Песенное творчество детей дошкольного возраста
Выше говорилось о близости детского творчества устному народному творчеству. Особенно это заметно в песенном творчестве. Так, например, в младшем дошкольном возрасте песенное творчество детей наиболее ярко проявляется в повседневной игровой деятельности. Его ценность в том, что в подобном пении ребенок может проявить свои переживания, одновременно тренируя ладовое чувство и чувство ритма, развивая и укрепляя легкие, формируя координацию голоса и слуха, стимулируя речь.
Подобные творческие проявления в игровой деятельности получили название спонтанная песня (Ю. Р. Бьерквол, Е. И. Николаева и др.). Она несопоставима ни с профессиональной, ни с популярной музыкой, но она неотъемлемый атрибут детства, присутствующий в любых детских занятиях и являющийся ключом к самовыражению и росту. Она подчинена только правилам детской культуры и не управляется непосредственно взрослым миром. Ее основа — единство кодов языка и пения, что и обусловливает широту ее использования в повседневной
жизни детей в их играх. При этом дети не осознают, что они поют, поскольку жизнь для них и есть неразрывное единство движения и звука, и прежде всего звука собственного голоса.
Подобное спонтанное песенное творчество выступает важнейшим средством самовыражения и самоутверждения ребенка, но оно заканчивается в присутствии взрослого, на занятиях, где вступают в силу совершено другие закономерности.
Песенное творчество рекомендуется развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания.
Для проявления и развития песенного творчества, т. е. для того, чтобы ребенок смог спеть и сочинить мелодию, необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т.е. его основные музыкальные способности.
Важно научить детей воспроизводить эмоциональную окрашенность интервалов-интонаций, самостоятельно подбирать ритмический рисунок и темп.
Кроме того, одним из основных, условий песенного творчества является умение детей удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности, т. е. владение ладом. При этом у детей необходимо развивать умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш — четкий, подвижный; вальс — нежный, плавный и т.д.).
Таким образом, качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из которых:
■ выразительная интонация;
■ ритмический рисунок;
■ лад.
Успешность творческих проявлений детей зависит также от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.
Для того чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина рекомендует организовать работу в несколько этапов.
Поскольку основными условиями проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений на подготовительном этапе, им предлагаются соответствующие упражнения (на данном этапе значительна роль образца):
■ самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
■ подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
■ различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие и звукоряд («Веселый и грустный колокольчик»);
■ различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте и длительности;
■ транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.
г\ На втором этапе детям предлагается серия творческих заданий • для развития песенного творчества, где ставится задача действовать самостоятельно:
■ импровизация звукоподражаний (в разном темпе и ритме), небольших мелодий без слов (на простейшие слоги) направлена на развитие у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе и т.д.). Для этого ребенок вовлекается в игровые ситуации, когда ему предлагается покачать куклу на слово «баю» и т. п.;
■ импровизация имен может включать различные игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и различной интонацией (нежно, сердито и т. д. и с различной силой звука). При этом важно помочь детям в поиске выразительных средств для воплощения различных образов;
■ импровизация музыкальных вопросов и ответов, певческая перекличка предполагают чередование речи педагога с пропеванием слова или короткой фразы, а музыкальные вопросы и ответы детей или дублируют интонацию педагога, или пропеваются в свободной форме. При этом важно обращать внимание ребенка на характер интонаций в вопросах и ответах: интонации призыва, жалобы и т.д.;
■ сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый мотив или текст, в определенном жанре. Этот вид вокальной импровизации используется в работе со старшими дошкольниками. При этом для импровизаций лучше выбирать мелодии с определенной жанровой принадлежностью и яркой образной основой, что позволяет заострить внимание детей на интонационно-образной природе выразительных
средств музыки (мелодии, ритме, динамике, темпе и т.д.).
Песенная импровизация на заданный текст осуществляется после его тщательного освоения. При этом лучше начать с самого простого: например, на слоги тру-ту-ту спеть марш, ля-ля-ля — вальс и т. д. Позже для освоения этих заданий могут использоваться детские считалочки, пословицы, в дальнейшем — фрагменты различных
детских песен.
Третий этап направлен на самостоятельное применение достигнутых творческих умений в различных видах деятельности, и прежде всего в самостоятельной музыкальной деятельности.
Эта работа позволяет подготовить детей к сочинению целого оперного спектакля. Основой для этого может выступать тот или иной сказочный сюжет. Кроме того, важно также познакомить детей с жанровыми особенностями, строением оперы, выявить характер ее персонажей. При этом процесс воплощения художественного замысла предполагает поиск детьми средств музыкальной выразительности при создании музыкальных образов действующих лиц оперы.
В оперном спектакле, сочиненном самими детьми, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности.
В качестве критериев развитости вокально-певческих творческих навыков детей выделяют (Г. А. Праслова и др.):
■ осознанность в выборе средств воплощения замысла;
■ оригинальность и индивидуальность в выборе певческих интонаций, их адекватность характеру образа;
■ умение ребенка использовать в процессе творчества имеющийся у него музыкальный опыт;
■ художественность воплощения замысла.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 457;