Фаза обучения вторичной мотивационной системе внутри семьи (начиная примерно с 18 месяцев до школьного возраста)
Первичные потребности еще остаются мощной мотивацией, но пути их удовлетворения становятся все более адекватными. Усвоенное поведение занимает свое место, когда оно подкрепляется родителями и т. д., и становится вторичной системой. Характерная особенность последней заключается в том, что ребенок делает то, что нравится ему, а также его родителям.
Ребенок адаптируется к полной зависимости от своих родителей. Зависимое поведение, предполагающее помощь извне, не только становится гарантией постоянного ухода, но превращается в самоцель.
Желательно, чтобы в процессе воспитания зависимость редуцировалась, уменьшалась. Чересчур выраженные фрустрации, наоборот, усиливают эту потребность. Эффективным средством является удовлетворение, сопровождаемое постепенными изменениями. Инициатива принадлежит взрослым, но благоприятным условием является то, что ребенок учится в определенной степени удовлетворять свои потребности. Затем ребенок обучается более сложным моделям поведения, расширяющим круг его общения и таким образом уменьшающим его зависимость от родителей.
По мере осознания ребенком существования других людей, особенно других детей, он начинает воспринимать их как соперников. Что ему нравится, так это неразделяемое внимание, и если ему удается дополнительно привлечь внимание с помощью соперничества, то это является очень мощным закрепляющим фактором и становится самостоятельной потребностью. Это объясняет, почему дети соперничают в такой крайне выраженной форме и при отсутствии на то необходимости.
Зависимость от матери остается неотделимой потребностью ребенка в течение длительного периода времени. Это дает матери большую власть над ребенком. Она может наказать ребенка, не уделяя ему внимания, и ребенок немедленно отреагирует таким поведением, которое, как предполагается, вернет ему внимание матери. Только в случае адекватной реакции матери на потребности ребенка последний будет процветать.
Выработка гигиенических навыков предполагает установление контроля над тем, что раньше случалось спонтанно. Ребенок должен усвоить мотивационную систему, но сначала он не видит в этом смысла, то есть это такая ситуация обучения, в которой наибольшую роль играют поощрение и наказание со стороны окружающих лиц.
Сексуальное воспитание еще в большей степени, чем выработка гигиенических навыков, связано со сдерживанием, подавлением инстинктивной потребности. Обычно данный процесс обучения протекает очень странным, необычным образом, когда родители не дают конкретной и четкой информации, а реагируют очень опосредованно и с выраженным аффектом, например, если ребенок выходит в комнату совершенно раздетым или играет со своими половыми органами.
Sears считает, что решающим фактором в развитии совести является отношение родителей к контролю над спонтанными импульсами (сексуальными и агрессивными). Что думает Sears по поводу агрессии и агрессивности? Он считает их также обученным поведением. Хотя это была изначально спонтанная реакция на фрустрацию (например, плач или ломание игрушек), в случае успеха, то есть если ребенок получил то, что он хотел, данная модель поведения закреплялась. Затем ребенок усваивал, что он может обращаться к данному способу вновь и вновь, если ему чего-либо хочется и он не может этого получить в достаточно короткое время. Последующие процессы обучения разнообразят агрессивное поведение и превращают его в социальное. Ребенок может также обучиться отреагировать свой гнев через фантазию или переключить его на заменяющий объект. Очень важным моментом является то, с какой степенью агрессивности родители реагируют на агрессивность ребенка; ребенок учится это оценивать.
Чрезмерная снисходительность родителей к агрессивному поведению ребенка закрепляет последнее — по меньшей мере внутри семьи; вне семьи можно ожидать меньшую расположенность ребенка к агрессии. Слишком сильное подавление агрессивного поведения со стороны родителей также вредит. Ребенок будет вынужден «переварить» свой гнев, что усилит его агрессивные чувства. Ребенок, который чересчур себя сдерживает дома, будет расположен к более агрессивному поведению вне дома: в школе и на улице.
Наказание за агрессивное поведение наступает потом, после ослабления напряжения, то есть когда агрессивное поведение уже было закреплено. Ребенок усваивает, что он должен взвешивать преимущества данной формы агрессивного поведения с его отрицательными сторонами, которые проявляются впоследствии. «Сильное» наказание приводит к новой фрустрации, то есть новым агрессивным чувствам без возможности их выхода.
Если такое повторяется, тогда формируется модель поведения, которая может рассматриваться как поиск негативного напряжения со скрытой агрессивностью. Такая ситуация вызывает у ребенка тревогу и дискомфорт. Тревога нарастает, так как ребенок не может отреагировать на фрустрацию агрессивным поведением и не может контролировать гнев матери или отца.
Мысли Sears об агрессивности могут быть представлены в виде кривой графика 2—3. На оси X обозначена агрессия, на оси Y — наказание. Снисходительность и воздержание от наказания способствуют агрессивности так же, как и полная непереносимость агрессивного поведения и суровое наказание. Оптимум находится посередине.
График 2.
Идентификация отчетливо начинает проявляться на 3-м году жизни. По мысли Sears ребенок во многом перенимает поведение своих родителей. Ранее был период, когда маленький ребенок имитировал поведение матери, особенно в отсутствие последней, теперь он перенимает элементы ограничения и наказания. Это ведет к развитию совести, которая в этой фазе может принимать крайне жесткие и резко очерченные формы.
Sears называет это «защитной идентификацией», так как если поведение ребенка соответствует поведению родителей, то ему не надо бояться родителей. Половая роль, что означает социальное поведение, соответствующее полу ребенка, возможно, является наиболее важным итогом идентификации. Успешная идентификация зависит от наличия родителя того же пола, по образу которого ребенок может формировать свое поведение.
Что же касается оптимального отношения другого родителя, то излишнее его вмешательство препятствует хорошей идентификации с родителем того же пола, но в то же время отсутствие интереса также препятствует процессу идентификации. Так, если девочка 4-х лет пытается построить свое поведение по типу модели своей матери, то есть пытается воспроизвести отношение матери к полу, агрессивности, тогда ее отец должен закреплять женское ролевое поведение и должен быть осторожным и не создавать собственной конкурирующей модели.
Если наиболее важной фигурой идентификации для девочек остается мать, то мальчики на 4-м году жизни переключаются на отца. Если мать проявляет уважение к отцу, то есть его роль «разрешена», то это значительно облегчает задачу сына. С другой стороны, отец может усилить чувство самооценки или достоинства у девочки, показывая, как высоко он ценит мать. Идентификация достигает своего пика в возрасте 6-ти лет.
Фаза обучения вторичным мотивационным системам вне семьи (в возрасте с 6 до 7 лет). Когда ребенок созревает для школы, он созревает и для более широкого социального окружения. Он уже больше не зависит от одного лица (матери) или от двух (матери и отца), он также привязывается, например, к учителю. То, как ребенок справляется с новыми отношениями, определяется более ранним опытом в рамках семьи.
Ребенок пытается подойти или направить деятельность других людей таким образом, чтобы получить желаемое. На своем пути он встречается с требованиями и контролем, что связано с дальнейшим развитием совести в смысле уважения ценности существующих норм. Что бы ребенок ни делал, в конечном итоге все сводится к желанию стать похожим на родителей.
Дата добавления: 2024-08-17; просмотров: 109;