МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ
В музыкально-образовательной деятельности, как и в других видах музыкальной деятельности, применяются различные педагогические методы и приемы (О. П. Радынова и др.).
Поскольку все знания необходимо давать детям в опоре на музыку, а не отвлеченно, требуется применение наглядно-слухового метода (звучание произведения в «живом» исполнении или в записи), который всегда сопровождает рассказ педагога о музыке.
Применение наглядно-зрительного метода также значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это:
■ показ репродукций, изображений инструментов и т.д.;
■ использование цветных карточек (прием: цвет — настроение);
■ моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений и т. п.
Словесный метод предполагает:
■ сообщение детям различных сведений о музыке;
■ разъяснение новых понятий, обогащающих «словарь эстетических эмоций» ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений;
■ объяснение того, как овладеть определенными навыками и т. д.
Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса. Он также включает показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций, способов действий, необходимых в исполнительской и творческой деятельности.
Рекомендуется использовать в музыкально-образовательной деятельности метод создания художественного контекста: он позволяет обогатить художественно-педагогическую среду, дает возможность представить музыку в ее разнообразных связях с другими видами искусства и жизненными прообразами (речью, движением, звуками окружающего мира) (Г. А. Праслова).
Осознанному усвоению знаний способствует также использование музыкально-дидактических игр и пособий,позволяющих объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровая форма заданий помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.
Как говорилось выше, музыкально-образовательная деятельность предполагает, помимо привития ребенку музыкальной грамотности, освоение им нотной грамоты.
Анализируя данную проблему, Г. А. Праслова отмечает, что к изучению нотной грамоты с детьми дошкольного возраста можно приступать лишь после длительного периода устного (донотного) освоения музыкальной речи, так как звуки в сознании ребенка лишь со временем оформляются в зрительные образы, соответствующие слуховым представлениям, только после приобретения ребенком достаточного запаса музыкальных знаний и музыкально-слуховых представлений.
Чтобы представить дошкольникам нотную грамоту в понятном и доступном виде, автор рекомендует использовать различные способы моделирования элементов музыкального языка:
■ пространственное (показ руками направления движения мелодии и др.);
■ речевое (ритмизированная речь, звукоподражания и т. д.);
■ двигательное (различные виды движения тела, звучащие жесты — (щелчки, шлепки и т.д.);
■ графическое (символическая условная запись — рисунки, цвет, карточки и т.д.) моделирование различных элементов музыкального языка: метра, темпа, звуковысотных отношений, фактуры и т.д.
Автор также отмечает необходимость учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, что предполагает такую организацию музыкально-образовательной деятельности, когда образно-ассоциативное постижение музыкального языка преобладает над понятийным. При этом работа педагога должна осуществляться в следующей последовательности (схема 27).
Схема 27
Формирование музыкально-слуховых представлений ребенка и постижение им интонационной сути музыки | Практика музицирования по слуху | Теоретическое осмысление элементов музыкального языка |
Таков путь естественного вхождения ребенка в мир музыки. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Раскройте содержание музыкально-образовательной деятельности в детском саду.
2. Охарактеризуйте этапы организации музыкально-образовательной деятельности.
3. Раскройте задачи музыкально-образовательной деятельности, методы и приемы формирования знаний о музыке.
4. Проанализируйте музыкальное пособие Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь» с точки зрения возможности его использования в музыкально-образовательной деятельности.
5. Подберите музыкально-дидактические игры для детей 4—5 лет, направленные на формирование знаний о музыке. Подготовьте наглядный материал.
6. Разработайте конспект одной из форм организации занятий с дошкольниками по усвоению знаний о музыке (беседа, тематическое занятие, развлечение, игровые формы: викторина, вечер загадок и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА
Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. — М.: Академия, 2004.
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Рацынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: Академия, 2002.
Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 1986. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М.: Просвещение, 1982.
РоотЗ.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2005.
Глава 11
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 553;