Тема 8. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


v Свобода совести и вероисповедания в современной России: понятие и особенности правовой охраны. Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации. Совершенствование правового механизма регулирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

Международные акты по вопросам свободы совести послужили импульсом для изменения государственно-церковных отношений в нашей стране. Уже в 70-е годы появился ряд законоов, расширяющих возможности религиозных организаций в удовлетворении религиозных потребностей верующих, отчасти освобождавших их от мелочной регламентации и опеки.

В 80-х и 90-х годах этот процесс приобрел качественно новые характеристики. Постановлением Верховного Совета. СССР от 1 октября 1990 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», который привел советское законодательство в соответствие с международными нормами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практическому осуществлению свободы совести.

25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон о свободе вероисповеданий, который гарантировал осуществление свободы совести в России.

Как показывает практика, правовые связи религиозных объединений весьма в современных условиях многочисленны и разнообразны. Значительную группу представляют правоотношения религиозных объединений в сфере действия конституционного и административного права, регулирующих самые разнообразные связи религиозных объединений с органами государственной власти.

Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповеданий и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции РФ, ГК РФ и Федеральным законом от 26 сентября 1997 года “О свободе совести и религиозных объединениях”.

Принципы свободы совести, сформулированные в Законе «О свободе вероисповеданий» 1990 г. , нашли свое конституционное закрепление в основном законе страны — Конституции Российской Федерации, принятой всенародньтм голосованием 12 декабря 1993 года.

В статье 2 главы 1 Конституции утверждается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Согласно статье 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 14 провозглашает Российское государство светским государством, причем никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними же.

Статья 29 не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства.

В статье 19 государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 59 устанавливает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.

Пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативой гражданской службой.

Такой Федеральный закон об альтернативной гражданской службе принят 25 июля 2002 г., и эта норма Основного закона действует.

Как уже отмечалось одним из основополагающих принципов, установленных Конституция Российской Федерации является светский характер нашего государства.

Он проявляется:

· в гражданском характере правосудия;

· в государственной регистрации актов гражданского состояния;

· в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию;

· в гражданском статусе верующих.

Конституционные предписания являются отправной точкой в определении статуса религиозных объединений.

Исходя из этого государство:

‑ не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитании детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания;

‑ не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

‑ не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;

‑ обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Конституционное право гражданина на свободу совести является логическим следствием принципа светскости государства.

В философском понимании совесть есть эстетическая категория, выражающая моральное сознание, нравственную ответственность не только за свое поведение, но и за все то, что происходит вокруг[76].

Она представляет собой высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, определять для себя нравственные обязанности и производить оценку совершаемых поступков.

Совесть обязывает человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе, но и полностью отдавать себя служению обществу, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям, отвечать за свои действия. Она является своеобразным мерилом оценки действий и побуждений человека, указывает различие добра и зла.

Вместе с тем, совесть далеко не всегда обладает достаточной силой для направления человеческих действий. Влечения и страсти нередко заглушают её голос.

Для укрепления совести общество вынуждено искать ей опору в тех началах, которые она сама получает свое бытие. Отсюда и её связь с совокупным миросозерцанием и мировоззрением, выяснением отношения природы к человеку, призыву к неподчинению влечениям, а возвышению над ними к абсолютности и вечности. Это является делом философии или религии.

Религия более ранняя форма общественного сознания. Действуя на разум, чувства и волю, она имела самое сильное влияние на все существо человека. Он всеми силами души привязывался к тому, что составляло для него верховное начало бытия, источник всей его жизни. Религией связывалась и направлялась человеческая совесть. Она долгое время была единственным мерилом нравственности.

По мере развития человека как разумно-свободного существа, проникновения в тайны природы и постижения объективных законов им были выделены нравственные нормы, которые действовали уже отдельно от религии. Чем глубже человек познавал их, тем более свободной и осознанной становилась его деятельность.

Внутренняя свобода человека предоставляла в принципе ему возможность согласовывать свои поступки в соответствии с этими нормами. Но помимо природы ограничение человеческой свободы обусловлено ещё и независимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных сил.

В Новое время выдвигается требование о свободе совести и отнесении её к категории права. Это было связано с противоборством нарождающейся буржуазии со старыми феодальными порядками, прочно опиравшимися на государственную католическую церковь, которая сама являлась крупнейшим феодалом, сакрализировала феодальное государство. Поэтому идеологи буржуазной революции выдвинули лозунг свободы совести как требование свободы по отношению к религии и церкви, ибо «…для того, чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости»[77].

Они выступили против вмешательства церкви в дела государства, потребовали отделения церкви от государства и религиозной свободы.

Вместе с тем, с победой буржуазных революций, принцип свободы совести был применен избирательно. В первых конституциях вопрос о праве, например, на атеистические убеждения оказался обойденным. Буржуазное государство продолжало успешно использовать религию и церковь в своих интересах.

Перегиб в обратную сторону произошел после октябрьской 1917 г. революции в России. К условиям осуществления свободы совести было отнесено и «правовое ограничение возможности церкви навязывать населению религиозную идеологию»[78]. В программы всех учебных заведений в обязательном порядке включалась учебная дисциплина «Курс научного атеизма», при запрете преподавания любых религиозных вероучений.

В 1990 г. в новом Законе РСФСР «О свободе вероисповедания» это дискриминационное положение было устранено. Ст. 8 устанавливала, что общественное объединение, образованное в целях совместного изучения и распространения атеистических убеждений отделены от государства»[79]. Подобная диспозиция имеется и в ФЗ-39 от 26 сентября 1997 г.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что свобода совести это правовая категория, неотъемлемое право гражданина, закрепленное в национальном законодательстве.

В самой обобщенной форме свободу совести можно сформулировать как право человека и гражданина свободно определять свое отношение к религии, т.е. право быть верующим или неверующим.

Теоретические проблемы государственно-правового института свободы совести нашли свое отражение в трудах отечественных правоведов. Разброс взглядов на эту проблему достаточно широк. Так Л.Д. Воеводин считает, что свобода совести состоит из следующих элементов: а) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; б) отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду[80].

Ф.М. Рудинский выделяет три элемента: 1) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; 2) право отправлять религиозные культы; 3) право вести атеистическую пропаганду[81].

И в первом, и во втором случае отсутствует такой элемент, как веротерпимость.

Более высокой степенью в развитии идей свободы совести, по мнению А.С. Ловинюкова, следует считать категорию «свобода вероисповедания», которая включает: право исповедовать любую религию; право отправлять религиозные культы; право менять религию; право отправлять религиозные культы; право менять религию; равенство всех религий и всех верующих перед законом[82].

В данном случае «право исповедовать любую религию» является основным и самостоятельным правом. С введением нового структурного элемента – «права не исповедовать никакой религии» ‑ образуется качественно новая категория – «свобода совести». Этот элемент является самостоятельным и основным в научном определении свободы совести.

Именно это право отличает свободу совести от веротерпимости и свободы вероисповедания.

Таким образом, свобода совести – это правовая категория включающая в себя право исповедовать любую религию, совершать религиозные обряды, менять религию, не исповедовать никакой религии, вести религиозную или атеистическую пропаганду, на благотворительную деятельность, на религиозное образование, а также равенство всех граждан перед законом независимо от их отношения к религии.

Остается дискуссионным вопрос о месте права на свободу совести в общей системе прав и свобод, об определении содержания этого права, формах его реализации.

Большинство современных отечественных правоведов относят данное правомочие к числу личных прав и свобод.

Так, Ф.М. Рудинский в качестве определяющих критериев выделяет: гарантированность индивидуальной свободы; способность к индивидуализации личности гражданина, к наилучшему проявлению духовных интересов, способностей, склонностей; предопределение наиболее существенных аспектов положения личности по отношению к законности и правопорядку[83].

В.Н. Савельев вообще рассматривает свободу совести как автономное, самостоятельное правовое явление[84].

В юридической литературе высказывалось мнение, относящее свободу совести к политическим конституционным правам, к общественному праву, к конкретному проявлению свободы слова и мысли[85].

Некоторые правоведы предлагают объединить в единый комплексный институт свободу мысли, слова, мнений и убеждений, совести, назвав новое образование «интеллектуальная свобода человека», инкорпоривовав его в действующее законодательство[86].

Данный подход вполне приемлем, поскольку указанные понятия имеют под собой единую основу, исходящую из интеллекта человека.

Однако при этом следует иметь ввиду многоаспектность понятия «свобода совести».

Как право, гарантирующее индивидуальную свободу, самопределение личности, беспрепятственный выбор ею различных вариантов своего поведения и действий в религиозной сфере, как право, проявляющее духовные интересы и потребности гражданина, свобода совести может быть отнесена к личным правам человека и гражданина.

Как культурная ценность, детерминированная характером и уровнем развития экономического строя, общества в целом, свобода совести предстает как одно из прав личности в социально-экономической и культурной сфере.

Поскольку свобода совести регулирует наиболее существенные отношения между властью, религиозными объединениями и гражданами в сфере государственно-религиозных отношений она может быть отнесена к блоку политических прав.

В этом и проявляется «мобильный» характер данного права. В частно-правовой и публично-правовой областях

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле право на свободу совести можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Это нормы, регламентирующие правовое положение каждого элемента в системе «человек – религия – религиозное объединение – государство» и не зависящие от каждого конкретного индивида.

Право на свободу совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести, то есть это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из указанных актов, принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от воли и сознания, особенно в процессе использования.

Единичное субъективное право на свободу совести – гарантированная законом мера возможного (дозволенного, разрешенного) поведения гражданина в рамках указанной системы (человек – религия – религиозное объединение – государство), определяющая юридические рамки индивидуальной свободы личности.

Свобода совести – устойчивый международный термин. Он означает, что человек обладает правом иметь религиозные и иные убеждения, совершать определенные действия в соответствии с избранными убеждениями.

К таковым действиям Конституция относит: отправление религиозных обрядов; распространение своих убеждений как непосредственно, так и через СМИ; благотворительная и просветительская деятельность; воспитание и образование детей в соответствии с убеждениями их родителей; объединение в религиозные или атеистические организации, замена военной службы альтернативной гражданской службой и др.

Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. № ФЗ-39 «О свободе совести и религиозных объединениях», никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или не участию в богослужениях, других обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Также запрещены публичные действия, оскорбляющие религиозные чувства граждан. Тайна исповеди охраняется законом.

Священнослужитель может быть допрошен, но он не обязан давать кому-либо объяснения по обстоятельствам, ставшим известными ему на исповеди.

Против него не может быть возбуждено дело за отказ от дачи показаний в этих случаях (ст. 5 УПК РСФСР).

Государственно-правовая охрана свободы совести в России осуществляется путём применения следующих видов норм[87]:

1) регулятивные, определяющие: а) правовой статус личности и гарантии её охраны; б) условия и порядок образования, регистрации и прекращения деятельности религиозных организаций, создания ими благотворительных объединений; в) способы и порядок приобретения права юридического лица;

2) предупредительно-рекомендательные, выполняющие превентивные функции и имеющие своей задачей не допустить различные нарушения и посягательства на права и свободы граждан в религиозной сфере, законную деятельность религиозных объединений, а также на интересы государства и общества;

3) компетенционные нормы: а) устанавливающие компетенцию государственных органов в области охраны свободы совести; б) определяющие компетенцию религиозных объединений в области свободы совести;

4) обязывающие нормы, предписывающие субъектам государственно-правовых отношений, как совершать определенные действия, так и воздерживаться от конкретных действий;

5) запретительные нормы, содержащие запрет совершать те или иные действия, которые могут нанести вред общественным отношениям, связанным со свободой совести и деятельностью религиозных объединений;

6) охранительные нормы: а) определяющие меры юридической ответственности за правонарушения в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений; б) предусматривающие меры по восстановлению положения, существовавшего до нарушения правопорядка в этой сфере; в) предусматривающие меры для недопущения возможных правонарушений против свободы совести.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № ФЗ-39 «О свободе совести и религиозных объединениях» предусматривается уголовная, административная и иная ответственность за нарушение законодательства о религии (ст. 26).

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации за преступные посягательства на принцип свободы совести устанавливает уголовную ответственность. Ст. 148 предусмотрена ответственность за «незаконное воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».

Такое действие может выражаться в незаконном закрытии культовых зданий, срыве регулярного богослужения, запрете на проведение религиозного обряда и т.п.

В данном случае речь идет о воспрепятствовании той религиозной деятельности, которая осуществляется в рамках закона, не нарушает общественный порядок и не сопровождается посягательством на права человека.

Положения данной статьи направлены прежде всего на предотвращение нарушений закона со стороны представителей властных структур.

Санкции за указанные преступные деяния предусматривают штраф в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Часть 1 ст. 239 УК РФ запрещает создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такими объединением. Эта статья предусматривает ответственность за участие в деятельности указанного объединения, за пропаганду деяний, предусмотренных часть 1.

В данном случае законодатель предусмотрел непосредственную защиту конституционного права и здоровья граждан. Закон охраняет установленный порядок создания и деятельности религиозных и общественных объединений, интересы конкретных граждан и страны в целом, пресекает противоправную деятельность деструктивных тоталитарных сект.

Санкции при этом применяются довольно серьезные: по части 1 – штраф от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишение свободы до трёх лет; по части 2 – соответственно от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда либо лишение свободы до двух лет.

Более строгие санкции налагаются за действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, унижение национального достоинства, за пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если эти деяния были совершены публично или с использованием средств массовой информации – штраф от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда либо лишение свободы от двух до четырех лет (ч. 1 ст. 282 УК РФ).

В случае применения насилия лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой предусмотрено лишение свободы на срок от трёх до пяти лет.

Строгость санкций этой статьи обусловлена наиболее опасными формами нарушений конституционных запретов разжигания религиозной розни (наряду с социальной, национальной, расовой).

Ст. 328 в п. 2 устанавливает ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы – штраф в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев.

За нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания (ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания может быть выражено и в принудительном обучении религиозным дисциплинам в учебном заведении лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой; в указании в официальных документах принадлежности к религии; в отказе в праве на замену военной службы альтернативной гражданской службой; в запрещении совершения по просьбе верующих религиозных обрядов в воинских частях и лечебных учреждениях и т.д.

Пункт 2 данной статьи устанавливает ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.

Данная норма явилась гарантией реализации требования, содержащегося в п.6 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», которое запрещает проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства верующих, вблизи объектов религиозного почитания. Санкция п. 2 ст. 5.26 предусматривает в этом случае штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Важным средством противодействия экстремистской деятельности на религиозной основе является ст. 20.2[1] «Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности», которая была внесена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»[88].

Для более эффективной правовой охраны свободы совести и вероисповедания в современной России было бы целесообразным установить административную ответственность за:

‑ закрытие или умышленное воспрепятствование доступа к местам богослужения и паломничества;

‑ проведение атеистических мероприятий в местах, используемых верующими для богослужения и религиозных обрядов, а равно проведение религиозных мероприятий в местах, используемых атеистами для пропаганды своих идей;

‑ воспрепятствование производству и распространению религиозными организациями предметов культа, религиозной литературы, а равно подобные действия в отношении атеистических объединений.

Правовая охрана свободы совести связана с достаточно разноплановым воздействием на широкий спектр отношений социальной действительности.

Выделяют следующие формы и методы решения данной проблемы.

I. Меры убеждения, применяемые в охране свободы совести. К таковым относятся:

а) разъяснение конкретному лицу противоправного характера совершенного им или предполагаемого к совершению действия. Это выражается в беседе, как правило, сотрудника милиции, представителя органа государственной власти или местного самоуправления с конкретным лицом или группой лиц.

При этом должно быть четко разъяснено суть незаконного характера их действий и каковы их последствия, положения законодательства о свободе совести и религиозных организациях;

б) агитация против совершения противоправных действий группы лиц применяется тогда, когда необходимо предотвратить угрозу совершения противоправных проступков группой лиц. В зависимости от обстановки названный способ действия может выражаться в кратких разъяснениях-предупреждениях о том, что к совершающим противоправные деяния будут применены меры принуждения.

Если обстановка позволяет, то сотрудник милиции или соответствующее должностное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления должен объяснить собравшимся суть нарушений ими законодательства о свободе совести и религиозных объединениях;

в) индивидуальная профилактическая работа, связанная с разъяснением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях проводится с лицами, задержанными в процессе пресечения массовых беспорядков, а также выявленными милицией по месту жительства традиционными методами;

г) предостережение лица или группы лиц о негативных последствиях совершения ими противоправных действий и призыв их к правомерному поведению. Наиболее часто этот метод применяется в ходе беспорядков в общественных местах на религиозной почве. В таких случаях предостережение имеет целью погасить конфликты средствами убеждения;

д) установление связей правоохранительных органов и органов местного самоуправления с общественностью в целях предупреждения нарушений законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

В этих целях устанавливаются прочные связи с религиозными объединениями, расположенными в районе их деятельности, контакты с активистами этих объединений, опора на помощников из числа верующих. Их следует привлекать и к участию в мероприятиях, проводимых по охране общественного порядка при проведении массовых религиозных мероприятий;

е) критика противоправных поступков против свободы совести осуществляется в ходе выступления в средствах массовой информации, с лекциями и беседами, на пресс-конференциях;

ж) показ и распространение положительного опыта борьбы с правонарушениями в религиозной сфере.

Таковы основные профилактические способы действий правоохранительных, государственных и муниципальных органов, применяемые в борьбе с правонарушениями при обеспечении условий для реализации гражданами свободы совести.

II. Меры административного принуждения, применяемые за нарушения законодательства о свободе совести и религиозных организациях:

а) при нарушении свободы совести со стороны атеистов.

Общее правило здесь таково, если атеист допускает оскорбительные высказывания в адрес религии или верующих, унижает их личности на почве отношения к религии, противоправные действия, нарушающие общественный порядок и безопасность во время богослужений или отправления религиозных культов, обрядов и церемоний, то он признается нарушителем свободы совести.

Однако, если атеист не нарушая правопорядок, излагает свои атеистические взгляды, то он использует своё право на свободу совести.

То же самое относится к группе атеистов, собравшихся для своих целей. И если в их кругу окажется верующий, то какая бы то ни была критика религии или религиозных организаций это не может являться нарушением свободы совести, так как не преследует цели оскорбления верующих.

В данном случае право атеистов вытекает так же из свободы совести, слова и мысли;

б) при нарушении свободы совести со стороны верующих.

При аналогичном положении с атеистом, если верующие в своём кругу обсуждают проблемы веры и атеизма, то это также составляет мировоззренческую сферу.

Если же верующий высказывает атеисту своё недовольство тем, что последний игнорирует религию, то это – нарушение с его стороны свободы совести атеиста.

Административное правонарушение составляет и ситуация, когда атеисты изгоняются из помещений только потому, что они неверующие или не допускаются на них.

Организаторы религиозных обрядов вне молитвенных зданий должны заботиться о том, чтобы в ходе их проведения не нарушался общественный порядок и безопасность, не пострадали бы участники этих религиозно-массовых мероприятий и посторонние лица, оказавшиеся в районе их проведения.

Таким образом, правовыми компонентами механизма мер по защите права на свободу совести являются конституционные нормы и нормы Федерального закона от 26 сентября 1997 г. №39-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которые направлены на защиту самих принципов свободы совести, определяют функции и прерогативы государства в сфере государственно-религиозных отношений, касаются создания религиозных объединений, их прав и условий деятельности.

Судебные и административные компоненты системы защитных мер по реализации свободы совести отражены в соответствующих статьях УК РФ и КоАП России.

Современное законодательство должно более четко определять пределы вмешательства церкви в деятельность государства, и, наоборот, в равной мере защищать и государственные органы, органы местного самоуправления от действий религиозных объединений и их должностных лиц, связанных с вмешательством в деятельность властных структур, и религиозных организаций от действий государства, имеющих целью повлиять на характер учения и внутриуставную легальную деятельность.

В этом направлении и должно развиваться отечественное законодательство, регулирующее общественные отношения в государственно-религиозной сфере.

Таким образом, современное законодательство Российской Федерации приведено в соответствие международными актами, гарантирует и охраняет право граждан на свободу совести и вероисповедания.

Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации.Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу совести гражданам России, предполагает существование и деятельность различных религиозных образований – религиозных объединений[89], представляющих собой более или менее устойчивые образования со специфическими целями и функциями, конкретными задачами и средствами их осуществления.

Построение религиозного объединения, взаимоотношения между их высшими и низшими органами, система внутреннего управления, порядок отправления религиозного культа и другие элементы, определяющие характер их деятельности, зависит преимущественно от вероучения

В то же время федеральное законодательство, исходя из необходимости охраны интересов личности, общества и государства, регламентирует порядок образования и деятельности религиозных объединений, устанавливает их права и обязанности[90].

Эффективность контроля за соблюдением законодательства о религиозных объединениях, совершенствование правотворческой деятельности в значительной степени зависит от правильного понимания социального и правового характера религиозных объединений.

В связи с этим для определения правового статуса религиозных объединений представляется необходимым уяснить, что же вкладывается в понятие субъекта права (конституционного, административного, гражданского, муниципального).

Под субъектами права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает два критерия:

1) социальный – участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта;

2) юридический – признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях[91].

Система субъектов административного права достаточно обширна по сравнению с другими отраслями права. Сюда, как правило, включают: граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства; органы исполнительной власти; органы местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; государственные, муниципальные, коммерческие и не некоммерческие предприятия, учреждения и организации; общественные объединения и работников их органов[92].

Некоторые авторы классифицируют субъекты административно-правовых отношений по их составу: на индивидуальных и коллективных[93].

К индивидуальным относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также государственные, муниципальные служащие и должностные лица.

Коллективными субъектами называют организации (государственные, муниципальные и иные негосударственные, частные, общественные), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права. Порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами.

С этой точки зрения религиозные объединения являются специфической разновидностью коллективных субъектов административно-правовых отношений.

Понятие «религиозное объединение» необходимо рассматривать в двух аспектах:

во-первых, как религоведческую категорию, отражающую сущность и закономерности складывающихся отношений в процессе организации религии;

во-вторых, как юридическое понятие, разработанное с учетом данных религоведения, но определяющее правовой статус этих объединений из совокупности внешних факторов и формальных признаков.

Необходимо отметить, что в отечественной юридической литературе отсутствует единый подход к решению вопроса о правовом статусе религиозных объединений и об их месте в организации общества[94].

В основу советской концепции религиозных объединений было положено определение В.И. Ленина, согласно которому религиозное объединение – это совершенно свободные, независимые от власти союзы граждан единомышленников[95].

Данное определение достаточно лаконично и четко подчеркивает три важнейших критерия, по которым можно судить о социальном и правовом статусе данного субъекта общественных отношений: 1) свобода и независимость от власти; 2) организационное единство в виде союза; 3) единомыслие её участников.

Данная позиция и была отражена в Декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»[96]. Согласно этому акту церковь лишалась статуса государственного учреждения, как это было со времен Петра I, церковные и религиозные общества б<



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 418;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.045 сек.