ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Глава 6. Характеристика музыкальной
деятельности дошкольников
Глава 7. Музыкальное восприятие
Глава 8. Детское музыкальное исполнительство
Глава 9. Детское музыкальное творчество
Глава 10. Музыкально-образовательная деятельность
дошкольников
Глава 11. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников. Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников
Деятельность в психологической науке определяется как активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры, с одной стороны, и как ведущий фактор развития и саморазвития личности, с другой (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.).
В соответствии с этим художественно-эстетическая деятельность — это активное взаимодействие человека с искусством, общение с художественными ценностями. Из этого следует, что процесс приобщения к искусству, процесс музыкального воспитания и развития личности ребенка невозможно без хорошо продуманной и организованной разносторонней деятельности.
Традиционно к различным видам музыкально-художественной деятельности, опираясь на работы ученого-музыковеда Б. В. Асафьева, относят:
■ сочинение музыки, т. е. творчество;
■ ее исполнение;
■ восприятие. При этом исполнитель выступает посредником между композитором и слушателем, творчески озвучивая мысли и чувства создателя произведения. Исполнять можно вокальную, танцевальную и инструментальную музыку.
Музыкально-художественная деятельность — это творчество, ведь ни у композитора, ни у исполнителя, ни у слушателя нет в сознании
готового художественного образа. Композитор создает его по законам музыкального творчества, а исполнитель и слушатель воссоздают сочинение по контуру, заданному автором.
Основным критерием творчества является новизна — новизна продукта деятельности, новизна способа действия и т. д. Так, например, сочинение музыки — это всегда создание нового произведения музыкального искусства. Задача же исполнителя — поиск нового варианта творческой интерпретации произведения, донесение до слушателя основной идеи и мысли автора.
Восприятие произведения искусства — это также активный, творческий процесс, поскольку именно проявляющаяся личностная активность, эмоциональное содействие художественному образу в процессе художественного восприятия определяет его творческий характер.
Говоря омузыкальной деятельности детой, важно выявить ее специфику, отличия от музыкальной деятельности взрослых. Так, например, дошкольнику недоступно художественное воплощение музыкального образа по тем же критериям, которые предъявляются к музыканту-исполнителю. Исполнительская деятельность детей — это посильное их возрастным возможностям воспроизведение элементарных мелодий (голосом, на музыкальных инструментах), музыкально-ритмических движений, которое все же должно отличаться выразительностью.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, важно для развития самого ребенка. В этом проявляется субъективность детского творчества (новизна для себя, а не для других). При этом критерием его успешности является не художественная ценность музыкального образа, а наличие выразительности в его воплощении.
В музыкальной деятельности взрослых, прежде всего, интересен ее результат в виде сочиненного или исполненного произведения, в то время как процесс его создания или подготовки выступления имеетменьшее значение. В музыкальной деятельности детей, напротив,больше важен процесс, так как именно в процессе этой деятельности происходит музыкальное и личностное развитие ребенка.
Специфика детской музыкальной деятельности заключается также и в том, что первичным видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки, тогда как у взрослых — сочинение нового произведения. Это связано с тем, что с момента рождения ребенок не может включиться в освоение других видов музыкальной деятельности. Они становятся доступными для него по мере взрос-
Схема 13
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 481;