орудия труда, преобладании коллективного земледельческого труда, общинного распределения произведенного продукта. Отсутствие уравнительного распределения, так как вожди имели большую по сравнению с другими соплеменниками долю продукта;

· ускоренная культурная эволюция населения: интенсивно развивалась агрикультура, совершенствовались способы, средства и орудия труда, стало осваиваться ирригационное земледелие, для обработки земли начали применяться металлические орудия;

· складывание и развитие социальной структуры, чему способствовал весь процесс культурной эволюции человека;

· дробление родовых общин на отдельные моногамные семьи. Моногамная семья становилась первичной ячейкой социального устройства и меняла всю систему общественных отношений. Она сама для себя заготавливала продукты и предметы жизнеобеспечения, заботилась о собственных орудиях труда, предметах обихода и одежды. Если в родовой общине человек, ощущая себя лишь среднестатистической рода, имел очень малую возможность для самовыражения, то в моногамной семье он стал непосредственно ощущать результаты своего труда, осознавать, что его жизнь и благополучие всецело зависят от его труда. У человека появлялось желание достичь большего успеха в сравнении с соседом, бывшим сородичем. Утверждалась потребность к самореализации. С появлением моногамной семьи человек стал личностью;

· отделение ремесла от земледелия и скотоводства, давшее мощный импульс не только развитию не только орудий труда, но и социальной структуры государства. Появились страты (слои), различавшиеся по характеру производственной деятельности, — земледельцы и ремесленники;

· порождение моногамной семьей частной собственности как необходимого и неизбежного атрибута ее развития. Складывалась систесистема обмена продукта на продукт. Появились различные меры обмена, своеобразная цена обмениваемых продуктов. Обмен продуктов на продукт стал куплей-продажей, а отношения обмена — основой рыночных отношений. Сформировались группы людей, занимавшиеся с выгодой для себя перепродажей рыночного товара (купцы). Сложилась еще одна социальная страта;

· увеличение и ускорение общественного расслоения, благодаря рыночным отношениям, которое приобретало не только профессиональный, но и имущественный характер. Представители богатых семей составляли основу управленческого аппарата. Создавалась прослойка чиновников, которая умножала свою собственность уже не непосредственным участием в производстве того или иного продукта, а путем отчуждения части собственности у других семей. Обозначились контуры иерархической лестницы;

· появление основ власти и постепенное ее эволюционирование от примитивной родовой демократии к утверждению наследственной неограниченно власти вождя. Создание первые военных организаций. Одной из форм такой организации была дружина;

· определенный менталитет населения, как исторически обусловленная система (совокупность) взглядов, представлений, принципов, отражавших мировосприятие и мироощущение человека, уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность готовности человека или социальной группы к действию. На формирование ментальности влияли следующие факторы:

— общий процесс культурной эволюции;

— экономические и социальные процессы;

— становление моногамной семьи как новой первичной ячейки общности людей;

— появление частной собственности и элементов рыночных отношений между людьми;

— социальная стратификация населения;

— экономическое и политическое расслоение и формирование основ иерархической социально-политической пирамиды;

— религиозные верования;

— постепенное налаживание между отдельными протогосударствами разнообразных связей. Первопроходцами были чаще всего купцы. Характер связей между протогосударствами зависел от личностных качеств и экономических интересов их вождей. На этой основе между протогосударствами участились военные столкновения. Причины их были различными, но наиболее частой являлась борьба за лидерство. Именно военные столкновения, в конечном итоге, привели к разрушению протогосударств и появлению на их основе древних империй.

Необходимо подчеркнуть следующие обстоятельства:

Ø генезис славянского этноса начался в то время, когда в сообществе мировых цивилизаций уже заняли свои ареалы социумы с совокупными чертами цивилизации определенного типа, находящейся на конкретном этапе ее исторического развития. Ареал, заселявшийся формирующимся этносом восточных славян, был зажат со всех сторон ареалами, где располагались этносы, находящиеся на разных ступенях развития;

Ø проблемы генезиса славянского этноса весьма дискуссионны. Здесь имеет место столкновение концепций сформированных на базе цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Сказывается и ограниченность круга источников.

На территории России отечественными учеными было обнаружено и изучено значительное количество археологических памятников каменного века, главным образом, орудий труда. Однако большинство исследователей не усматривает прямой связи между ними и последующими древнеславянскими археологическими культурами. Современный уровень исторических знаний позволяет говорить о нескольких концепциях генезиса славянского этноса. По мнению многих специалистов, славяне принадлежали к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI — V тысячелетиях до н.э. в условиях выделения скотоводческих племен из массы других примитивных, занимающихся охотой, рыболовством и собирательством. Ббольшинство историков, археологов и лингвистов полагают, что славяне являлись автохтонами[48] Восточной Европы. IV— II тысячелетиях до н.э. они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главной отраслью их хозяйства являлось земледелие. В науке есть мнение, что именно в этот период происходило формирование славянской протоцивилизации, которую характеризовали определенные отличия в хозяйственном и бытовом укладах от сопредельных народов.

Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации, по мнению ряда исследователей, является Трипольская археологическая культура[49]. Ее ареал — от юго-восточной Трансильвании до Днепра. В середине I тысячелетия до н.э. у славян началось распространение железа и постепенное разложение родового строя. В этот период рельефно выделились хозяйственные, бытовые, религиозные, культурные и другие особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до нашей эры славянской працивилизации. По мнению академика Б.А.Рыбакова, следы праславянской цивилизации могут быть во многом ассоциированы с Милоградской (побережье Черного моря от устья Дуная до Керченского пролива), 3арубинецкой (по селу Зарубинцы в излучине Днепра) археологическими культурами.

В это же время, в середине I тысячелетия до н.э. единая славянская общность разделилась на две ветви: восточную — будущие белорусский, русский и украинский народы; западную — поляки, чехи, словаки, лужичане и др. “Трудно обозначить с точностью время, к которому можно было бы приурочить обособление их западной и восточной ветви; но до VII века видим, что их судьбы складывались в тесной взаимной связи, в зависимости от одинаковых или сходных влияний”[50], — писал В.О.Ключевский. На протяжении I тысячелетия н. э. восточные славяне заселили берега Дуная, Балканский полуостров, земли по среднему течению Днепра; доходили до Малой Азии и Южной Данин, заняв остров Рону (Рюген) в Балтийском море. В тот же период выделилась третья, южная ветвь славян — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, обособившиеся на территории Балканского полуострова. К середине I тысячелетия н.э. территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — р. Волхов, на юге — р. Днестр, на западе — р. Западный Буг, на востоке — р. Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, имеющая ряд характерных признаков:

Ø общность хозяйственного уклада;

Ø социально-политическое устройство в форме военной демократии, подразумевающей такую организацию социума, где власть сосредоточена в руках военных вождей, вынужденных, однако, пока что считаться с пережитками первобытной демократии в форме власти родовых старейшин;

Ø общие ментальные начала, выражающиеся в схожести мифов, легенд, повседневного поведения и.т. д.

В данной связи необходимо, по нашему мнению, акцентировать внимание на принципиальном положении: вышеозначенные особенности восточнославянской цивилизации имели и продолжают иметь устойчивые и длительные проявления в и истории всех восточнославянских, в том числе и русского, народов. Вместе с тем, наряду с такой наиболее общепринятой концепцией этногенеза славян, многие исследователи предлагали и предлагают свои гипотезы, хотя и совпадающие во многом с вышеизложенной, но и имеющие от нее существенные отличия.

Российские историки рубежа XIX и XX столетий М.П.Погодин, М.С.Грушевский, ряд современных польских, чешских и словацких ученых, сторонники “автохтонной теории” сужают границы прародины славян на хронологическом срезе II тысячелетия до н.э. до междуречья Вислы и Одера. Таким образом, утверждается, что колыбелью всех славянских народов, где они сформировались как автохтоны, являлись территории современных Польши, Чехии, Словакии. Работавшие в XIX в. И.Е.Забелин, Д.И.Иловайский пришли к заключению, что предками славян являлись скифы, сарматы, гунны, населявшие степи между Доном и Днепром.

Н.Я.Марр, советский историк-лингвист, создал “теорию стадиального развития языков”, в основе которой лежал тезис о возможности приобретения языком на определенной стадии развития качественно нового состояния, что вызывает изменение всей общественной системы, в рамках которой действует данный язык. Он считал, что славянским языкам и этническим группам, возникшим в I тысячелетии н.э. на территории, очерченной Одером, Днепром, Дунаем, Доном, предшествовала «яфетическая» (предшествующая) скифская группа языков (I тысячелетие до н.э.). П.Н.Третьяков, крупнейший советский специалист по древней истории славянства, пришел к выводу, что предками славян являлись северные лесные племена, населявшие в III — II тысячелетиях до н.э, пространства между средним течением Одера и средним течением Днепра. На их этнической основе во II тысячелетии до н.э. в междуречье Одера — Вислы — Южного Буга сформировался протославянский этнос — балто-славянские племена. В I тысячелетии до н.э. в результате их разделения на пространстве, ограниченном Одером-Дунаем, сложились обособленные от других этносов раннеславянские, или праславянские племена. В I тысячелетии их зона расселения определялась следующими рубежами: Одер — Днепр; Днестр — Волхов. А.А.Шахматов признает, что первой славянской родиной бассейн Западной Двины. Но второй родиной славянского этноса историк считает Повисленье, которое в III — II вв. до н.э. покинули бастарны и куда во II в. до н.э. пришли готы. Тогда же славяне были втянуты в Великое переселение народов, что заставило славян расколоться на западных — венедов — и южных — склавинов. Тогда же выделились анты (поляне), двинувшиеся на юго-восток.

При изучении процесса этногенеза восточных славян необходимо акцентировать особое внимание на том, что он протекал в условиях активных этнических контактов с другими этносами, что оказало огромное влияние формирование древнерусской народности, ее ментальность и исторические судьбы. Особое значение в данном плане играл район Северного Причерноморья, Крыма и южнорусских степей, на просторах которых в течение многих веков сталкивались различные народы.

Древнейшим населением указанного региона являлись киммерийцы, чьи племена были вытеснены в Малую Азию, пришедшими в Х — VII вв. до н.э. из Заволжья скифами, создавшими в Северном Причерноморье мощный племенной союз. Сарматы, жившие от р. Тобол до р. Волга, вытеснили в III в. н.э. скифов в Крым. Окончательно скифы были разгромлены в III в. н.э. пришедшими из Южной Прибалтики германскими племенами готов. Готы, с которыми славяне вели ожесточенную борьбу, создали в Северном Причерноморье сильный военно-племенной союз, получивший по имени его верховного вождя название “царство Германариха”. В IV в. н.э. Германарих был разбит славянами. Его преемник Винтар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор “Слова о полку Игореве” упомянул “время Бусово”. В IV в. сарматы и готы были сметены полчищами гуннов, чей племенной союз, придя из Южного Приуралья, захватил на несколько десятилетий Северное Причерноморье, Крым, Приазовье, Северный Кавказ, а затем устремился на территорию Западной Европы. Движение гуннов положило начало так называемому “Великому переселению народов”. Для защиты от гуннов славяне построили южнее современного Киева систему четырехрядных укреплений общей протяженностью более 700 км, названных “Змиевыми валами”.

Необходимо подчеркнуть, что некоторые историки, впрочем, полагают, что славяне (или, по крайней мере, праславяне) появились на Балканах задолго до Великого переселения народов и даже до римского завоевания. Такой точки зрения придерживался, например, В.О.Ключевский, считавший придунайские земли той местностью, откуда началось расселение славян по Европе[51]. Источником такого мнения были древнейшие летописные своды, составители которых обычно предваряли собственно летописное (т.е. хронологически построенное) изложение событий повествованием о предыстории Киевского (Древнерусского) государства. Возможно, сообщение ПВЛ о переселении придунайских славян на север и северо-восток основано на реальных фактах. В этом случае речь идет, скорее всего, о вторичном заселении территории славянскими племенами, в ходе которого придунайские (южные) славяне переместились в район Карпатских гор. Там сложился союз славянских племен (может быть, возглавлявшийся полулегендарным Бусом, предположительно в IV в.; по другой версии, этот союз возник двумя веками позднее, когда славяне воевали с аварами, или обрами)[52]. В VI – VII вв. усилилось движение славян из Прикарпатья на восток и северо-восток. Пришельцы расселились на территории, где еще ранее обитали другие славянские племена.

В VII в. тюркоязычные аварыподчинили себе ряд славянских племен, но затем под совместными ударами славян и Византии откочевали на территорию современной Венгрии.

Тюркоязычные болгарыобъединились в VII в. в азово-каспийских степях в племенной союз “Великая Болгария”, после распада которого ушли на Дунай, а также в междуречье Волги и Камы.

Пришедшие из Азии тюркоязычные хазарысоздали в VII в. между Каспийским и Черным морями свое государство Хазарский каганат[53]. Он обложил данью многие славянские племена, но рухнул в Х в. под ударами киевского князя Святослава Игоревича.

Венгры, появившиеся из Южного Приуралья, кочевали в южно-русских степях в VII — X вв., а затем ушли на Дунай.

Печенегипришли в VII — X вв. на русские земли из заволжских степей.

Славяно-русы вели с ними ожесточенную борьбу и, в конце концов, победили непрошенных гостей.

Половцы, пришедшие также из-за Волги, били бичом русского народа в IX — XIII вв. Позже они частично вошли в состав населения Золотой орды, а основная масса их была разгромлена русскими и растворилась среди них.

На севере и северо-востоке наши предки имели самое тесное общение с племенами балтов, жившими от юго-западной Прибалтики до верховьев Днепра и Оки, а также с угро-финскими народами, обитавшими в бассейнах рек Онега. Северная Двина, Ока, Волга.

Византийская империя(IV — XV вв.) и ее население являлись в VI — XIII вв. наиболее могущественным соседом славянских племен, а впоследствии и Руси.

Представляется целесообразным, освещая процесс генезиса восточных славян, констатировать, что относительно происхождения слова “Славяне” существует несколько гипотез. Одна из них утверждает, что жители этих племен, не зная других языков, в общении с иноземцами называли себя словенами, владеющими словом, а не понимающими их языка — немцами. По другой гипотезе представители этих племен, встречаясь с иностранцами, называли себя “человеками”, а иностранцы слышали сочетание “словек”. Существует также гипотеза о принадлежности понятия “славянин” к названию территории проживания этих людей. Русский историк Н.М.Карамзин, анализируя этимологию слова “славянин” делает обобщение, что “малейшее обстоятельство, совсем неизвестное по летописям, рождает иногда народное имя, которого никак историческая ученость изъяснить не может”[54].

Не меньшие дискуссии, не утихающие с XVIII в., вызывает и происхождение термина “Русь”. Академик Б.А.Рыбаков полагает, что в VI в. в среднем Приднепровье на р. Рось образовался союз славянских племен с центром в г. Родень (Родня), Этот союз принял имя одного из объединившихся племен Рос или Рус. Другие ученые считали и считают слово “Русь” скандинавским по происхождению и синонимом слова “варяги” в этническом смысле. Но С.М.Соловьев и Б.Д. Греков подчеркивали, что название Русь было известно на берегах Черного моря задолго до появления Рюрика в Новгороде. В.О.Ключевский и многие современные историки полагают, что Русью назывался определенный социальный слой — дружина князя и его ближайшее окружение, первоначально выходцы из одного скандинавского племени.

Нельзя не привести оригинальную, конечно, небесспорную точку зрения Л.Н.Гумилева, высказанную им в своей книге, ставшей поистине научным бестселлером “Древняя Русь и Великая степь”[55].. Один из ее параграфов о генезисе восточных славян он называл глубоко символически: “Восточные славяне, но еще не Русь”. Л.Н.Гумилев считает, что славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее в VIII в., заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию населяли руссы, или росы — “этнос отнюдь не славянский”[56]. Причем, историк ссылается на свидетельства Лиутпранда Кремонского, который еще в X в. писал: “Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos — по месту жительства и помещал этот народ рядом с хазарами на юге Руси”[57].

Л.Н. Гумилев утверждает, что скудные остатки языка россов — имена и топонимы — указывают на их германоязычие. Название днепровских порогов у Константина Багрянородного приведены по-русски: Ессупы, Ульворен, Геландра, Варуфорос, Леанты, Струвун — и по-славянски: Островунипрах, Неясить, Вулнипрах, Веруци, Напрези[58]. В подтверждение своей концепции Л.Н.Гумилев приводит тот факт, что бытовые навыки у славян и русов были то же различны, особенно в характерных мелочах: руссы умывались перед обедом в общем тазу, а славяне — под струей. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени, славяне стригли волосы «в кружок». Русы жили в военных поселках и “кормились” военной добычей, часть которой передавали хазарским иудеям, а славяне занимались земледелием и скотоводством. При этом Л.Н.Гумилев замечает, что авторы X века никогда не путали славян с руссами. В то же время ученый заявляет, что “нельзя считать русов скандинавскими варягами, так как последние начали свои походы в IX в., а русы как самостоятельный этнос известны авторам в VI в.”[59]

В процессе этногенеза восточных славян сложился целый комплекс факторов, оказавших долгосрочное влияние на формирование и развитие самобытной российской цивилизации, ментальность народов, ее населявших. К основным факторам из вышеуказанного комплекса можно отнести следующие:

Ø заселение восточными славянами территории, где цикл сельскохозяйственных работ составлял всего лишь 4 – 6 месяцев в отличие от 8 – 9 месяцев в Западной Европе. Вследствие этого, если урожайность зерновых в Западной Европе увеличилась с X по XVII вв. в 3,5 раза, то в России она выросла с X по XIX вв. лишь в 1,4 раза;

Ø сложность природно-климатических условий, побуждавшая наших далеких предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства на целинных землях, порождавшая их настороженное отношение к различного рода нововведениям, изменениям проверенного временем уклада жизни;

Ø отсутствие какого-либо влияния на древнеславянский этнос “римского права” с его приматом частной собственности, что способствовало преобладанию отношений общинной собственности;

Ø устойчивая, постоянно усиливающаяся тенденция приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Здесь оказали свое влияние и активные контакты восточнославянского этноса с кочевыми народами, у которых также преобладали отношения прямой общинной демократии;

Ø отсутствие активных горизонтальных связей в славянском обществе. Исторический опыт Византии с ее эффективной самодержавной, обожествляемой императорской властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стали в известной степени образцом для молодой русской государственности. Сильного государства и сильной власти требовала и постоянная военная опасность.

Кроме того, при рассмотрении проблемы этногенеза восточных славян особо пристального внимания требует следующее обстоятельство: общинное устройство славян, религиозное влияние Византии и последующее принятие христианства восточного обряда (православия) во многом предопределили характерные черты ментальности русского народа. В качестве нравственного идеала в ней утверждались духовное самосовершенствование личности и данности раннехристианской общины. Широкое распространение получили идеи социального равенства и божественного происхождения верховной власти. Безусловно, на хронологическом срезе середины первого тысячелетия н.э. различия в жизни большинства индоевропейских народов не были ярко выражены. Но комплекс факторов, определивший последующие цивилизационные изменения, начал формироваться именно в этот период.

ДО СИХ !!!



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 481;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.024 сек.