Тема 3. Формирование музея как социокультурного института в период Возрождения (ХIV-ХVIвека).


Домузейные формы накопления исторических и культурных ценностей. Предмузейное собирательство, его культурные, социальные и экономические предпосылки. Предметная дифференциация коллекций и появление различных форм их организации (пинакотека, глиптотека, кабинет и т.д.) Возникновение первых музеев как показатель духовного подъема европейского общества в эпоху Возрождения.

 

Эпоха Возрождения (Ренессанс, период в культурном и идейном развитии стран Зап.Е.) рубеж позднего средневековья и нового времени (для Италии – 14-16вв, а для др. – конец 15-16вв). Эта эпоха знаменательна возникнове­нием первых протомузейных учреждений.

Среди признаков, характерных для культуры Возрожде­ния, обычно выделяют два:

- возвращение к жизни классической древности в качестве высшей культурной ценности;

- открытие мира и человека, иначе секуляризация (позднелатинское – мирской, светский) культуры т. е. осознание личности как культурной и жизненной ценности.

В целом в этот период происходит замена теоцентрической модели мира средневековья на антропоцентрическую (идеалистическое учение, видящее в человеке центр вселенной и высшую цель мироздания).

Как известно, наиболее значительные достижения в куль­туре Возрождения были связаны с изобразительным искус­ством (представлена именами Донателло, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Дюрер), архитектурой (Брунеллески, Альберти), литературой (представлена именами Данте, Петрарки, Боккаччо, Рабле., Шекспира).

Средневековым интел­лектуалам была известна античная культура. Многие богословы своими генеалогическими кор­нями были связаны с культурой античности. В монастырских библиотеках и личных собраниях некоторых Отцов Церкви было немало рукописей античных авторов.

Существенно расширяется пространственный кругозор благодаря бурному развитию мореплавания и наземных путешествий, создававших предпосылки для Великих географических открытий XV-XVII вв. В ходе плаваний было детально изуче­но все Средиземноморье с прилегавшими побережьями и устьями рек, в ряде случаев вплоть до их истоков. Христиане с удивлением обнаружили, что планета огромна, а их мир – всего лишь часть обширной Земли.

3. Возникновение музеев

С эпохой Возрождения связано и возникновение первых музеев в Европе. В Италии, преемницей куль­туры античности, в городах-республиках Генуе, Флоренции, Венеции становится модным коллекционирование, охватившее все слои населения, но особенно – бпредставителей светской и духовной аристократии. Это приводит к формированию в VI-XVII вв. первых дворцовых музеев, возникших на базе художественных собраний светских правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи, ставший своеобразным символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его предста­вителями на протяжении XV-XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Опыт их ор­ганизации, методов хранения, описания, группировки и экс­понирования, накопленный при создании и бытовании перво­го дворцового музея, широко использовался впоследствии во многих европейских странах.

Наиболее показателен в этом отношении уффици – пер­вый частный музей Медичи, созданный в 1560 г. при Козимо Младшем. Начало ему было положено в середине XV в. кол­лекциями первого флорентийского правителя из этого рода – Козимо Старшего. В Уффици была предпринята попытка созда­ния музейной модели универсума, отвечающей гуманистиче­скому миропониманию. Это дает основание рассматривать историю музея Уффици как репрезентативного для ренессансной культуры дворцового музея.

При сыне Козимо Старшего – Пьеро, страстном коллекци­онере и меценате, происходит значительное обогащение двор­цового собрания. Его виллы в Кастелло и в саду Сан-Марко, богатые произведениями искусства, были местом встреч куль­турной элиты. Коллекции Пьеро включали античные предме­ты, а также современные рисунки, картины, модели. Вилла представляла собой своеобразный прообраз академии худо­жеств. В саду Сан-Марко на вилле Медичи на образцах антич­ной скульптуры обучались многие флорентийские художни­ки, в том числе и Микеланджело. Дж. Вазари, будущий главный дворцовый художник, называл сад Сан-Марко худо­жественной академией. В саду было множество фрагментов античных скульптур (голов, торсов, конечностей), представ­лявших для молодых художников и скульпторов прекрасные учебные модели.

С фигурой Козимо Младшего, преемника Козимо Старшего связано начало археологических раскопок в районе Ареццо, пополнивших дворцовое собрание произведениями этрусского и греческого искусства. В это же время были организованы закупки подобных предметов в других странах, в частности в Египте. Устроенный во дворце музей, называвшийся «гардароба», включал ок. 300 портретов известных людей и дру­гие картины, а также изделия из золота, керамики как этрус­ских, так и современных мастеров.

В 1560 г. при Козимо Младшем начинается строительство нового комплекса дворцовых зданий Уффици, в которых пла­нировалось разместить все службы управления Великим герцогством Тосканским. Специальное помещение в дворцовом комплексе отводилось дворцовому музею, который должен был стать местом «высокого досуга» мудрого правителя.

Согласно представлениям гуманистов, образ идеального правителя, созданный ими под девизом «Оружие и ученость» мыслился как альтернатива невежественному и дикому сред­невековому барону-разбойнику.«Оружие» символизировало отвагу и доблесть во время войны, «ученость» предполагала размышления, исследования, «высокий досуг» в мирное вре­мя. В обеспечении такого досуга правителя музейным коллек­циям отводилась первоочередная роль.

К концу XVI в. дворцовый музей пополнился естественно-историческими коллекциями, составлявшими небольшой ча­стный кабинет Франческо I. В XV-XVI вв. такие небольшие помещения называли «студиоло». Они были местом для размышлений, научных изысканий. Впо­следствии этот термин станет использоваться для обозначения небольшого частного музея. В студиоло флорентийского пра­вителя Франческо I работал известный натуралист XVI в. Ю. Альдрованди. Здесь он описывал, изучал, зарисовывал «натуралии», а также предпринимал попытки их системати­зации. Кроме того, натуралист принимал деятельное участие в пополнении «натуралиями» дворцового собрания. В Уффици была впервые реализована концепция по­стоянной экспозиции, исходившая из идеи создания модели универсума, где человек и окружающий его мир (космос) представлены в гармоничном единстве. Соответственно экс­позиция должна была являть как рукотворные произведения, так и феномены природы, в то же время, символизировать мироустройство.

Кроме первых музеев, возникших благодаря собиратель­ству и меценатству светской и духовной аристократии, в XVI-XVII вв. на территории Италии формируются такие типы собраний, как научная коллекция, дом-музей искусств, дом-музей гуманизма, или галерея портретов выдающихся людей.

Освоение античного наследия представителями светской власти в других странах Европы шло с некоторым запаздыва­нием и осуществлялось в большинстве своем по итальянскому образцу, благодаря династическим бракам многих европей­ских правителей с представительницами знатных родов итальянской аристократии.

Во Франции XVI в., например, покровителем искусства был король Франциск I. В Фонтенбло он построил галерею, где поместил картины и скульптуры своей коллекции. Эти тради­ции были продолжены в царствование Генриха II, мужа Екате­рины Медичи, его сыновьями – Карлом IX и Генрихом III.

Вместе с тем, в истории европейского меценатства, коллек­ционирования и музейного строительства эпохи Возрождения, некоторым своеобразием отличались деяния Габсбургов. Представители этой династии уделяли большое внимание собиранию предметов, олицетворявших идею монархической власти, могущества правителя, а также военную мощь и успе­хи империи.

Во дворцах монархов возникают оружейные комнаты. Если император Максимилиан I, активный коллекционер, вошел в историю как знаток и любитель искусств, то его сын Карл V (патрон Тициана), живя в Испании, прославился крупнейшей из частных коллекций, когда-либо принадлежав­ших одному человеку – коллекцией оружия. Сохранился ее каталог, снабженный цветными акварельными иллюстра­циями.

Для будущей типологии музеев, и в частности, военных музеев, представляет интерес методический опыт формирования так называемой оружейной героев. Ее основал в 70-х гг. XVI в. Фердинанд из династии Габсбургов в городе Амбрасе, недалеко от Инсбрука. Он разослал монархам и князьям письма с просьбой присылать оружие, портреты и жизнеописания героев. На основе таких поступлений им был создан Пантеон славы – собрание музейного типа. Старейший инвентарь этой коллекции 1583 г. содержит сведения о 126 портретах героев. Кроме того, у Фердинанда были собрание портретов выдающихся личностей Европы, кабинет редкостей.

Необходимо отметить и деятельность императора Ру­дольфа И. В своей резиденции в Градчанах (Прага), из­бранной правителем в 1582 г. местом проживания, он собрал коллекцию, оценивавшуюся уже в те времена в 17 млн. гуль­денов. Страсть этого императора к коллекционированию и меценатству превратила Прагу в крупную сокровищниц Европы. Коллекция включала 2500 изделий, как античных, так и современных, из бронзы и мрамора, а также 1300 кар­тин. Кроме пинакотеки и глиптотеки, здесь существовала со­кровищница коллекциея механических приборов.

Ярко выраженной военной ориентацией отличались тематика и состав первого дворцового музея Англии XVI в., воз­никшего в королевской резиденции тауэр. Как известно, в конце XV начале XVI вв. Тауэр выполнял различные функции управления. Здесь размещались склад, молельня, оружейная, архив, королевская сокровищница. Постепенно в нем накапливаются артиллерийские орудия, так что уже в 1515 г. король Генрих VIII демонстрирует артиллерию своим гостям. В инвентарной описи, составленной после его смерти, значится много оружия, имевшего декоративные особеннос­ти. В конце XVI в. Тауэр представлял собой своеобразный ис­торический музей, специализированный на показе оружия. В XVII в. происходит значительное обогащение собрания предметами светской тематики. При Карле I, в 1627 г. для Та­уэра были приобретены художественные произведения из га­лереи герцога Гонзаго (Италия), а также коллекция античных мраморных скульптур (так называемые «оксфордские мрамо­ры»). Так начинается приобщение английского двора к куль­туре античности и знакомство с шедеврами итальянского Воз­рождения.

Наряду со светской аристок­ратией большую роль в возникновении первых музеев в Ита­лии сыграли и представители духовной власти – кардиналы и избиравшиеся ими папы. Многие из них покровительствовали скульпторам и художникам. Более того, некоторые римские папы были страстными коллекционерами предметов античного и византийского искусства, устроителями первых музеев, а также организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участниками практических работ по реставрации памятников. Так, с папой Николаем V связа­но основание ватиканской библиотеки, богатой античными и византийскими рукописями. Кроме того, он принимал не­посредственное участие в реставрации памятников. Папа Павел II, страстный коллекционер, построил в Риме палац­цо «венеция» и организовал в неммузей античного и визан­тийского искусства. Особенно плодотворной была деятель­ность папы Юлиана II, создавшего базу для будущих вати­канских музеев. При нем началась концентрация античных памятников в помещениях и садах папского дворца.

Собирательство и практика организации музеев получили широкое распространение в XVII в. среди церковных иерар­хов Франции. Опыт папской резиденции был воспринят фран­цузскими кардиналами и реализован в создании крупных личных коллекций античного, византийского и современного искусства. Наиболее значимыми для возникновения будущих музеев были деяния кардиналов Ришелье и Мазарини. Ри­шелье в своей парижской резиденции устроил музей, коллек­ция которого составила 500 картин (в том числе работы Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Тициана, П. Рубенса), 50 статуй, 100 бюстов. В ней также были представлены ков­ры, гобелены и мебель. Кроме того, в коллекцию входило 400 предметов китайской керамики, а также большая библиотека. Собирательская деятельность кардинала Мазарини положила начало формированию ядра будущего лувра. В доме кардина­ла в Париже находилась богатейшая коллекция картин и дра­гоценностей. После смерти кардинала собрание перешло к Людовику XIV, значительно пополнившему коллекцию и рас­ширившему ее состав. По замыслу короля средоточием худо­жественного богатства страны, а также академией художеств должен был стать Лувр. В него было свезено все королевское собрание, а в 1681 г. в торжественной обстановке открыта картинная художественная галерея.

В составе первых дворцовых со­браний были широко представлены «натуралии»,главным об­разом экзотические предметы трех царств природы. По мере развития рационального знания эти коллекции начинают ак­тивно использоваться натуралистами в исследованиях приро­ды как полезный для наблюдений и экспериментов материал. В XV в. появляются прецеденты формирования специализи­рованных на природной тематике собраний, но особенно их число возросло в XVI в.

Как правило, такие собрания создаются при университе­тах и подобных им высших учебных заведениях, служивших одним из главных мест сосредоточения развивавшейся науки. Как известно, в XVI и особенно XVII вв. активно шли процес­сы обмирщения науки, стремившейся распространить резуль­таты наблюдений и экспериментов среди широких слоев на­селения. Именно эти века ознаменовались массовым появ­лением в Европе (Италии, Англии, Франции) специальных учебных заведений: например, Асайепиа в Италии (XVI в.) для «изучения тайн природы», вскоре, од­нако, закрытая; Флорентийская академия (1571) под покро­вительством герцога Тосканы, уравненная в правах с универ­ситетом. В XVII в. возникла Флорентийская опытная акаде­мия под покровительством Медичи. Кроме того, в XVII в. в ведущих европейских странах создаются различные свет­ские научные общества, проводившие исследования в области активно развивавшегося естествознания (натуральной исто­рии). Так, например, в Германии в 1622 г. создается первое научное общество математиков и естествоиспытателей, а в 1652 г. (общество натуралистов) Академия любопытных явлений природы. Наконец, в 1700 г. (при активных усилиях Г. В. Лейбница) возникла Немецкая академия наук.

В Англии активно конституируются научные общества, исследовательская проблематика которых тесно связана с ес­тественной историей. Так, в 1645 г. в Оксфорде, а затем в Лон­доне были образованы общества натуралистов-эксперимента­торов, а в 1662 г. – Королевское общество для распростране­ния естественных наук, в котором работали выдающиеся ученые И. Ньютон, Р. Бойль, Р. Гук, А. Левенгук и др.

Создателями естественнонаучных коллекций были нату­ралисты: врачи, аптекари, садовники. Коллекции, проданные или подаренные ими либо их наследниками университетам, создавали прецеденты для становления в будущем учебных музеев. Примером может служить собрание «натуралиев» в университете Падуи. Кроме стественнонаучных предметов, коллекция включала астрономические приборы и физические модели.

Первый специализированный естественнонаучный музей возник в Дании. Он был создан в 1621 г. известным ученым и врачом Оле Вормом с целью оказания помощи в исследова­тельской работе Копенгагенского университета. Судя по опубликованному Вормом каталогу, в экспозиции были пред­ставлены минералы, растения, животные, а также ряд пред­метов, не относящихся к естественнонаучной проблематике. Согласно завещанию владельца, после его смерти музейное со­брание поступило в распоряжение короля Фредерика III. Ко­роль систематически пополнял собрание, а в 1670 г. отвел для коллекции специальное здание в крыле Морского арсенала. Впоследствии, в начале XIX в., это огромное собрание дало на­чало многим профильным музеям.

Вместе с тем первый университетский музей возник в 1683 г. в Оксфорд­ском университете (Англия) и вошел в историю как эшмолианский музей (назван в честь дарителя коллекции). Однако традиция постепенной концентрации в университете собрания предметов природы и культуры восходит к первой половине XVII в. Истоки музея идут от палаты диковин английских «ученых садовников» отца и сына Трэйдескантпов. Первый устраивал сады в домах знатных людей. Он много путешествовал, собирая образцы редких видов расте­ний. В литературе имеются свидетельства его переписки с ши­роким кругом натуралистов, купцов и путешественников, пос­тавлявших ему на различных условиях ценные экспонаты «редких птиц, раковин и камней». В 20-е гг. XVII в. Трэйдескант-старший устроил в своем доме музей, а вокруг дома – ботанический сад диковинных растений. Ученый-собиратель был также садовником английской королевской семьи. После его смерти (ок. 1637) сын значительно расширил музей, полу­чивший известность как лэмбетский ковчег (по названию по­местья). В 1656 г. Трэйдескант-младший издал каталог своего собрания при содействии другого коллекционера, юриста Элайаса Эшмоула, которому он и завещал коллекцию. Эшмоул пополнил ее нумизматическими экспонатами, а в 1677 г. подарил все собрание университету. В 1683 г. коллекцию по­местили в специально выстроенное здание и открыли как университетский музей. Он состоял из трех отделов: естествен­но-исторического, предметов старины и кабинета редкостей. При музее работали библиотека, лекционный зал и хими­ческая лаборатория. Руководство его отделами осуществляли профессора университета. На протяжении почти двух столе­тий этот музей был центром научных исследований в Оксфор­де. С возникновением университетского музея в музейном строительстве обозначилась тенденция новой социальной миссии музея, заключавшейся в обеспечении учебного процесса.

Бурное развитие медицины также требовало фактуры для исследований и экспериментов, что привело к возникновению в XVI-XVII вв. большого спроса на анатомические препара­ты и появлению специфических кабинетов для таких собра­ний – анатомических театров.

Первые такие театры и музеи возникли в XVI в. в Италии, в университете города Падуи. Позже они получили распрост­ранение и в других европейских странах. Впоследствии вскрытия трупов в ана­томических театрах университетских городов превратились в публичные представления, посещавшиеся широкими слоя­ми населения. Свои анатомические театры устраивали цехи хирургов в голландских городах Делфте, Роттердаме, Ам­стердаме.

Таким образом, к концу XVII в. в научный обиход иссле­дователей-натуралистов прочно вошли кабинеты естествен­ной истории, став привычным элементом имиджа исследова­теля.

Первые практические шаги по организации музеев сопровождались попытками обобщения и осмысления опыта работы с музейными предметами: их описания, учета, обеспечения сохранности, разработки схем группировки, методов показа. В эпоху Возрождения закрепляется унаследованная от античности практика хранения произведений живописи и скульптуры, а также природных экспонатов. Возникают новые организационные формы хранения, продолжает формироваться понятийный аппарат, предпринимаются попытки создания первой типологии музеев.

Прежде всего, отметим, что понятие «музей» окончательно приобретает современную семантику. Под этим термином по­нимаюттеперьпомещение с коллекциями предметов истории, культуры и природы, изъятых из прежней среды бытования, т. е. утративших социальную функцию.

В составе собраний музеев эпохи Возрождения, как прави­ло, присутствовали три компоненты: памятники античности, предметы современного искусства, а также естественно-исто­рический или природный материал.

Античная компонента в музейном собрании представляла собой идеальную классическую модель дистанцированного прошлого. На нее ориентировались прежде всего представите­ли творческих профессий – художники, скульпторы, архи­текторы, литераторы. Для этой категории посетителей антич­ные памятники служили эталоном в их творчестве. Особенно показателен в этом отношении опыт художников. Многие из них были активными собирателями античной скульптуры, повышенный интерес к которой, в значительной мере, опреде­лялся отсутствием античной живописи в составе известного в то время наследия. Как известно, знакомство с ней станет возможным лишь после археологических раскопок Помпеи и Геркуланума в конце XVIII в., открывших миру образцы античной настенной живописи.

Собирание владельцами частных музеев предметов совре­менного им искусства хорошо соотносилось с общей гуманис­тической направленностью культуры Возрождения, верой в творческие возможности человека. В это время появляются шедевры в области живописи, скульптуры и архитектуры.

Наконец, в структуре и составе коллекций природных предметов наблюдается тенденция к осмыслению их полезнос­ти для научных исследований. Именно с этими коллекциями в музеях связано формирование первых представлений об иде­альном собрании. Так, в 1565 г. фламандский врач Самуэль Квиккберг отмечает, что идеальные коллекции должны пред­ставлять собой систематизированную группировку всех предметов, встречающихся в природе. Иными словами, оп­тимальной и идеальной является та коллекция, в которой представлено все многообразие феноменов природы, опреде­ленным образом упорядоченное.

Развитие рационального знания, сопровождавшееся ис­пользованием коллекционного материала в экспериментах и исследованиях, привело к пересмотру отношения к ценнос­ти экзотического материала собраний. Уникальные предметы естественно-исторических коллекций интересуют натуралис­тов исключительно в прагматическом исследовательском кон­тексте.

На базе набиравшего силу естествознания в XVI в. проис­ходит пересмотр прежней трактовки феномена окаменелостей, ставшего также предметом пристального внимания исследова­телей. Начало этому положили работы натуралиста Бернара Палисси. В 1580 г. в Париже вышел в свет его труд «О природе вод и источников, металлов, солей, камней, почв, огня и эмалей». Также заслуживает внимания его глубокий интерес к окаменелостям. Исследователь собрал огромную палеонтологическую коллекцию и в 1575 г. устроил постоянную выставку. В тече­ние девяти лет он лично давал публике естественно-историче­ские пояснения к своим экспонатам.

В эпоху Возрождения возникают первые прецеденты создания научного описания и схем систематизации по от­дельным царствам природы. Первая сравнительно упорядо­ченная и описанная коллекция растений была создана нату­ралистом Лукой Гини. Существенный вклад в обобщение опыта описания и систематизации предметов животного и растительного мира внес профессор медицины в университете Болоньи Улиссе Алъдрованди. Натуралист основал в Болонье ботанический сад, представлявший живую коллекцию раз­личных видов растений.

Собирая на протяжении всей жизни гербарий, зоологи­ческие экспонаты и другие предметы натуральной истории, ес­тествоиспытатель стремился к всеобъемлющему охвату фло­ристического и фаунистического разнообразия природы мира.

На основе описания и систематизации своего собрания и известных ему других частных коллекций У. Альдрованди создал «Энциклопедию естествознания». Интересно, что на протяжении тридцати лет работы над ней автор ежегодно оп­лачивал (в размере 200 золотых) работу художника, готовив­шего иллюстрации-зарисовки к энциклопедии. Издание включало около двадцати тысяч изображений растений, жи­вотных, минералов. В эпоху Возрождения начинается формирование терми­нологического аппарата будущей музейной науки. На на­чальном этапе терминология отличается исключительной неупорядоченностью: широко бытуют синонимия и омони­мия, прослеживаемые в первых попытках классификации музеев. По мере развития естествознания накапливался опыт обобщения методов работы с коллекционным материалом, заложивший первые «кирпичики» в фундамент музейной науки. Так, в конце XVII — начале XVIII в. выходят в свет первые труды, посвященные различным аспектам работы с музейными собраниями: сбору, хранению, описанию предметов. Их авторами были как профессора университетов, так и коммерсанты-коллекционеры. В их числе сочинения университетских
профессоров: «Непредвосхищенные мысли о кунсткамерах и натуркамерах» И. Д. Майора (1674); «О кунсткамерах и натуркамерах» Д. В. Моллера (1704); «Публичные кабинеты редкостей и естественнонаучных предметов» педагога, архитектора и математика Л. К. Штурма (1704), «Музей музеев» М. Б. Валентини (1704, 1712, 1714). В этих работах был обобщен первый опыт научного описания, хранения
и использования музейных коллекций в исследовании, учеб­ном процессе и просвещении.Однако венцом первых сочинений по музейной тематик явился труд гамбургского коммерсанта Каспара Фридрих Енкеля (публиковавшегося под псевдонимом К. Найкел «Музеография», посмертно изданный в 1727 г. в Лейпциге, дополненный врачом Иоганном Канольдом. В нем кратко изложена история создания первых музеев и охарактеризованы наиболее известные из них, обобщен опыт использования музейных коллекций в воспитании и обучении. Кроме того, в труде К. Найкеля приведена схема деления му­зеев, составленная автором на основе обобщения опыта музеев империи Габсбургов. В ней выделено семь групп музеев:

- сокровищница драгоценных предметов, в основном из золота, а также предметов искусства и естест­веннонаучных;

- длинный зал со шкафами для мелких предметов, предметами на постаментах и картинами на стенах;

- кабинет искусства, в котором в основном представлены предметы художественного ремесла, керамики, стекла, слоновой кости, монеты, медали, научные инструмен­ты, гипсовые модели, графика;

- кабинет древностей по образцу итальянских кабинетов;

- хранилище книг, рукописей и некото­рых предметов искусства;

- собрание редких предметов (напри­мер, рог единорога, перо феникса);

Приведенная классификация не исчерпывает всей палитры терминов, бытовавших в эпоху Возрождения для обозначе­ния музеев. В частности, в Италии, Франции и других евро­пейских странах для первых музеев использовались и другие названия. Например, в Италии в XV—XVI вв. бытовали и та­кие понятия, как «кабинет», «гардароба», «студиоло». Во Франции небольшие музеи-кабинеты назывались «этюды». В германоязычных странах XVI в. включенный в классификацию тер­мин «кунсткамера» использовался для обозначения комплек­сного музейного собрания. В частности, он впервые встречает­ся в 1550 г. при описании собрания императора Фердинанда I Габсбурга в Вене. Наконец, в XVI в. бытовал и термин «вундеркамера». Он использовался для обозначения собрания «странных вещей, находящихся под руками» - диковинок природы, а также инструментов и приборов, созданных чело­веком для исследований и наблюдений.

Дальнейшее развитие терминологии пошло по линии со­кращения числа названий. Так, из семи приведенных в клас­сификации К. Найкеля наименований, наибольшее распрост­ранение получат два: кунсткамера и натуркамера.Термин «кунсткамера», употреблявшийся первоначально по отноше­нию к предметам декоративно-прикладного искусства, рас­пространится во многих случаях на все реалии истории и культуры. Позднее его станут иногда применять к наиболее архаичным музеям эпохи Возрождения. Термин «натуркаме­ра» прочно закрепится за музеями, коллекции которых пред­ставлены природным материалом.

Первые опыты типологии музеев в значительной мере ос­новывались на различии в составе коллекций музейных фон­дов, что привело на практике к разным формам организации их хранения и презентации. В эпоху Возрождения получает закрепление опыт античных коллекционеров. В частности, это относится к бытованию таких форм, как галерея – при­менительно к коллекциям живописи и скульптуры с сохране­нием для них соответствующей античной терминологии (пинакотека, глиптотека). Вместе с тем утверждается практика создания крытого помещения в галерее, позволяющего защи­тить полотна и скульптуру от вредного атмосферного воздей­ствия. По отношению к скульптуре получает распространение в качестве самостоятельной формы хранения и презентации так называемый античный сад, концепция которого была раз­работана и реализована в вышеупомянутом Антиквариуме Юлиана в ватиканском дворце. Как способ музейной презен­тации наследия он знаменовал собой первые попытки создания соответствующего эмоционального настроя на определенную историческую эпоху. С большой долей условности можно говорить о зарождении элементов будущего средового музея.

Эпоха Возрождения характеризуется развитием такой формы бытования и музейного представления наследия, кото­рая в современной терминологии обозначается как недвижимые археологические памятники, или археологический раскоп. Они представляют собой презентацию феноменов истории и культуры.

В эпоху Возрождения происходит первое осмысление и предпринимаются попытки реализации общей концепции музея как социального института и ее презентации в виде по­стоянной экспозиции. Как было показано на примере Трибу­ны галереи Уффици, музей символизировал в гуманистиче­ской культуре Возрождения универсум, в котором гармонич­но сочетаются деяния человека и окружающий его мир. В таком контексте трактовались и первые музеи-кабинеты на­туралистов, содержавшие систематизированные собрания естественно-исторического материала. Кабинет с коллекциями для научных экспериментов представлял, по мнению натура­листов и философов того времени, непременный атрибут исследователя.



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 5502;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.