Анализ исходных данных и формирование материала для эскизного проекта колористического решения интерьера
Целенаправленное использование цвета в интерьере, как и во всех других элементах архитектурного пространства, необходимо для решения и утилитарных и композиционно-художественных задач. Утилитарные функции цвета определяются задачей создания визуально-психологического и функционального комфорта среды обитания и решаются с учетом конкретной функциональной специализации интерьера. Художественно-эстетическая функция цвета в интерьерах выражается в создании гармоничной цветовой среды, вызывающей эстетические переживания, ассоциации и образные представления. Гармоничность среды интерьера определяется красотой цветовой гаммы и гармоничным взаимодействием цветовой композиции с архитектурной формой. Колористическое решение зависит и от предметной наполненности интерьера, которая прежде всего определяется функциональной специализацией, но в любом случае должна создавать впечатление стилевого единства. Совпадение основных смысловых значений процессов, протекающих в интерьере, с соответствующими цветопространственными характеристиками положительно влияет на эмоциональный настрой человека. Роль цвета при этом не сводится только к усилению образных ассоциаций, порождаемых архитектурной формой. Цвет в интерьере выступает как композиционное средство, которое определяет образную характеристику помещения, создает акценты, корректирует восприятие формы в соответствии с замыслом дизайнера. Точно так же и утилитарная роль цвета очень значительна. Использование возможностей цвета создавать символико-знаковую систему психологического воздействия цветовых контрастов, при помощи которых четко разделяются предмет и фон, позволяет человеку хорошо ориентироваться в пространстве, одномоментно находить нужный предмет или деталь и определять их качество и функциональное назначение. При этом цвет выступает как средство, организующее все функциональные процессы в интерьере, будь то жилая квартира или производственное помещение.
Условия восприятия цвета в интерьере имеют свои специфические особенности, которые во многом определяют цветовое решение.
Ниже приведены некоторые аспекты работы с цветом в интерьере:
1. В интерьере в большинстве случаев отсутствует природный фон, всегда по-
своему гармоничный и вызывающий образные ассоциации. Замкнутые пространства интерьера — полностью искусственная, специально созданная среда, для которой требуются свои особые приемы гармонизации. В интерьере для создания эмоциональной насыщенности среды все источники эстетических переживаний нужно целенаправленно программировать и создавать.
2. Предметное наполнение интерьера, как правило, отличается высокой степенью концентрации и многообразием, плотным соседством поверхностей предметов, имеющих самую различную форму и фактуру. Организовать такое многообразие, создать впечатление гармоничной целостности — задача чрезвычайно сложная. Цветовая гармонизация — один из путей решения этой задачи.
3. В отличие от экстерьера цвет поверхностей в интерьере рассматривается с очень близкого расстояния, иногда вплотную. Здесь не приходится рассчитывать на гармонизирующее воздействие световоздушной среды. Зато такая близость делает очень заметными блики, светоцветовые рефлексы, эффекты симультанного и пограничного контраста и т.п. В такой ситуации особенно заметным становится влияние различной фактуры поверхности на восприятие принадлежащего ей цвета. Поэтому дизайн интерьера требует самого серьезного внимания к проблеме взаимодействия цвета и фактуры всех элементов. Пространственная ситуация, когда каждый цвет воспринимается «в упор», остро ставит вопрос о допустимой мере эмоциональной нагрузки, вызываемой цветом в интерьере. Эти обстоятельства необходимо учитывать в цветовом проектировании.
4. Естественное дневное освещение в интерьерах в целом менее изменчиво, чем в экстерьере, но, как правило, не позволяет создать равномерное освещение всего пространства интерьера. При этом направленность естественного света, определенная расположением оконных проемов, создает сложную игру светотени. Это усложняет решение цветовой композиции.
5. Практически в каждом интерьере необходимо устройство искусственного освещения, что с точки зрения художественной выразительности чрезвычайно активно влияет на восприятие цветовой среды. Меняя искусственное освещение, можно резко изменить восприятие всего пространства интерьера. Предусмотренное изменение искусственного освещения дает возможность создать цветовую динамику, необходимую человеку. Но «режиссура света» в интерьере требует продуманных профессиональных решений. Относительно требований визуального комфорта имеются обоснованные нормативы освещенности пространства интерьера искусственным светом, которые необходимо учитывать при его устройстве.
6. В зависимости от видов функциональных процессов, для которых предназначены помещения, длительность пребывания человека в них различна, но в целом человек находится в интерьере, т.е. в одной определенной точке пространства, значительно дольше, чем в условиях открытого пространства экстерьера. В жилых, производственных, учебных помещениях человек находится много часов подряд ежедневно, часто на протяжении многих лет жизни. Цветовая гамма помещений для длительного пребывания людей, с одной стороны, не может быть излишне активной, так как возникнет эффект цветового утомления; с другой стороны, в цветовом решении необходимо обеспечить определенную временную и пространственную цветодинамику, создать цветовые акценты, позволяющие избежать однообразия, монотонности, ощущений дефицита цветовых впечатлений — цветового голода. Вообще, для удачного цветового решения интерьера любого функционального назначения необходим учет времени пребывания в нем человека и времени потребления объектов акцентного внимания.
7. Большое типологическое разнообразие интерьеров различного назначения определяет и большое разнообразие возможных вариантов колористического решения. Поэтому проектирование цветвого решения интерьеров требует четкого понимания специфики функциональных процессов, для которых предназначен каждый конкретный интерьер.
8. Длительность пребывания человека в интерьере и важность жизненных процессов, протекающих в пространстве интерьеров, делают чрезвычайно важной проблему цветовых предпочтений потребителя или психологически однородных, а в некоторых случаях и неоднородных групп потребителей.
Можно выделить основные факторы, которые необходимо учитывать в цветовом проектировании интерьеров:
– характеристики видов функциональных процессов и связанные с ними особенности действий в интерьере;
– санитарно-гигиенические нормативы;
– примерное время пребывания человека в интерьере и время потребления объектов акцентного внимания, связанных с функциональными процессами;
– цветовые предпочтения потребителей;
– структура, форма и величина внутреннего пространства;
– размеры видимой части ограждающих поверхностей;
– характер, габариты, степень концентрации предметного наполнения интерьера; – сочетание фактуры отделки ограждающих поверхностей и фактуры всех элементов предметного наполнения интерьера;
– отношения пространственных планов;
– особенности климата и ландшафта зоны строительства;
– микроклимат помещения;
– характер освещения и степень освещенности естественным светом;
– тип источников искусственного света и их композиционное размещение;
– цветовое окружение (характер полихромии помещений, пространственно и
функционально связанных с проектируемым интерьером).
Об основных аспектах работы с цветом, которые в полной мере актуальны при
проектировании колористического решения интерьера — о взаимосвязи света и цвета, о цветовых контрастах, цветовой гармонизации, об особенностях психофизиологического воздействия различных цветов говорилось в предыдущих лекциях. В данной лекции уместно более подробно остановиться на проблеме влияния на восприятие цвета фактуры поверхности.
Фактурой называются физические свойства поверхности материала, которые зависят от характера ее обработки. Различные по фактуре поверхности по-разному отражают свет, а характер светоотражения влияет на восприятие цвета поверхности. Как было отмечено, именно в замкнутом пространстве интерьера это влияние наиболее заметно. Поэтому, проектируя цветовое решение интерьера, необходимо ясно представлять, как будет выглядеть тот или иной цвет в зависимости от фактуры поверхности, которой он будет принадлежать. Понятно, например, что один и тот же цвет на поверхности кафельной плитки будет восприниматься совершенно иначе, чем на поверхности обивочной ткани.
Можно назвать три основных вида фактур:
– матовая поверхность — мелкопористая, шероховатая, рассеивающая свет в разных направлениях и поэтому выглядящая одинаковой по цвету при наблюдении с любой точки зрения. Такая поверхность ничего не отражает зеркально, но отражает рефлексно цветные лучи. Это фактура кирпича, штукатурки, клеевой краски, сукна и т.д.;
– глянцевая поверхность, бликующая на свету, но не отражающая окружающих предметов. Это фактура глазурованной плитки, масляной краски, линолеума, лакового покрытия, пластмасс и т.д.;
– блестящая поверхность — абсолютно гладкая, отражающая свет в одном направлении и потому ярко бликующая в местах, рассматриваемых под определенным углом зрения и значительно более темная во всех остальных. Такие поверхности всегда более или менее ясно отражают окружающие предметы. Этой фактурой отличаются облицовочное стекло, зеркала, полированные камень и металл.
Разные по фактуре поверхности создают в интерьере различные эмоциональные впечатления. Присутствие поверхностей и предметов с блестящей фактурой иллюзорно расширяет пространство, придает ему живость, нарядность и разнообразие, но при этом зрительно деформирует форму предметов, искажает цвета и их отношения и может создать ощущение беспокойства. Поверхности с матовой фактурой создают благоприятную зрительную среду, вызывают впечатление пространственной определенности и сдержанного благородства. Матовая фактура дает возможность почувствовать собственные свойства цветов и их подлинные отношения и поэтому предпочтительна тогда, когда художественная выразительность интерьера создается именно за счет определенной цветовой гаммы. Все светоцветовые фактурные эффекты необходимо осмысленно использовать в соответствии с общим художественным замыслом. Само же решение интерьера обусловлено прежде всего теми функциональными процессами, для которых он предназначается. В целом соотношение и контраст раз- личных фактур цветных поверхностей чрезвычайно расширяет возможности цветовой композиции интерьера.
Эмоциональное восприятие цвета в интерьере также зависит от пространственного положения цветового пятна (табл. 13.1).
Ниже представлено несколько интерьеров различного функционального назначения, в цветовом решении которых использовались разные типы цветовой гармонизации (рис. 13.1—13.5).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агонсон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982.
2. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). Иоганн Вольфганг Гете. Избранные сочинения по естествознанию. – Л.: АН СССР, 1957.
3. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. – М.: Мир, 1978.
4. Ефимов А. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990.
5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.
6. Жабинский В.Н., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2008.
7. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. – М.: Мир, 1964.
8. Иоханнес Иттен. Искусство цвета. – М.: Д.Арапов, 2000.
9. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. – М.: Изогиз, 1934
10. Макарова М.Н. Практическая перспектива: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект, 2005, гл. X.
11. Медведев В.Ю. Цветоведение. Колористика: учеб. пособие (курс лекций). – СПб:
ИПЦ СПГУТД, 2005.
12. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Минск: Беларусь, 2003.
13. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение. Учеб. Пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
14. Психология цвета. – М.: «Рефлбук», «Воплер», 1996.
15. Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьере общеобразовательных школ. – М.:
1973.
16. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. – М.: Искусство, 1985.
17. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн: Учеб. пособие. – М.: Архитектура-С, 2008,
раздел III, гл. 2, 3 и раздел IV, гл. 2.
18. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Стройиздат, 1973.
19. Шашлов А., Чуркин А. Метрология цвета. Компьютерра, 1999. № 16.
20. Теория цвета. Аs media.ru.
Дата добавления: 2017-02-21; просмотров: 5404;