Реформы 1930-1960-х гг.
Реформы 1930-х годов (кредитная реформа, реорганизация управления промышленностью, налоговая реформа) означали окончательную ликвидацию нэпа.
Постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. предусматривало превращение синдикатов в объединения и передачу им управления промышленностью. Тресты теряли хозрасчетную самостоятельность.
Вместе с тем провозглашался перевод предприятий, входящих в тресты, на хозрасчёт, который по существу сводился к учёту себестоимости и стимулированию её снижения. Ни собственных оборотных средств, ни права участвовать в распределении прибыли предприятия не получили.
Кредитная реформа последовала непосредственно за реорганизацией управления промышленностью.
Реформа строилась на следующих теоретических предпосылках. Предполагалось, что ликвидация многоукладности, отказ от нэпа делают излишними товарно-денежные отношения, реальное функционирование кредитно-денежной системы. Поэтому купля-продажа между предприятиями внутри государственного сектора должна превратиться в плановое распределение, оплата товаров – в простую формальность, кредитование предприятий – в разновидность финансирования, всецело подчинённого плановым заданиям. В этих условиях нет места для взаимной задолженности предприятий (т. е. для коммерческого кредита), внепланового перераспределения средств, разделения собственных средств предприятий и кредитов банка.
Реформа предусматривала новый порядок кредитования, расчётов и организации оборотных средств предприятий.
Негативные последствия кредитной реформы обнаружились уже в 1930-1931 гг. Реформа, оторванная от реальности в силу своих идеологических и организационных принципов, создавала ситуацию, в которой хозяйство не могло функционировать нормально. Резко возросли незаконные, некомплектные поставки, катастрофически нарастала масса кредитов и денег в обращении. Темп оборота общественного «капитала» резко замедлился, приросты промышленного производства, полученные ценой жертв и лишений, были заморожены в запасах и не давали реального расширения ресурсов для дальнейшего роста.
В 1931-1932 гг. были внесены «исправления» в кредитную реформу. Предприятия стали наделяться собственными оборотными средствами. Для этой цели Госбанк предоставлял кредит, который погашался выплатами из госбюджета в течение 1932-1938 гг. Собственные и заёмные средства разграничивались на расчётном и ссудном счетах, открываемых банком каждому хозрасчетному предприятию. Вместо автоматической оплаты поставщиком в качестве основной формы расчётов сводился акцепт (перечисление средств на счёт поставщика после согласия покупателя оплатить отгруженный товар). Отменялось кредитование «под план», представляющее собой на практике неограниченное предоставление хозяйствам кредитов.
Эти исправления кредитной реформы не означали восстановления кредитно-денежной системы 20-х годов. Они сохраняли основные черты сложившейся на рубеже 20-х и 30-х годов кредитно-денежной системы, но придавали ей устойчивость, способность функционировать, не вызывая немедленных разрушительных последствий.
Налоговая реформа 1930 г. установила, что в бюджет должно перечисляться не менее 81% прибыли.
Однако скоро обнаружилось, что автоматическое перечисление прибыли в бюджет задевает оборотные средства, ухудшает положение предприятий без вины с их стороны.
В годы войны (1941-1945 гг. резко возросла эмиссия наличных денег: произошло перераспределение денежных доходов между городом и деревней в пользу последней, резко возросли рыночные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Последствия войны в денежном обращении ликвидировала денежная реформа 1947 года.
Реформы 50-х годов отличались от урегулирования 30-х годов и денежной реформы 1947 года качественными изменениями: происходило постепенное правовое выравнивание городского и сельского населения и соответственно складывалось принципиально новое равновесие в денежном обращении (значительно выросли денежные доходы и в городе и в деревне, была создана система пенсионного обеспечения рабочих и служащих, отменены принудительные займы).
Однако кредитно-финансовая система, сложившаяся в 30-х годах, просуществовала без качественных изменений до реформы 1965 года. Характерные черты этой системы: сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли; отсутствие твёрдых критериев при распределении прибыли между предприятиями и бюджетом; широкие полномочия вышестоящих инстанций (министерств, совнархозов) перераспределять между подведомственными предприятиями прибыль, оборотные средства; централизация не только основной массы прибыли, но и амортизации (за исключением амортизации на капитальный ремонт); определение норматива оборотных средств предприятию вышестоящими инстанциями; постоянное замораживание собственных оборотных средств и восполнение их за счёт кредита.
Несовершенство сложившейся кредитно-финансовой системы было связано с объективными противоречиями:
попытки установить единые нормативы распределения прибыли и единый норматив отчислений в стимулирующий фонд (фонд директора, позднее – фонд предприятия) наталкивались на огромную дифференциацию рентабельности, не зависящую от работы предприятия;
самофинансирование за счёт оставляемой у предприятия части прибыли ограничивалось несовпадением (по отдельным предприятиям и годам) доли оставляемой прибыли и плановой потребности в капиталовложениях. Отсюда – централизация практически всех финансовых источников капитальных вложений и широкое использование бюджетного финансирования;
попытки ограничить безвозмездное финансирование, развивать долгосрочный кредит сталкивались с узким использованием долгосрочного кредита, с большой проблематичностью его возврата. Там же, где долгосрочный кредит применялся широко (в сельском хозяйстве), он фактически превращался в безвозмездное финансирование;
ужесточению условий кредитования (постановление о Госбанке 1954 года) мешали объективные процессы воспроизводства, обусловливающие постоянную нехватку оборотных средств.
Перед реформой 1965 года стояла задача разрешить эти противоречия. Для этого цены и платежи из прибыли (введение фиксированных рентных платежей) перестраивались так, чтобы рентабельность отражала реальные условия предприятия и могла служить основой для стимулирования и развития производства. Были расширены возможности финансирования капитальных вложений за счёт прибыли, амортизации, долгосрочного кредита. Предприятия получили самостоятельность в определении норматива оборотных средств и право получать эти средства за счёт сверхплановой прибыли, временного сокращения отчислений в стимулирующие фонды, долгосрочного кредита. Упорядочивались взаимоотношения предприятий с бюджетом, вводились заранее определённые платежи, в частности, плата за фонды. Была расширена доля прибыли, направляемая на материальное стимулирование и социальное развитие, выделены специальные фонды на эти цели, формируемые по определённым нормативам.
В соответствии с реформой 1965 года доля прибыли, оставляемая у предприятий, по-прежнему определялась с помощью индивидуального норматива. На деле самофинансирование на основе индивидуальных нормативов ничем не отличалось от безвозвратного бюджетного финансирования. Экономические последствия те же – раздутый спрос на капиталовложения, неэкономное, неэффективное их использование.
В ходе реформы 1965 года предполагалось, что в результате роста рентабельности будет исключено авансирование хозяйством бюджета. Однако формы и сроки перечислений в бюджет прибыли и налога с оборота не были изменены, сохранилась возможность изъятия в бюджет оборотных средств хозяйства и формируемых предприятием финансовых фондов, которая и была вскоре реализована.
Новая экономическая политика с 1985 г. получила название «курс ускорения». Основной целью объявлялась интенсификация общественного производства за счёт приоритетного развития научно-технического прогресса, структурной перестройки, эффективной системы управления, организации и стимулирования труда.
Спустя год понятие «ускорение» выходит из употребления и заменяется термином «перестройка».
В 1987 г. была принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривали её социальную переориентацию, структурные преобразования, реформу ценообразования, перестройку финансово-кредитной системы при общей направленности к регулируемой рыночной экономике.
Важной особенностью периода до 1989 г. следует считать массированную атаку на, так называемую, «командно-административную систему». В результате возникла ситуация хозяйственного безвластия, приведшая в конечном итоге к распаду СССР.
После августа 1991 года был выбран монетаристский путь реформы в шоковом варианте (достижения рыночного равновесия посредством одноразового размораживания цен, сокращения дефицита бюджета и удорожание кредита). Предполагалось, что быстрый переход к свободным рыночным отношениям автоматически создает стимулы для структурной перестройки и преодоления кризиса.
Развал СССР привел к разрушению налаженных связей. Это усугубилось войной цен и повлекло развал рублевой зоны и гиперинфляцию.
[1] Ретроспективный – посвящённый рассмотрению прошлого, обращённый назад, к прошлому.
[2] См.: Forester T. High-Tech Society. The Story of the Information Technology Revolution. Cambridge (Ma.), 1988. P.2.
[3] См.: Gates B. The Road Ahead. N. Y.-L., 1996. P. 36.
[4] Суперкомп’ютер в Індії // Урядовий кур’єр. –2003. – 14 травня (№ 86). – С. 14.
[5] Деноминация – изменение нарицательной стоимости денежных знаков по определенному соотношению старых денежных знаков на новые денежные единицы.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2600;