Творчество детей в игре на музыкальных инструментах
Детское инструментальное творчество проявляется в подборе по слуху мелодий, в инструментальных импровизациях на игровую ситуацию, в сочинении несложных мелодий, в инструментовке музыкального произведения.
Условиями его возникновения, помимо жизненного и музыкального опыта детей, богатства их музыкальных впечатлений и наличия комплекса музыкальных и общих способностей (воображения, фантазии, образного мышления и др.), являются владение способами звукоизвлеченияи навыками игры на различных музыкальных инструментах и знание их выразительных возможностей, их тембров, особенностей звучания.
В качестве условия возникновения инструментального творчества выделяют также педагогическое руководство (О. П. Радынова и др.). При этом характер руководства и степень участия педагога в инструментальном творчестве зависят от индивидуальных особенностей и возраста воспитанников. Прямое участие педагога необходимо, когда дети овладевают первоначальными действиями. В дальнейшем педагог только поощряет детей, отмечая удачно найденные мелодические интонации, поддерживает желание музицировать.
Педагог должен уметь создать атмосферу творчества, проявляющуюся прежде всего в особом качестве общения с ребенком — игровом общении, что возможно только при его искренней заинтересованности в творческом процессе (Г. А. Праслова и др.). Педагог при этом выступает в разных ролях одновременно: он не только наставник, он и участник, и организатор, и вдохновитель игровой деятель-
ности детей. Такая позиция педагога позволяет каждому ребенку наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал в процессе общения с музыкой.
Для развития творческих проявлений детей в инструментальном музицировании разработаны задания различной сложности (О. П. Радынова и др.): от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.
Младший дошкольный возраст | Дети импровизируют на ударных инструментах. Основой лля импровизаций выступают различные игровые ситуации, связанные с простым звукоподражанием (поезду — передавать усиление и ослабление звучности, карусели — ускорение и замедление темпа и т. п.). Задания могут быть и такого плана: исполнить на музыкальном инструменте ласковые, решительные звуки и т. п. Творчество детей может выражаться в-выборе инструмента для звукоподражания (пению птиц, явлениям природы и т.д.) |
Средний возраст | Дети уже способны сыграть простую попевку, мелодию собственного сочинения, используя при этом не только ударные, но и звуковысотные инструменты. При этом важно акцентировать внимание ребенка не только на освоении навыков самостоятельного применения выразительных средств музыкальных инструментов, но и на возможности использовать их для передачи своих чувств, впечатлений в создаваемых инструментальных импровизациях. В младшем и среднем дошкольном возрасте ударные инструменты можно использовать для озвучивании сказок и стихов (Г, А. Праслова и др.) |
Старший возраст | Задания для инструментального творчества могут носить проблемный характер, создаваемый с помощью метода контрастных сопоставлений: сочинение мелодий, контрастных по характеру |
Чтобы детские импровизации были выразительны, необходимо, чтобы дети понимали важность выражения настроения музыки (О. П. Радынова и др.). Для этого нужно будить фантазию ребят образными сравнениями, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает и заинтересовывает детей. Этому будет способствовать
также коллективная импровизация ритмического сопровождения к музыкальному произведению шумовым оркестром с предшествующим обсуждением с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками (т. е. какими выразительными средствами) лучше передать тот или иной образ.
В среднем и старшем возрасте, чтобы стимулировать желание импровизировать и обогащать творческие проявления детей, можно аранжировать удачные сочинения и исполнить их оркестром илина фортепиано.
Г. А. Праслова предлагает использовать для развития у детей эмоциональности, любви к музицированию и творчеству в нем, помимо традиционных (наглядного, словесного и практического), также ряд других методов.
Метод активизации творческих проявлений | Предполагает применение импровизационно-творческой игры в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Творческая активность при этом проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение, что дает возможность каждому ребенку выразить себя в придуманной интонации, в «изобретении» собственного способа игры, в раскрытии своего духовного мира через отношение к музыке |
Метод моделирования элементов музыкального языка | Позволяет познакомить ребенка в доступной для него форме с выразительными средствами музыки и их особенностями, способствует облегчению восприятия и осознания закономерностей строения музыкальной речи. При этом моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. |
Метод моделирования художественно-творческого процесса | Заключается в том, что ребенок, опираясь на свой музыкальный опыт и фантазию, осваивает путь рождения музыки, начиная с творческого замысла и кончая конкретным его воплощением. Моделирование художественно-творческого процесса включает определенную последовательность действий ребенка, направляемых педагогом: • выбор творческой задачи (например, отразить в музыке ту или иную ситуацию или образ и т.д.); • определение логики развития сюжета; |
Окончание таблицы
• выбор средств музыкальной выразительности и способов их воплощения; • практическое воплощение творческого замысла (в пении, пластике движений, в инструментальном музицировании) |
При этом автором особо отмечается, что данный метод является универсальным и поэтому может быть использован во всех видах музыкально-исполнительской деятельности. Постановка перед детьми художественных задач в процессе реализации данного метода позволяет им понять смысл своей творческой деятельности, развивает самостоятельность в добывании и присвоении знаний.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 559;