Тема 9. РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕНО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
v Особенности взаимоотношений таможенных органов и религиозных объединений. Правовая охрана сохранности культурных религиозных ценностей. Взаимодействие с религиозными конфессиями в интересах морально-психологической устойчивости и духовно-нравственного воспитания таможенного персонала.
В настоящее время в некоторых зарубежных странах, государствах СНГ, в Российской Федерации наблюдается рост внимания общественности к религии, заметно усиливается влияние религиозных конфессий на различные сферы общественной и государственной жизни.
Важную роль в механизме государственно-конфессиональных отношений современной России играют таможенные органы.
Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, персонал таможенных органов является частью российского социума и в силу этих обстоятельств находится в сфере духовно-религиозных отношений как индивидуально, так и в составе различных социальных групп. В конечном счете, это концентрируется в коллективах таможенных подразделений. Быть или не быть верующим – это личный выбор каждого, но знать и понимать чувства как адептов какой-либо конфессии, так и атеистов, уважать их взгляды и настроения, является гражданским конституционным долгом сотрудников и государственных таможенных служащих.
Свобода совести и вероисповедания находится под правовой охраной в современной Российской Федерации.
Во-вторых, по роду своей деятельности персонал таможенной службы находится в постоянном контакте с участниками ВЭД, которые также могут проявлять различные религиозные чувства, высказывать свои мировоззренческие позиции. В процессе служебной деятельности это не должно выражаться в открытом неприятии этих проявлений, а тем более каких-либо незаконных ограничениях при осуществлении таможенных процедур. В случае противоправных, экстремистских действий религиозного характера, для их пресечения каждый сотрудник и государственный таможенный служащий должен принять все законные средства.
В-третьих, религиозные объединения, как юридические лица, участвуют во внешнеторговой деятельности. В с§илу этих обстоятельств они являются субъектами таможенно-правовых отношений. Они имеют определенные льготы и преимущества при перемещении товаров через таможенную границу. Это необходимо знать и строго обеспечивать в процессе таможенного оформления и контроля.
В-четвертых, часто имеют место случаи контрабанды предметов культурно-религиозного значения. Здесь неоценима роль представителей религиозных объединений как экспертов в определении ценности данных предметов.
В-пятых, таможенные органы заинтересованы в сотрудничестве с законными религиозными объединениями в деле духовно-нравственного воспитания своего персонала.
Как показало исследование данной проблемы, взаимоотношения таможенных органов с религиозными объединениями строится на основе действующего законодательства
Для персонала таможенной службы важно четко усвоить смыл конституционной нормы о свободе совести и вероисповедания. Статья 28 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними же.
В философском понимании совесть есть эстетическая категория, выражающая моральное сознание, нравственную ответственность не только за свое поведение, но и за все то, что происходит вокруг[112]. Это, часто затрудняет понимание юридического смысла этой категории. Ведь совесть далеко не всегда обладает достаточной силой для направления человеческих действий. Влечения и страсти нередко заглушают её голос.
Для укрепления совести общество вынуждено искать ей опору в тех началах, в которые она сама получает свое бытие. Отсюда и её связь с совокупным миросозерцанием и мировоззрением, выяснением отношения природы к человеку, призыву к неподчинению влечениям, а возвышению над ними к абсолютности и вечности. В этом видимо заключается философский смысл совести.
Внутренняя свобода человека предоставляла в принципе ему возможность согласовывать свои поступки в соответствии с этими нормами. Но помимо природы ограничение человеческой свободы обусловлено ещё и независимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных сил.
В современной России свобода совести является правовой категорией, неотъемлемым правом гражданина, закрепленном в национальном законодательстве[113]. В самой обобщенной форме свободу совести можно сформулировать как право человека и гражданина свободно определять свое отношение к религии, т.е. право быть верующим или неверующим.
С юридической точки зрения, свобода совести – это правовая категория включающая в себя возможность исповедовать любую религию, совершать религиозные обряды, менять религию, не исповедовать никакой религии, вести религиозную или атеистическую пропаганду, благотворительную деятельность, вести религиозное образование, а также равенство всех граждан перед законом независимо от их отношения к религии.
Таможенная служба России, как правоохранительный орган, в рамках своей компетенции участвует в государственно-правовой охране свободы совести в России.
Как показало исследование, это должно осуществляться путем применения регулятивных норм в сфере обеспечения правового статуса личности и ее охраны. В данном случае субъектами этих правоотношений выступают как персонал таможенных подразделений, так и физические лица, участвующие во внешнеторговой деятельности, граждане, иностранцы, лица без гражданства, пересекающие таможенную границу.
Лица из числа персонала таможенной службы не могут быть ограничены в своих правах на занятие каких-либо должностей, получения специальных званий и рангов, наград и поощрений по причине их религиозного сознания, исполнения культовых обрядов во внеслужебное время. С другой стороны, религиозные воззрения, либо отсутствие таковых не должно препятствовать исполнению должностных обязанностей, предоставлению каких-либо преимуществ и послаблений соратникам по вере при перемещении их через таможенную границу. По этой же причине не должны строится какие-либо препятствия иноверцам, адептам других конфессий, а также атеистам, агностикам и скептикам.
К сожалению, реальная правоприменительная практика богата примерами, когда предоставляются какие-либо преимущества в осуществлении культовых действий представителям отдельных конфессий, представители которых имею численное превосходство среди, например, персонала таможенного органа. За счет служебных помещений создаются молельные комнаты, часовни, в служебное время совершаются культовые обряды. Это вызывает в лучшем случае тихий ропот, в худшем – активное недоволство со стороны представителей религиозных меньшинств, вносит существенный разлад в межличностные и межгрупповые внутриколлективные отношения.
В данном случае важную роль призвано сыграть применение предупредительно-рекомендательных, превентивных мер.
Не менее существенное значение в данных правоотношениях имеет применение компетенционных норм. Важно, чтобы в регламенте, служебных обязанностях и иных правоустанавливающих актах была определена компетенция органов и должностных лиц в области охраны свободы совести. Возможно введение должностей соответствующих специалистов в воспитательных структурах, либо в структурах по связям общественностью таможенных органов.
Более четко должны быть прописаны в соответствующих документах обязывающие нормы, предписывающие субъектам государтвенно-конфессиональных отношений в таможенной сфере как совершать определенные действия, так и воздерживаться от некоторых из них.
Действия, которые могут нанести вред общественным отношениям в сфере свободы совести и вероисповедания, внешнеторговой деятельности религиозных организаций должны быть четко и ясно запрещены.
Кроме того, в правоприменительной практике следует реализовывать меры юридической ответственности за правонарушения в государственно-конфессиональных отношениях. Должны быть предусмотрены меры по восстановлению положения субъектов, существовавшего до его нарушения, а также по недопущению возможных правонарушений против свободы совести и вероисповедания[114].
В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № ФЗ-39 «О свободе совести и религиозных объединениях» предусматривается уголовная, административная и иная ответственность за нарушение законодательства о религии (ст. 26).
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации за преступные посягательства на принцип свободы совести возлагает ответственность за «незаконное воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» (ст. 148).
В данном случае речь идет о воспрепятствовании той религиозной деятельности, которая осуществляется в рамках закона, не нарушает общественный порядок и не сопровождается посягательством на права человека.
Положения данной статьи направлены, прежде всего, на предотвращение нарушений закона со стороны представителей властных структур, в т.ч. руководителей таможенных органов и их подразделений.
За нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания предусмотрена административная ответственность (ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правовая охрана свободы совести связана с достаточно разноплановым воздействием на широкий спектр отношений социальной действительности.
Для более эффективной правовой охраны свободы совести и вероисповедания в современной России было бы целесообразным установить административную ответственность за:
‑ закрытие или умышленное воспрепятствование доступа к местам богослужения и паломничества;
‑ проведение атеистических мероприятий в местах, используемых верующими для богослужения и религиозных обрядов, а равно проведение религиозных мероприятий в местах, используемых атеистами для пропаганды своих идей;
‑ воспрепятствование производству и распространению религиозными организациями предметов культа, религиозной литературы, а равно подобные действия в отношении атеистических объединений.
Правовая охрана свободы совести связана с достаточно разноплановым воздействием на широкий спектр отношений социальной действительности.
Таким образом, правовыми компонентами механизма мер по защите права на свободу совести являются конституционные нормы и нормы Федерального закона от 26 сентября 1997 г. №39-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которые направлены на защиту самих принципов свободы совести, определяют функции и прерогативы государства в сфере государственно-религиозных отношений, касаются создания религиозных объединений, их прав и условий деятельности.
Судебные и административные компоненты системы защитных мер по реализации свободы совести отражены в соответствующих статьях УК РФ и КоАП России.
Современное законодательство должно более четко определять пределы вмешательства церкви в деятельность государства, и, наоборот, в равной мере защищать и государственные органы, органы местного самоуправления от действий религиозных объединений и их должностных лиц, связанных с вмешательством в деятельность властных структур, и религиозных организаций от действий государства, имеющих целью повлиять на характер учения и внутриуставную легальную деятельность.
В этом направлении и должно развиваться отечественное законодательство, регулирующее общественные отношения в государственно-религиозной сфере.
Религиозное культурное наследие представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа России и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Одной из задач любого государства является обеспечение сохранности ценностей национальной культуры.
Нормативную правовую базу обеспечения охраны культурных ценностей составляют Конституция Российской Федерации; Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 (в ред. от 28.11.2015); Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей »; Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (с изм. и доп.), соответствующие акты субъектов Российской Федерации. За нарушение российского законодательства о культурных ценностях предусматривается административная и уголовная ответственность.
Обмен культурными ценностями для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами. Особую опасность представляет собой незаконный вывоз культурных ценностей религиозного значения и их невозвращение из-за границы.
Охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном, так и международном масштабах, требует тесного сотрудничества между государствами. Эта задача приобретает особую актуальность в современном мире, когда многие уникальные по своей природе произведения искусства все чаще перемещаются из одной страны в другую. Все больше развивается международная торговля антиквариатом. Но наряду с законным вывозом культурных ценностей из страны имеет место теневой бизнес культурными ценностями.
К сожалению, продолжается массовый нелегальный вывоз из России произведений искусства, подлинных шедевров человеческого таланта. Подобный бизнес сопоставим с нелегальной торговлей наркотиками и оружием. Прибыли, извлекаемые преступниками за счет незаконного вывоза культурных ценностей, исчисляются несколькими миллиардами долларов в год. По оценкам экспертов, Россия потеряла до 80% произведений искусства допетровской эпохи. Среди них тех, которые имеют религиозное значение[115].
К религиозным культурным ценностям относятся материальные объекты, созданные в прошлом для исполнения вероисповедальных культов и имеющие значение для сохранения и развития религиозной самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию.
В России зарегистрировано около 300 централизованных религиозных организаций различных конфессий, в состав которых входят более 20 тыс. культовых сооружений, где сосредоточены и размещены бесценные раритеты: произведения живописи и искусства, являющиеся национальным достоянием, требующим постоянной защиты со стороны государства.
Проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей приобретает международный характер. Многие государства все чаще сталкиваются не с отдельными преступниками, а с хорошо организованными транснациональными преступными группировками, специализирующимися на хищениях, незаконном вывозе за рубеж и нелегальной продаже произведений искусства.
Важную роль в механизме охраны культурных ценностей религиозного характера в современной России играют таможенные органы. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, они являются тем рубежом, на котором происходит окончательная оценка культурного значения перемещаемых через таможенную границу, определяется возможность их ввоза или вывоза.
Во-вторых, религиозные объединения, как юридические лица, участвуют непосредственно во внешнеторговой деятельности, в т.ч. и перемещении культурных религиозных ценностей. В силу этих обстоятельств они являются субъектами таможенно-правовых отношений. По некоторым предметам религиозного значения (например, религиозная литература) они имеют определенные льготы и преимущества при перемещении их через таможенную границу. Так, например, согласно норм права ЕАЭС от уплаты НДС освобождаются товары, поставляемых в т.ч. религиозными организациями в рамках программ гуманитарной помощи и благотворительных программ (деятельности)[116]. В рамках этих программ могут быть ценности религиозного характера. Таможенный персонал должен знать эти нормы и руководствоваться ими при проведении таможенного контроля и оформления.
В-третьих, велика роль представителей религиозных объединений как экспертов в определении ценности контрабандных предметов культурно-религиозного значения.
В-четвертых, таможенные органы изымают у участников ВЭД предметы религиозного назначения, имеющие важное культурное значение. И здесь весьма необходимы взаимодействие с религиозными объединениями с целью их возвращения законным владельцам.
В контексте сказанного, одним из важнейших направлений повышения роли таможенных органов в правовой охране культурно-религиозного достояния является четкое уяснение таможенным персоналом самой сути понятия «культурные религиозные ценности», выявление признаков, выделение видов, установление их нормативно-правового обозначения в международно-правовых актах и нормативных правовых актах государств-участников СНГ и на этой основе определение их культурного значения как предмета контрабанды.
Культурные ценности как предмет правонарушения, предусмотренного гл. 16 КоАП РФ, либо преступлений, квалифицируемых по ст. 190 и 226.1 УК РФ, - это представляющий особую значимость для общества уникальный материальный продукт человеческого труда, запрещенный к вывозу из России или в отношении которого установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, либо невозвращенных на территорию Российской Федерации после их вывоза. Следует иметь ввиду, что административная ответственность за данные деяния наступает в случае, если стоимость культурных ценностей не превышает 100 тыс. руб., если она составляет большую стоимость, то наступает уголовная ответственность.
В контексте рассматриваемого вопроса требует уточнения предмет посягательства с учетом его религиозной значимости. Например, «предметы особого религиозного значения».
Недекларирование как признак, характеризующий способ незаконного перемещения культурных ценностей, имеет значение в двух случаях: а) при их перемещении через таможенную границу; б) в отношении международных почтовых отправлений. В остальных случаях таможенная территория не меняется, следовательно, декларирование (недекларирование) не связано с международным оборотом ценностей.
Должностное лицо как субъект контрабанды несет ответственность по п. «а» ч. 2 ст. 226.1 УК РФ лишь в том случае, если оно использовало служебное положение именно для незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу России одним из указанных в законе способов. Это может выражаться в том, что должностное лицо: а) незаконно перемещает культурные ценности через таможенную границу государства; б) устраняет препятствия для их контрабандного ввоза или вывоза; в) облегчает совершение контрабанды данных предметов.
Как показало исследование данной проблемы, взаимоотношения таможенных органов с религиозными объединениями строится на основе действующего законодательства
Отличительный признак религиозной организации – регистрация в качестве юридического лица. Согласно ГК РФ (ст. 48), под этим термином понимается организация, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В данном качестве религиозные объединения участвуют во внешнеторговой деятельности, а в силу этих обстоятельств, взаимодействуют с таможенными органами, как составной частью органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере таможенного дела.
Таможенные отношения между их участниками отличаются большим разнообразием. Но все они имеют свою специфику. Она предопределена особенностью объекта регулирования – общественными отношениями, обусловленными:
1) перемещением товаров через таможенную границу;
2) особым положением одного из участников этих отношений – таможенных органов;
3) взаимодействием различных видов субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда и вовсе быть противоположными.
Однако если говорить об обеспечении экономической и культурной безопасности государства, то здесь цели таможенных органов и лиц (в т.ч. религиозных объединений), перемещающих товары через таможенную границу в целом совпадают. Безопасность государства, общества и личности взаимосвязаны и по своей сути неразделимы.
Содержание таможенного правоотношения с участием религиозных объединений имеет две стороны: юридическую и материальную.
Юридическое содержание таможенного правоотношения – это права и обязанности его субъектов. Например, религиозная организация, желающее переместить свои товары, представляющие культурно-религиозную ценность, через таможенную границу, обращается с соответствующим заявлением в таможенные органы, предпринимает конкретные действия в подтверждение данного намерения.
В свою очередь таможенный орган обязан принять данное заявление и начать процедуру таможенного оформления товаров, с тем, чтобы поместить их под тот или иной таможенный режим.
Материальное содержание таможенного правоотношения – это реальное поведение субъектов данного правоотношения, т.е. их активные или пассивные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей.
В данном случае и таможенные органы, и религиозные объединения выступают как субъекты таможенных правоотношений. Те и другие обладают как правоспособностью, так и дееспособностью, основанием возникновения которых являются соответствующие акты таможенного законодательства и нормативные правовые акты в сфере таможенного дела.
Объектом данных правоотношений выступают материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы указанных выше субъектов.
Например, религиозная организация, перемещая товар через таможенную границу, делает это для того, чтобы развивать производство продукции культового предназначения, получить от продажи изготовленной или закупленной за рубежом продукции доход, который также будет использован в процессе культовой и некультовой (миссионерской) деятельности.
Если говорить об интересах таможенных органов, то они заключаются в том, чтобы содействовать осуществлению внешнеторговых целей религиозных организаций, получить установленные законом платежи и налоги, перечислить их в федеральный бюджет, обеспечить экономическую безопасность страны в пределах предоставленных государством полномочий.
Таможенная правосубъектность религиозных организаций заключается в их способности осуществлять свою деятельность в сфере таможенного дела.
Для того, чтобы быть дееспособными в таможенной сфере, религиозные организации должны быть соответствующим образом зарегистрированы как юридические лица и допущены к той или иной деятельности, в ходе которой они осуществляют перемещение товаров через таможенную границу. При соблюдении положений Таможенного кодекса Таможенного союза ЕАЭС они без всяких препятствий могут это делать.
Религия является частью культуры, выполняет культуротворческую функцию. Она обеспечивает сохранение и развитие вероисповедных ценностей, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению. Исходя их религиозных потребностей появились и получили развитие определенные жанры литературы (агиографии, проповеди, молитвы, каноны и др.) и искусства (иконопись, культовая скульптура и архитектура, церковное песнопение и др.).
Поэтому важнейшим направлением сотрудничества таможенных органов и религиозных объединений является предотвращение незаконного оборота и вывоза за рубеж культурных ценностей, значительную часть которых составляют предметы церковной старины.
В соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970) сказано «культурными ценностями считаются ценности религиозного и светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки…»[117].
Положения данной Конвенции были детализированы в Законе Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Ст. 7, в частности, относит к художественным ценностям относит художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы.
Вместе с тем, возникает проблема, связанная с определением художественной ценности перемещаемых культовых предметов. Это требует специальных познаний у должностных лиц таможенных органов. Законодатель предусматривал создание в таможенной службе России специализированного органа, который должен был обеспечивать в пунктах таможенного пропуска порядок ввоза и вывоза культурных ценностей, в т.ч. культового назначения[118]. Однако такой орган до сих пор не создан.
Таможенное законодательство ЕАЭС и Российской Федерации предоставляет право в процессе таможенного контроля привлекать соответствующих специалистов и экспертов.
На территории России культовые ценности относятся к числу наиболее востребованных объектов незаконного оборота. Массовый ажиотаж на церковные ценности начался еще при советской власти в 70-е годы XX в. Ослабление тотального контроля государства над населением и смена политики "железного занавеса" в отношении стран Запада привели к появлению множества нелегальных торговцев церковными древностями (в первую очередь иконами).
После развала СССР контрабанда культурных ценностей приобрела катастрофический характер. Параллельно с процессом возвращения Церкви принадлежащего ей ранее имущества значительная его часть продолжала пополнять частные коллекции Запада. Особенно это касается центральных, южных и северо-западных регионов страны.
Так, в аэропорту Владивостока при таможенном досмотре была задержана пассажирка, вылетавшая в США. У неё изъяли 2 иконы и 2 креста: «Святитель Николай Чудотворец», «Божия Матерь Казанская» XVIII в., восьмиконечный крест-распятие, датированный XIV в. – аналог того, который храниться в музее им. Андрея Рублева в Москве, нательный крест из серебра 875-й пробы, изготовленный московским мастером Митрофаном Рындиным в конце XIX – начале XX в[119].
В рамках проведения специальной операции «Наследие» Уральской оперативной таможней в июне 2003 г. в пассажиропотоке был выявлен гражданин США, вылетающий в Германию, у которого был обнаружен не заявленный в таможенной декларации восьмиконечный крест-распятие, являющийся предметом отправления религиозных культов христианской конфессии и представляющий собой культурную ценность[120].
Несомненный интерес представляют культовые ценности, сохраненные сторонниками «старой веры» ‑ староверами. После церковного раскола они, гонимые официальной церковью и властями, уходили из Центральной России в малообжитые районы Сибири и Дальнего Востока. Несколько столетий они староверы накапливали и сберегали духовное наследие христианства и атрибуты в том виде, как они сформировались в допетровской России. Они переписывали старым письмом и передаче из поколения в поколение рукописных и старопечатных книг. Книги и предметы религиозного содержания, одежда, утварь, инвентарь, связанный с ведением натурального хозяйства, - все это служит для пополнения фондов музеев, частных коллекций, торговцами антиквариатом.
Многое, из названного, вывозу за рубеж не подлежит. Тем не менее, такие попытки предпринимаются регулярно.
Буддизм и ислам представлены в нашей стране несколько меньшим числом приверженцев и количеством культовых сооружений. Но, тем не менее, атрибуты этих религий являются не менее раритетными и массовыми. Существует оборотбуддистских культовых ценностей большей частью XIX – XX вв., вывезенных из Китая и Кореи, а также из Забайкалья и некоторых областей Сибири.
Как правило, в нелегальном обороте находятся буддистские статуэтки, которые происходят из археологических памятников Средневековья и связаны с государством Бохай (698-926) или Цзинь (1115-1234).
Ценности, связанные с иудаизмом, ламаизмом и синтоизмом встречаются очень редко.
Очень популярны и востребованы в любом количестве за рубежом шаманские маски, пояса, бубны, колотушки, зеркала, шапки, халаты и другая одежда, севэны (деревянные скульптуры) и иная атрибутика этой религиозной системы.
Одним из главных предметов контрабанды являются иконы. Традиции русской православной иконописи самобытны, отличаются от канонов других автокефальных православных церквей. Очень часто через таможенную границу перемещаются иконы с изображением месточтимых святых и так называемые семейные или домашние иконы.
Культурно-историческая значимость иконы может зависеть от того, насколько распространенный персонаж на ней изображен.
Существенным элементом взаимоотношений таможенной службы и религиозных объединений является возвращение им изъятых при пересечении таможенной границы духовных ценностей религиозного характера.
В качестве наглядного примера ее успешного решения таможенные органы взяли за правило проводить церемонии передачи Русской Православной Церкви изъятых у контрабандистов и подпольных дельцов икон и других предметов религиозного назначения.
Так, в 2007 г. 144 иконы, два металлических креста, панагия и складень, с 2001 года хранившиеся во Владикавказском Художественном музее им. М.Туганова в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, по решению суда были возвращены Русской православной церкви.
Православные ценности были переданы для хранения в художественный музей в 2001 г., когда сотрудники североосетинской таможни изъяли их как контрабанду. Музей, самоуправно провел реставрацию икон на сумму 150 тыс. рублей и организовали их выставку. Между тем права собственности на эти ценности за музеем не числилось, поэтому и возникла судебная тяжба, в результате которой ценности были переданы Церкви.
Иконы в основном датируются периодом XVIII-XX веков, однако среди них есть и экземпляры XVI-XVII веков, которые представляют для Церкви огромную духовную ценность. По оценкам экспертов, предположительно стоимость всей коллекции может достигать $10 млн.
По завершении расследования уголовного дела Владикавказская транспортная прокуратура в конце 2006 года инициировала обращение в судебные инстанции, в результате которого решением Промышленного районного суда Владикавказа и Верховного суда Северной Осетии предметы религиозного культа признаны бесхозными и будут переданы непосредственно Русской православной церкви.
В ходе предварительного следствия установлено, что часть предметов была похищена из церкви Преображения Господня (Московская область) неустановленными лицами.
Все остальные ценности, по данным следствия, также похищены устойчивой преступной группой из церквей, расположенных в Подмосковье[121].
В феврале 2017 г. сотрудники Домодедовской таможни предотвратили незаконный вывоз старинной иконы гражданином Испании. На ней была изображена красками на дереве Богородица с младенцем на руках, а также съемный оклад. Таможенная экспертиза установила, что это – Иверская икона Божией матери, написанная в России во второй половине XIX века, и является культурной ценностью. Виновный в данном деянии привлечен к административной отвес ответственности[122].
Двадцать две святыни были торжественно переданы на хранение Первоиерарху Русской Православной Старообрядческой Церкви, Митрополиту Московскому и всея Руси Корнилию.
Церковные ценности были задержаны сотрудниками Шереметьевской таможни при попытке незаконного вывоза с таможенной территории страны. Решением следователя ЛУВД «Шереметьево» они были обращены в собственность государства. В отношении задержанных предметов была проведена искусствоведческая экспертиза, и, согласно заключению специалистов Росохранкультуры, эти предметы представляют значительную культурную ценность и имеют отношение к старообрядчеству.
Основная часть икон написана в 19-20 веках. Несколько икон, например, иконы «Господь Вседержатель» и «Богоматерь Казанская», были созданы в конце 19 века и в начале 20 века. Серебряные оклады этих икон относятся к более раннему периоду — 1843 и 1767 годам соответственно. Самая древняя из переданных икон – «Федоровская Богоматерь» — написана в Костроме в 18 веке.
Всего с 2003 года Русской Православной Старообрядческой Церкви Федеральной таможенной службой было передано около 40 предметов религиозного назначения. В основном, это иконы, кресты, медные складни и другие предметы религиозного культа.
Передача церковных святынь различным религиозным объединениям и музеям уже давно стала доброй традицией в деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Комплексный характер причин незаконного перемещения предметов культурно-религиозного значения предполагает комплексный подход к организации противодействия данному виду преступлений и административных правонарушений.
Среди мер борьбы с незаконным международным оборотом культурных ценностей в качестве основных необходимо выделить уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, административно-правовые материально-технические. Следует обратить особое внимание на необходимость вертикальной и горизонтальной гармонизации законодательства (вертикальная, или иерархическая, предполагает определение места законодательства о культуре в системе законодательства России, согласование нормативных актов разных уровней, модификацию системы государственного управления в области культуры и охраны культурных ценностей; горизонтальная включает меры по согласованию норм различных отраслей права, регулирующих использование и сохранность культурных ценностей.
Важным условием эффективного взаимодействия таможенных органов и религиозных объединений является психологическая поддержка и духовно–нравственное воспитание их персонала.
Система таможенного контроля включает в себя комплекс человеческих отношений. Осуществление таможенного контроля, таможенных операций и таможенных процедур, коррупционные риски требует больших затрат моральных, физических и психологических сил.
Без понимания изменений, происшедших в духовной, в т.ч. религиозной сфере участников внешнеторговой деятельности, следующих через таможенную границу и общающихся с таможенниками, трудно эффективно осуществить свои функции.
Определённые религиозные верования могут давать людям утешение, помогают находить душевное равновесие и примиряться с неизбежными происшествиями. В данном случае религия дарит надежду на то, что в будущем всё будет лучше. С научной точки зрения в таком случае религия осуществляет психологическую компенсацию - снятие стресса, утешение, катарсис. Эту возможность должны при необходимости использовать и таможенные органы в своей работе с таможенным персоналом.
Патриотическое понимание своего служебного долга требует четких духовно-нравственных ориентиров. Существенную роль в формировании патриотических и моральных качеств сотрудников и государственных таможенных служащих может играть религия, особенно традиционные для России конфессии (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
Серьезную опасность представляют попытки воздействия на духовный мир и сознание со стороны различных тоталитарных религиозных движений и сект, многие из которых ос
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 446;