РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ


Ученые утверждают, что человек не может воспринимать прежде, чем научится пользоваться органами чувств (осязать, видеть, слышать ит.д.), ибо восприятие — это система перцептивных действий, и овладение ими требует обучения и практики. При этом развитие музыкального восприятия невозможно без специально организо­ванной деятельности — слушания музыки.

Слушание музыки может осуществляться в различных формах: в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на праздниках, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, в семье и т. п.

Организация процесса восприятия музыкального произведения включает несколько этапов (Л.А.Безбородова, А.Г.Гогобе­ридзе и др.):

■ краткое и образное вступительное слово педагога, способствую­щее заинтересованности, активизации внимания детей, их на­строю на восприятие;

■ первоначальное прослушивание музыкального произведения;

■ беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впе­чатлений, привлечение внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности;

■ повторное слушание, уточнение отдельных средств выразитель­ности, закрепление представлений о прослушанном произведе­нии, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послу­шать его еще;

■ слушание музыкального произведения на последующих заняти­ях с целью сравнения его с новыми музыкальными образами, создание условий для выражения результатов восприятия в дея­тельности — игровой, художественной, двигательной.

Рассматривая роль воспитателя в осуществлении процесса вос­приятия музыки на музыкальном занятии, следует отметить, что он в основном пассивен, поскольку музыкальное произведение испол­няет и проводит по нему беседу не он, а музыкальный руководитель. Воспитатель же на личном примере показывает детям, как надо слу­шать музыку, следит за дисциплиной.

Знакомство с музыкальными произведениями должно происхо­дить в зависимости от возраста дошкольников по определенной системе. Последовательно усложняется семантический музыкальный ряд,


разнообразнее становятся чувства, расширяется круг яв­лений жизни, переданных в музыке.

Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и другие ученые утверждают, что для развития восприятия важную роль играет музыкально-сенсорное воспитание ребенка. В дошкольном детстве это развитие наиболее успешно происходит в процессе усвоения дидактических игр, в которых разбираются звуковые сочетания, свойства музыкаль­ного звука. В результате динамические, высотные, ритмические, тембровые свойства звуков складываются в средства музыкальной выразительности.

К А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская предлагают при организации процесса восприятия музыки дошкольниками придержи­ваться ряда принципов:

■ гуманизации — ориентация на личность ребенка;

■ учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

■ учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка — учет музыкальных интересов и своеобразия музыкального опыта;

* субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки — свобода реакций и высказываний ребен­ка, отклик на его инициативы, связанные с воплощением услышанного им в музыке и т. п.;

■ педагогической поддержки — оказание помощи ребенку, испы­тывающему затруднения, снятие эмоциональной напряженно­сти;

■ профессионального сотрудничества и сотворчества — взаимо­действие музыкального педагога и воспитателя, сотрудничество с семьей;

 

* отбора музыкальных произведений в процессе организации вос­приятия музыки детьми дошкольного возраста;

* целенаправленности, систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми;

 

■ продуктивности процесса детского восприятия — результатом может явиться творческий продукт, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.;

■ синкретичности — объединение различных способов художест­венно-творческой деятельности дошкольников при восприятии музыки.

Помимо методов, описанных выше, для развития музыкального восприятия используются также собирание музыкальных коллекций


(Н.Л. Гродзенская): вальсов, полек, тематических про­грамм или создание «копилки чувств» (Е. И. Юдина).

В развитии музыкального восприятия можно использовать и методы, предложенные Д. Б. Кабалевским:

■ эмоциональной драматургии;

■ забегания вперед и возвращения к пройденному на новом уров­не;

■ размышлений о музыке;

■ музыкального обобщения (Э. Б. Абдуллин).

Л. А. Безбородова и Ю. Б. Алиев выделяют ряд приемов активизации внимания детей для музыкального восприятия, аналогичные общепедагогическим приемам:

■ новизны (педагог заинтриговывает детей сообщением новой ин­формации);

■ персонификации (педагог использует предрасположенность де­тей к сопереживанию);

■ соучастия (педагог моделирует определенную знакомую детям ситуацию: «Представьте, что вы находитесь в концертном зале»);

■ игры голосом (выразительная речь педагога).

Кроме того, авторы предлагают ряд необходимых условий полноценного музыкального восприятия произведений искусства:

■ систематическое педагогическое руководство;

■ эмоциональная открытость и педагога и детей, выражающаяся в удивлении, восхищении музыкой;

■ небольшие объемы музыкальных произведений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику понятию «музыкальное восприятие».

2. Какие требования к отбору репертуара для слушания музыки вам известны?

3. Раскройте особенности развития музыкального восприятия до­школьников.

4. Составьте развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении.

5. К. В. Тарасова изучала логику становления музыкального вос­приятия в онтогенезе. Ею были выявлены этапы развития музы­кального восприятия в дошкольном детстве и средства выразительности, на


 




которые дошкольники ориентируются при слу­шании музыки. Сравните этапы, выявленные К.В.Тарасовой, с характеристикой стадий музыкального восприятия по А.Л.Готсдинеру.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образова­ния. — М.: Академия, 2004.

Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкаль­ного воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 2005.

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей де­тей. - М.: Владос, 2004.

Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М., 1993.

Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Пе­дагогика, 1988.


 

Глава 8



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 694;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.