Тема 6. Зарождение музееведения и трансформация музейного дела во второй половине ХIХ-начале ХХ века.
Социокультурная обусловленность появления музееведения как науки.
Й. Г. Грессе и его вклад в развитие музееведения. Роль музееведческих идей в развитии музейного дела. Развитие музеев различных профилей. Появление музеев новых типов и профилей. Качественные изменения в музейном деле. Национальные периодические издания по музейному делу и их роль.
Термин «музеология», получивший широкое распространение во всем мире (в отечественной практике он чаще заменяется термином «музееведение»), впервые появился в немецком журнале «Zeitschrift für Museologie, und Antikitätenkunde» в 1878 г. Он был введен основателем и главным редактором данного издания, директором знаменитого «Зеленого свода» и мюнц-кабинета Й. Г. Т. Грессе, который одним из первых пытался обозначить рождение новой научной дисциплины, названной им «музеология».
Предысторией развития этой науки можно считать более ранний период, а именно эпоху Ренессанса. Самая ранняя теоретическая работа в области музейного дела была издана в 1565 г. в Мюнхене бельгийским врачом Самюэлем фон Кихельбергом1. Непосредственным основоположником музейной теории (или «tactica conclavium») можно считать врача Иохана Даниэля Майора.2 Термин музеография для обозначения теоретических аспектов музейной практики был впервые использован К. Ф. Найкелем3 в 1727. В развитие музейно-теоретической мысли внес вклад также Карл Линней.4 Таким образом, приоритет в становлении музеологии принадлежит западноевропейским ученым.
В России интерес к музейному делу и назначению музея зародился в эпоху петровских реформ и преобразований. Так, созданная в начале XVIII в. по образцу многочисленных европейских музеев Кунсткамера в течение ста лет была первым и единственным естественно-научным и историческим музеем, доступным публике. Процесс собирания коллекций, состоявших главным образом из предметов зарубежного, в том числе и древнего искусства, осуществлялся в императорских резиденциях и аристократических домах. Эти собрания способствовали утверждению престижа их владельцев, но, оставаясь частными, были доступны для обозрения узкому кругу лиц.
Атмосфера общественного подъема в России в первой четверти XIX в. обусловила потребность в осмыслении социальной роли музея, и в первую очередь, музея национальной истории.5 Именно в этот период происходил пересмотр представлений о музее как хранилище раритетов и шедевров. В общественном сознании главное предназначение музея виделось не только в собирании, сохранении, изучении и показе памятников культуры, но и в реализации комплекса идей, иными словами, — в воплощении определенной концепции. В этой связи представляет интерес проект Фридриха (Федора Павловича) Аделунга об учреждении русского национального музея, опубликованный в 1817 г.6 Под национальным музеем автор понимал «сколь возможно полное собрание всех предметов, относящихся к истории, состоянию и произведениям какой-либо земли и ее жителей».7 Окончив университетский курс в Лейпциге и совершив путешествие по Европе, Аделунг со знанием дела утверждал, что «нет еще ни в каком государстве подобного музея».8 По замыслу Аделунга, музей должен был стать крупным хранилищем национальных памятников, обнаруженных на территории России, для разностороннего изучения и демонстрации ее истории с древнейших времен.
Взгляды Аделунга получили дальнейшее развитие в проекте Бурхарда Генриха Вихмана. В 1820 г. в Риге была опубликована его статья «Russland Nationalmuseum», которая вскоре была напечатана в переводе в журнале «Сын Отечества».9 Предложенный Вихманом проект музея, созвучный идеям Аделунга, оказался концептуально более целостным, поскольку в нем было очерчено не только содержание музея исторического профиля, но и его структура и социокультурные функции.
Новый импульс для развития музеологии как науки дал рубеж XIX – XX вв. В полифонии философских воззрений Серебряного века особое место занимает концепция выдающегося философа Н. Ф. Федорова о музее, его смысле и назначении. Размышляя о музее как феномене культуры, он понимал его как проект объединения всех прошедших поколений («отцов») с последующими («сынами»). Музей в трактовке Федорова является посредником между Прошлым и Будущим, между культурой ушедшей и культурой настоящей, то есть своеобразным механизмом, с помощью которого ныне живущее общество обеспечивает себя информацией о культурно-историческом пространстве, в котором оно существует.10 Учение Федорова утверждало феноменологический подход к изучению музея, что было принципиально важным в становлении музеологии как науки.
С первых лет советской власти стал меняться характер развития самой науки. В 1920-е гг. формировались новые установки и принципы в научной методологии. С одной стороны, наука тесно увязывалась с идеологическими задачами, а с другой стороны, должна была носить прагматический, прикладной характер. Особенно драматично складывалась судьба гуманитарных наук. В 1930-е гг. гуманитарное знание было «либо лишено статуса научности, либо рассматривалось как не достигнувшее в своем развитии идеала точного знания».11 В СССР практически перестали пользоваться самим термином «гуманитарная наука», что было обусловлено внедрением новой методологии диалектического и исторического материализма, согласно которой все исследования – и естественнонаучного, и технического, и гуманитарного характера – имеют единую природу. «Обновленные» гуманитарные науки превратились в общественные. Музеология также стала трактоваться как общественная наука, что особенно ярко проявилось в книге «Основы советского музееведения».12
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2776;