ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
Говоря о развитии музыкального восприятия, невозможно обойти вопрос о том, какую музыку предлагать детям для слушания.
О. П. Радынова в связи с этим отмечает, что поскольку развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности, то необходимо рассматривать качество репертуара в целом. Кроме того, музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени определяет содержание музыкального образования, способствует решению задач музыкального воспитания (прежде всего формированию основ музыкальной культуры детей, так как накопленные музыкальные впечатления, «интонационный словарь» будут служить основой для формирования музыкального вкуса и музыкальных предпочтений ребенка). Поэтому оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками, является важнейшим вопросом методики, а отбор репертуара имеет первостепенное значение.
Подобный подход к подбору репертуара для слушания музыки связан также с тем, что в единстве с музыкально-эстетическими решаются и задачи всестороннего развития ребенка. В частности:
■ совершенствуется его нравственный облик;
■ развиваются умственные, познавательные процессы;
■ осуществляется эмоциональное развитие;
■ развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности (речевой, игровой, изобразительной и т.д.).
Традиционно в качестве основных требований к музыкальному репертуару, используемому в работе с детьми, выдвигают два основополагающих: художественности и доступности.
Качество музыкальных произведений должно отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления от музыки очень важны для формирования музыкально-эстетического сознания как основы музыкальной культуры и — шире — духовной культуры человека в целом. Требованию художественности отвечает прежде всего тот крут произведений, который человечество отобрало и донесло до нашего времени — классические музыкальные произведения и народная музыка.
Критериями художественности могут выступать произведения, обладающие:
■ яркостью, эмоциональностью, способные вызвать в человеке эмоциональный отклик и глубокие душевные переживания;
■ гармонией музыкального образа и средств его выразительности, отражающие достаточно полно и глубоко богатый духовный мир человека.
Требование доступности рассматривается в двух аспектах:
■ доступность содержания репертуара — соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному и жизненному опыту ребенка;
■ доступность для исполнения детьми, т.е. соответствие их возрастным возможностям.
Исследования О. П. Радыновой показывают, что для восприятия детям уже начиная с раннего возраста доступны образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, легкую грусть. В то же время, поскольку музыка воздействует на человека и физиологически (В. М. Бехтерев и др.) — успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания), предлагать для слушания произведения с тревожностью, мрачностью звучания не следует. Кроме того, дети легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью.
Можно использовать в ходе организации педагогического процесса, как в повседневной жизни, так и на различных занятиях следующие музыкальные произведения (А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская). Это как классическая, так и ставшая уже классической детская музыка 1970 — 1980-х годов, а также хорошая эстрадная музыка и современные музыкальные произведения, написанные специально для детей. Эти произведения воспитатель может применять в повседневной жизни детского сада, в организации режимных моментов, самостоятельной и игровой деятельности детей. Только будучи активным проводником музыки в жизнь детей, воспитатель будет способствовать всестороннему развитию личности средствами музыки, вместе с тем помогать педагогу-музыканту осуществлять процесс музыкального воспитания. Это будет нетрудно в современных условиях, когда широко доступно использование аудиоаппаратуры, компакт-дисков с необходимыми произведениями.
В часы приема детей | «Улыбка» (В. Шаинский — М. Пляцковский); «Настоящийдруг» (Б.Савельев — М. Пляцковский); «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков — Ю. Энтин); «Голубой вагон» (В.Шаинский — Э.Успенский) |
Во время утренней зарядки | «Песенка про зарядку» (Г. Гладков — Г. Остер); «В траве сидел кузнечик» (В. Шаинский — Н. Носик); «Вместе весело шагать» (В. Шаинский — М. Матусовский); «Пластилиновая ворона» (В. Шаинский — Э.Успенский) |
Во время одевания на прогулку | «Облака» (В. Шаинский — С. Козлов); «Какой чудесный день» (А. Флярковский — Е. Карганова); «Неприятность эту мы переживем» (Б.Савельев — А.Хаит); «Непогода» (Н.Лев — М.Дунаевский) |
В тихий час | «Колыбельная» (В.А.Моцарт); «Колыбельная Умки» (А. Флярковский — С. Свириденко); «Крошка Вилли-Винки» (М. Карминский — И.Токмакова); «КолыбельнаяСветланы» (Т. Хренников — А. Гладков) |
Во время игровой деятельности | «Песенка Чебурашки» (В. Шаинский — Э.Успенский); «Подарки» (В.Шаинский — М. Пляцковский); «Буратино» (Е.Крылатов — Ю. Энтин); «В мире много сказок» (В. Шаинский — Ю. Энтин) |
На занятиях | физическое воспитание: «Утренняя гимнастика» (В.Высоцкий); изобразительная деятельность: «Шелковая кисточка» (Ю. Чичков — М. Пляцковский); экологическое воспитание: «Кто же такие птички?» (А. Журбин — Б. Заходер), «Одуванчики» (В.Герчик — Р.Горская), «Доброе лето» (В.Иванникова — Е.Авдиенко), «Лесной колокольчик» (В.Иванникова— И.Башмакова) развитие речи: «Слова» (В. Шаинский — Р. Рождественский); трудовое воспитание: «Всем на свете нужен |
дом» (И. Ефремов — Р. Сеф), «Птичий дом» (Д. Кабалевский — О. Высотская), «На даче» (В. Витлин — А. Пассова) | |
При самостоятельной музыкальной деятельности | «Песенка крокодила Гены» (В. Шаинский — А.Тимофеевский), «Мишка с куклой пляшут нолечку» (М. Качурбина — Н. Найденова), «Новоселье» (Е. Тиличеева — В. Семернин) |
Для обогащения и актуализации эмоционального опыта дошкольника, «проживания» собственных эмоциональных переживаний, а также для понимания психологических особенностей ребенка, его эмоционального состояния воспитателю можно использовать следующие произведения.
Радость | П. И. Чайковский «Итальянская песенка»; С.С.Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая» (1-я часть, отрывок); Л.Бетховен. Симфония № 9 (4-я часть, отрывок); И.Штраус-отец «Огонь молодости», галоп; Шампанский галоп; Э. Штраус «На всех парах», быстрая полька; В.А.Моцарт. Симфония № 40 (1-я часть) |
Печаль, грусть | А. Вивальди «Largo»; Л. Бетховен «Лунная соната» (1-я часть); К. Сен-Сане «Лебедь»; 11. Брамс. Симфония V 3 (3-й часть); А.Дворжак. Симфония № 9 (2-я часть); Каччини «Ave Maria»; Ф. Шопен «Ноктюрн ми минор» |
Тревога | П. И. Чайковский «Болезнь куклы»; П.И.Чайковский. Увертюра к опере «Пиковая дама»; В. Моцарт «Реквием»; Л. Бетховен. Симфония № 5 (1-я часть) |
Gpax | М. П. Мусоргский «Баба-Яга»; П. И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик»; О. Респиги «Пинии Рима» (Пинии у катакомб) |
Гнев | Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»; П. И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик» («Мыши и мышиный король»); А.Дворжак. Симфония № 9 (1-я часть) |
Воспитатель всегда должен помнить — чем устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.
Традиционно считается, что по сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как она основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с конкретными образами, что облегчает ему понимание музыкального произведения.
Кроме того, отмечается, что в работе с дошкольниками с точки зрения доступности достаточно эффективно использовать программную музыку, т. е. инструментальную, в которой композитор либо указывает название произведения (подразумевает наличие некоторой обобщенной программы), либо пишет музыку на определенный сюжет, литературный текст, что также способствует более осознанному восприятию музыкального произведения.
Вместе с тем говорится о том, что доступность содержания не должна пониматься как использование только лишь программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т. д.), дающих опору на внешние предметные образы. Необходимо ориентироваться прежде всего на возможности восприятия ребенком эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить.
При этом особо отмечается, что требование доступности репертуара не должно вступать в противоречие с требованием его художественности.
Г. А. Праслова выделяет еще ряд требований к репертуару. Это — его воспитательная направленность и педагогическая целесообразность, обусловленные его способностью вызывать у детей положительные эмоции, поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности.
А. Г. Гогоберидзе и В.А.Деркунская, опираясь на концепцию ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности, конкретизируют требования к репертуару рядом принципов:
■ учет музыкальных интересов, детской субкультуры;
■ учет деятельностной природы ребенка;
■ учет эмоционального и жизненного опыта;
■ учет индивидуальных особенностей восприятия музыки;
■ разнообразие задач, решаемых в процессе восприятия музыки — обогащение эмоционального опыта ребенка, процесс его социализации;
■ развитие психических процессов; расширение музыкального кругозора, музыкальной образованности.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 1309;