Вопрос 19. Целостность восприятия и законы гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. На основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет элементы в процессе восприятия в целостный образ.
Целостность восприятия – внутренняя органическая взаимосвязь частей в образе (Грановская).
Свойство целостности восприятия: всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы.
Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологи: Келлером и Вертгеймером.
Они выделили 2 аспекта целостности восприятия:
1) объединение разных элементов в целое,
2) независимость образованной целостности от качества объектов, при этом восприятие целого влияет на восприятие его частей.
Правила группировки частей в целое Вертгеймер):
1) правило подобия - в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине и т.д.,
2) правило близости - в фигуру объединяются элементы близко расположенные,
3) хорошая форма - т.е. элементы, обладающие симметрией или периодичностью,
4) правило общей судьбы - множество элементов, двигающихся с одинаковой скоростью и по одной траектории (правило применимо и когда объекты неподвижны, движется наблюдатель).
Влияние целого на элементы:
1) Один и тот же элемент, включенный в разные структуры, воспринимается по-разному.
2) При замене отдельных элементов, при сохранении соотношения между ними общая структура образа остается неизменной.
3) При выпадении отдельных частей воспринимаемой фигуры общая структура образа остается неизменной.
4) В независимости от искажений и индивидуальных особенностей предмет относится к определенному классу (обобщенность).
Целостность восприятия относится к вторичным характеристикам восприятия наряду с константностью, предметностью и обобщенностью.
Целостность– демонстрирует отношение элементов и целого.
Основа целостности и структурности восприятия – отражение формы (контура) предмета, которая объективно выделяет предмет из окружения, являясь разделительной гранью двух реальностей, и выражает единство строения предмета как целого (Сеченов).
Это приобретенное свойство перцептивного образа, которое формируется в результате рефлекторной деятельности анализаторов и предметной деятельности человека.
В гештальтпсихологии были сформулированы законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение имеет фон, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру Õ одно не может существовать без другого.
Гештальтпсихологами был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, насколько это позволяют условия стимула.
Влияние целого на элементы:
1. Целое доминирует над элементами.
Между частями целого существуют отношения, которые выходят за пределы отдельных частей. Так, если части меняются с соблюдением пропорций, то их отношения (целостность) все еще остаются узнаваемыми (исполнение одной мелодии в разных тональностях).
2. Целостность проявляется во всех модальностях
Факторы объединения элементов в целое: а)Фактор близости – чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы, б)Фактор однородности, в)Фактор сходства, г)Фактор коллективного движения, д)Фактор достраивания до целого – если фигура не закончена, то человек все равно стремится видеть ее как целое, е)Фактор хорошей формы (закон прегнантности) – если общая структура лучше, чем ее части, то она воспринимается как одна, разделенная линией; если части лучше, чем целое, то фигура начинает делиться в оптическом поле на две.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4433;