Специфика детской музыкальной деятельности (по Н.А.Ветлугиной)
ления, в то время как восприятие музыки доступно ему не только с самого рождения, но и в пренатальном периоде (последние месяцы внутриутробного развития ребенка). Именно поэтому в настоящее время восприятие музыки рассматривается как одно из немногочисленных средств нового направления дошкольной педагогики — пренатальной педагогики.
Специфика детской музыкально-художественной деятельности состоит еще и в том, что по своей природе — это синтетическая деятельность. Исследователь проблем детского творчества Е. И. Николаева, опираясь на исследования Ю. Р. Бьеркволла, говорит о том, что как музыка складывается из трех составляющих (звука, ритма и движения), так и ребенок проявляет свою музыкальность в интонировании речи и изяществе движений. Подобные спонтанные проявления более соответствуют понятию «игра», чем традиционное «взрослое» представление о музыке. Ребенок не вычленяет музыку как отдельный феномен бытия, часто он даже не знает, что поет.
К исполнительству детей нельзя применить требование художественности, в нем есть лишь элементарная выразительность, поскольку дети, как и взрослые, передают через музыку свои мысли, переживания.
Ранее об этом писал К. Орф, отмечая, что чередовать речь, пение и движение для детей так же естественно, как и просто играть. Это, по его мнению, не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с движением, танцем, словом: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Ее К. Орф назвал «элементарной музыкой».
В музыкальной деятельности взрослых, кроме триады видов деятельности (композитор — исполнитель — слушатель), выделяют еще два направления — музыкознание и музыкальную педагогику (Н. А. Ветлутина и др.).
Музыкознание определяется как область музыкальной науки, изучающая закономерности музыкального языка в историческом и теоретическом аспектах и теорию исполнительского искусства.
В качестве некоторой аналогии музыкознанию рассматривается музыкально-образовательная деятельность детей — усвоение элементарных знаний о музыке и музыкальной деятельности, позволяющих успешно осваивать все ее виды. Этот вид деятельности принципиально важен потому, что делает весь процесс приобщения ребенка к музыке осознанным (Н. А. Ветлутина, О. П. Радынова и др.).
Музыкальная педагогика изучает наиболее эффективные пути передачи опыта подрастающему поколению, методы и педагогические условия, обеспечивающие успешность этой деятельности. Это един-
ственный вид музыкальной деятельности взрослых, который не находит аналогий в деятельности детей, хотя в дошкольной музыкальной педагогике успешно применяются приемы взаимообучения детей.
Таким образом, можно провести некоторые параллели между видами музыкальной деятельности детей и взрослых, но при этом следует помнить, что их содержание в дошкольном возрасте во многом специфично.
Следуя общей логике развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская).
1-йэтап | 1 —3 года — ведущая деятельность — предметно-манипулятивная — музыкально-предметная деятельность | Ребенок накапливает опыт манипулирования с предметами, издающими звуки, выбирает более привлекательные для себя, инициирует предметные и сенсорные игры с ними |
2-й этап | 3 — 5 лет — ведущая деятельность — игровая — музыкально-игровая деятельность | Музыка выступает источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний; увлекательной игрой, так как любой вид деятельности на этом этапе для ребенка — игра, где музыка — ее содержательная основа |
3-й этап | 5 — 7 лет — ведущая деятельность — переход к учебной деятельности — музыкально-художественная деятельность | К концу дошкольного возраста ребенка начинает больше интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Уже достаточный эмоциональный опыт позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения |
6.2 РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В педагогической науке широкое признание получила идея о том, что в основе развития лежит саморазвитие, в основе воспитания — самовоспитание. Поэтому только знания, полученные на основе жизненного опыта (который нельзя передать, его можно только приобрести), формируют человека. Знания, получаемые ребенком через книги, — мертвые знания. Ребенок запоминает надолго и прочно только то, что вызвано внутренним побуждением, добыто практическим путем, в ходе размышлений, приобретения опыта. Ребенок освоит столько, сколько активно осмыслит, осознает (В. Кудрявцев и др.).
Именно эти положения лежат в основе понимания необходимости организовывать учебно-воспитательный процесс на признании ребенка субъектом собственной деятельности, а не объектом педагогических воздействий.
Природа ребенка изначально субъектна, т. е. деятельностна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Дошкольника можно назвать практиком, ведь познание им мира идет чувственно-практическим путем (А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская).
Субъект, согласно психологическому словарю, — индивид как источник познания и преобразования действительности, носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом.
Выделяют две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности (А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская):
■ эмоционально-субъектные проявления — интерес ребенка к музыке, желание слушать ее, участвовать в разных видах музыкальной деятельности; избирательное предпочтение какого-либо ее вида;
■ деятельностно-субъектные проявления — активность и инициативность ребенка в выборе музыкальных видов деятельности, творческое отношение к выбору их содержания, к интерпретации произведения и т. п.
В соответствии с этим у ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества:
■ ценностное отношение, интерес и избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;
■ инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью;
■ самостоятельность в ее выборе и осуществлении;
■ творчество в интерпретации музыкальных произведений. Кроме того, большую роль в развитии ребенка как субъекта деятельности в переходе от этапа к этапу играет приобретаемый им опыт деятельности, который выступает и как важнейшее условие развития личности (схема 14).
Схема 14
В связи с этим А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская выделяют ряд компонентов, входящих в структуру музыкального опыта или опыта музыкальной деятельности, который, по мнению авторов, является разновидностью социокультурного опыта:
■ опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке — интересы предпочтения, попытки оценки личностной значимости произведения;
■ знания музыки — музыкальный кругозор ребенка;
■ умений взаимодействовать с музыкой — умений, необходимых в любом виде музыкальной деятельности, или обобщенные способы музыкальной деятельности детей (Н.АВетлугина): адекватно реагировать на характер музыки; понимать музыкальный образ; деятелыюстно выражать эмоциональное отношение к нему (в том числе в разных видах художественной и игровой деятельности); умений, необходимых для участия в разных видах музыкальной деятельности (технических);
творческой деятельности: интерпретация музыкальных образов в доступных и интересных видах деятельности; попытки музыкального сочинительства.
Успешное осуществление полноценной музыкальной деятельности возможно, если ребенок находится в одной из трех позиий (Ю. Б. Алиев, А. Г. Гогоберидзе, Л. В. Школяр и др.): слушателя, исполнителя, сочинителя, в отличие от позиции ученика.
Позиция слушателя | Предполагает способность дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия. Слушатель, как и читатель, создает образ музыкального произведения, а не воспринимает его готовым с помощью слуха, выстраивает адекватный, но не тождественный авторскому, художественный образ |
Позиция исполнителя музыкального произведения | Приисполнении музыкальное произведение выступает лишь основой для собственной психической, художественно-исполнительской деятельности воспитанника, это только ориентир, предлагаемый композитором |
Позиция сочинителя, автора, импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д. | Предполагает создание художественных образов с помощью самостоятельного выбора средств музыкальной выразительности. При этом важно не высокое качество музыкального продукта, а овладение музыкальной речью как средством передачи мыслей и чувств |
Итак, образы, возникающие в сознании композитора, исполнителя и слушателя схожи между собой, поскольку, возникая на основе первого образа, сохраняя его главные черты и в то же время отличаясь друг от друга, они зависят от склонностей и эстетических лечений человека.
Ю. Б.Алиев считает необходимым также включить в деятельность ребенка позиции критика и теоретика, либо только с их помощью южно способствовать становлению развитого слушателя, а ведь именно это является одной из основных задач общего музыкального воспитания.
Позиция критика | Способность выработать свою эстетическую точку зрения в процессе художественно-музыкального «диалога» с автором, оценивать качество произведения |
Позиция теоретика | Приобретение музыкально-теоретических знаний, как условия развития различных видов музыкальной деятельности. Но соответствующие знания должны вводиться только когда без них невозможно решить практическую музыкальную задачу. |
Таким образом, представление о музыкальной деятельности детей, как репродуктивной, меняется: важно не запоминание музыки и не повторение заданных педагогом трактовок музыкального текста, а воспитание творческого исполнителя и слушателя музыки, создающего свою «музыкальную картину звучащего мира», способного к самостоятельной оценке произведения, т. е. воспитания ребенка как субъекта музыкальной деятельности.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 732;