Организация коллективного инструментального музицирования дошкольников
Формы работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах различны. Это не только индивидуальное обучение, но изанятия с дошкольниками в ансамбле и оркестре. По сравнению с
индивидуальным, коллективное обучение инструментальному музицированию является более сложным, так как требует согласованности действий.
Выделяют несколько разновидностей детского оркестра: ударный, или шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов) и смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов) (схема 22).
Схема 22
в среднем дошкольном возрасте дети исполняют репертуар, основанный на использовании двух-трех видов инструментов. Полный состав оркестра вводится в старших группах (схема 23).
Лучшей формой приобщения детей к коллективному музицированию является игра в детском шумовом оркестре. Элементарные исполнительские возможности и уровень развития музыкальности позволяют им воспроизвести на ударных инструментах некоторые тембровые, динамические и ритмические характеристики музыкальных произведений, которым они аккомпанируют. Такой оркестр возможно организовать уже с детьми младшего возраста, если они могут воспроизвести сильные доли тактов и отмечать метр музыки.
Чтобы оркестр звучал качественно, красочно и разнообразно, необходимо:
■ подбирать произведения с ярко выраженным ритмом, акцентами, изобразительными моментами (барабанная дробь, движение транспорта, цоканье копыт и т.д.);
■ определенным образом инструментовать (определять очередность вступления ударных инструментов, выявлять выразительные возможности их сочетаний) исполняемые музыкальные произведения.
К инструментовке музыкальных произведений рекомендуется привлекать детей, предварительно познакомив их с характером звучания каждого музыкального инструмента: обратить внимание детей на высоту издаваемых звуков, на протяженность их звучания. Это способствует развитию тембрового слуха, музыкального мышления и творческой фантазии.
Введение в состав ударного оркестра новых видов контрастно звучащих музыкальных инструментов зависит от возраста детей, так
Смешанные оркестры включают в себя разные группы музыкальных инструментов (как имеющие, так и не имеющие звукоряд): ударные, духовые, струнные, клавишно-язычковые. Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов на едином тоне.
Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра. При этом необходимо учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента, ориентироваться на их интересы и способности. В связи с этим О. П. Радынова отмечает, что детям, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.
Соотношение количества инструментов в каждой группе оркестра (струнные, духовые, ударные и др.) рекомендуют определять (О. П. Радынова и др.) по яркости тембров. Струнных (тихих) инструментов должно быть в два раза больше, чем звонких металлофонов. Аккордеонов или триол с ярким звучанием может быть несколько (2 — 4 инструмента). Количество ударных тоже не должно быть большим.
Рассаживают детей в оркестре в соответствии с этим же требованием:
■ в первом ряду сидят играющие на струнных инструментах (цитре, арфе и др.);
■ во втором ряду — играющие на металлофоне, ксилофоне;
■ в третьем ряду располагаются аккордеоны, гармоники, электронные и электромузыкальные инструменты;
■ четвертый ряд занимают ударные.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Раскройте значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии дошкольника.
2. Каково содержание и методы вокально-хорового воспитания в детском саду?
3. Охарактеризуйте значение музыкально-ритмического воспитания в музыкальном и личностном развитии дошкольника.
4. Раскройте содержание и методику приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
5. Каково значение элементарного инструментального музицирования в музыкальном и общем развитии дошкольников?
6. Раскройте содержание обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах.
7. Разработайте игровые задания, подберите приемы, упражнения, пособия, направленные на формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников.
8. Проанализируйте песню (по выбору) для дошкольников с точки зрения ее соответствия их возрастным возможностям.
9. Подготовьте аннотацию на пособие по ритмике для детей (по выбору).
10. Разработайте игровые задания в порядке возрастания трудности для формирования навыков игры на инструментах, на развитие ритмического, звуковысотного и тембрового слуха у детей старшего дошкольного возраста.
11. Предложите инструментовку русской народной песни (по выбору) для шумового ансамбля. Подготовьтесь к исполнению музыкального произведения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М.: Владос, 2000. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. — Ярославль: «Академия развития»: «Академия К0», 1998.
Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4—8 лет. — М.: Гном-Пресс, 1998.
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М.: Просвещение, 1990.
Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989.
Глава 9
ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 526;