УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Постижение и понимание музыки ребенком значительно улуч­шается, если даются сведения о ней: ее особенностях, возможностях, разновидностях.

В связи с этим встает вопрос о проблеме соотношения музыкаль­ного воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе музыкального развития. В работах ученых и педагогов-музыкантов (А. В. Кенеман, О. П. Радынова и др.) говорится о том, что эти понятия не исключают, а дополняют друг друга. Анализируя различные точ­ки зрения на их взаимосвязь, Г. А. Праслова отмечает, что в опреде­лении понятия «музыкальное воспитание» акцент делается на эмоционально-ценностной стороне процесса, в ходе которого осуществляется формирование личностного субъективного смысла того, что усваивается ребенком в ходе музыкального образования, а обучение отражает преимущественно интеллектуально-практи­ческую сторону деятельности ребенка и включает обучение знани­ям, способам действий, овладение которыми помогает ребенку осваивать элементы музыкального языка и исторически сложивший­ся опыт музыкальной деятельности.

Еще Н. А. Ветлугина выдвинула положение о том, что знание нот­ной грамоты в каких-то первоначальных формах активизирует музыкально-слуховое развитие. Этот вид деятельности, направлен­ный на усвоение знаний о музыке, был назван ею музыкально-познавательная деятельность.


Эту мысль высказывает также Д. Б. Кабалевский, который видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, отличая это понятие от музы­кальной грамоты. Он говорит о том, что искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость, требует умения от­кликаться сердцем и умом на то, что создал художник.

О необходимости этого вида деятельности для музыкального раз­вития говорят и все современные ученые и педагоги-музыканты (Э.Б.Абдуллин, Е.А.Дубровская, Е.В.Николаева, О.П.Радынова, К.В.Тарасова, Л. В. Школяр и др.).

Таким образом, выделение этого вида музыкальной деятельности связано с тем, что в настоящее время приоритетным стало развитие музыкальной культуры современного слушателя, а музыкально-образовательная деятельность позволяет целенаправленно ре­шать задачу развития музыкального восприятия через интеллекту­альный компонент (Е.А.Дубровская, О.П.Радынова, Л.В.Школяр и др.) (схема 26). При этом ее основное назначение видится ученым прежде всего в развитии музыкальной грамотности подрастающего поколения в широком смысле этого слова, а также и в ее более узком значении как нотной грамоты.

По мнению Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой, в круг теорети­ческих знаний о музыке необходимо включать знания:

■ о закономерностях музыкального искусства, его природы (к ним относятся в первую очередь знания об основах музыки: интона­ции, жанре, образе, драматургии, стиле и т.д.);

■ о формах бытования музыки, композиторах, исполнителях, слу­шателях, оркестрах, хорах и т.д.;

■ из области элементарной теории музыки, в том числе нотной грамоты.

Музыкальное развитие ребенка направлено на постижение му­зыки как вида искусства, что осуществляется в различных видах дея­тельности. При этом успешное осуществление каждого вида музы­кальной деятельности требует определенных знаний и умений.

Для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера:

■ о самой музыке (музыка имеет свой «язык», свои средства, вы­ражающие ее содержание, передающие настроение; музыка всегда выражает разные чувства, она различна по своему харак­теру; музыка развивается, изменяется, в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные ча­сти, музыкальные фразы);


■ композиторах (музыку создают композиторы, народ);

■ музыкальных инструментах, жанрах, средствах музыкальной
выразительности и т. д.

Для развития исполнительства и творчества необходимы помимо общих знаний о музыке знания специального характера:

■ о способах, приемах исполнительства;

Схема 26

 

 

■ сведения о возможностях создания музыкального образа в раз­личных видах деятельности.

Например, в певческой деятельности даются знания, помогаю­щие овладеть певческими навыками (звукообразование, дикция, дыхание, ансамбль, строй и т.д.). Детям объясняют, как надо пра­вильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выра­зительно и отчетливо произносить текст песни, в каком темпе, с какими динамическими оттенками, нюансами и т.д.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваива­ют различные движения и способы их исполнения, что также тре­бует специальных знаний; о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной вырази­тельности и т. п. Дети узнают названия танцевальных шагов, усваи­вают названия танцев, хороводов и т. д.

Приобщаясь к игре на музыкальных инструментах, дети получа­ют знания о звукоизвлечении, тембрах, способах и приемах игры на разных инструментах.

Кроме того, различные формы общения ребенка с музыкой в процессе музыкально-исполнительской деятельности включают умения:

■ контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности;

■ подбирать, импровизировать, комбинировать различные соче­тания звуков;

■ согласовывать свои движения с характером музыки;

■ владеть исполнительскими навыками элементарного музициро­вания и т. д.

Определенные знания необходимы и для развития музыкальных способностей.

Так, развитие ладового чувства (различение характера произ­ведения, отдельных частей, фраз, интонаций) требует знаний о том, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (лад, тембр, динамика, интонация и т.д.) создают определенное настроение, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональ­ной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т. д.


Развитию музыкально-слуховых представлений помогут знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторя­ются на одной высоте.

Развитие чувства ритма невозможно без знаний о том, что му­зыкальные звуки имеют различную протяженность, что они движут­ся, и их чередование может быть спокойным или более активным и т.п., что ритм влияет на эмоциональную окраску музыки, делает более узнаваемыми различные жанры.

Развитие у детей основ музыкальной культуры, формирование музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, ин­тересов, чувств, оценок) также невозможно без овладения некото­рым объемом знаний о композиторах, средствах музыкальной вы­разительности, музыкальных инструментах, жанровых особенностях музыки, ее формах и видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), накопления «словаря эмоций» (для характери­стики настроений, выраженных в произведении), владение некото­рыми музыкальными терминами (регистр, теми, фраза, часть, всту­пление и т.д.).

Знания общего и специального характераформируют способность к элементарным суждениям и оценкам, углубляют эмоциональное сопереживание чувствам и настроениям, передан­ным в музыкальных сочинениях, пробуждают интерес к музыке, делают процесс обучения более осознанным.

При этом музыкально-образовательная деятельность не суще­ствует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, ис­полнительства, творчества. Очень важно, чтобы знания не давались детям впрок, а предлагалось ровно столько материала, сколько не­обходимо в данный момент. Это связано с тем, что овладение теоре­тическими знаниями возможно лишь на основе накопленного слу­хового опыта и опыта практической деятельности. Только в этом случае полученные знания могут органично войти в активный багаж музыкальной культуры личности.

Музыкально-теоретические знания, приобретаемые детьми,

и опыт оперирования ими в различных видах музыкальной деятельности создают базу для самообразования детей, возможности общаться с искусством без помощи взрослых.

Важной составляющей музыкально-теоретических знаний явля­ется применение специальных терминов, так как дать детям пра­вильное название музыкальному явлению — это значит помочь в его осознании. Умение верно называть предметы помогает правильно


разбираться в их отличительных признаках. Авторы вводят такое понятие, как «словарь эмоций», позволяющее расширить представ­ления о чувствах, выраженных в музыке, что предполагает накопле­ние слов, характеризующих чувства и настроения, их характер, пере­данные в музыке; это делает возможным прослеживание «чувствен­ной программы» музыкального произведения. В словаре предлага­ется ряд основных характеристик эмоционального состояния (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, мужествен­ная, взволнованная, серьезная, таинственная, страшная) и их сино­нимы.

Применительно к дошкольному возрасту А. И. Катинене и О. П. Радынова разработали примерный словарь музыкальных тер­минов, с которым необходимо познакомить детей. В него вошли следующие группы терминов:

■ слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки;

■ термины, обозначающие музыкальные жанры, виды музыки;

■ термины, характеризующие средства музыкальной выразитель­ности;

■ термины, обозначающие музыкальные формы;

■ термины, обозначающие музыкальные инструменты;

■ термины, обозначающие музыкальные профессии, специально­сти, коллективы;

■ термины, обозначающие характер исполнения, приемы;

■ общие музыкальные термины.

Педагоги-музыканты (Е. А. Дубровская, О. П.Радынова и др.) ре­комендуют активно включать детей в музыкально-образовательную деятельность с пятого года жизни, что не исключает возможности и более раннего вовлечения в этот вид деятельности. При этом особо отмечается необходимость учитывать возрастные особенности детей. Так, например, если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыс­лить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.

Содержание знаний о музыке направлено на решение следующих задач (Е. А. Дубровская, О. П.Радынова и др.):

■ формировать музыкальное мышление-восприятие детей через слушание и слышание музыки, используя наглядные модели, разнообразие музыкальных образов, что обеспечит успех исполнительских видов деятельности и обогатит все музыкальные проявления детей;


 




 

дать прочные знания о музыке и ее особенностях путем система­тических бесед: музыка выражает и изображает, имеет свой вы­разительный язык; различается по жанрам и способу исполне­ния. Методом слухового сопоставления, сравнения и анализа закрепить знания детей о музыке вокальной и инструменталь­ной, камерной и симфонической, театральной;

способствовать овладению детьми необходимым словарным за­пасом для характеристики музыкальных произведений, форми­ровать умение правильно излагать свои мысли, используя музы­кальные термины;

направлять поисковую деятельность детей на развитие музыкаль­но-эстетического сознания в соответствующих каждому возра­сту границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оце­ночные отношения.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 802;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.