Технологии социально-культурного программирования
Технологии социально-культурного программирования с необ-опимостью предполагают четкую локализацию проблемы и выявление ее динамики во времени и в настоящее время представляют собой важное звено решения социально значимых культурных проблем.
Программирование представляет собой одну из форм конкретизации научного предвидения в социально-культурной сфере и находится во взаимосвязи с прогнозными и проектными технологиями, планированием, управлением, целеполатанием.
Общим у этих технологий является то, что они занимаются разработкой перспектив будущей деятельности на определенный срок. Однако есть и существенные различия. Рассмотрим эти различия несколько подробнее.
Технологии прогнозирования разрабатывают прогнозы вероятных состояний какого-либо явления в будущем. Технологии проектирования разрабатывают прототип, прообраз предполагаемого или возможного состояния объекта.
Технологии планирования осуществляют разработку заранее намечаемого порядка реализации какой-либо программы, последовательность действий, объем предполагаемой работы, намеченной на определенный период с указанием целей, содержания, методов, сроков выполнения.
Планировать - значит разрабатывать общие цели, конкретизировать и детализировать их в заданиях, которые необходимо выполнить в сравнительно короткий период времени, определять пути и средства Достижения их результативности. Технологии планирования предполагают установление форм контроля за выполнением промежуточных и главных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическим выполнением.
Стратегическое планирование лежит в основе программирования и представляет собой детальный комплексный план для того, чтобы обеспечить осуществление направленных действий по достижению поставленных задач.
Современные технологии программирования вбирают в себя элементы диагностических, экспертных, прогнозных, проектных, а также организационно-управленческих технологий.
Мы будем понимать под социально-культурным программна ванием научно обоснованный процесс создания или перестрой» имеющейся социокультурной среды. Социально-культурные про граммы представляют собой совокупность организационных, хозяй ственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением и горизонтальными связями, согласованные по времени ресурсам и исполнителям.
Технологию работы над созданием конкретной культурно-досуговой программы как специфической формы социально-культурной деятельности мы подробно рассмотрим в параграфе, посвященном рассмотрению особенностей социально-культурного проекта.
Социально-культурное программирование рассматривается сегодня как деятельный прорыв в те сферы культуры и досуга, где ярко выражены общественные потребности в социально значимых разработках, где наличествует множество альтернативных подходов к решению конкретных задач.
Первые попытки разработки и внедрения программного подхода в социально-культурную сферу были предприняты в нашей стране в; 20-30-х годах прошлого века. Особенно яркими и впечатляющими стали программы А.С. Макаренко по перевоспитанию подростков, совершивших правонарушения, силами коллектива несовершеннолетних колонии им. Ф.Э. Дзержинского и А.А. Шацкого, предложившего социально-культурную программу по развитию и формированию личности ребенка, подростка, взрослого человека на уровне на-1 селенного пункта (территориальной общности).
Эти программы ставили своей задачей подчинить досуговую среду целостному процессу формирования личности и доказать, что социализация, воспитание и развитие личности (ребенка, подростка, взрослого человека) реально выполнимы и в рамках свободного времени. Удивительно, насколько актуальны и злободневны для нынешней ситуации проблемы обостренного внимания к человеку, максимального развития различных видов социальной помощи населению, просвещения, досуга, которые были подняты социально-культурными программами тех лет.
Исторически второй этап социально-культурного программирования приходится на период «оттепели» в шестидесятые годы прошлого века, когда возродился интерес к отечественной социологии, появились первые специалисты социологи, педагоги-организаторы
школьной работы, руководители подростковых клубов, ориенти-В анные на социально-педагогическую работу с детьми и населением-
Новый импульс социально-культурное программирование полу-
ило на рубеже 70-80-х годов. В эти годы стала интенсивно созда-
аться сеть новых центров культуры и досуга: социально-культурные,
социально-педагогические, культурно-спортивные, физкультурно-
спортивные комплексы, а затем и молодежные культурные центры,
видеосалоны, аттракционы и т. п.
За это время в социально-культурном программировании был накоплен значительный опыт разработки, развития и реализации программных инициатив. Но их осуществление сдерживалось из-за идеологических ограничений, финансово-ресурсной, кадровой, организационной необеспеченности, негативных последствий административно-командного руководства, межведомственного управления, разобщенности различных социальных институтов (семьи, школы, учреждений культуры и досуга, общественных организаций и др.).
Нынешний период можно характеризовать как период необходимости активизации социально-культурных инициатив и предложений, что обусловлено рядом важнейших факторов. И главный среди них - глубокий экономический и политический кризис, охвативший нашу страну с конца 80-х годов. Он резко обострил и без того напряженную социальную ситуацию, намного увеличив социальную обездоленность значительной части российского общества. Эти проблемы требуют коренного изменения социальной политики общества и государства, принятия радикальных мер по оказанию социальной помощи и социальной защиты через рекреацию и самодеятельное творчество, обращение к духовным ценностям личности. И несмотря на наметившуюся стабильность общества и экономический рост, социальные проблемы по-прежнему злободневны и чрезвычайно важны.
Активное обращение к социально-культурному программированию обусловлено также усилением социальных функций культуры, оказывающей интенсивное влияние на формирование социально значимых идеалов (как со знаком «+», так и со знаком «-»), расширением социально-культурной сферы, включающей в себя широкую сеть социокультурных институтов, совокупность культурных коммуникаций, досуговую сферу и другие подсистемы.
Однако подобающего места социально-культурное программи рование после многих лет забвения пока еще не заняло. Этому есть объяснения.
Во-первых, достаточно хаотическое состояние наблюдается во всех сферах жизни страны после смены социальных ориентиров, что закономерно и объяснимо. Программирование же - удел стабильного общества.
Во-вторых, демократизация общественной жизни особенно ярко проявляется в сфере культуры: люди не желают больше быть объектами манипулирования, а потому отвергают всякое программирование своей жизни, особенно в свободное время.
В-третьих, до сих пор ощущается нехватка профессионалов, работающих в социальной сфере и сфере досуга, слабо задействуются специалисты смежных научных отраслей (социологи, культурологи, педагоги, психологи).
В результате социально-культурное программирование часто остается оторванным от прочной социологической базы. Сбор и анализ первичной социологической информации, диагностика, поисковое программирование, социальный эксперимент - все это элементы информационной деятельности программиста.
Имея дело с довольно сложной совокупностью объектов и явлений (образом жизни, быта, досуга людей, культурной средой, модой, стилем, поведением людей, содержанием и формами деятельности социально-культурных институтов), разработчики социально-культурных программ широко используют данные смежных наук, заимствуя у них подходы, методы, средства, программы изучения и | создания социально-культурных объектов.
Важной технологической особенностью социально-культурного программирования является возможность проявления творческого начала не только со стороны разработчиков, организаторов-профессионалов, социальных работников, педагогов, менеджеров и других специалистов, но и со стороны населения.
Перечислим процедуры, которые необходимо пройти группе специалистов разрабатывающих социально-культурную программу:
1. Диагностика и экспертиза проблемной социокультурной ситуации, выявление источников и причин ее возникновения, путей разрешения, определение регионального потенциала в рамках того или иного вида социально-культурной деятельности, имеющихся материальных, творческих и человеческих ресурсов.
2, Анализ социально-культурной ситуации на основе проведен-Й диагностики, формирование объективных представлений о си-ЦйИ, определение приоритетных направлений, которые должны финансироваться из бюджетных средств, целевых фондов и т. д. В нализ входит также описание основных компонентов программы, определение временных и организационных границ, сопоставление реальной и желаемой ситуации, определение социальных групп и категорий населения, вовлеченных в программу, их развернутая характеристика, обоснование выбора места реализации программы, нормативный и поисковый прогнозы.
3.Уточнение и формулирование проблем - для преодоления выявленных в ходе проведенного исследования недостатков и реализация благоприятных возможностей, заложенных в ситуации.
4. На основании выявленного прогноза определение и уточнение целей и задач программы, разработка первоначальных идей.
5. Нахождение реальных вариантов решения поставленных целей и задач, путей разрешения проблемы.
6. Разработка проекта и создание соответствующей модели по оптимальным образцам, проведение расчетов по определению средств достижения проектного состояния, социальных последствий
проводимых преобразований.
7. Формирование целостной программы, определение последовательности и координации действий всех лиц, участвующих в ее осуществлении, условий, при которых программа может быть реализована, «стимулирующих механизмов», разработка подробного плана
деятельности, бизнес-плана.
8. Осуществление программы с поэтапным контролем и постоянным уточнением ситуации, реализация организационно-технических мероприятий и других действий управленческого характера.
При разработке и реализации социально-культурной программы происходит постоянный анализ получаемых результатов, корректируются методы и технологии влияния, уточняются формы и содержание. Глубокий анализ итогов работы может стать начальным этапов Дальнейшей разработки следующей программы, которая может быть продолжением или развитием предыдущей.
Как необходимое звено в цепи «прогноз - проект - программа» социально-культурное программирование предполагает проблемный подход. Благодаря этому подходу проблемность выступает своеобразным принципом разработки программы. Именно из принципа про-блемности мы исходим при построении концепции программы, ее ло гики и структуры.
Программирование, как правило, начинается с экспертизы и ди агностики социально-культурных и личностных проблем и ситуаций и осуществляется параллельно с исследованием.
Социально-культурная программа, разработанная на основе проведенного исследования, имеет целью прямо или косвенно решить проблемы социальной профилактики и оказать помощь отдельным категориям населения в социальной адаптации и реабилитации.
При определении цели программы технологу следует руководствоваться некоторыми правилами. Цели должны: -быть максимально достижимыми;
-быть очень конкретными и ранжированными по времени; -соответствовать характеру деятельности социальщ культурного института; -быть реальными. Обоснованность выбора цели социально-культурной программы находится в прямой зависимости от приоритетов общественного развития. К таким приоритетам обычно относят следующие постулаты: преобладание личного начала над групповым; ориентация управленческих процессов на поддержание высокого качества жизни; поддержка и развитие основных видов социально-культурных услуг для населения, гарантированных государством; включение органов местного самоуправления в разработку и реализацию региональных программ и др.
Обратимся к таблице классификации целей, предложенной авторским коллективом учебника «Технологии социальной работы» под ред. профессора Е.И. Холостовой, которыми могут руководствоваться разработчики социально-культурных программ.
Однако при формулировании целей нередки типичные ошибки, которые допускают руководители и технологи социально-культурной сферы.
Работая над программными процедурами, технолог должен учитывать то, что программы многоаспектны и каждый аспект имеет свою модель, и все эти модели находятся в сложных взаимосвязях и взаимодействиях.
Первая модель - экономическая - в своей структуре содержит разделы: затраты, рентабельность, освоение капиталовложений, планирование, эффективность.
Другая модель - гуманитарная - строится на множественности представлений о культуре, творчестве, истине, качестве искусства, Духовном развитии человека, закономерностях и взаимосвязях человека с окружающим миром.
Третья модель - управленческая - включает такие смыслообра-зующие структуры, как обеспеченность, контроль, централизация,
учет и отчетность.
В социально-культурном программировании применяются все
перечисленные модели в системе.Типичные ошибки при формулировании целей
Типичные ошибки | Правильные действия *ц' |
Весь объем задач не подразделяется на главные и второстепенные. Смещается перспектива деятельности | Задачи ранжируются на главные~и~&гоп(Г"" степенные; внимание и ресурсы концен трируются на главных задачах |
Представленная задача не соответствует необходимому ресурсному обеспечению | Задача приводится в соответствие с требующимися материальными, организационными, кадровыми ресурсами |
Витиеватость формулирования задач, не способствующая точному пониманию исполнителями; неоправданное применение морально-эмоциональных оценок, политических деклараций | Формулировка задач должна быть недвуТ смысленной, понятной для исполнителей и руководителей программы |
Подробные советы и детализированные указания относительно способов выполнения задач, которые могут меняться в связи с изменившимися условиями действий | Опытные исполнители не нуждаются в подробных указаниях и мелочных советах; в связи с меняющимися условиями и исполнители должны иметь свободу |
Игнорируется кадровый вопрос, в программе не определен круг конкретных исполнителей и руководителей, несущих персональную ответственность | Назначаются руководители программы в целом и отдельных ее этапов, определяется точный круг исполнителей и руководителей |
Не указывается срок исполнения программы в целом и ее этапов | Устанавливаются сроки выполнения задач и достижения поставленной цели |
Рассмотрим этапы формирования региональных программ социального и культурного развития и их примерную структуру.
1.На первом, диагностическом этапе накапливается и анализируется информация о социально-политической, экономической и социально-культурной жизни региона.
Информацию целесообразно накапливать по следующим разделам:
-социальные и культурные особенности и проблемы региона, динамика его развития, доступность социально-культурных учреждений и ценностей для людей, преобладание женского или мужского населения и др.;
-характеристика региона по возможностям создания условий для социокультурного развития личности и социальных групп, т.е.
тявление возможностей государственных институтов и обществен-
!Х формирований с целью последующей координации материаль-
ых и человеческих ресурсов, социально-культурных программ ре-
она и области, создания межведомственных программ по наиболее
актуальным для региона проблемам;
-творческий потенциал региона, квалификация специалистов социально-культурной сферы и смежных сфер деятельности, состав специалистов, способных качественно, организованно и содержательно осуществить программу;
-характеристика различных социально-демографических групп населения региона, выделенных по критериям сходства или различия экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами, как престижные и значимые; выявление ведущей проблемы и нереализованных потребностей у каждой социальной группы. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, в котором отражены состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп.
По итогам первого этапа проектирования составляются два основных документа: паспорт социально-культурного развития территории и матрица анализа социокультурной жизни региона.
В паспорте находят отражение объективная информация как об инфраструктуре культуры в регионе, так и об использовании материальной базы, кадров, общественных движениях, т.е. о том потенциале, который может быть использован в решении выявленных проблем
региона.
В матрице отражается динамика социально-культурной жизни региона: культурные приоритеты, динамические характеристики групп населения; ранжируются задачи культурного обслуживания по степени их востребованности.
2. Второй этап формирования социально-культурной программы - это разработка концепции и приоритетных направлений развития территории и осуществляется на базе результатов, полученных в ходе проведения информационно-аналитического этапа.
Основу разработки концепции составляют три вектора приоритетных направлений:
а) жизненные проблемы и потребности социальной группы или
какой-либо категории населения; б) проблемы регионального характера в одной из сфер социал но-культурной деятельности (искусства, истории, культуры, экологи и т.п.), которые являются общими для различных групп населения целом;
в) осмысление как общих подходов к преодолению противоре чий и разрешению проблем, так и конкретных путей, т.е. управленческих действий, которые будут способствовать снятию выявленных противоречий и устранению диспропорций.
Приоритетные направления социально-культурной деятельности должны отражать одновременно и способы решения выявленных проблем определяемой социальной группы, и пути блокирования возможных источников социальной напряженности, и сферы потенциальной деятельности населения.
Опыт разработки региональных программ социально-культурного развития различного уровня показывает, что на основе анализа исходной информации могут быть выявлены такие проблемы:
-ухудшение экологической обстановки; нарушение гармонии в отношениях человека и природы;
-усиление социальной напряженности (в связи с проблемами занятости населения, неуверенности в завтрашнем дне и др.);
-диспропорции в отношении численности коренного населения и мигрантов, в результате чего происходит размывание традиционных для региона видов культурной деятельности и утрачивается историко-культурная самобытность территории;
-низкий уровень образования и культуры населения как следствие сокращения контактов с образцами подлинной культуры;
-обострение материальных проблем культуры как следствие остаточного принципа финансирования;
-отсутствие у населения выбора форм и содержания досуговой деятельности, отвечающих реальным потребностям и интересам;
-утрата исторически сложившихся наименований населенных пунктов и ландшафтных объектов как знаков культурного своеобразия поселения;
-разрушение традиционной народной культуры (традиций, ремесел, промыслов, обрядов и др.).
Выявленные проблемы нуждаются в анализе причин, обусловливающих низкую эффективность социально-культурной политики, приведшей к этим проблемам. Среди таких причин могут быть:
а) Причины организационно-управленческого характера:
-недостаточная поддержка работников культуры со стороны ор-
Н0з местной власти;
-несоответствие сложившейся системы управления культурой с овь возникающими социально-культурными ситуациями;
-«размытость» социального заказа (как со стороны органов власти, учреждений и организаций, так и со стороны населения) на фор-МЬ1 социально-культурной деятельности;
-отсутствие координации и кооперации в деятельности учреждений культуры, спорта, образования;
-отсутствие концепций культурной политики региона и соответственно программ социокультурного развития. б) Причины экономико-правового характера: -отсутствие реальных прав и самостоятельности отделов культуры, народного образования, социально-культурных институтов;
-слабая материально-техническая база социально-культурных
учреждений;
-трудности хозяйственно-экономического плана, обусловленные низким уровнем экономической и юридической компетентности
кадров;
-низкая заработная плата работников социально-культурной
сферы;
-неготовность кадров работать в рыночных условиях, находить дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры.
в) Причины содержательного характера:
-сохраняющаяся ориентация учреждений на деятельность по организации досуга как средства идеологического воспитания, воздействия «сверху» и т.п.;
-однообразие содержания и форм деятельности социально-культурных учреждений;
-неспособность работников эффективно действовать в условиях контрактно-договорной системы отношений, устанавливаемых в связи с реализацией конкретных социально-культурных программ;
-консерватизм и инертность коллективов социально-культурных учреждений, не успевающих оперативно реагировать на быстро меняющиеся запросы и моду в сфере досуга;
-ориентация на массовую культуру и массового посетителя, не-учет проблем и потребностей реальных людей, отдельных социальных групп; -стандартизация деятельности социально-культурных
ний, ориентация на «вал», отрыв от местных условий и возмоги стей.
Выявленные причины низкой эффективности реализации куль турной политики вызывают необходимость поиска и определения пу тей и способов решения проблем по блокам и разработки конкретных предложений.
Следующая операция, с которой сталкивается технолог в работе над социально-культурной программой, - это формирование приоритетных направлений культурной политики, выявление наиболее значимых в социальном и личностном плане сфер и форм деятельности, требующих правовой, финансовой, организационной и других видов поддержки со стороны государства.
На основе данных, полученных в ходе проведенного анализа, возможна разработка концепции социокультурного развития региона, которая строится по следующей примерной схеме:
1 . Развернутое описание проблемы (проблем) региона (города, района...) и характеристика их носителей (различных социальных групп).
2. Обоснование приоритетных направлений социокультурного развития.
3. Задачи культурной политики ( по каждому из приоритетов). Наибольшую личностную и общественную значимость в совре-
менной культурной жизни имеют следующие направления социокультурной деятельности:
-искусство (формирование художественной культуры населения);
-история (историческая культура);
-нравственность (нравственная культура);
-экология (экологическая культура);
-здоровье (физическая и психическая культура);
-политика (политическая культура);
-труд (профессиональная культура).
Данные направления могут быть рассмотрены в качестве приоритетов культурного развития. При разработке программы социально-культурного, социально-экономического развития региона включаются направления по развитию различных форм социальной помощи отдельным группам населения, социальной профилактики, разви-
гп сети социально-культурных институтов, укреплению их матери-
Т#1° „ _.
ьНО_техническои базы, закреплению кадров и др.
3.Третий этап технологического процесса разработки социаль-0_культурной программы заключается в формировании заказа.
На этом этапе на основе общей концепции региональной культурной политики разрабатывается программа развития социокультурной жизни территории. Происходит «привязка» концепции к реальным возможностям территории - кадровым, экономическим, материально-техническим и т.п.
В структуру программы могут входить такие разделы: -приоритетные направления социально-культурной деятельности;
-проблемная ситуация региона;
-социальная база программы;
-цели и задачи социально-культурной деятельности; -виды и формы социально-культурной деятельности; -социально-культурная инфраструктура (совершенствование деятельности и перепрофилирование имеющихся, создание новых социально-культурных учреждений);
-кадровое обеспечение программы (система подготовки, повышения квалификации, переквалификация кадров);
-экономическое обоснование программы (расчет затрат, источники финансирования, организационное обеспечение).
На этом этапе с целью привлечения широкой общественности к участию в разработке программы может быть объявлен специальный конкурс в соответствии с тематикой, отражающей приоритетные направления в концепции по развитию культурной политики региона.
Подведение итогов конкурса целесообразно поручить специально созданной экспертной комиссии по разработанным критериям. (Подробно о работе экспертов см. в специальной главе учебного пособия.)
4. Четвертый этап работы над социально-культурной программой предполагает разработку видов деятельности по реализации территориальной программы социально-культурного развития.
На этом этапе определяются заказчики и исполнители (управления, отделы, комитеты по культуре, фонды развития культуры и искусства, целевые фонды и конкретные исполнители, реализующие заказ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, социальные центры и др.)). Между ними заключается система договоров по
выполнению социально-творческого заказа. Причем в договоре предусмотреть формулировку конечных результатов работы, которь должны иметь четко различимые качественные и количественные па раметры, систему мер, которые способствуют успеху.
Технологический процесс разработки социально-культурной программы можно представить в виде таблицы, отражающей последовательность этапов ее формирования.
№ этапа | Цель этапа | Содержание деятель- | «Выход» этапа |
ности | |||
Изучение социокуль- | Сбор, обработка, анализ | а) Паспорт ^оциоГ | |
турной ситуации в | информации о социаль- | культурного разви- | |
регионе | но-политической, эко- | тия региона; б) | |
номической и культур- | Матрица анализа | ||
ной жизни территории | социокультурной | ||
жизни | |||
Разработка концеп- | Определение приори- | Концепция социо- | |
ции социально- | тетных направлений | культурной поли- | |
культурного развития | социокультурного раз- | тики | |
региона | вития; характеристика | ||
«проблемных» групп | |||
Формирование заказа | Определение заданий | Региональная про- | |
на разработку регио- | на разработку програм- | грамма социокуль- | |
нальной и социокуль- | мы развития культуры | турного развития | |
турной программ | региона; разработка ус- | региона по приори- | |
ловий конкурса, экспер- | тетам | ||
тиза | |||
, .4 | Реализация террито- | Определение этапов | Система организа- |
риальной программы | реализации программы. | ционно- | |
Заключение договоров | управленческих, | ||
на реализацию про- | инновационных | ||
граммы. | центров управлен- | ||
Кадровое, право- | ческой деятельно- | ||
• • -...г •:•' .;.•'. «:: •'••.-' | вое, материально- | сти, ее координа- | |
;.'.<1;. | -:>'';-^:';'.-:а::/;й" • оа * | техническое, финансо- | ции. Договоры по |
вое, информационно- | выполнению заказа | ||
.-,ч •.-.--,-• • ь .?«- ..- | методическое обеспе- | Реальное измене- | |
чение программ | ние духовной жиз- | ||
ни региона |
Вопросы для самопроверки
1. Что такое социально-культурная программа и каковы ее цели?
2. Дайте характеристику основным этапам работы над социаль-
Н0_кулътурной программой.
3. Раскройте структурные составляющие социально-культурной
программы и дайте им характеристику.
4. Какие ошибки встречаются при формулировании целей социально-культурного программирования и как их исправить?
Литература
1. Законы РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О национально-культурной политике», «О местном самоуправлении в
РФ».
2. БиржеюокГ.М., Марков А.П. Основы региональной политики и формирования культурно-досуговых программ. СПб., 1989.
3. Диагностика социокультурных процессов и концепции культурной политики (региональный аспект). Свердловск: Изд-во УрОАН, 1991.
4. Красшъников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования:
Учеб. пособие. М.: МГИК, 1993.
5. Марков А.П., БирженюкГ.М. Основы социокультурного проектирования. - СПб., 1998.
6. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Хо-
лостовой. М.: ИНФРА-М, 2002.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 400;