Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах


В качестве основных задач обучения ученые (Г.А.Праслова и др.) выделяют следующие:

■ формировать у детей потребность в инструментальном музици­ровании как основе для постижения более сложной музыки;

■ создавать условия для формирования у детей чувства эмоцио­нального удовлетворения от инструментального музицирова­ния;

■ развивать у детей навыки самостоятельного музицирования;

■ создавать условия для раскрытия индивидуальности каждого ре­бенка в процессе инструментального музицирования.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и выбор игрушек. Так, например, для развития такой музыкальной сенсорной способности, как звуковысотный слух, рекомендуется использовать колокольчики, звучащие различно по высоте, или .ме­таллофон (Н.А. Ветлугина и др.). Дети должны узнать, какой звук


выше, различать направление звукоряда, расстояние между звуками

и др.

Для развития ритмического чувства используются все инстру­менты ударной группы или же любой инструмент, имеющий звук одной определенной высоты.

Для развития тембрового слуха предлагается сравнивать звуча­ние инструментов различных групп — струнной, духовой или удар­ной, предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. .

Для развития динамического слуха применяются все инструмен­ты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание.

Выбор игрушек-инструментов для музицирования зависит от возраста детей. Так, например, когда начинается знакомство детей с музыкальными инструментами, т. е. в раннем возрасте, применяются игрушки, которые звучат мягко и негромко, так как необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. Кроме того, обучение элементарному музицированию в раннем возрасте рекомендуется начинать с ударных инструментов, не имеющих зву­коряда в игровой форме, привлекая внимание малышей к тембрам (прежде всего контрастным) различных инструментов. Когда дети уже могут двигаться под музыку, необходимо сопровождать ее зву­чание различными ударными инструментами, подчеркивая ритм движения. Как только малыши начинают чувствовать и воспроизво­дить в движении и хлопках ритм музыки, им предлагают (сначала с помощью, а затем самостоятельно) аккомпанировать себе, попадая в такт музыки.

В младшем возрасте работа также продолжается в этих двух направлениях: развитие тембрового слуха и метроритмиче­ского чувства (чувства темпа, метра, ритма). При этом, развивая тембровый слух, важно привлекать внимание детей к выразитель­ности тембра инструмента, используя образные характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон) и т.д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу. Развитие же чувства ритма должно включать развитие способности ребенка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки.

Г. А. Праслова предлагает осуществлять работу над темпоритмом в процессе инструментального музицирования в определенной последовательности усложнения заданий (схема21).

В работе над развитием метроритмического чувства рекоменду­ется использовать также ритмизацию, поскольку она позволяет детям хорошо


Схема 21

ориентироваться в соотношении звуков по длительности, облегчает запоминание ритмического рисунка и его воспроизведе­ние с помощью ударных инструментов. Кроме того, ритмические речевые упражнения — это возможность формирования у детей музыкальных и творческих способностей.

Ритмизация предполагает выполнение следующих речевых упражнений:

■ произношение собственных имен и небольших четверостиший;

■ ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов;

■ потешек;

■ передача с помощью музыкальных инструментов метроритми­ческого пульса речи и т. п.

Кроме того, для осознания соотношений длительностей звуков мелодии советуют применять моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений четвертных и восьмых нот, выкладывание их на фланелеграфе. Наряду с этим рекомендуется также:

■ прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной си­стеме: четверти обозначаются слогом та, а более короткие вось­мые — слогом ти;

■ прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или вос­произведения его на музыкальных инструментах (О. П. Радыно-ваидр.).

Предлагается также применять игровые упражнения с использо­ванием «собственных» музыкальных инструментов (К. Орф) — хлоп­ков, шлепков по коленям, притопов, ударов по полу, щелчков паль­цами и др. (В. Н.Белкина и др.).


Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в по­вседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощуще­ние ритма музыки.

На первоначальном этапе развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах педагоги-музыканты советуют исполь­зовать ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, различные считалочки и несложные песенки, при этом репертуар необходимо подбирать с простым ритмическим рисунком, включаю­щим четверти и восьмые.

В среднем и старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения музыкального опыта ребенка, рекомендуется исполь­зовать репертуар с более сложными ритмическими рисунками (груп­пы шестнадцатых, несложный пунктирный ритм), более широким диапазоном, а также применять дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, дли­тельности). Это связано с тем, что дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инстру­ментах, имеющих звукоряд в средней группе. Используют для этого металлофон, поскольку он наиболее удобен и прост как в использо­вании, так и в приобретении исполнительских навыков.

После овладения техникой игры на металлофоне вводят струнные инструменты (цитру и др.), затем духовые и клавишно-язычковые. Это связано с тем, что игра на духовых и клавишно-язычковых инструмен­тах требует сочетания разных действий. Так, например, при игре на духовых инструментах — это вдувание воздуха и нажатие на клапаны или клавиши. При этом освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках).

Выделяют несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах:

■ по нотам;

■ по цветовым или цифровым обозначениям;

■ по слуху.

Наиболее простыми и удобными для быстрого обучения игре на детских музыкальных инструментах с методической точки зрения являются цветовая и цифровая системы. В этих системах каждая клавиша, струна или пластинка (металлофона) окрашена в опреде­ленный цвет (например, нота ля окрашена красным цветом, соль — зеленым) или обозначена цифрой (например, до — 1, ре —2, ми — 3 и т. д.). В соответствии с этим ребенку предлагается запись мелодии в цветовом или цифровом обозначении, с ритмическим обозначением или без него


(в последнем случае ритмический рисунок мелодии запоминается на слух). Для этого длительности обозначаются длин­ными и короткими палочками и т.д.

Оба этих способа обучения позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта, так как основаны на механическом воспроизведении мелодии (вижу зеленое обозначение ноты — нажимаю на зеленую клавишу или вижу циф­ру — ищу клавишу с такой же цифрой). Это значит, что при таком способе игры слух в воспроизведении мелодии не участвует.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, поскольку пред­полагает предварительное обучение дошкольников нотной грамоте. Вместе с тем этот способ используется в практике. Применяя игру по нотам, важно стремиться к тому, чтобы дети понимали связь рас­положения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.

В связи с этим Г. А. Праслова отмечает, что обучение дошкольни­ков игре по нотам должно опираться на постепенное овладение связями между отдельными звеньями комплекса «вижу слышу играю». Причем сначала отрабатывается связь «слышувижу», т. е. знакомые на слух мелодии показываются ребенку в нотной записи. Затем эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижуслышу», т. е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии пере­ходит в ее слышание. Установление двух первых связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего комплекса «вижу слышу играю».

Наибольший развивающий эффект в освоении исполнительских навыков достигается при игре по слуху, так как этот способ требует постоянного развития слуха. Для этого необходимо побуждать детей уже с младшего возраста прислушиваться к звукам мелодии, сравни­вать их, различать по высоте, воспроизводить ритмический рисунок мелодии, накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание.

Методические приемы, используемые для этого, связаны с моде­лированием соотношений звуков по высоте с помощью показа рукой движения звуков мелодии, с помощью дидактических пособий, мо­делирующих движение мелодии вверх, вниз, на месте с одновремен­ным ее воспроизведением (голосом или на инструменте).

При этом важно для подбора по слуху использовать лишь хорошо знакомые ребенку мелодии, начиная с мелодий, построенных на одном звуке, а затем постепенно расширяя диапазон исполняемых попевок.

В методике обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах выделяют три этапа (Г. А. Праслова, О. П. Радыно-ваидр.).


 

Первый этап Слушание мелодии, ознакомление с ее особенностями и приемами звукоизвлечения на используемом музыкальном инструменте
Второй этап Разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения. При этом важно, чтобы ребенок осознал, что с помощью игры на музыкальных инструментах можно передать определенное настроение или чувство, воплощенное в музыкальном образе
Третий этап Целостное воспроизведение мелодии на инструменте

При этом цель педагога при обучении ребенка игре на музыкаль­ных инструментах состоит не в том, чтобы он освоил как можно больше музыкальных произведений, а в том, чтобы заинтересовать ребенка, способствовать развитию его общих и музыкальных спо­собностей.

Включение воспитателем инструментального музицирования в по­вседневную жизнь дошкольников, в совместную с ними деятельность всегда является очень привлекательным и интересным для них и поэто­му в значительной мере способствует их музыкальному развитию.

Удобней всего использовать музыкальные инструменты, которые не имеют высоты: барабан, бубен, колокольчик, погремушки и др. При этом дети должны знать название инструмента и способ игры на нем. Вместо инструментов можно использовать и «звучащие же­сты» (К. Орф) — притопы, прихлопы, шлепки, щелчки. С аккомпа­нементом звучащих жестов можно организовать также пение и танцы. Подобное элементарное музицирование воспитатель сможет осуществить с детьми в любых условиях, при отсутствии музыкаль­ных инструментов.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 715;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.