Модель «Мониторинг»
Эта модель применяется в тех случаях, когда социокультурная экспертиза носит регулярный характер и исследование нуждается во
времени.
При осуществлении заказа на модель «Мониторинг» возможна
следующая последовательность действий:
-заказчик заключает договор о проведении экспертизы в форме мониторинга, оговаривая сроки проведения заказа, завязывая в организационную цепочку: заказчик - организатор - исполнитель;
-эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, которая автоматически применяется в тот или иной период, в том или ином регионе (например, после принятия того или иного правового акта или социокультурного проекта или в зависимости от повода -ежемесячно, ежеквартально и т.п.);
-по завершении работы заказчику по стандартной форме представляются результаты мониторинга, основанные на сравнении полу-ченных результатов с более ранними, полученными в таком
рядке.
По-
Сферы применения экспертной оценки модели «Мониторинг многообразны и эффективны в том случае, когда при сопоставлении тех или иных процессов или явлений используется достаточный, отражающий сущность проблемы накопленный материал.
Вал криминальных сюжетов, захлестнувший каналы ТВ, стал занимать столь много места в сетке передач, что создается впечатление, будто все каналы разом переключились на «полицейскую волну». Подобная ситуация особого восторга у зрителей не вызывает. Зритель устал от показа жизни и деяний криминальных авторитетов, мошенников, разного рода «отморозков», убийств, ограблений, бандитского беспредела. Эту тенденцию подтвердил опрос, проведенный «Группой мониторинг РУ». Социологи поинтересовались у сограждан, какие чувства вызывают у них телевизионные программы на криминальные темы. Выяснилось, что у пятой части респондентов результатом просмотра подобных программ становится появление «неуверенности в завтрашнем дне», у 19% - возникает «страх перед преступниками», 17% - испытывают «желание защитить себя», у 13% - ощущается чувство «беспомощности». И только 5% опрошенных показали себя отчаянными оптимистами, их не пронять никакими «страшилками», а просмотр подобного рода передач способствует появлению у них чувства «гордости за нашу милицию».
Полученные материалы могут служить поводом для серьезного размышления как органов внутренних дел, так и средств массовой информации. Это еще раз подтвердилось в ответах, полученных в результате того же исследования. На вопрос «Доверяете ли вы СМИ?» ответы россиян распределились следующим образом: -«да» - ответили 35%; -«нет» -40%; -«затрудняюсь ответить» - 25%.
Модель «Проект»
Эта модель применяется в том случае, когда необходимо решить группу смежных задач и экспертная оценка становится здесь как бы основой для проектирования желаемых результатов.
Реализация модели «Проект» предполагаем* выполнение следующих организационных этапов:
- осознание заказчиком проблемы, ее формулировка и желание
ее разрешить;
-постановка заказчиком задач проведения экспертизы перед организатором;
-осмысление организатором задачи и выбор адекватной органи-ационной схемы решений, составление для заказчика предложений по пеализации исследования, включая развернутый бизнес-план;
-обсуждение предложений организатора с заказчиком, принятие последним окончательного решения относительно поведения экспертизы по данной модели, включая утверждение порядка и гарантий финансового, материально-технического, информационного обеспечения, а также условий, при которых экспертное заключение будет одобрено, т.е. оговаривается уровень минимальных требований, предъявляемых к результатам исследования;
-привлечение организатором экспертов (эксперта), постановка задач перед ними, оформление договора относительно условий труда экспертов, форм вознаграждения за проведенную работу, включая вопросы охраны авторских прав, подписание договора между организатором и экспертной группой (или одним экспертом);
-работа организатора по ориентированию эксперта в смысле раскрытия его резервов для решения креативных задач в творческом режиме. На этом этапе широко применяется система разработки «стратегии успеха» или коучинг (от английского слова «соасп» - тренировать, обучать). Задача данного этапа - помочь эксперту четко сформулировать свои цели, детально продумать каждый шаг к их Достижению, активизировать в нем (эксперте) необходимые для этого способности. Методы коуча заставляют самостоятельно думать, находить причины успехов и неудач, осознавать цели, потребности и необходимые пути для их достижения;
-оформление результатов творческой работы с конкретными рекомендациями и ориентацией на требования к интерфейсу. Под интерфейсом следует понимать средства, обеспечивающие передачу информации в доступной для пользователя форме. Другими словами, интерфейс предполагает обеспечение информации в адекватной для понимания пользователя форме;
-переработка итогов экспертизы, ее уплотнение и систематизация выводов;
-обработка организатором результатов, полученных от эксперта;
-представление итогов экспертизы заказчику, составление акт приема полученной продукции, завершение отношений заказчика организатором и организатора с экспертами.
Модель «Проект» наиболее трудоемка в проведении экспертизы но она оправдывается тем, что итоги подобной экспертизы приобретают мультипликационный эффект, а экспертное заключение можно многократно использовать в различных контекстах управления социокультурной деятельностью.
При реализации этой экспертной модели решается и еще одна немаловажная задача - формирования творчески активного эксперта или экспертной группы, которые часто превращаются в инициаторов выдвижения социально значимых культурных идей и решений. Созданные подобным образом группы могут функционировать в течение нескольких лет, работая над одним или разными проектами.
Рассмотренные нами модели организационных форм социокультурной экспертизы не являются единственно возможными. На выбор организационно-деятельностных схем проведения экспертизы влияют: постановка и выбор заказчиком задач исследования, наличие и разнообразие ресурсной базы (кадровый состав, финансирование, материально-техническая база), виды и формы социокультурной деятельности.
Для работы над экспертными заключениями могут использоваться различные технологические приемы.
В модели «Рецензия» организатор в соответствии с требованиями заказчика может дополнительно разработать специальную памятку для эксперта. В ней находят отражение главные разделы и пункты, которые должны быть освещены в тексте заключения, а также перечень вопросов, на которые эксперт должен ответить в обязательном порядке.
Более сложные модели проведения экспертного исследования, такие как «Мониторинг» и «Проект» требуют и более сложной работы с экспертами. В этих случаях особое значение придается активизации креативных способностей отобранных специалистов, применению в исследовании уже апробированных в социологии методов. Среди наиболее распространенных социологических методов метод опроса занимает одну из ведущих позиций.
Широко используются методики очной и заочной подготовки материалов. В первом случае заключение на основе проведенного исследования формируется в процессе непосредственного контакта экс-
в между собой и организатором. Во втором -итоговый материал 1 уставляется в виде докладной записки с систематизацией ответов опросным листам и т. п., предполагает формы заочного участия.
Методы очного анализа экспертного исследования выстраиваются по следующей схеме:
-еще раз проговаривается реальная жизненная ситуация - объект исследования, которую представляют в устной форме, причем можно использовать и диалогические формы преподнесения информации;
-в ходе обсуждения выявляются наиболее «узкие» места, определяется проблема, выявляются наиболее характерные для нее симптомы, устанавливается ее типичность путем сопоставления с другими аналогичными проблемами. Несущественные детали, оказывающие незначительное влияние на разрешение рассматриваемой проблемы, отбрасываются с целью сосредоточения внимания на главных вопросах. В ходе дискуссии определяются возможные варианты выхода из проблемной ситуации, обсуждаются возможные последствия предложенных шагов и формулируется наиболее адекватное решение;
-результаты, полученные в ходе проведения подобной экспертизы, проходят повторную экспертную оценку в соответствии с общими правилами работы эксперта над заключением.
Этот метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Из положительных моментов следует отметить то, что в ходе обсуждения проблемы эксперт не ограничен определенными рамками предполагаемого исследования и может самостоятельно формулировать исследовательские задачи. Такой подход позволяет, при привлечении группы специалистов-экспертов, получить различные варианты ответов на обсуждаемые вопросы, уточнить и разнообразить круг обсуждаемых вопросов. Чем компетентнее и квалифицированнее эксперты, тем глубже проведенный анализ предложенной проблемы.
К недостаткам рассматриваемого метода можно отнести упрощение задачи, на основе которой он выстраивается, отброс (отсечение) множества причин, факторов и условий, сведение к минимуму отбора закладываемых в исследование параметров. В то же время ориентация экспертов на сиюминутные зависимости, игнорирование долговременных и порой скрытных (латентных) процессов может привести к искажению выводов, полученных в ходе экспертизы. Достаточно интересна технологическая схема заочного мето экспертизы Дельфи, в основе которого лежит цель - преодолен» конформизма экспертов, что в конечном итоге позволяет оптимизм ровать качество результатов экспертизы.
Суть этого метода заключается в анонимности экспертов и осо бой процедуре, которая проходит в следующем порядке:
-каждый член отобранной экспертной группы по предлагаемой шкале дает числовую оценку предполагаемого для экспертизы явления, события, объекта;
-организатор подсчитывает средний балл, а также показатель разброса между крайними оценками и сообщает эти цифры всем экспертам;
-экспертов, давших крайние оценки, просят обосновать письменно свои суждения по этому поводу. С полученными обоснованиями анонимно знакомят всех экспертов;
-второй, третий и последующие туры опроса экспертов проводят по аналогии; процедура завершается в том случае, когда интервал между крайними точками зрения будет достаточно узким, т.е. когда эксперты вплотную приблизятся к общей точке зрения по рассматриваемой проблеме и вариантам ее разрешения.
Этот метод предполагает и другие варианты, когда экспертам предлагается не провести оценку явления в баллах, а определить показатель разброса (интервала) между крайними оценками. Возможно ознакомление экспертов с аргументацией членов исследовательской группы, предоставление каждому члену группы не суммированного группового мнения по исследуемой проблеме, а лишь отдельных оценок изучаемой проблемы и т.п.
Однако и этот метод содержит в себе достоинства и недостатки. К первым относится то, что анонимность работы и письменная оценка проводимой экспертизы создает такую ситуацию общения, которая снижает влияние на ее участников доминирующего мнения некоего большинства или наиболее авторитетного коллеги. Метод Дельфи позволяет решить сложные социально-культурные задачи и достичь позитивных и интересных результатов в анализе сложных социально-культурных проблем, выявлении важнейших причин из целого ряда причин какого-либо явления или в выделении важнейшего результата из группы полученных результатов.
К недостаткам метода Дельфи можно отнести то, что он все же не устраняет полностью стремления экспертов следовать мнению
пшнства, однако эти недостатки с определенными поправками
болы^*
т быть устранены. В последнее время этот метод находит самое
покое применение в экспертных исследованиях и достаточно эф-, ктивно может проявить себя в модели «Мониторинг».
Среди других методов проведения социально-культурной экс-ертизы применяются и такие, как метод экспертных оценок, метод «мозговая атака», организационно-деятельностная игра, метод сценариев и др.
Итоги проведенной экспертизы оформляются в заключительном
документе, который может быть представлен в нескольких формах:
-экспертного заключения, применяемого при анализе нормативных актов, принятых или готовящихся к принятию на различных уровнях государственной власти (местном, региональном, федеральном);
-экспертного наблюдения, которое применяется при формировании общего представления о состоянии рассматриваемой проблемы и выработке итоговых рекомендаций;
-проектной разработки, когда задачи социально-культурной экспертизы выходят за рамки представления только экспертной оценки. Однако подобная форма оговаривается при заключении договора. Инициатива представления экспертизы в форме проектной разработки может исходить и от экспертной группы, располагающей высоким профессиональным и творческим потенциалом
Особенность подготовки конечного результата экспертизы при выборе любой формы заключается в том, что предусматривается двойное оформление итогов работы.
Во-первых, результаты экспертизы оформляются в формах и терминах, привычных для эксперта. Это своеобразный набросок заключения.
Во-вторых, после детального анализа первичного итогового документа оформляется отчетный итоговый документ, в соответствии со всеми требованиями, оговоренными договором, с учетом требований интерфейса.
Такое требование обусловлено тем, что научный язык, принятый в исследовательских кругах, может значительно отличаться от терминологии, принятой в сфере деятельности заказчика; именно на язык заказчика должна быть «переведена» профессионально выполненная работа специалистов.
Показатели проведенной социально-культурной экспертиз можно считать эффективными, если:
-выводы, сделанные в процессе экспертного анализа, существен но повлияли на выбор или пересмотр ранее принятого решения, те экспертиза справилась со своей основной функцией «арбитража» Возможны варианты использования выводов экспертизы и в дальнейшей работе в области социокультурного проектирования;
-выводы, сделанные в ходе проведенной экспертизы, повлияли на выбор или пересмотр избранной стратегии, а предложенные рекомендации находят воплощение в практической деятельности.
Вопросы для самостоятельной проверки
1. Что такое социально-культурная экспертиза и чем она отличается от других видов экспертиз?
2. Кто может входить в группу социально-культурных экспертов?
3. Охарактеризуйте различные модели социально-культурной экспертизы. В чем состоит их сходство и отличие?
4. Что такое экспертная оценка и из каких критериев она складывается?
5. Что означает соблюдение требований интерфейса при оформлении итогового документа экспертизы?
Литература
1. ЛитвакБ.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
2. Луков В.А. Социальная экспертиза. М.: Ин-т молодежи, 1996.
3. Социогуманитарная экспертиза: принципы и методология («круглый стол») // Социологические исследования. 1992 №11.
4. Технологии социальной работы / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М., 2002.
5. Триподи Т. Оценка социальных программ // Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т. 2.
2.3. Технологии социально-культурного прогнозирования1 и моделирования
Прогнозирование (от греч. предвидение, предсказание) - незаменимый инструментарий социально-культурного предвидения, исследования и разрешения социально-культурных проблем современного мира.
Социально-культурные явления достаточно изменчивы и обладают способностью стихийного саморазвития, поэтому ценность технологий прогнозирования заключается в том, что составленные прогнозы могут служить примером одного из вариантов «позитивного» или «негативного» развития социокультурной сферы. Прогноз в социально-культурной сфере - это своеобразное опережающее отражение действительности.
Содержание и основные аспекты технологий социально-культурного прогнозирования определяются самим понятием «прогноз» - предвидение, предсказание, а его разработка представляет собой специальное научное исследование конкретных перспектив социокультурного явления. Цели, которые стоят перед прогнозистами, заключается не только в том, чтобы предвидеть те или иные явления в будущем, но и в том, чтобы предложить способы эффективного воздействия на них в необходимом для общества направлении.
Социально-культурное прогнозирование базируется на сочетании философских аспектов и технологических подходов, включая: а) гносеологию и логику научного предвидения, б) методологию социокультурного прогнозирования, в) методику социокультурных прогнозов - анкетирование, экстраполирование, моделирование и пр. методические приемы.
Современная наука насчитывает до 150 различных методов и процедур прогнозирования, которые подразделяются на три большие группы: общенаучные, интернаучные и частнонаучные.
Общенаучные методы включают в себя такие приемы, как анализ, синтез, экстраполяцию, интерполяцию, дедукцию, аналогию, гипотезу, эксперимент и пр. Интернаучные базируются на индукции, методах мозговой атаки, использовании технологических схем мето-
При разработке первой части данного параграфа («Прогнозирование») базовыми положениями для нас являлись материалы П.В. Бобкова по технологиям социального прогнозирования.
да Дельфи, методах утопии и фантастики. Использование подобц методов позволяет перерабатывать научно-техническую информаци и различные теории в преломлении к социально-культурным пробл мам и перспективам. Частнонаучные методы - это тесты, изобариче ские карты, волновые скорости и пр.
В зависимости от поставленных задач социально-культурное прогнозирование может привлекать дополнительные информационные данные различных отраслей знаний: социально-экономические научно-технические, собственно информационные, демографические' образовательно-культурные, этические, градостроительные, экологические и др.
Глобальная информатизация мирового сообщества резко увеличивает как развитие информационных технологий, так и объем информации, что влечет за собой ее качественное изменение. В социуме кроме объективной информации реально функционирует и информация, включающая элементы субъективной оценки событий, фактов, явлений, неадекватная или искаженная информация, основанная на слухах, стереотипах.
Поэтому при отборе информации, используемой в технологиях социально-культурного прогнозирования, необходимо учитывать всю полноту информации, ее достоверность и актуальность, а также обладание информацией необходимым набором свойств. Отметим некоторые из этих свойств:
-атрибутивные, содержащие в себе единство материального и социального, дискретность и непрерывность;
-прагматические, включающие новизну, ценность, кумулятив-ность;
-динамические, основанные на повторяемости, многократности использования, обновлении и старении.
Информация неоднородна по содержанию и качеству и может быть истинной или ложной, научной или ненаучной. На содержательную сторону информации влияют такие факторы, как: -уровень познания объекта предвидения; -компетентность субъекта предвидения; -качество информации и ее оптимальность. В социально-культурном прогнозировании широко используются различные виды информации (экономическая, политическая, правовая и др.) и ее источники (общественная деятельность и ее разно-
г Ь1е сферы, культура и ее многообразие, документы, патенты, ства массовой информации, книги и т.д.). Наиболее развитые отрасли прогнозирования: -социально-экономические прогнозы, представляющие собой ооятностные суждения о состоянии экономических процессов и яв-ний в определенный момент в будущем и об альтернативных путях постижения или, если они негативны, устранения. Чтобы получить достоверный прогноз социально-экономического характера, необходимо обладать знаниями законов развития народного хозяйства, его текущего состояния, обосновать причины и определить движущие силы, способствующие дальнейшему развитию хозяйственной деятельности. Причем необходимо понимание того, что основными факторами этого развития являются социальные потребности, технические возможности, экономическая целесообразность. Полученные информационные данные способствуют определению конечных целей прогнозирования, среди которых такие, как: установление целей развития народного хозяйства, изыскание путей и средств их достижения, выявление необходимых ресурсов для реализации поставленных целей. Обычно социально-экономический прогноз носит комплексный характер и разрабатывается на основе данных, полученных от прогнозов демографического, ресурсного характера, прогнозов спроса и предложения и т.п.
-социологические прогнозы направлены на выявление социальных процессов в недалекой перспективе и отдаленном будущем. Объектами подобных прогнозов являются общество как социальный организм и его составляющие. Конкретными и частными объектами социологических исследований могут выступать разнообразные социальные группы, институты, сам человек. И в этом случае учитываются прогностические данные, полученные в других важнейших сферах - экономической, политической, социально-культурной, юридической. Учет всей совокупности механизмов, обусловливающих развитие общества как социального организма, способствует выявлению и конкретизации социальных проблем, в которых отражаются особенности функционирования рассматриваемой прогнозистом социальной
системы;
-социально-культурные прогнозы стоят в одном ряду с социологическим прогнозированием и могут проводиться на трех уровнях -общетеоретическом, частнотеоретическом и эмпирическом. Они имеют и общую с социологическим прогнозированием исследовательскую
базу - как и социологические методики, они учитывают прогностиче ские материалы смежных наук, особенности социально экономического, идеологического, политического, культурного развития общества. Особенностью социокультурного прогнозирования является то, что он строится на учете социально-психологических особенностей объекта прогнозирования. Объектами же социально-культурного прогноза могут выступать как объекты социологии (социальные группы, институты, личность), так и технологические процессы, применяемые в различных сферах социокультурной деятельности, обслуживающих общество в целом и каждого человека в отдельности: ведь каждый из нас обладает специфическими психологическими характеристиками и выступает также и в качестве субъекта прогнозирования. Это могут быть культурологические концепции, формы организации досуга, социальной реабилитации, формы управления и самоуправления социокультурными процессами и т.п., основные тенденции развития и совершенствования той или иной отрасли или отдельных направлений и пр.
Работа по социально-культурному прогнозированию включает несколько технологических этапов:
-определение объекта прогнозного исследования;
-выбор направления исследования;
-сбор и анализ информации по выбранной проблеме;
-отбор совокупности способов и методов исследования и определение их последовательности;
-проведение прогнозного исследования;
-обработка результатов, анализ полученной информации применительно к проблеме исследования;
-определение достоверности прогноза.
Известный российский социолог И.В. Бестужев-Лада предлагает семь основных процедур, объединяющих около 50 операций, которыми необходимо руководствоваться при разработке прогнозов.
Процедура №1. Включает следующие операции: формальное задание на прогноз, определение и уточнение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, рабочих гипотез, период обоснования и утверждения, определение методов и организации исследования.
Процедура №2. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ.
Процедура №3. Построение модели прогнозного фона и ее анализ.
Процедура №4. Поисковый прогноз, решающий три основные ' вычисление верхней и нижней экстримы, наиболее вероятного
погноза.
ачи' выч * нда между ними и предложение поисковой модели прогноза.
Процедура №5. Нормативный прогноз, разрабатывающий нор-
тивы и средние нормы, известные отклонения для регулирования повседневной деятельности при реализации проектов.
Процедура №6. Верификация прогноза, т.е. установление степени соответствия прогноза действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем. Эти операции проверяются экспертным путем с привлечением специалистов профиля.
Процедура №7. Выработка рекомендаций для управления, включающая составление предварительных рекомендаций, обсуждение их экспертами, составление сценария возможного состояния объекта при реализации предложенных рекомендаций и подготовку трех вариантов отчета о результатах исследования: краткого (3-5с.), развернутого (20-25с.), полного (10-15 авт. листов) с подробной интерпретацией прогнозных моделей, приложением документов по всем
проведенным процедурам.
В социально-культурном прогнозировании все большее распространение начинает приобретать метод моделирования. Понятие «модель» в основе имеет французские и латинские корни (фр. тос1е1е, лат. тосШш - мера, образец) и определяется русским энциклопедическим словарем как образец, эталон, стандарт для массового изготовления изделия или конструкции. Метод моделирования является одним из основных категорий теории познания, исследующей реально существующие предметы, явления, процессы, системы, и широко применяется в различных областях знаний.
Моделирование как процесс представляет собой исследование
объектов различной природы на их аналогах (моделях) - естествен-
ных или искусственных - на уровне структур, функций, форм, ре-
зультатов. Необходимость моделирования возникает, когда исследо-
вание самого объекта по тем или иным причинам невозможно - в си-
ЛУ значительной временной продолжительности, дороговизны проек-
а и т-п. Представляя собой многофункциональное исследование, мо-
ЛиР°вание применяется для уточнения характеристик существую-
ЩНх моделей или для конструирования новых объектов.
т Отношение модели "к оригиналу неоднозначно и может носить °иственный характер. В одном случае модель почти тождественнаоригиналу, когда сохраняет почти все его свойства, в другом случае она (модель) сохраняет хотя бы одно свойство оригинала.
Кроме того, не менее важно сказать и о еще одном свойстве модели - свойстве редукции, которое заключается в том, что модели могут упрощаться, уменьшаться в размере, становиться проще по своему строению. Это свойство - отношения модели и оригинала - позволяет исследователю отбирать наиболее существенные параметры, те черты оригинала, которые являются наиболее характерными для моделирования.
Таким образом, модель должна иметь сходство с существующим оригиналом, но не быть полным его аналогом, поскольку она должна обладать способностью к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на не относящиеся к исследованию данные модели. Она должна обладать возможностью преобразования отдельных признаков в другие.
Моделирование может применяться на основе междисциплинарного подхода в исследовании, использовать общенаучные и социально-культурные методики, характеризоваться многоплановостью охвата изучаемой проблемы, всех сфер социально-культурной деятельности - от глобальных проблем до конкретных, «узких», предполагающих использование методики и относящихся к перспективам развития конкретных форм и управлению проектами или программами отдельного социально-культурного института.
Многообразие форм социально-культурной деятельности служит своеобразной базой моделирования не только для теоретического, научного осмысления разнообразных сфер деятельности, но и для создания образцов зримой продукции.
Однако при моделировании социально-культурных процессов, явлений, событий, возникают определенные сложности, поскольку культурные явления не всегда укладываются в рамки разработанных ранее схем и требуют дополнительного теоретического осмысления. По способу воплощения модели делятся на две группы: -материальные, воплощенные в зримой, наглядной форме, зачастую адекватной существующему аналогу и предназначенной по ряду параметров заменить в исследовании образец;
-идеальные, абстрагированные, воплощенные в идеях, когда целью исследования становится уточнение и углубление исследуемой идеи, при этом возможна имитация материальной модели (математические уравнения, схемы, графики, таблицы).
Если провести систематизацию моделей, используемых в различных сферах социально-культурной деятельности, то можно предложить их классификацию, выделив такие группы:
-познавательные модели, направленные на изучение и осознание социально-культурных процессов и их закономерностей;
-дескриптивные модели, описывающие взаимное расположение социокультурных конфигураций как некоего целого или отдельных
систем;
-ассоциативные и функциональные модели, построенные на законах таких психологических явлений, как восприятие, представление и понимание происходящих процессов как целостной системы;
-динамические модели, рассматривающие социально-культурную деятельность по динамическим трансформациям в развитии как частных, так и глобальных систем;
-концептуальные модели, основанные на концепциях тех или иных научных направлений (примером могут служить концепции эволюционизма (основанная на понимании постепенного и непрерывного изменения кого-либо или чего-либо), функционализма, структурализма, сформировавшиеся в 20-е годы прошлого века и использующие в моделировании элементы семиотики, формализации,
математизации и др.).
Как и любой вид технологической деятельности, моделирование
осуществляется в несколько этапов:
-на первом этапе происходит поиск объекта и выработка представления о нем;
-на втором этапе идет поиск формы моделирования и теоретического представления о модели;
-третий этап - создание выбранной формы модели;
-на четвертом этапе происходит проверка разработанной модели;
-пятый этап подводит итоги проделанной работы - на нем осуществляется теоретический анализ полученных результатов, корректировка модели на основе полученных исследователем данных о ней
и ее оригинале.
Моделирование в социально-культурной сфере достаточно сложно и неоднозначно, и некоторые исследователи предлагают его проводить в виде так называемых «эскизных» моделей (Т.Н. Ванчен-ко), когда одна модель разрабатывается для описания отдельных явлений в единой системе. Поясним это на «эскизной» модели, разработанной Т.И. Ванчен-ко, на основе принципа «оригинал - модель», где оригиналом была избрана массовая культура.
На основе результатов исследования оценочных моделей автор выстроила графическую схему «эскизной модели» массовой культу, ры, в которой нашли отражение:
-критерии массовой культуры;
-формы проявления массовой культуры в социуме;
-функции массовой культуры в обществе;
-жанровая представленность продукции массовой культуры;
-способы трансляции;
-истоки возникновения;
-специфические механизмы воздействия на сознание.
Определяя общие принципы моделирования отдельных социокультурных форм, в технологиях можно выделить два больших блока моделирования: на уровне замысла и сценария; на уровне организационно-методических условий. Разберем это конкретнее применительно к условной театральной постановке.
В основе моделирования замысла и сценария, как формы его материальной реализации, могут быть положены следующие принципы:
-учет структурных составляющих замысла, таких, как тема, идея, конфликт, сюжетный ход, документальный факт и художественный образ;
-возможность многовариантности композиционного построения сценария, используя такие приемы, как полярность, закольцован-ность, ритмический повтор, трехчленность, представленность действующих лиц, ведущего, зрителей, а также пространственное, цветовое и звуковое решение;
-учет жанровых особенностей моделируемой формы. К примеру, при выборе в качестве аналога формы шоу следует разобраться в жанровом многообразии подобной формы, которая может быть: ток-шоу, шоу-театром, музыкально-развлекательным шоу, игровым шоу, документально-развлекательным шоу. В зависимости от выбранного жанра определяются составляющие компоненты моделируемой формы. Это могут быть: видео- или киносюжет, интервью, репортаж, комментарий, дискуссия, миниатюра, интермедия, номер, клип, различные типы ведения программы, заставки;
-учет адресной направленности моделируемой формы (детская, молодежная, студенческая, подростковая аудитория, аудитория ин-
теллектуалов, любителей музыки и поэзии, технической интеллигенции, работников сельского хозяйства и т.п.).
При моделировании организационно-методических условий, необходимых при осуществлении постановочного процесса, учитываются следующие параметры:
-инициация создания моделируемой формы (социальный заказ
йли личная инициатива);
-возможности хозяйственно-экономического обеспечения процесса реализации моделируемой формы;
-разработанность рабочего плана по созданию моделируемой
формы на практике;
-возможность и принципы отбора участников моделируемой
формы;
-образное решение сценической площадки, на которой предстоит постановка моделируемой формы (наличие декораций или возможность их специального заказа, световое оформление, возможности использования световых эффектов);
-материально-технические условия и возможности сценической
площадки.
Моделирование отношений и структур, форм и методов социально-культурной деятельности позволяет создать множество вариантов моделей, но основой и предметом моделирования является проблемная ситуация. Именно от точного выявления и обоснования значимой проблемы и цели ее исследования зависит результативность
всей работы.
Проблемную ситуацию в социально-культурных прогнозных технологиях необходимо рассматривать в обусловленности ее объективными и субъективными факторами. Под объективными факторами следует понимать противоречия, имеющиеся между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения, и т. п. К субъективным факторам обычно относят понимание исследователем значимости проблемной ситуации, целесообразности ее решения, мотивы и интересы людей, заинтересованных в ее разрешении.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Что представляют собой технологии социально-культурного прогнозирования и каково их содержание?
2. Определите этапы социально-культурного прогнозирования.
3. Охарактеризуйте модели, применяемые в социаль культурных технологиях моделирования.
Литература
1. Бестужев-Лада КБ. Основные этапы разработки прогнозов (к ком плексной методике социального прогнозирования) // Социолог, исследования 1982. №1.
2.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 353;