Старший дошкольный возраст


Образовательные задачи:

- совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками;

- получать различные оттенки в результате смешения цветов;

- закреплять умение работать с цветовым кругом, определять цветовые гармонии;

- продолжать учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц;

- закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и свое отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние;

- продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа;

- учить приемам рисования;

- создавать (с помощью точки, линии, штриха, пятна) различные по ха­рактеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные);

- формировать композиционные умения в процессе усвоения закономер­ностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимме­трия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень;

- продолжать учить рисованию с натуры;

- знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями, их мотивами и элементами;

- учить составлять мотивы декоративных росписей, используя их элемен­ты и приемы;

- продолжать учить составлять орнамент (геометрический, растительный), познакомить с зооморфным орнаментом;

- выполнять узоры на разных формах;

- выделять в предметах сложной формы более простые;

- учить сюжетному рисованию.

Развивающие задачи:

- закреплять умение пользоваться палитрой для получения оттенков;

- продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, различных по форме и характеру; проведение прямых, волнистых, изо­гнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных комбинациях и композициях;

- формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;

- развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление в процессе создания образов;

- закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем воз­растном этапе;

- расширять словарь ребенка новыми специальными понятиями: «реф­лекс»; «орнамент»; «перспектива: линейная, воздушная»; «глубина»; «пространство»; «фактура»; «строение»;

- развивать память, воображение.

Воспитательные задачи:

- стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании;

- воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов;

- продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;

- умение договариваться во время создания коллективной работы;

- умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи;

- умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога;

- воспитывать эстетическое отношение к процессу рисования.

 

Особенности обучения. В старшем дошкольном возрасте актив­ны в процессе рисования больше сами дети, поэтому необходимо уделять внимание развитию самостоятельного творчества. Посколь­ку в этот период у детей уже накоплен достаточный изобразительный и эмоционально-личностный опыт, чтобы свободно сознательно экс­периментировать над созданием выразительного образа в рамках определенной темы.

Развитие эстетического восприятия — один из центральных во­просов в старшем дошкольном возрасте. Поэтому необходимо ак­туализировать процесс создания выразительного образа на основе воспринятых произведений искусства. Если раньше произведения живописи, графики использовались только с целью решения кон­кретных задач (ознакомление с колоритом, формой, жанрами и т.д.), то теперь следует подчеркивать в них взаимодействие всех вырази­тельных средств, чтобы дети видели, чувствовали и учились раскры вать главную идею образа, соподчиняя все компоненты изобрази­тельной грамоты. Зачастую старшие дошкольники в процессе рисо­вания стремятся как можно детальнее рассмотреть центральный образ, забывая о его взаимодействии с фоном, другими, менее зна­чимыми, объектами.

 

Рисуя иллюстрацию к сказке, Арина (6 лет) увлеченно изображала прин­цессу, не упуская даже таких мелочей, как колье, кольца. Когда же принцес­са была готова, она очень быстро, не задумываясь, закрыла небрежно фон традиционными цветами (небо голубое, трава зеленая). Фон вокруг прин­цессы остался чистым листом бумаги, не закрытым цветами. Когда педагог предложил подумать, какие оттенки более всего подходят к образу принцес­сы, Арина сказала: «Любые. Главное же — принцесса. И вообще я уже устала рисовать». Данный факт свидетельствует о том, что изначально ребе­нок сконцентрировал свое внимание на отдельном объекте, а не целостной композиции.

 

Чтобы избежать подобных ошибок необходимо на примере про­изведений живописи и графики подчеркивать в них единство образа, соподчиненность его элементов. Чем чаще дети будут анализировать произведения, выделяя в них выразительные средства в их взаимо­действии, тем правильнее будут построены их собственные компо­зиции.

Рисование с натуры также имеет свои качественные изменения. Во-первых, натурные постановки становятся гораздо сложнее и раз­нообразнее. В процессе обучения все больше внимания обращается на правдоподобность изображения предметов, составляющих натюр­морт.

Кроме предметов простой формы в старшей группе можно ис­пользовать комнатные растения с крупными листьями и несложным строением; садовые и полевые цветы; плоды; ветки деревьев и ку­старников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя). Конечно, рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением, однако самое главное в данном случае — научить детей определять общую композицию натюрморта, и только потом, используя различ­ные приемы рисования, выполнять отдельные его компоненты. Рас­положение натуры перед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции, то натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы были видны все части.

В старшем дошкольном возрасте дети более осознанно использу­ют цвет, форму, композицию рисунка для создания динамичного образа. Если в предыдущих группах динамика в рисунках могла по­являться случайно, то теперь она сознательно включается в образ. В процессе обучения передачи динамики необходимо раскрыть до­школьникам три правила. Первое: образ будет динамичным, когда в рисунке в больших количествах используются диагональные и вер­тикальные линии. Второе: перед движущимся предметом оставляет­ся пространство листа. Третье: движение изображается в самой ха­рактерной для него форме. Для большего уточнения понятия о ха­рактере движения и связанном с ним положении частей тела можно предложить детям самим принять ту позу, которую они затрудняют­ся изобразить. Рассматривание и анализ характера поз и положений фигуры в пространстве сопровождается также обрисовывающими жестами.

Большую роль в обучении детей рисованию выполняют различные упражнения, позволяющие отработать отдельные приемы. Причем упражнения могут быть как составной частью занятия (использо­ваться в качестве предварительной работы), так и самостоятельным видом деятельности. Форма упражнений различна от простых сло­весных инструкций, которые дети последовательно выполняют, до рабочих тетрадей, которые размещаются в «Уголках творчества» и используются детьми в свободной деятельности.

Педагогические эскизы также применяются педагогом, отличие состоит в их количестве и сложности. Любой экспозиционный ряд должен быть рассчитан на разные уровни творческого развития детей. Необходимо не только отразить разные способы реализации одной темы, но и продемонстрировать динамику развития выразительного образа: от простого к сложному. В этом случае очень важно поддер­живать инициативу детей выбирать сложные композиции для рисо­вания. Однако стоит обратить внимание на такой момент: в старшем возрасте дети очень часто выбирают более легкий путь создания об­раза, не прилагая больших усилий. Для таких детей следует придумать проблемную ситуацию, стимулирующую творческие поиски, рас­крывающие потенциал ребенка.

В этом возрасте существует опасность потери у детей интереса к рисованию. Причинами этого может стать стереотипность образов, возникающая в результате педагогически неверного обучения, когда дети привыкли рисовать только по образцу педагога. Зачастую эти образцы содержат в себе долю схематизма, отличающего их от реаль­ности. Видя эту разницу между воспринимаемым миром и рисунком, дети начинают испытывать сначала страх, что у них так же красиво не получится, а затем и нежелание что-либо рисовать. В этот период схематизм у многих детей превращает рисунок не в средство художе­ственного самовыражения, а в способ общения и игры. В работах также начинает проявляться половая принадлежность. Мальчики рисуют воинов, героев мультсериалов, оружие, сражения, спорт. Де­вочки выбирают в качестве сюжетов сказки о принцессах, портреты красавиц, своих близких, изображение животных, цветов и т. д. Од­нако даже при таких приоритетах важно формировать у детей пред­ставление о многообразии сюжетов, способов изображения. С этой целью необходимо вводить новые техники, обучать новым приемам или усложнять способы выполнения уже знакомых, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментиро­вать, выбирать.

Показ как метод обучения используется с детьми старшего до­школьного возраста в различных ситуациях. Он может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения какого-либо предмета, объекта, и частичным, когда более углубленно демонстри­руется отдельный прием.

Полный и частичный показ очень часто используется при обуче­нии детей линейной перспективе при изображении городского пей­зажа. Город детьми изображается следующим образом. В низу листа проходит полоска, обозначающая дорогу, а над ней рисуются пря­моугольные дома, разные по величине. Такой рисунок свидетельству­ет о фризовом построении. Чтобы устранить, а лучше предотвратить подобную ситуацию, можно так построить обучение.

 

На листе провести линию горизонта, выполнить фон (небо и земля). Далее двумя тонкими кистями, которые ставятся в одну точку, расположен­ную на линии горизонта, по направлению к нижнему краю листа прово­дятся диагональные линии, расходящиеся в разные стороны от центральной точки. Линии рисуются до конца листа. Образовавшийся треугольник ими­тирует дорогу. По обе стороны от дороги изображаются дома, ракурс определяет ребенок. Однако есть существенный момент. Архитектурные сооружения изображаются постепенно, сначала дальние дома, близко рас­положенные к линии горизонта, их размеры значительно меньше, чем ар­хитектура переднего плана; затем те, которые расположены чуть ближе. И так далее. Дома, которые располагаются на переднем плане, более контрастные, что создает дополнительный эффект перспективы. Для подчеркивания ли­нейности можно нарисовать фонарные столбы, высота которых по мере удаления от переднего края уменьшается.

 

В декоративном рисовании изменения касаются в основном тех­нической и содержательной сторон. Помимо усложняющихся прие­мов в декоративных образах появляется сюжет. В этой связи пред­ставляется необходимым в процессе декоративного рисования детей активизировать их опыт построения композиции в сюжетном рисо­вании, учитывая специфику конкретной росписи или декоративно­го мотива.

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и выступает одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный ху­дожественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить образ или ситуацию, в которой происходит действие. В этой связи полезно познакомить с таким явлением в искусстве, как типизация, т.е. характеристикой определенного образа, имеющего отличительные черты. Например, для Бабы-яги типично наличие ступы, метлы, горбатой спины, носа, похожего на крюк, растрепан­ных волос и рваной, грязной одежды. Для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки. И так у многих сказочных персонажей. Однако несмотря на типичные признаки, позволяющие узнать героя, образ может быть различен (его характер, настроение, поза и т.д.). Домыслить образ, сделать его отличным от подобных — задача для творческой личности. Поэтому, чтобы справиться с ней, дошколь­нику необходимо не только владеть изобразительными умениями и навыками, но и обладать способностью преобразовывать опыт в но­вую ситуацию.

Иногда дети создают образы литературных героев, о которых они узнают только из произведения. В этом случае поле их фантазии не ограничивается какими-либо признаками, если только в произведе­нии нет четких указаний на внешнюю характеристику героя. Чтобы детям было легче продумывать композицию рисунка по мотивам литературного произведения, его следует разбить на ряд эпизодов, где текстом определены действующие лица, место и время действия. Самостоятельно дети не всегда могут справиться с этим. Педагог в начале занятия разбирает с ними, какие сюжеты можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем все закан­чивается. Можно предложить тему какого-либо эпизода или несколь­ких эпизодов. В этом случае педагог косвенно направляет детей, давая им возможность самим проявить себя в творчестве.

Анализ своих работ в этом возрасте также не всегда объективен. В основном дети отмечают свои рисунки, работы друга или лидера. И только с помощью наводящих вопросов педагога они могут дать объективную оценку. Однако нужно ли, чтобы при всех были вы­сказаны замечания по поводу ошибок, допущенных ребенком? В этом возрасте дети очень ранимы и эмоционально переживают свои не­удачи, болезненно реагируют на критику. Конечно, это не означает, что все время и за все нужно хвалить. Но в каждой работе необхо­димо отмечать положительное, поскольку это стимулирует детей к дальнейшей деятельности. А вот ошибки корректировать, указывать нужно в процессе рисования ребенка, а не на всеобщем обозрении. И даже отмечая неточности, следует указывать возможные варианты исправления.

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисования можно условно выделить?

2. Какие техники можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста?

3. В чем суть обучения детей раннего возраста?

4. Какие методы обучения рисованию вы могли бы указать?

5. Каким приемам рисования следует уделить повышенное внимание?

6. Какое место занимает формирование изобразительных умений в развитии детского изобразительного творчества?

 

 



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 403;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.