Музыкально-игровое и танцевальное творчество дошкольников


Музыкальное движение представляет особенный интерес в свя­зи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется:

■ во-первых, «двигательной природой» детского воображения
(Л. С. Выготский);


■ во-вторых, максимальной доступностью движения под музыку

для детей па всех возрастных этапах, в том числе на ранних;

■ в-третьих, синтетической природой музыкально-ритмической
деятельности.

Вместе с тем важно отметить, что ребенок начинает импровизи­ровать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, вырази­тельных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками, т. е. если он готов к таким занятиям, обладает опытом осуществления подобной деятельности.

Таким образом, творческие проявления детей в ритмике связаны с их умением импровизировать под музыку на основе имеющегося запаса исполнительских движений.

Кроме того, творческие проявления детей в ритмике во многом обусловлены и рядом других факторов:

■ уровнем развития музыкального восприятия; степенью понима­ния ребенком особенностей развития музыкального образа;

■ качеством педагогического руководства творческими проявле­ниями детей в ритмике;

■ учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов.

Важен также подбор музыкального репертуара, поскольку он служит сценарием для творческих проявлений детей в ритмике, ведущее место в музыкально-игровом творчестве занимают про­граммные музыкальные произведения.

Для полноценного творчества ребенка в ритмике необходимо оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым:

■ музыкальным сопровождением;

■ костюмами и атрибутами;

■ музыкальными инструментами;

■ пространством для игр и танцев;

■ возможностью проявить самостоятельность (Г. А. Праслова и др.).

Для развития творчества в ритмике педагогами-музыкантами (М.Л.Палавандишвили и др.) рекомендуется последовательность творческих заданий, предъявляемых детям в несколько эта­пов.

Если в младшем возрасте самые лучшие песни для таких зада­ний — народные, то детям более старшего возраста предлагают и


 

1-й этап Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в движениях отдельных персонажей, отражающие их повадки, особенности, либо имитировать игру на различных музыкальных инструментах и т. п. Педагог при этом дает образец движений, показывая несколько вариантов, из которых ребенок выбирает один, наиболее полно отвечающий, по его мнению, характеру музыки
2-й этап Перед детьми ставятся творческие задания, связанные с передачей динамики развития музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей или передачей характера музыки в различных танцевальных жанрах. Для обогащения творческих проявлений ребенка рекомендуется побуждать его к предварительной словесной характеристике музыкального образа, тогда творческий замысел становится ему более ясным, что помогает практически реализовать опыт усвоенных ранее музыкально-ритмических движений
3-й этап Детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей с контрастными характерами. При этом важно акцентировать их внимание не столько на изобразительной, сколько на выразительной функции движений.
4-й этап Детей побуждают к выполнению более сложных заданий: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца. Переход от подражания к самостоятельности требует от ребенка включения самоконтроля, волевых усилий, психологической раскрепощенности

классическую, и современную музыку. При этом дети должны знать, что сориентироваться в выборе движений для пластической импро­визации им помогут выразительные средства самой музыки: ее интонационно-образный строй, ритм, кульминации, спады, контра­сты и т. д.

Для развития творческих музыкально-двигательных проявлений предлагают также использовать задания на свободное дирижирова­ние (Г. А. Праслова и др.), в ходе которых дети жестами передают характер музыкального произведения, их штрихи, динамику, темп и т. д. Цель этих заданий — воспитание чувства соответствия движе­ний характеру музыки.


Обобщая, следует отметить, что в качестве критериев сфор­мированности творческих навыков детей в области ритмики выде­ляются:

■ самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движе­ний, выразительность движений, нестандартность пластических средств выражения;

■ способность двигательно откликаться на переживания, выра­женные в музыке;

■ способность придумывать собственные музыкально-двигатель­ные композиции;

■ увлеченность процессом отражения музыки в движении.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 452;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.