Технологии социально-культурного проектирования


Если социально-культурная программа представляет собой крупную форму социально-культурного технологического процесса, вбирающего в себя разнообразные виды и формы деятельности ре­гиона, города, района, то проект может быть выражен прежде в моде­ли какой-либо конкретной формы вне зависимости от ее масштаба. К примеру, это может быть международный проект конкурса «Мисс Вселенная», проект Московского музыкального фестиваля «Рождест­во в Москве», проект ежегодной церемонии вручения престижной премии тележурналистам ТЭФИ, концерта на Красной площади из­вестного тенора Лучано Паваротти, выпускного бала школьников в

парке культуры им. Горького, семейного вечера отдыха в доме кул туры, рекламный проект московских изданий «Обложка года», проек международной выставки современного искусства «Москва - рда риж», а также театральные, телевизионные, кино- шоу, музыкальные и др. проекты.

В перечисленных нами формах при их разработке и реализации широко применяется понятие «проект», «творческий проект». При этом практики, работающие в сфере культуры, под проектом имеют в виду оригинальный замысел какой-либо формы: конкурс молодых исполнителей эстрадной песни на ОРТ «Фабрика звезд», рождение новых традиций - проект презентации эстрадной звезды на площади у концертного зала «Россия», новый взгляд на хорошо известные праздники (проект предновогодних и новогодних праздников «Вели­кий Устюг - родина Деда Мороза») и т.п.

Проект входит в социально-культурную программу как состав­ная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности по реализации разработанной концепции и сегодня является обязательным компонентом профессиональной дея­тельности специалиста социально-культурной сферы.

Процесс проектирования основывается на методологических принципах, этапах, закономерностях, характерных для прогнозных технологий: учете духовных интересов и потребностей группы насе­ления, на которую он рассчитан; предполагает адекватный проблем­но-ситуационный подход в определении цели, благодаря чему обес­печивается эффективное воздействие на людей в тех или иных соци­альных ситуациях; ориентирован на междисциплинарное использова­ние взаимодополняющих методов и совместное сотрудничество, ко­ординацию и интеграцию усилий различных организаций; предпола­гает гибкость и адаптацию к изменениям среды, в которой он будет функционировать.

Выбор методов проектной деятельности определяется такими условиями, как характер самого объекта проектирования (физический объект, форма межличностных отношений, возрождение традиций и др.), уровень проектирования (внутри коллектива, в масштабе насе­ленного пункта, территориальной общности), социально-экономической и социально-культурной ситуацией и т.д. Широко применяются методы информационно-целевого анализа прессы, те­левизионных и радиопрограмм, а также мониторинг результатов оп-

сов, рейтингов, выступлений отдельных возрастных, социальных, Р Офессиональных групп населения.

Благодаря применению разнообразных методик при разработке проекта специалист накапливает и углубляет знания об ареале и диф­ференциации культурного пространства, качестве и количестве различ-Нь1Х видов социокультурной деятельности населения, процессах взаи­модействия социальных общностей в решении текущих задач.

Однако проектные технологии имеют и ряд особенностей, ха­рактерных именно для этого вида творческой деятельности.

В энциклопедических словарях проект определяется как предва­рительный план, замысел. В данном параграфе мы также будем исхо­дить из этого постулата и рассматривать проект как творческий план, замысел конкретной художественной или художественно-публицистической формы.

Проект - это своеобразный ответ на «социальный заказ» обще­ства, отклик в художественной форме на то или иное социальное яв­ление - будь это празднование юбилея города («Петербургу - 300 лет»), страны или всего мира (международный проект «Миллениум -2000»), коллектива, личности, возрастной группы (проект областного праздника детского художественного творчества «Воздушные замки Заполярья»), историческое событие (проект ежегодного праздника, посвященного сражению русской армии с наполеоновским войском на Бородинском поле), общественно-политическая акция, националь­ный праздник и т.д.

Грамотно разработанный творческий проект поможет избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в не­предсказуемом мире конкуренции, поможет найти ответы на многие вопросы его разработки и реализации.

В нем гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и

рыночные аспекты деятельности:

-во-первых, проект служит основанием предполагаемой творче­ской работы и дает оценку результатам деятельности за определен­ный период;

-во-вторых, проект становится документом, который определя­ет курс действий и формы управления ими, он выполняет как страте­гические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения; -в-третьих, проект в большинстве случаев может быть исполь­зован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения путей финансирования-

-в-четвертых, проект обязательно рассматривается как доку­мент, открытый для различного рода нововведений (организацион­ных, информационных, технических, технологических, экономиче­ских и т.п.);

-в-пятых, проект может служить хорошей рекламой для пред­полагаемой акции, программы и в то же время стать своеобразной ви­зитной карточкой проектной организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно насыщенным;

-в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков ид­ти на риск и является развернутым документом, страхующим от не­удач;

-в-седьмых, проект является инструментом самообучения, по­скольку его разработка являет собой непрерывный процесс познания и самопознания.

В практике социально-культурной деятельности существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д.

В рамках одного региона могут разрабатываться как общая стра­тегическая программа оздоровления всей социально-культурной дея­тельности региона, конкретных учреждений культуры, так и отдель­ные проекты, для решения одной из проблем общей программы, ори­ентированные на разработку отдельной формы или конкретного но­вовведения. Проекты могут носить четко очерченные временные рамки и в процессе проводимого ситуационного анализа, разработки и осуществления могут корректироваться и даже пересматриваться.

Как мы уже отмечали, творческий проект строится на учете об­щей стратегии социально-культурного развития страны в целом или конкретного региона и сочетает различные этапы, функции и резуль­таты деятельности, присущие разработке социокультурной програм­мы.

Как видно из предложенной схемы, работа над проектом, как и над социокультурной программой, начинается с решения трех функ­ций: целеполагания, диагностики и прогнозирования. Обосновывает­ся общая концепция предлагаемого проекта, определяются учредите­ли, место проведения, его стратегические преимущества, финансовые и организационно-правовые условия. При получении благоприятного прогноза на реализацию постав­ленной цели специалист приступает к собственно проектированию мо­дели (формы) предстоящей деятельности, выбору средств, способов, конкретных этапов достижения поставленной цели, определяя частные задачи, виды и формы оценки полученных результатов.

На этом этапе происходит детальная проработка идейно-тематического замысла конкретной формы, подготовка сценария в целом и отдельных его частей, определяется композиционное реше­ние предлагаемой формы, обосновывается ее жанр, художественный

образ.

На этом этапе вскрываются финансовые ресурсы, сроки возврата заемных средств (если в них возникает необходимость), ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, указываются условия для потенциального инвестора или кредитора, возможности государ­ственной поддержки проекта, органов местного самоуправления, со-учредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где про­ект может реализовываться. Обосновываются ключевые факторы ус­пеха: факторы выигрыша времени, полноценного или частичного из­менения выявленной проблемной ситуации. На данном этапе целесо­образно подготовить три возможных варианта реализации проекта-оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В этой части необходимо отразить потенциальные риски, возникающие при реализации проекта. Третий этап работы над творческим проектом, например, над постановкой спектакля, включает следующие проце­дуры.

Утверждение сценария
Утверждение бизнес-плана
Выбор сцениче­ской площадки, разработка ре­жиссерского сценария Создание эскизов декораций Создание эскизов костюмов Подбор и разработ­ка музыкального сопровождения
Подбор и утвер­ждение отдель­ных исполните­лей и коллекти­вов Согласование с техническими службами, утвер­ждение эскизов декораций и их технического ре­шения Утверждение эс­кизов костюмов и их исполнителей Работа в студиях звукозаписи над записью музыкаль­ного сопровожде­ния

После утверждения сценария и бизнес-плана начинается непо­средственная работа над организационно-управленческой стороной реализации проекта на практике. В этом этапе работы над проектом находят отражение формы и методы управления проектом, дается ха­рактеристика персонала, отвечающего за реализацию проекта (воз­раст, пол, образование, послужной список, квалификация), оценива­ется конъюнктура рынка, определяются организации и коллективы, заинтересованные в продвижении проекта, формируются группы и оргкомитеты. Кроме того, определяются ответственные за тот или иной участок работы, разрабатываются положения, условия отбора в форме конкурса и других видов кастинга как внутри проекта (для участников), так и вне (зрителей, посетителей).

В этом этапе проекта утверждаются творческие коллективы и отдельные исполнители, организаторы, принимающие участие в реа­лизации проекта, доказательно обосновывается использование раз-

личных технических средств: световой и сценической техники, ла­зерных установок, дыма, шумов, светового, цветового и музыкально­го оборудования, разрабатываются эскизы одежды сцены, ее художе­ственно-декорационного решения. С этой целью предлагаются маке­ты оформления, образцы тканей, эскизы костюмов, технические ха­рактеристики предлагаемой к использованию техники.

Финансово-экономическая часть проекта содержит в своей структуре развернутый бизнес-план с указанием стоимости всех ви­дов работ, по осуществлению проекта и конкретных источников фи­нансирования. Определяются пути возможной самоокупаемости по­становочных затрат, обосновываются штатное расписание и заработ­ная плата персонала, разрабатывается смета с подробным указанием статей доходов и расходов, отчислением на налоги и другими статья­ми.

Важное место отводится разработке режиссерского сценария, который является отправным пунктом для деятельности всех служб, задействованных при разработке проекта на данном этапе.

Следующий этап работы над проектом - это этап непосредст­венного производства, включающий аренду или покупку оборудова­ния, репетиционный период, производство декораций и костюмов, проведение рекламной кампании.

 

  юизводстваТвторичного финансирования про-
Этап непосредственного пр
Производство декорацион­ного оформления Производство рекви­зита и пошив костю­мов Запись музыкального оформления, шумов
Проведение рекламной кампании Организация и про­ведение репетиций Подбор, аренда, покупка технического оборудова­ния

На этом этапе разрабатываются и подписываются трудовые со­глашения, контракты, договоры, составленные в соответствии с трудо­вым законодательством Российской Федерации и обоснованно заклю­чаемые между организаторами (учредителями) и участниками проекта.

Промоутерская часть проекта включает в себя основные приемы информационной и рекламной деятельности, в ней обосновывается необходимость применения тех или иных приемов, разрабатываются (при необходимости) слоган, видеоклипы, видеоджинглы. Организу­ются и проводятся пресс-конференции, осуществляется поиск инфор-

мационных партнеров и спонсоров, разрабатываются стимулирующая система скидок на билеты, флаерсы, утверждаются эскизы афищц листовок, буклетов, используются рекламные формы и приемы, уси­ливающие и подогревающие интерес зрителей к проекту.

Заключительный этап работы над проектом, т.е. непосредствен­ная его реализация, включает завершение монтажных работ по оформлению и оборудованию сцены, монтажные и генеральные ре­петиции, премьеру, экспертные оценки деятельности по реализации проекта и анализ творческих и финансовых результатов. Схематично этот период можно представить в следующим образом.

Монтаж декорацион­ного оформления Монтаж свето­технического оборудова­ния Монтажные репетиции и генеральный прогон
ПРЕМЬЕРА  
Экспертиза и анализ творческих, педагогических и финансовых результатов
       

В этот период особую роль играет разработка режиссерско-постановочной документации, прежде всего монтажного листа, со­единяющего деятельность всех технических служб, задействованных в постановочной работе (рабочие сцены, звукооператоры, радисты, осветители, исполнители). Благодаря монтажному листу каждая служба согласованно и без каких-либо заминок и срывов включается в рабочий процесс.

Монтажный лист

Название блока эпизода, акта, сценки, его порядковый номер и время Фрагменты тек­ста сценария, сцени­ческого действия Декорационное, техническое оформ­ление сцены Музыкальный, звуковой и шумовой ряд Световое лазер­ное оформление Место дейст­вия, основные мизан­сцены Исполнители

Особую, если не главную, роль играет в проекте творческий за­мысел предстоящей акции. На значимость замысла в работе над твор­ческим произведением указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн Вольфганг Гете, отметивший, что «в любом произведении

искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от

замысла».

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фак­тов, событий, выразительных средств. Замысел несет в себе логику проекта будущего шоу, социальной акции, выставки, концерта, от­дельного номера и других художественных и социальных форм. В нем отчетливо видны как общий смысл проекта - его тема, идея, со­держание, форма, так и его отдельные составляющие - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность построения, образность. Подчеркивая решающее значение замысла и в технологическом процессе создания проекта, теоретики и практики нередко сравнива­ют творческий социально-культурный проект с архитектурным. В нем архитектор предусматривает целостный образ всего строительно­го сооружения, а также гармоническое соотношение его отдельных частей, производит расчеты «несущих» конструкций.

Что же входит в замысел творческого социокультурного проек­та? Каковы, в чем заключаются его «несущие» конструкции, состав­ные части, как и зачем производить расчеты? Рассмотрим это под­робнее.

Говоря о проектном замысле, мы не можем обойти его концеп­туальную основу - ведущую мысль проекта, т.е. то, что волнует лю­дей и тревожит автора как личность, о чем он хочет поведать, расска­зать зрителю.

Работая над проектом, автор из всего многообразия окружаю­щих явлений и свойств каждого из них выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что автор считает наиболее интерес­ным и важным. Отбираются те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают мировоззрение автора, которые он считает наи­более важными и характерными. Именно поэтому выбор явлений, отображение связей, в которые эти явления вступают, глубоко лично-стны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоз­зренческой позиции, понимания общественной значимости отобран­ных фактов и явлений.

Отображая ту или иную сторону жизни, тот или иной факт, чело­веческий характер, автор так конструирует, чтобы в этих событиях, фактах, поступках проступали наиболее важные и существенные чер­ты современной жизни, наиболее значимые проблемы человека.

Постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования, охват жизнен-

ных явлений, входит в понятие темы. Вечные темы смысла жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, войны и мира, власти и ка­питала всегда привлекательны для человека. Они-то и становятся ос­новой творческого замысла проекта, но раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, личностный характер.

Через тему автор доносит главную мысль проекта до зрителей, поднимая круг вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее ин­тересам, поскольку проект не создается абстрактно, а рассчитан на определенную конкретную аудиторию и предполагает, как уже гово­рилось нами выше, изучение ее культурных запросов и интересов, возрастных, образовательных, профессиональных, социальных и дру­гих особенностей.

Определенность и ясность выбранной темы обусловлены поста­новкой автором проблемы или идеи, требующей ответа на вопрос: «Что я хочу сказать зрителям, аудитории?», «Какие обобщающие вы­воды сделает побывавший на предполагаемой программе?», «Какое отношение у него (зрителя) сформируется к увиденному и услышан­ному на сцене?», т.е. ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет ее воздействие на зрителя.

Тема и идея составляют идейно-тематический смысл проекта. Они являются тем стержнем, который держит весь замысел проекта в едином русле, не давая ему растворяться в побочных темах и пробле­мах, а наоборот, объединяет их в единое целое, углубляя и уточняя основную тему и идею, усиливая впечатление от их восприятия. Рас­смотрим это на примере формирования идейно-тематического замыс­ла «Праздника народных ремесел» в городе Суздале Владимирской области.

В этом городе в XIX и начале XX века процветали ремесленни­ческие промыслы. Суздаль славился своими мастерами: резчиками по дереву, жести, вышивальщицами, художниками, расписывающими деревянные изделия, кружевницами, ткачихами ковров, мастерами плетения из лозы, бересты, соломы, лыка, а также плотниками, крас­нодеревщиками, кузнецами, гончарами, печниками. Однако после ре­волюции 1917 года многие ремесла перестали существовать, а остав­шиеся находились на грани исчезновения.

Интерес к народным промыслам и ремеслам возродился в XX ве­ке, поскольку Суздаль является одним из всемирно известных тури­стических центров России. Он награжден международной организаци­ей ЮНЕСКО призом «Золотое яблоко» за сохранение памятников на-

циональной культуры. Отчасти и поэтому он привлекает значительное яисло туристов, проявляющих повышенный интерес к покупке суве­ниров, изучению различных видов ремесленничества.

Но среди мастеров оставались в основном пожилые люди. По­высить интерес к народным ремеслам у молодежи, пропагандировать исчезающие и существующие виды народных промыслов - таковы были цели и задачи, которые поставила администрация города перед проектировщиками будущего праздника.

Авторами проекта был проведен значительный объем информа­ционно-аналитической работы по изучению истории ремесел в горо­де, личному знакомству с известными в городе мастерами, поиску малоизвестных фактов и событий. На основе полученных сведений был сформулирован идейно-тематический замысел будущего празд­ника. Он трактовал тему «Праздник народных ремесел» (а именно так авторы назвали проект, а затем и сам праздник) как тему красоты и поэзии народных ремесел. Идея праздника (ради чего?) должна за­ключаться в понимании того, что красота и поэзия народных ремесел нуждается в защите через их возрождение и преемственность.

Следующим важным конструктивным элементом проекта был выбор содержания и формы. Идейно-тематический план цепко дер­жит фантазию и воображение авторов проекта, направляя «по задан­ному маршруту» поиск содержательного материала, отбор наиболее выразительных концертных номеров, разнообразных жанров литера­туры и искусства, документальных материалов, способных адекватно

отразить авторскую мысль.

Выбранная форма активно влияет на отбор содержания проекта, содержание же, в свою очередь, лепит форму. Ответ на вопрос: «В какой форме будет реализован проект?» не менее важен, чем ответ на вопрос: «Какое содержание, какова основная сущность будущего

проекта?».

Многообразие драматургических форм социально-культурной деятельности (театрализованные представления, праздники, гала-концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и кон­курсные программы, разговорные (1а1к) шоу и другие) диктуют свои законы при отборе содержания, соответствующего форме.

Проект, основанный на использовании такой формы, как лите­ратурно-музыкальная композиция, предполагает включение в замы­сел произведений художественной литературы, публицистики, музы­ки, хорового и сольного пения, взаимодополняющих и усиливающих

восприятие друг друга. Проект гала-концерта раскрывает содержание через отдельные эстрадные номера, являющиеся основными конст­руктивными составляющими и раскрывающими основной смысл проекта.

Активно развивающиеся авторские телевизионные разговорные шоу, типа «Основной инстинкт», «Свобода слова» или игровые шоу «Поле чудес», «Слабое звено», предполагают каркасную форму, рас­считанную на конкретного ведущего (очень часто автора или соавто­ра проекта), периодичность выхода в эфир и регулярные воздействия на зрителя. Оригинальность каждого выпуска подобного проекта за­ключается в отборе неординарного содержания, поиске интересных героев, непосредственно участвующих в обсуждении проблемы, раз­работке «острых» вопросов к участвующим в дискуссии, сиюминут­ность ответов и убедительного комментария ведущего программы. Личность ведущего, его владение техникой импровизации становится важным условием успешности разработанного проекта. Иногда про­ект разрабатывается под конкретного ведущего творческой програм­мы, и его смена влечет за собой снижение интереса к проекту и отка­зу от него. Примером может служить проект музыкального шоу «Два рояля», который исчез из телевизионной сетки второго канала после замены ведущего шоу.

За поиском и нахождением сюжета или сюжетного хода, кон­фликта, основных событий и действия следует его композиционное построение.

Композиция организует форму проекта, не просто упорядочива­ет номера, эпизоды, блоки, но и требует такого их расположения, ко­торое позволит наиболее полно, порой интригующе, выразить глав­ную мысль.

Композиция включает в себя такие элементы, как: экспозиция, завязка, эпизоды, раскрывающие развитие основного действия, куль­минация, развязка, финал.

Приведем в качестве примера композиционное построение про­екта «Праздника народных ремесел» в г. Суздале:

-Экспозиция. «Спешите скорей на праздник ремесел, на празд­ник друзей». ( Выход на главную площадь скоморохов и зазывал на праздник.)

-Завязка. Праздничное шествие фольклорных коллективов Рос­сии и стран содружества.

—Развитие действия:

-Эпизод 1. «Город мастеров». (В музее деревянного зодчества расположены ряды ремесленников, демонстрирующих свое искусст-во; разыгрываются «ожившие» этнографические сценки, организует­ся аукцион по продаже изделий ремесленников.)

-Эпизод 2. «Потешная поляна». (На специально оборудованной поляне проводятся старинные и современные народные игры и зре­лища.)

-Эпизод 3. «Суздальские крылечки». (На крылечке крестьянско­го дома, расположенного в музее деревянного зодчества, организуют­ся конкурсы частушечников, гармонистов, плясунов.)

-Эпизод 4. «Семейная дубравка». (Проведение конкурсов юных участников праздника в различных жанрах народного творчества.)

-Эпизод 5. «Посиделки». (Накрываются столы с самоварами и чаем, работают пряхи, вязальщицы, кружевницы; демонстрируется фрагмент этнографического свадебного обряда; организуются кон­курсы среди молодых супружеских пар на лучшее знание ремесел.)

-Финал. «Мы приветствуем древний Суздаль!». (Заключительный концерт фольклорных коллективов, праздничный фейерверк.)

Следующая важная составляющая проекта - поиск художест­венного, зримого образа, который может быть выражен в театральной символике через метафору, когда музыка, свет, цвет, пластика стано­вятся лейтмотивом проекта, создавая ту или иную (нужную замыслу автора) атмосферу; через аллегорию, когда удачно выбранный символ становится основным образным смыслом проекта. Так чайка стано­вится символом невинности и праздности, персонифицирующим главную героиню Нину Заречную в спектакле МХАТ по пьесе А.П.

Чехова «Чайка».

Толчком к рождению художественного образа проекта могут послужить подробное и глубокое знакомство с личностью героя, на­ходка интересного документа, увиденный фильм, спектакль, прочи­танная книга, жизненный факт, событие, т.е. весь окружающий мир. И чем глубже знание этого мира, чем богаче жизненный опыт, чем любопытнее и внимательнее взгляд автора проекта, тем шире его возможности в нахождении художественной образности.

Но автора всегда подстерегают подводные рифы творчества -штампы, т.е. однажды найденное оригинальное решение, которое не­однократно повторяется в ряде программ.

Умение отказаться от найденного ранее художественного реше­ния (даже очень интересного и своеобразного), искать и находить но-

вые пути и новые, порой нетрадиционные подходы к решению щих творческих задач становится важной характеристикой ской состоятельности специалистов, работающих над проектом.

Не менее важным аспектом, свойственным социально культурным проектам, является организация общения, которое про­граммируется в ходе работы над проектом. Именно общение, которое возникает в ходе реализации проекта, способствует проявлению сильных коллективистских эмоций, стимулирует возникновение эсте­тических переживаний.

Специальные приемы, активизирующие участие зрителей в про­ектируемой программе, планируются уже на уровне замысла (массо­вые шествия, ярмарки, игрища, конкурсные состязания, встречи, от­крытые кинопоказы, театрализованные представления и т.п.), что по­зволяет создать условия активной духовной деятельности, макси­мального самовыражения, расширяет границы и формы общения.

Проектный замысел находит конкретное выражение в опреде­ленных формах записи. В зависимости от сценарной обработки со­держательного материала различают и формы записи:

а), сценарный план - набросок композиционного построения со­держания будущей программы с разработанной темой, идеей, педаго­гическими задачами, характеристикой аудитории;

б), либретто - конкретное содержание, более развернутое, чем в сценарном плане;

в), литературный сценарий - представляет собой развернутую подробную литературную разработку содержания программы с пол­ным текстом, описанием действующих лиц, музыкальной темы, при­меняемых технических средств;

г), режиссерский сценарий - представляет собой развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической пло­щадки, конкретным использованием технических служб, с подробно расписанной светозвуковой и музыкальной партитурой, с указанием конкретных произведений, литературных текстов, мизансцен, испол­нителей, времени исполнения, организационных моментов.

Работа над замыслом и проектом в целом - процесс творческий и требует от авторов владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного варианта решения проблем, волную­щих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением своего кругозора, устоявшегося мировоззрения, ценностно-

иентационной направленности, высоких профессиональных и

нравственных качеств.

Только в этом случае личностная позиция автора, работающего над проектом, будет востребована аудиторией, а успех проекта воз-]у10Жен при условии творческого подхода в использовании инноваци­онных методик, нетрадиционных форм и приемов, огромной работо­способности и точного расчета организационно-финансовой деятель­ности разработчиков и подбора лиц и организаций, занимающихся реализацией проекта.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите, в чем сходство и в чем различие между соци­ально-культурной программой и творческим проектом.

2. Назовите составные части творческого проекта и дайте им ха­рактеристику.

3. Охарактеризуйте роль замысла в творческом проекте и рас­кройте этапы работы над ним.

Литература

1. Азбука фандрайзинга//Артменеджмент. М., 2002. № 1,2.

2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.:

Изд-во Михайлова В. А., 2001.

3. Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб. по­собие. М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования:

Учебное пособие. М.: МГИК, 1993.

5. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии: Программа курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной

деятельности. М.: МГУКИ, 2003.

6. Социокультурные проекты: Материалы Всероссийской конференции «Лидер культуры XXI века» (Москва, март, 2001 г.). М.: МГУКИ, 2001.

7. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельно­сти: Сб. науч. трудов/Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000.; Вып. 2/Под науч. ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

8. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менедж­мент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 396;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.038 сек.