Формирование художественных собраний в России.
Первая коллекция картин Эрмитажа. В 1714–1715 в Европу отправляются специальные агенты, главной задачей которых было наблюдать за русскими художниками, посланными на обучение, и покупать художественные произведения. В 1717, посланный в Голландию Ф.Кологривов сообщает о покупке более ста картин, в 1719 он покупает статую Венеры Таврической; Савва Рагузинский вывозит из Рима ряд статуй, в том числе античных. Этими покупками (не особо законными, т.к. папа запретил вывоз античных памятников из Римской области) положили начало первому в России собранию античной скульптуры.
Задача сбережения и собирания памятников искусства и старины была признана делом государственной важности.
В середине 18 в. закладываются основы больших художественных коллекций, многие из которых впоследствии перерастут в музейные собрания. Так, в 1758, после учреждения Академии художеств, ее основатель и первый президент граф Шувалов передал в учебный музей Академии свое собрание произведений западноевропейских художников. В 1762 – туда поступают 48 картин из Зимнего дворца (в том числе 16 картин русских художников). В 1765 – 44 картины поступают из Ораниенбаумского дворца.
Музей размещался в здании Академии художеств – памятнике русского классицизма 2 половины 18 в. (1765–1789, арх. Ж.-Б.Валлен-Деламот и В.Кокоринов).
Коллекция, купленная Екатериной П, была помещена в здании, построенном в 1764–1775 Ж.-Б.Валлен-Деламотом и Ю.М.Фельтеном, северный павильон его назывался «Эрмитаж». Эта покупка положила начало собранию первого художественного музея России.
В 18 в. дворцовые собрания картин и редкостей еще не являются в полном смысле музейными: они остаются собственностью частных лиц и входят в систему парадных интерьеров дворцовых зал. Даже разрешения, выдаваемые владельцами на осмотр коллекций (в т.ч. эрмитажных), не меняли общего положения дел.
Музей: дворец или эстетическая церковь?Разработка концепции публичного музея, типа музейного здания и принципов экспонирования стали активно осуществляться в Европе в конце 18 – начале 19 вв. Это время отмечено пафосом просветительства, а наглядная и конкретная экспозиция музея казалась наиболее подходящей для этих целей. В обществе возрастает интерес к музеям, хранителям подлинных исторических документов и памятников прошлого, что объясняет привлечение к ним наиболее выдающихся деятелей культуры и интенсивное музейное строительство. Такие крупнейшие публичные музеи, как Британский музей, Лувр, Люксембургский музей (1818) в Париже, Прадо, Старая Пинакотека и Глиптотека в Мюнхене были созданы на гребне просветительских идей.
В 18 в. во многих дворцах под коллекции специально отделывались помещения (картинная галерея и зал античной скульптуры в Павловском дворце, картинная галерея, построенная А.Воронихиным в Строгановском дворце, собрание в доме Лавалей и др.) Помещения чаще всего были плохо освещены и мало приспособлены для показа памятников. Граф Александр Сергеевич Строганов, владелец полотен Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, использовал картинную галереи вместо спальни, велев раскладывать ему там походную кровать.
Наибольший вклад в разработку типа музейного здания, его программы, экспозиции и других научных и художественных проблем нового социального института внесли немецкие философы, ученые, архитекторы.
Концепция музея во многом складывалась под влиянием немецких романтиков, мечтавших о создании «эстетической вселенной». Прекрасное рассматривалось как символ морального, поэтому воспитание вкуса было приравнено к нравственному воспитанию личности. Во имя улучшения, исправления человечества делается попытка объявить искусство религией, а художника – пророком этой новой эстетической религии. Большинство художников и архитекторов, принявших участие в создании первых музеев Германии, находились под влиянием эстетики В.Вакенродера, Л.Тика, Ф.Шлегеля. На одну из важнейших функций музея – интерпретации памятника, особенно повлиял Ф.Шлегель, назвав историка «пророком, обращенным назад».
Музеи не только хранили художественные сокровища, но и давали возможность их исторической оценки и систематического исследования. Музеи должны были воспитывать граждан и патриотов. Им отводилась роль преобразователя общества. Так, задача Национальной портретной галереи в Лондоне (1834–1838, арх. У.Уилкинс)) была сформулирована как создание изображений героев британского государства, которая бы вдохновляла зрителей на благородные поступки.
Национальные публичные музеи стали неотъемлемым элементом развитого передового государства, поэтому вопрос об их создании решался не столько в художественных, сколько в официальных кругах.
Образ современного публичного музея – это завоевание культуры 19 в.
После 1814, т.е. по окончании наполеоновских войн, начинается бурный рост европейских собраний и превращение их в публичные музеи.
С конца первой трети столетия во вновь отстроенных зданиях художественных музеев начали постепенно проявляться определенные архитектурные принципы.
Оружейная палата
С начала XVIII века производственная деятельность кремлевских мастерских постепенно сокращается. В 1711 г., по указу Петра I большая часть мастеров переводится в новую столицу — Петербург, Оружейная палата почти совсем теряет свое значение мастерской и становится, в основном, хранилищем памятников искусства и старины, прообразом будущего музея.
Окончательно объединение кремлевских мастерских завершается в 1727 году, когда все основные хранилища — Казенный двор, Мастерская палата, Оружейная палата и Конюшенная казна слились воедино и стали называться «Мастерская и Оружейная палата». Таким образом, в Московский Кремль стал единым хранилищем государственных ценностей. Попытка систематизировать коллекции хранилища и превратить его в музей впервые была предпринята в середине XVIII века. Первому директору Московского университета А. Аргамакову было поручено обследовать сокровищницу. Внимательно изучив состояние дел и увидев много недочетов в системе хранения, Аргамаков предложил выстроить специальное здание и «сделать новую опись... обстоятельно с ценою и изъяснением, что какая вещь в себе изображает по номерам и с лучших вещей снять абрисы и оной каталог напечатать на русском и на других иностранных языках, дабы столь богатые и куриозные вещи, которые славу приносят империи, не переданы были забвению». В конце своего отчета Аргамаков высказал пожелание: «Один день назначить в неделе, чтобы желающим показывать».
Адлунг
С 1819 г. на службе в Коллегии иностранных дел. В 1824 г. — управляющий, а в 1825 занимает должность начальника Учебного отделения восточных языков при Министерстве иностранных дел (в дальнейшем Института восточных языков), сменив уехавшего служить на Кавказ Г. М. Влангали.
Создал при Учебном отделении музей, в который передавались рукописи, книги, а также найденные на Востоке и в Средней Азии древние и действующие монеты (в дальнейшем Румянцевский музей).
Начальником Учебного отделения он прослужил почти 18 лет и в этой должности умер в 1843. В начале 19 в. выдвинул свои соображения о причинах исторического развития языка. Сформулировал критерии различия в степенях языкового родства, предполагающие сравнения их грамматических структур
СВИНЬИ́Н Пав. Петр. (1787—1839) — писатель, журналист, художник, историк, географ, этнограф, коллекционер, дипломат. Учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те и в АХ. С 1806 — на службе в Мин-ве иностр. дел, много путешествовал. Автор кн.: "Опыт живописного путешествия по Северной Америке" (1815), "Ежедневные записки в Лондоне" (1817), "Воспоминания на флоте" (1818). С 1811 действ. чл. АХ, с 1833 — Рос. академии. Известен поддержкой нар. талантов (И. С. Сибиряков, Ф. Н. Слепушкин и др.). Автор ряда тр. по истории и этнографии: "Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей" (1816—28, на рус. и франц. яз.), "Извлечения из археологического путешествия по России в 1825 г.", "Картины России и быт разноплеменных ея народов" (1839, с собственными рис. и гравюрами). В 1818—23 издавал ж. "Отечественные записки", содержание к-рого во многом составляли ст. самого С. (по истории, географии, иск-ву и т. п.), а также собранные им док. Историч. ром. С. ("Шемякин суд", "Ермак, или Покорение Сибири") успеха не имели. С. собрал богатую коллекцию древностей и произв. иск-ва (в их число входили картины А. Г. Венецианова, М. Н. Воробьева, А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, мозаика М. В. Ломоносова, скульпт. работы Э. М. Фальконе, И. П. Мартоса и др.). С 1830 жил преимущ. в деревне, в Костромской губ. В 1834 продал большую ч. своих собр. с аукциона. Рукописи из коллекции С. поступили в Рос. акад. Современники относились с недоверием к соч. С. и его сенсац. рассказам, отличавшимся неточностямиhttp://www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie.asp?li2=4&c_text=10Мастеница развернутый ответ
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2523;