Организационно-управленческие технологии
Организационно-управленческие технологии играют значитель ную, если не сказать решающую роль в осуществлении задуманное социально-культурной программы, проекта, проведении диагноза или экспертизы. Это и понятно, поскольку организация и менеджмент являются условием успешности проведения большинства социально-культурных мероприятий.
Под термином «организация» философы (См.: Плахов З.Д. Социальные нормы, философские обоснования общей теории) подразумевают:
-структуру, т.е. качество деятельности организации, а также степень упорядоченности системы (количество учреждений, организаций) и ее соподчиненность;
-определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению определенного результата (организация как процесс);
-социальное учреждение, институт или их совокупность, призванные обеспечить соответствующую их функциональным особенностям деятельность.
Если «организация» рассматривается как учреждение, то она представляет собой внутреннее взаимодействие, согласованность, соподчиненность отдельных его частей в единое целое. В учреждении как организации происходит объединение сотрудников, включенных в единый процесс, для реализации главных целей на основе принятых правил и процедур.
Исследователи проблем культурно-досуговых и социально-культурных технологий (См.: Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности), рассматривая организацию социально-культурной деятельности как часть технологического процесса, привязывают ее к функциональным особенностям социально-культурной сферы, выделяя в организации:
-оптимальное упорядочение всех элементов технологического процесса в учреждениях социально-культурной сферы, их четкую взаимосвязь;
-рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью;
-взаимодействие организаторов социально-культурных акций с посетителями.
Однако все не так просто, как предложено в представленной хеме. В ходе организации социально-культурной деятельности спе-щалистам приходится сталкиваться с многоцелевыми и многовари-антными ситуациями, требующими порой незамедлительного решения, применения открытых новейших технических средств и инновационных технологий, к которым должны быть готовы организаторы. Следует учитывать и то, что значительное число участников социально-культурных акций, многочисленные и разножанровые творческие коллективы, работники культуры - организаторы мероприятий, различного рода управленцы требуют согласованности действий, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подготовке и проведении мероприятия.
Вопросы организации социально-культурной деятельности вызывают определенный интерес еще и потому, что в ее ходе учредителям и организаторам приходится решать и еще ряд проблем.
С одной стороны, необходимо формализовать основные процессы деятельности, но так, чтобы эта формализация не являлась тормозом творчества, а с другой стороны, организаторы должны понимать, что социально-культурная деятельность невозможна без активной самодеятельности всех участников процесса. Именно поэтому А.Д. Жарков, рассматривая понятие «организация культурно-досуговой деятельности», видит в ней особый процесс. В нем представлена совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каждый этап, в свою очередь, включает в себя набор целенаправленных действий, которые также осуществляются в определенной последовательности.
В.З. Дуликов в учебном пособии «Организационный процесс в социокультурной сфере» рассматривает организацию социально-культурной деятельности как систему действий субъектов социально-культурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата и как протекающий во времени процесс, который охватывает все стадии подготовки и проведения социально-культурного мероприятия.
Организация социально-культурной деятельности неотделима от управления ею, но они имеют в своей основе как общие, так и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно отметить общие цели достижения позитивного результата, а различает их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношении между специалистами, тогда
как организация основана как на взаимодействии между специал стами-организаторами, так и рядовыми участниками мероприятий и как подчеркивает В.З. Дуликов, организация представляет соб " взгляд на проблему изнутри, тогда как управление - это, как правил взгляд сверху. Управление деятельностью предполагает определени стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс организации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели.
Процесс организации деятельности решает задачи определения кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; установления связи между участниками социокультурного процесса; координации их действий.
В организации как технологическом процессе, наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-культурной деятельности. Среди них В.З. Дуликов выделяет:
-ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимости от ситуации, собственно организации и самоорганизации;
-принцип партнерских отношений, проявляющийся в признании равноправия участников социокультурного процесса, основанных на субъектно-субъектных связях;
-принцип постоянного действия организационного фактора, который выражается в степени участия организатора в социокультурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участника или фаза наблюдателя).
Понятие «управление» наиболее универсальное и применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество на основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социокультурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго научных основах. Среди них краеугольными являются: систематичность, планомерность, целенаправленность взаимодействия субъектов различных уровней (от министерства культуры до домов культуры, клубов и библиотек) в целях обеспечения социокультурного воздействия на население, группу жителей микрорайона или каждого конкретного посетителя мероприятия.
Управление можно рассматривать в статике - как систему организаций, представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, координации и кон-
оЛя за деятельностью социально-культурных учреждений на раз-йчных уровнях - федеральном, региональном или местном.
Органы управления социально-культурной сферой подконтрольны Министерству культуры РФ, включая подведомственные
ему учреждения.
Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию государственных и негосударственных учреждений культуры, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды и развитие региональных учреждений культуры, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры этих учреждений, устанавливают порядок аттестации работников социально-культурной сферы и требований к их квалификации.
Важной функцией органов государственного управления является осуществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений, исполнением государственного законодательства в области культуры, а также бюджетной и финансовой дисциплиной.
Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждением культуры: домом культуры регионального или местного подчинения руководит директор, который нанимается, может быть назначен или избран на эту должность в соответствии с уставом учреждения. Общее руководство учреждением может осуществляться и представительным органом - советом учреждения культуры, который формируется в соответствии с уставом данного учреждения.
При формировании штата негосударственного учреждения культуры руководство им осуществляет его учредитель или попечительский совет, утвержденный учредителем.
Определение штатного расписания и формирование штата учреждения зависят от содержания его деятельности, определенного уставом, наличия финансовых возможностей, людских ресурсов.
Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения. В программах и проектах социально-культурной деятельности процесс управления - достаточно сложное дело, поскольку оно вбирает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и технологии. Содержание процесса управления определяется сущностью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Организационная деятельность и технологические разра-ботки в отрасли определяются на базе содержательных основ и пон мания сущности управления, которая находит свое выражение в ел дующих основополагающих принципах:
-сочетание коллегиальности и единоначалия;
-сочетание в управлении государственных и общественных начал;
-научность, неразрывная связь теории и практики;
-плановость;
-системность и комплексность;
-эффективность, ориентация на получение положительных конечных результатов.
В технологиях социально-культурной деятельности наиболее приемлем демократический стиль управления, который сочетает в себе коллегиальность и единоначалие, а также предполагает активное участие общественных организаций, участников социокультурного процесса, профессиональных работников социально-культурной сферы.
Наибольшее распространение в социально-культурных технологиях получила функциональная система управления, построенная исходя из задач конкретного учреждения. В самом обобщенном виде ее можно представить так: дирекция учреждения культуры, маркетинговый сектор, художественно-творческая часть, хозяйственная часть, оформительские и творческие мастерские. В зависимости от задач, решаемых учреждением в целом, или конкретных социально-культурных форм система может расширяться, уточняться, дробиться. К примеру, режиссерско-постановочная группа творческого проекта может включать в штатное расписание: продюсера, главного режиссера, режиссера-постановщика, автора сценария, балетмейстера-постановщика, композитора, художника по костюмам, художника по свету, звукорежиссера, редактора, стилиста, директора проекта, менеджера, главного администратора, менеджера по связям с общественностью, коммерческого директора.
Успешная управленческая деятельность зависит от системного подхода к решению поставленных задач, который включает:
-планирование предстоящей работы, правильную постановку и ранжирование целей социально-культурного процесса по степени важности;
-четкую расстановку кадров, установление гармонических связей между подсистемами и регулирование их, оперативность и коор-
между звеньями и направлениями социально-культурной
деятельности;
-налаживание системы оперативной информации внутри учре-ясдения и эффективной обратной связи с активистами и участниками
мероприятий;
-всесторонний и глубокий постоянный анализ деятельности,
своевременную помощь в предупреждении и ликвидации выявленных недостатков;
-создание условий для внедрения новейших технологий, научной организации труда в деятельность сотрудников учреждения и активистов;
-создание благоприятного психологического климата, условий
для успешной деятельности коллектива, корреляцию отношений и мотиваций внутри коллектива сотрудников и с участниками мероприятий;
-стимулирование стремления сотрудников к постоянному повышению квалификации, профессиональному росту, творческой активности.
Организационно-управленческая система, широко применяемая
в социально-культурных технологиях, представляет собой достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанные стороны: функциональную, структурную, информационную. Проекты крупномасштабных акций реализуются на основании распоряжений городских властей, организацией охранных зон, и т.п. При этом предусматривается все сопутствующие элементы: схемы барьеров безопасности, образцы аккредитаций и пропусков и т.д. Значительную нагрузку несут рекламно-информационные службы, изготавливающие рекламные ролики, афиши, рекламные растяжки, рекламные интервью в СМИ.
Каждый элемент системы существует, функционирует и развивается на основе решения определенных задач в целом, и в то же время элементы системы приобретают и новый опыт, и новые знания. Этот процесс характеризуется постоянной сменой состояний, изменениями связей между элементами системы, обусловленными целями и задачами, решаемыми на данном этапе.
Системный подход можно представить в виде следующей цепочки:
Цель
Ресурсы
План
Решение
Реализация
Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление всем процессом. При этом главной цели сопутствуют следующие компоненты:
-Частные промежуточные цели -Определение и планирование задач -Установление путей и сроков решения задач -Распределение ресурсов -Выделение средств и определение методов -Организационные действия -Выполнение решений -Контроль и коррекция -Достижение цели.
Организационно-управленческие технологии социально-культурной сферы имеют ряд особенностей, которые проявляются в
том, что:
-содержание социально-культурной деятельности настолько емко и разнообразно, что требует использования всего богатства видов и форм управления;
-в этой отрасли предоставляется широкая возможность сотрудничества с другими сферами, привлекая значительные средства различных финансовых спонсоров на основе взаимного интереса (формирование репутации и имиджа фирмы-спонсора, проведение рекламной кампании и т.п.);
-несмотря на то, что в отрасли деньги зарабатываются не на основе прямой коммерции, все более широко применяются методы конкуренции за осуществление коммерческих проектов и получение бюджетных и внебюджетных средств;
-социально-экономическая ситуация в стране привела к изменению механизмов хозяйствования, которые теперь основываются на широком применении самостоятельности в поиске новых механизмов управления, в том числе и в сфере культуры;
-управление коммерческими и некоммерческими проектами требует от работников культуры постоянного освоения новых знаний ^ умений в области управления, экономики и права.
Организационно-управленческие технологии предполагают мобильное распределение обязанностей, соблюдение иерархии подчиненности и контроля, основанной на правовых документах, трудовых прав и обязанностей. К ним относятся также материалы и документы, отражающие как содержание организационно-административной деятельности того или иного проекта, так и его структуру, штатное расписание и финансирование. Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения - финансы, штаты, размеры заработной платы, виды поощрения или наказания,
материально-технические ресурсы.
Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных в проекте задач и требует от организаторов проведения анализа первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). Проведение такого анализа будет способствовать принятию обоснованных решений по осуществлению государственной поддержки проекта и привлечения спонсорских средств частных лиц и благотворительных организаций.
Организационно-экономическое сотрудничество бизнеса в осуществлении социально-культурных программ и проектов принимает разнообразные формы, которые оформляются договорами на взаимовыгодных условиях. Это могут быть закупки оборудования и инвентаря, учреждение премий, стипендий, гонораров, призов, грантов и т.п. со стороны представителей бизнеса, тогда как руководители проектов обязуются способствовать формированию положительного имиджа спонсирующей организации или продвижения ее товаров через рекламу.
Форма патронажа предполагает финансовое и организационное
покровительство на стабильной и долговременной основе. Фонды поддержки и развития учреждений культуры, попечительские советы предоставляют различные льготы и средства для реализации проектов (помещения, финансовые средства и т.п.).
Форма благотворительности (фонды, сообщества) является своеобразной филантропией и демонстрирует акт свободного волеизъявления при оказании поддержки проекту, без каких-либо обязательств со стороны его руководителей.
Отдельные социальные фонды становятся активными участ ками разработки и осуществления социальной политики региона ганизуют лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандя их организации. Такой социальный посредник требует определенны затрат - около 10% стоимости проекта.
Широко применяется и такая форма поиска финансово материальных средств поддержки проекта, как фандрайзинг, которая осуществляется через непосредственные или письменные контакты организатора с потенциальным спонсором. Главная составляющая успеха фандрайзинга - привлекательность проекта, коммерческая или имиджевая (реклама, связи с общественностью), а также престижность участия спонсора в проекте, подтверждающая или продвигающая его социальный статус.
Формирование у спонсоров чувства сопричастности, ответственности за реализуемый проект, ознакомление их с перспективами совместной деятельности, информация о проводимых мероприятиях, приглашение на совместные заседания, рассылка билетов, программ, приглашений способствуют выстраиванию долговременных отношений. В социально-культурной сфере практикуются платные мероприятия в поддержку проектов - балы, вечера, презентации, конкурсы, марафоны, аукционы, конференции, благотворительные обеды. Они создают рекламу проектов и спонсоров, способствуют привлечению к благотворительной деятельности новых организаций.
Управленческие планы конкретного проекта разрабатываются с учетом содержания проекта, видов деятельности, уровня принятия решений, сроков исполнения. В зависимости: а) от содержания они могут быть тематическими по одному из направлений деятельности, или системными, включающими ряд направлений, или комплексными, включающими все направления; б) от уровня принятия решений по реализации проекта различают планы федеральные, республиканские, областные, краевые, региональные, городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные планы; в) от степени директивности планы бывают прогнозные, рекомендательные, директивные (подлежащие обязательному выполнению); г) от сроков реализации их подразделяют на перспективные и текущие (краткосрочные и оперативные).
Не менее важна в организационно-управленческих технологиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, проявленных в пе-
Й0д работы над реализацией проекта. Этому способствуют учет и ^четность, которые осуществляются в четырех видах: текущий (пер-«цчный, оперативный), статистический, бухгалтерский, творческий.
Текущий предполагает учет как качественной, так и количест-ренной стороны деятельности (объем выполненной работы, количество мероприятий, посетителей, их состав, списки коллективов, принимающих участие в проекте, доход и т.п.). К учету прилагаются документы, подтверждающие проделанную работу - программы, билеты, сценарии, сметы, фото- и видеопродукция, квитанции и другие документы, подтверждающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий, отзывы посетителей, рецензии СМИ, экспертные оценки. Акты приема подтверждают сдачу проведенной работы заказчику и объединяют качественные и количественные показатели.
Привлекательной формой, демонстрирующей уровень проделанной работы, являются творческие отчеты коллективов, отдельных исполнителей, учреждений и организаций, фестивали, конкурсы, дни культуры местного или федерального масштаба.
Статистические отчеты составляются на основе данных, полученных от учета текущей работы, как правило, по особой табличной
форме.
Система контроля осуществляется в нескольких видах: ведомственный, со стороны вышестоящей организации-учредителя; государственный - со стороны государства через ревизионные органы и общественный - со стороны общественных организаций (профсоюзов, творческих союзов, средств массовой информации), а также контроль
со стороны граждан.
Организационно-управленческие технологии строятся на основополагающих требованиях, предъявляемых к корпоративной культуре организаторов как важной составляющей формирования и утверждения образа проекта. Они включают в себя: стиль управления (ритмичность, равномерность распределения заданий и сроков исполнения); культуру общения (разрешение и профилактика конфликтов); формы управления внутрипроектной жизнью (использование традиций, ритуалов, внешних символов), информационный дизайн (аббревиатуру проекта, знаковые и графические символы, одежду сотрудников, слоганы, звуковые и музыкальные сигналы и т.п.); возможно принятие системы запретов на внешний облик и системы взаимоотношений внутри коллектива.
Вопросы для самопроверки
1.Что входит в понятие «организационно-управленческие те нологии»?
2. Что входит в систему управления социально-культурной дея тельностью? Дайте характеристику ее звеньям.
3. Охарактеризуйте этапы управленческой деятельности по реализации социально-культурного проекта и сравните их с организаторской деятельностью. В чем их сходство и отличие?
4. Что такое «организационно-корпоративная культура» и какую функцию она выполняет при осуществлении проекта?
5. Какие формы работы со спонсорами вы знаете? Есть ли отличие в работе с ними?
Литература
1. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003.
2. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1996.
3. Жданова Е.И., Иванов С.В., КротоваН.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1997.
4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое об-во России, 1998.
5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001.
6. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М., 1995.
7. Новаторов В. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992.
8. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003.
9.Бодунген А. На пути к успешному фандрайзингу. М., 1995.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 390;