Характеристика репертуара для инструментального музицирования дошкольников
Как и в других видах музыкальной деятельности дошкольников, помимо общих требований, предъявляемых к музыкальному репертуару, есть и специфические, связанные с их исполнительскими возможностями и с особенностями этого вида деятельности.
При выборе репертуара для инструментального музицирования необходимо руководствоваться следующими правилами (Н. А. Ветлугина и др.):
■ выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям: тогда они играют не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение;
■ учитывать строение мелодии: небольшой диапазон; поступенные ходы или небольшие интервалы в мелодии, т. е. звуки должны располагаться близко друг от друга, поскольку большие интервалы трудны для детского исполнения; несложный ритмический рисунок (предпочтительны повторяющиеся ритмические обороты); фактура достаточно прозрачная; темп не быстрый (чем младше дети, тем медленнее темп); каждая фраза заканчивается длительной паузой, чтобы дети успели подготовиться к дальнейшему исполнению;
■ учитывать четкость изменений в динамике развития музыкальных образов, ясность структуры произведения — четко выраженные музыкальные фразы и предложения, ибо в соответствии с новыми музыкальными фразами, предложениями обычно вступают новые инструменты. Особенно удобны в этом отношении для инструментовки пьесы или песни, написанные в форме вариаций.
Репертуар для игры на детских инструментах делят следующим образом.
Маленькие пьески для первоначальных упражнений | Дети сначала слушают, а потом сами начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т. п. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов. Разучиваются ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, — так детям легче сосредоточиться на точном выполнении приемов игры, различные считалочки и несложные песенки. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно |
Попевки, песенки, считалки для и 11дивидуальной игры | Целесообразно применять разнообразные русские народные попевки и песенки. Ребята поют, подыгрывая себе на инструменте |
Пьесы, песни для коллективного исполнения | Их подбор зависит, с одной стороны, от состава оркестра, т. е. от имеющихся инструментов, с другой — соотносится с предъявляемыми к нему требованиями |
При организации инструментального музицирования воспитателем в повседневной жизни детей, их самостоятельной и игровой деятельности в качестве репертуара можно использовать известные поэтические циклы детских авторов, например, «Живая азбука» и другие стихи С.Маршака, «Игрушки» А.Барто. Даже начала некоторых стихотворений этого цикла определяют заданность характера музыкальной импровизации: «Спать пора, уснул бычок», «Наша Таня громко плачет», «Матросская шапка, веревка в руке» и др.
Внутри некоторых стихотворений встречается даже по два художественных образа, что помогает детям разнообразить создаваемые ими мелодии. Тогда первая фраза сочиняется в одном характере, а вторая — в другом, контрастном по отношению к первой. Например, следующее стихотворение:
Едут девочки в санях,
Лаковых, узорных.
А мальчишки на конях,
Серых или черных.
Так, музыка девочек может быть танцевальной, вальсовой, а мальчиков — более четкой, решительной, маршевой.
Приемлемы в организации подобной работы в группе и фольклорные тексты — загадки, потешки, считалки и т.п.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 553;