МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
О. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, определяет методы и приемы музыкального воспитания как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры, умений осуществлять музыкальную деятельность.
Традиционно в музыкальном воспитании применяют наглядные, словесные и практические методы.
Наглядный методвключает в себя ряд следующих компонентов.
Слуховая наглядность | Непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки |
Окончание таблицы
Тактильная наглядность | Ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания |
Зрительная наглядность | Картины, рисунки, цветные карточки и т. д. применяются для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы и т. д. |
Схема 15
К Словесный метод — беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — помогает подвести детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений, передать им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах. Его применение не должно сводиться к пересказу музыки. Важно с его помощью помочь разобраться в ее выразительных средствах, что способствует пониманию музыки, ее эмоциональному переживанию.
При этом важно обращать внимание детей на взаимосвязи изобразительных и выразительных возможностей музыки, с одной стороны, и не навязывать программу музыкального произведения, с другой (О. П. Радынова, Б. М.Теплов и др.).
Практический метод — музыкальная деятельность детей:
■ передача впечатлений от музыки в пластике движений;
■ вокализация музыки;
■ дидактические игры;
■ оркестровка музыкальных произведений;
■ передача характера музыки в рисунке;
■ инсценировка песен и т. д.
и показ педагогом исполнительских приемов в разных видах музыкальной деятельности, благодаря чему восприятие становится осознанным, ребенок может выразить во внешних проявлениях свои переживания.
Говоря о методах музыкального воспитания, О. П. Радынова отмечает, что воспитание и обучение будет развивающим, если каждый из трех основных методов будет применяться с нарастанием проблемности (схема 15).
При этом степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий.
Выделяют также методы, обусловленные эстетической сущностью музыкального искусства (Э. Б. Абдулин, О. П. Радынова и др.).
Н.А. Ветлугина предложила классификацию методов эстетического воспитания и художественного обучения детей:
■ побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире;
■ убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса;
■ приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения;
■ поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.
Побуждение к сопереживанию, убеждение, приучение, упражнение в практических действиях осуществляются с помощью наглядности, слова и практических методов, которые могут содержать элементы проблемности.
Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребенка при ее восприятии. В результате у ребенка появляется индивидуальное отношение к музыкальному произведению, личностная оценка. Метод может применяться в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как его реализация требует определенного уровня развития музыкального мышления.
Метод создания композиций (Л. В. Горюнова) — объединение
• нескольких видов деятельности в исполнении одного музы-
кального произведения или отражение содержания музыки в оркестровой импровизации-театрализации, в рисунке. Этот метод позволяет активизировать творческую инициативу, нацеливает ребенка на более глубокое и осознанное восприятие музыки.
Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) в процессе музыкального восприятия предполагает «выходы» за пределы музыки и позволяет обогатить представления ребенка о связях воспринимаемой музыки с другими видами искусства или явлениями действительности. Средствами реализации данного метода могут стать:
■ литературные, поэтические произведения;
■ произведения живописи;
■ жизненные ситуации.
В результате использования этих средств ребенок глубже чувствует эмоционально-образный строй музыкальных произведений, а его музыкальное мышление обогащается новыми ассоциациями.
Метод переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.) заключается в раскрытии ребенку смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений и развития, сравнение интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, которым свойственно развитие различных контрастных тем. Метод направлен на развитие восприятия музыки на интонационной основе.
Метод контрастного сопоставления произведений (О. П. Радынова) выявляет контрасты в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.
Метод уподобления характеру звучания музыки (О. П. Радынова) предусматривает следующие виды уподобления:
■ моторно-двигательиое (передача характера музыки в движении);
■ тактильное (прикосновения в соответствии с характером музыки);
■ словесное (вербальная передача переживаний); вокальное (подпевание);
■ мимическое (передача характера в мимике);
■ темброво-инструментальное (оркестровка музыкальных произведений);
■ интонационное (определение эмоциональной окраски музыки);
■ цветовое (в основе прием «цвет — настроение», где цвет связывается с настроением музыки);
■ полихудожественное (сравнение произведений различных искусства) .
Выбор методов музыкального воспитания и обучения зависит от учебно-воспитательных задач, от содержания предмета, от конкретных видов музыкальной деятельности и требует учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте психолого-педагогическую характеристику музыкальной деятельности.
2. Раскройте специфику музыкальной деятельности дошкольников, ее отличия от музыкальной деятельности взрослых.
3. Охарактеризуйте восприятие как ведущий вид детской музыкальной деятельности.
4. Выделите критерии, по которым можно было бы судить о сформированности у ребенка качеств субьекта музыкальной деятельности.
5. Предложите конкретные задания, которые помогли бы осуществить диагностику субьектности ребенка.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж: НПО «Модек», 1998.
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 2005.
Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. — М.: Академия, 2004.
Ветлугина Н.А., КенеманА.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.
Николаева Е.И. Психология детского творчества. — СПб: Речь, 2006.
Глава 7
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обсуждение проблемы развития музыкального восприятия невозможно без знания общей характеристики восприятия как психического процесса.
В психологическом словаре восприятие определяется как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств, т. е. это действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. При этом восприятие — не пассивное копирование, а живой, творческий процесс познания.
Восприятие связывается психологами с перцептивными процессами (от лат. perceptio — восприятие), обеспечивающими процесс познания. Поэтому, будучи необходимым этапом познания, оно всегда связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет аффективно-чувственную окраску (схема 16).
Схема 16
114
В. Медушсвский определяет восприятие музыки как восприятие-мышление и рассматривает его как универсальную музыкальную способность, формирующуюся на основе музыкального опыта. При этом в восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. Особенно велика роль эмоционального компонента. Формирование же музыкального мышления способствует не только музыкальному, но и общему интеллектуальному развитию дошкольника.
Глубина музыкального восприятия зависит не только от врожденных характеристик органов слуха, но и от социального опыта восприятия аудиально-интонационной информации (В. П. Анисимов).
Исследования психологов показывают, что процесс восприятия осуществляется рядом анализаторов. При этом двигательные ощущения участвуют во всех видах восприятия. К ним относятся:
■ движения руки, ощупывающей предмет;
■ движения глаза, прослеживающего видимый контур предмета;
■ движения гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. д., т. е. существенным компонентом восприятия являются моторные процессы.
Н. А. Ветлугина определяет музыкальное восприятие как сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, предшествующий опыт знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент (схема 17).
В соответствии с этим развитое музыкальное восприятие характеризуется:
■ эстетически-эмоциональной окрашенностью (переживание красоты музыкального образа, чувств, мыслей и настроений);
■ избирательностью (музыкальное произведение нравится, не нравится, оставляет равнодушным);
■ внутренней активностью (смысловое содействие художественному образу произведения).
Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет прочувствованное и осмысленное восприятие, в отличие от восприятия музыки как звуковых сигналов, отмечая при этом, что важно формировать именно музыкальное восприятие.
А.Л.Готсдинер, ученый, занимающийся проблемами музыкальной психологии, выделяет четыре стадии формирования музыкального восприятия.
Схема 17
Стадия сенсомоторного научения — ощущения ипервичные познавательные процессы соотнесенности раздражителя с объектом. Возникают простейшие эмоциональные реакции: комплекс оживления, движение глаз, улыбка и т. д.
Стадия перцептивных действий — возникновение активных движений, направленных на обследование предмета. Такая возможность наступает у ребенка по мере возрастания двигательной активности, а для слуховой системы — с появлением голосовых реакций: гуления, элементов речи. Наблюдается переход от ощущения к восприятию, качество которого улучшается:
■ запоминаются константные признаки звучащей музыки (ладовые, ритмические, тембровые характеристики);
■ повышается эмоциональная реакция на конкретные музыкальные произведения.
Восприятие музыки приобретает свое чувственно-предметное содержание и образует важную форму познания и общения со взрослыми.
Содержательное восприятие музыки возникает на стадии образования эстетических моделей, когда происходит активная выработка мыслительных операций сличения, сравнения и оценки воспринимаемой музыки. Небольшие сочинения или отдельные
музыкальные отрывки чаше запоминаются. При этом они обобщаются, формируя в представлении слушателя определенные модели:
■ жанра (марш, симфония, опера, ария);
■ лада (мажорная или минорная окраска);
■ формы музыкального произведения (двухчастная, трехчастная и т.п.).
На этой стадии складывается устойчивое эмоциональное отношение к определенным музыкальным произведениям, проявляется оценочное отношение к музыке. Восприятие переходит от чувственного к чувственно-логическому. По мере накопления слухового опыта в сознании закрепляются постоянно повторяющиеся интонации (например, интонация сексты связана с романсом, а интонация кварты — с маршем), наиболее характерные ритмы и признаки жанра. Обобщенные комплексы являются эталоном для узнавания, сличения и сравнения. Восприятие становится все более осознанным.
Четвертая стадия музыкального восприятия определяется как эвристическая, или творческая. Процесс восприятия на этой стадии все больше опирается на предшествующий звуковой опыт. Возникает способность к вероятностному прогнозированию — антиципация, в которой переплетаются природные и приобретенные в индивидуальном опыте свойства. Чем больше слушательский опыт, знания о закономерностях развития музыкальной формы, тем больше совпадений между реальным звучанием и ожидаемым продолжением, которое возникает в сознании во время слушания музыкальных произведений. При этом А.Л.Готсдинер считает, что предвосхищение реального звучания, опирающееся на воображение и фантазию, — характерная черта развитого восприятия.
В связи со сказанным Е. А. Дубровская отмечает, что детей-дошкольников можно вывести на третью стадию развития музыкального восприятия — образования эстетических моделей — при условии хорошей организации музыкального воспитания в дошкольном учреждении.
Опираясь на работы педагогов-музыкантов (Н. А. Ветлугина, О.П.Радынова, К.В.Тарасова и др.), можно выделить следующие |
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 1579;